Сочинение педагогика как искусство воспитания

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогика как наука и искусство воспитания. Взаимосвязь педагогической и художественной деятельности.

АНОНС: Занятия изобразительным искусством обогащают школьников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д. Учитель в школе лишь приоткрывает перед учеником дверь в бескрайний и бесконечно прекрасный мир искусства. Как важно сделать это так, чтобы у ребенка на всю жизнь осталась потребность жить в искусстве.

Наука – это сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания действительности. Педагогическая действительность – это часть общей действительности, это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то что написано в них и т.д. Педагогика изучает особый вид деятельности целенаправленной: гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д. Ясно и понятно, что это – деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передать новым поколениям ранее накопленный общественный опыт.

Педагогика- термин происхождения. Так называли в Древней Греции рабов, которые сопровождали детей рабовладельцев в школу. Со временем, переосмыслив значение этого термина педагогами стали называть тех, кто занимается воспитанием и имеет для этого специальную подготовку.

Педагогика, как и всякая наука, развивается, обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием.

Педагогика, как наука, подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

Общая педагогика (исследование закономерностей воспитания человека, раскрытие цели, задачи, развитие личности и ее роль в жизни общества, процесс образования и обучения).

Возрастная педагогика (изучение особенности воспитания на различных этапах возрастного развития).

Педагогика - дефектология (изучение особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей).

Частная методика (исследование специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельного предмета).

История педагогики (изучение развития педагогических идей и практики воспитания в разные исторические эпохи).

Педагогическая наука – это многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Воспитание – основное педагогическое понятие. В широком педагогическим смысле это целеустремленная подготовка человека.

В широком педагогическом смысле воспитание понимается как целенаправленная деятельность, которая охватывает весь учебно – воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа. В еще более узком значении, когда имеется ввиду решение определенной задачи (например, эстетическое воспитание).

К.Д. Ушинский писал: «Во всех областях воспитания мы стоим только при начале великого, тогда как факты науки указывают на возможность для него

В искусстве воспитания существует своя техника и технология, свои стандарты культуры труда. Исчерпывающее знания позволяют учителю творить свой собственный опыт, находить свои разрешения неповторимых педагогических ситуаций.

- единство целей и направлений воспитания – идейно – нравственного, умственного, трудового, эстетического и физического;

- повышение эффективности всех средств, методов и приемов, координированное управление всеми отношениями, техническими процессами;

- широкое сочетание просвещения с включением детей в социальную практику, неразрывную связь науки и искусства воспитывать; повышение общей и педагогической культуры всех участников воспитательного процесса: педагогов и учащихся, родителей представителей общественности и производства.

Педагог – это человек, имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Как взаимосвязаны педагогическая деятельность и художественная в процессе воспитания школьников.

Область прекрасного многоаспектна. Сейчас уже доказано и проверено на практике, что без связи с искусством не может полноценно развиваться ни одна из сторон человеческой личности. Искусство формирует эмоциональный строй души, развивает творческое воображение, оно способно придать трудовому и умственному воспитанию высокую творческую одухотворенность. Но самое главное в эстетическом развитие – это связь с формированием духовного мира школьника. Как он относится к жизни? В каком цвете он видит окружающий мир?

Безразличие к прекрасному, эмоциональная глухота – это следствие не только эстетической неразвитости, но и душевной черствости, духовной бедности, общей апатии и других пороков детской жизни.

Опыт работы и общения с детьми говорит о том, что, если ребенок не видит красоты в малом, он не научиться видеть прекрасное и в большом; если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в творении красоты, то это приведет к излишней экзальтированности, а если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пагубным формам эстетства.

Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания были заложены А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, С. Т. Шацким.

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и в жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.

Средствами изобразительного искусства осуществляется формирование интересов, потребностей личности школьника. Успех может быть обеспечен, если ученик, наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятии картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно – прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играет воспитатель – наставник, педагог который должен много знать и уметь. Конечно же, быть художником – уметь рисовать и писать красками, владеть всевозможными изобразительными средствами и материалами и т.д.

Грамотно рисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не станет профессиональным художником, он все – таки узнает цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.

Занятия изобразительным искусством обогащают школьников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д. Учитель в школе лишь приоткрывает перед учеником дверь в бескрайний и бесконечно прекрасный мир искусства. Как важно сделать это так, чтобы у ребенка на всю жизнь осталась потребность жить в искусстве. Занятия увлекательны и интересны, если в классе найден верный тон, задания стимулируют к творчеству, выдумке, учитель поощряет разные формы работы, внимательно относится к индивидуальным интересам и возможностям школьников.

Известный советский скульптор С.Т. Коненков писал: «Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор наедине с самим собой,

Изобразительное искусство, как предмет эстетического цикла в школе, воспитывает в учащихся эмоциональную отзывчивость на прекрасное, интерес к искусству и художественной деятельности, верность традициям решает задачи патриотического воспитания школьников.

Уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при усвоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды.

Уроки изобразительного искусства развивают у детей способность к художественному творчеству, стремление заниматься искусством в свободное время, помогают выявлению одаренных детей, которые могут продолжить углубленное изучение искусства на факультативных занятиях,

а также во внешкольных учреждениях, в кружках при музеях, в художественных школах, вплоть до поступления художественные учебные заведения.

Изобразительная деятельность является для детей источником положительных эмоций, которыми так богат процесс художественного творчества. Занятия изобразительным искусством доставляют детям радость, способствуют смене впечатлений в ходе напряженного учебного труда в школе, а выполненные или работы могут служить украшением класса, подарком для взрослых и детей, частью выставки.

Учебно – воспитательные возможности изобразительного искусства реализуются в процессе практической художественной деятельности. Практическая работа включает широкий круг видов художественной деятельности: работа с натуры, по памяти, работа на темы по заданию учителя и на основе воображения и фантазии, а также художественных техник и материалов – акварель, тушь, гуашь, глина, пластилин, пенопласт и др; различные виды аппликации и печати, а также операции вырезания, склеивания, монтажа с применением бумаги, тканей дерева и др. материалов.

Возможности изобразительного искусства развивают у детей эстетическое восприятие природы и окружающего мира, обогащают их жизненный опыт и наблюдательность, дают представление о практическом значении художественной деятельности в жизни людей и общества.

Активные методы обучения на занятиях изобразительного искусства представляют технологию, направленную на формирование и развитие творческой личности. Основа – способности сопереживания и творческой деятельности. Цель активных методов обучения – стимулирование и развитие творческого поиска учащихся. Предусмотрена и совместная художественная и образовательная деятельность ученика и учителя, т.е их сотворчество в учебном процессе.

Творческая активность личности учащихся обеспечивается на основе развития творческой потенции. Фантазии и интуиции. Активизация всех методов обучения создаёт условия гармонии образования и творческой деятельности. Совместная творческая работа учителя и ученика основывается на активной деятельности, непосредственности, эмоциональной увлечённости и смелости. Это залог педагогического и изобразительного творчества во всестороннем развитии школьника. Творческие способности помогают школьнику в учебной деятельности. Художественное творчество, обучение и воспитание в единстве получат нужное решение в воспитание детей. Вопросы соотношения педагогического и художественного – творческого процесса в обучении очень сложны и, в тоже время , просты и открыты для восприятия школьниками. По этому, соотношение специфической природы образования и изобразительного творчества даёт основание их комплексному изучению. Плодотворное влияние изобразительного творчества на художественно- эстетическое воспитание и образование школьников заметно проявляется на практике.

Искусство имеет в своей структуре человеческие переживания, поэтому все смысловые элементы выразительности помогают осуществлять воспитательные, обучающие и образовательные функции. Это воздействует на личность ученика.

Взаимосвязь образования и художественного творчества необходимо воспринимать как целенаправленное обучение учащихся. В процессе такой деятельности педагогические и художественно- творческие принципы взаимодействуют на благо учащихся, открывают все новые духовности. Это взаимосвязь человеческого творчества и воспитания.

Образование художественного творчества – это целостная система педагогики. В современной цивилизации взаимосвязь образования и художественного творчества должно сочетать универсальное воспитание и обучение. Художественное образование необходимо в общей системе образования, т.к это гарант творческого развития личности. Между педагогической и художественной деятельностью предполагается определённое равновесие. Методы воспитания и обучение представляются в качестве взаимосвязанных, дополняющих друг друга методов воспитательного воздействия на личность ученика. Классическая педагогика

подчёркивает, что образование ( т.е воспитание и обучение в их взаимосвязи) – это процесс включения человека в систему педагогических действий.

Педагогические и художественно-творческие функции связаны воедино. Творческие методы важны для качественных достижений в воспитании и обучении, они способствуют развитию творческого мышления ученика и учителя. Художественное воспитание даёт возможность ощутить радость. Эмоциональный подъём, переживание. Всё это вместе создаёт контакт ученика с искусством, помогает воспринимать и создавать художественный образ, осмысливать содержание произведения.

Художественное воздействие учится переживать, наслаждаться прекрасным, даёт воспитательный эффект в обучении, обогащает духовный опыт, учит собственному отношению к миру и к самому себе. В этом педагогический смысл обучения детей творчеству.

Азаров Ю.П Семейная педагогика. Москва, 1982

Наука – это сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания действительности. Педагогическая действительность – это часть общей действительности, это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то что написано в них и т.д. Педагогика изучает особый вид деятельности целенаправленной: гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д. Ясно и понятно, что это – деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передать новым поколениям ранее накопленный общественный опыт.

Педагогика- термин происхождения. Так называли в Древней Греции рабов, которые сопровождали детей рабовладельцев в школу. Со временем, переосмыслив значение этого термина педагогами стали называть тех, кто занимается воспитанием и имеет для этого специальную подготовку.

Педагогика, как и всякая наука, развивается, обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием.
Педагогика, как наука, подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

  • Общая педагогика (исследование закономерностей воспитания человека, раскрытие цели, задачи, развитие личности и ее роль в жизни общества, процесс образования и обучения).
  • Возрастная педагогика (изучение особенности воспитания на различных этапах возрастного развития).
  • Педагогика - дефектология (изучение особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей).
  • Частная методика (исследование специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельного предмета).
  • История педагогики (изучение развития педагогических идей и практики воспитания в разные исторические эпохи).

Педагогическая наука – это многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Воспитание – основное педагогическое понятие. В широком педагогическим смысле это целеустремленная подготовка человека.


Полный текст материала Педагогика как наука и искусство воспитания. Взаимосвязь педагогической и художественной деятельности смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.

Педагогика как наука имеет ряд признаков:

- педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);

- педагогика имеет предмет исследования - воспитание человека;

- педагогика имеет собственный категориальный аппарат - это такие основные категории (понятия), как: воспитание, обучение, образование, развитие;

- педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

- педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).

Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие ``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие).

В трактовке М. И Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - воспитателем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественнонаучном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Б-15

1. Типология и многообразие образовательных учреждений.
Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют:

· Негосударственные (частные, общественные, религиозные);

В России существуют следующие типы образовательных учреждений:

· дошкольные – детские сады, детские ясли, развивающие центры;

· массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования) – школы, гимназии, лицеи;

· учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена)
- учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования
- учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования
- учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования
- учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.;

· специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т.д. – дети с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями в поведении и общении (ранний детский аутизм) и т.д.

Читайте также: