И от судеб защиты нет сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Преступление и наказание аргументы для итогового сочинения

Проблемы и аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Нравственный выбор встает перед несколькими персонажами романа Ф.М. Достоевского. Раскольников преступает нравственный закон и убивает человека. Мармеладов в своем пороке переступает через семью. Соня переступает через себя. У каждого свой нравственный выбор и продиктован он разными условиями. Однако каждому герою приходится платить за свой выбор. Одни пути ведут героя к смерти, другие- к страшной духовной пустоте и самоубийству. Раскольникова преступление привело к страшным нравственным мучениям, отвращению, ужасу перед совершенным злодеянием. Выбор, который он совершил, привел его к разрыву с человечеством.

Свидригайлов – это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы. Свидригайлов, как и Раскольников, совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы.

Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.

Преступление и наказание аргументы для итогового сочинения

Каковы последствия нарушений законов нравственности?

Ощущение пустоты и бессмысленности окружающей нас жизни – первый признак выхода общества или отдельной личности за грани свода нравственных норм. Ярким подтверждением тому может служить появление в романе Ф. М. Достоевского такого персонажа, как господин Свидригайлов. Хочется отметить, что в светском восприятии он не выглядит ущербным или потерянным. Герой обладает незаурядным умом, положением в обществе, колоссальным жизненным опытом и полностью материально обеспечен. Он практически свободен от повседневных забот и необходимости обеспечивать свое существование упорным трудом или творческим поиском. Вот только цель, которую Свидригайлов преследовал всю жизнь – наслаждаться цветами удовольствия, с тем, чтобы потом без сожаления выкинуть их в сточную канаву – привела его к потере смысла жизни и непреодолимой скуке пресыщения. Кончилось это, как вы помните, весьма печально — Аркадия Ивановича стали посещать души загубленных им девушек, и никакие попытки избавить себя от этого наваждения результата не дали. Свидригайлов застрелился, не выдержав той смертельной пустоты, которая заполнила его целиком. И причиной его поступка было не раскаяние, а полная и глубокая безысходность. Федор Михайлович настойчиво предупреждает нас о том, что отказ от соблюдения элементарных законов нравственности, неизбежно приводит человека, в начале к духовной деградации, а затем и к физической смерти.

Кумиры и их влияние на поведение и жизнь человека.

Существует ли цена жизни человека?

Проблемы нравственного выбора

Проблемы выбора зачастую находятся в нравственной плоскости. Ф.М. Достоевский ставит эту задачу перед многими своими персонажами. Яркий тому пример, поступок Раскольникова — преступление нравственной грани заканчивается для него убийством человека. Господин Мармеладов, погрязнув в своих пороках, забывает о семье и фактически предает ее. Сонечка делает выбор в пользу отказа от внутренних нравственных ограничений и предается пороку. Каждому из персонажей писатель дает возможность поступать сообразно своему пониманию нравственности. И хотя последствия такого выбора для каждого индивидуальны, они все же неизбежно наступают. Пути одних заканчиваются смертью, другие не находят себе места от внутренней опустошенности, а нравственные муки третьих едва не заканчиваются сумасшествием. Но как бы там не было, нравственный выбор остается личным делом каждого, и человек, столкнувшись с такой необходимостью, вынужден его делать.

В чем может проявляться истинное милосердие?

Милосердие – это отражение внутреннего состояния человека. Поступки, объединенные этим чувством, порой непредсказуемы и необъяснимы. Сонечка Мармеладова, например, нарушая все правила светских приличий, проявляет истинное милосердие по отношению к окончательно запутавшемуся Раскольникову. Она жертвует своей репутацией и спасает главного героя от неизбежной духовной смерти. Ее решение следовать за Родионом в места отбывания наказания, с трудом вписывается в рамки общепринятых представлений о приличиях. Оно иллюстрирует глубину ее нравственной организации и лишний раз подтверждает, что любовь к ближнему и страдания во имя этой любви, высшее предназначение любого нормального человека.

Всегда ли цель оправдывает средства?

Является ли преступлением нарушение нравственного закона? (Последствия любого преступления)

Преступление – это, по сути, выход за рамки установленных норм, и не важно, кем определены эти нормы и что они ограничивают. В нашем мире нет строгого разделения между нарушением правил нравственного поведения, искажением морального облика и нарушением уголовного или административного законодательства. Все установленные нормы взаимосвязаны и плавно перетекают одна в другую. Персонажи романа Достоевского живут в мире, для которого подобные нарушения стали естественной формой существования, и все происходящее вокруг является лишним тому подтверждением. Преступление для них уже не нарушение законодательных норм, а утверждение законности собственных поступков. Мармеладов, к примеру, переступает через жизнь своих жены и детей, а его дочь Сонечка переступает через себя и оказывается вне зоны морали и приличий. Мать Раскольникова ради благополучия сына, готова переступить через жизнь дочери, а Свидригайлов прекрасно уживается с тем злом, которое он принес окружающим, не испытывая при этом никаких угрызений совести, да и сам Раскольников, который ради собственного самоутверждения решился на убийство невинной старушки и ее сестры – все они участники одного общего преступления. Они нарушили закон, который является неотъемлемой часть любого человека – закон нравственности.

Можно ли ошибаться? Роль ошибок в формировании личности

Ошибка является побудительной причиной приобретения опыта. Горький опыт – это путь к самосовершенствованию.

Что такое муки совести и как с ними жить?

Преступление и наказание аргументы для итогового сочинения

Преступления совершаются постоянно. Даже в настоящее время бесчинства и злодеяния остаются частью нашей и жизни, и каждый хоть раз сталкивался с каким-нибудь в той или иной степени противоправным поступком. Полностью от преступлений нельзя избавиться, как бы нам не хотелось, но важной становится проблема поведения человека при виде совершающейся несправедливости.

Многие люди предпочитают игнорировать плохие поступки других, то ли из страха, то ли из-за своего равнодушия. Ведь пока у человека нет проблем в своей собственной жизни, его не интересуют проблемы и тяготы других. Но порой бездействие оказывается намного хуже любого преступления.

В заключение хочется сказать, что человек, проходящий мимо преступления, сам становится своего рода соучастником. Иногда самой малой помощи достаточно, чтобы полностью перевернуть ситуацию. Но чаще всего люди не осмеливаются на такой поступок, и эта слабость есть ещё большее преступление.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Преступление и наказание аргументы для итогового сочинения

Готовые темы и сочинения к итоговому сочинению Преступление и Наказание вечная тема 2021-2022 учебного года

Для 11-ти классников (выпускников 2022 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Ниже представлены 10 готовых сочинений по данному направлению.

Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить

1. Что толкает людей на преступления?

2. Всегда ли за преступлением следует наказание?

3. Что такое преступление?

4. Для чего человеку нужна совесть?

5. За какие поступки человеку бывает стыдно?

6. Почему нельзя преступать нравственный закон?

7. Какого человека можно назвать опасным для общества?

8. Какие границы переступать нельзя?

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Сочинения Александра Пушкина (Разное Пушкин А. С.) - Часть 39

Но в сцене похорон и прощания с Алеко он является, сам того не подозревая, в своей цыганской дикости, в истинно трагическом величии и кротко изрекает несчастному ужасный приговор и великие истины: Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним. Не нужно крови нам и стонов; Но жить с убийцей не хотим. Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас; Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; - оставь же нас, Прости!

да будет мир с тобою. Заметьте этот стих: “Ты для себя лишь хочешь воли” - в нем весь смысл поэмы, ключ к ее основной идее. После этого можно ли сомневаться в глубоко нравственном характере поэмы? Нет, это возможно только для людей близоруких и ограниченных, для невежд-моралистов, которые привыкли видеть нравственность только в азбучных сентенциях…

Некоторые критики того времени особенно нападали на эпилог, находя его похожим на хор из какой-нибудь греческой трагедии. Греческого в этом эпилоге нет ничего, а осуждения он заслуживает. В нем рефлексия поэта взяла на минуту верх над непосредственностью творчества, и, вследствие этого, он пришелся совершенно некстати к содержанию поэмы, в явном противоречии с ее смыслом: Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед.

И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. К чему тут судьбы и к чему толки о том, что счастья нет и между бедными детьми природы? Несчастие принесено к ним сыном цивилизации, а не родилось между ними и через них же. Но главное: поэту следовало бы в заключительных стихах сосредоточить мысль всей поэмы, так энергически выраженной стихом: “Ты для себя лишь хочешь воли”.

Но, как мы выше заметили, Пушкин-поэт был гораздо выше Пушкина-мыслителя. Если бы в духе Пушкина оба эти элемента были равносильны и если б, к этому, роскошный цвет его поэзии имел своею почвою вполне развившуюся многовечную цивилизацию, - тогда, конечно, Пушкин был бы равен величайшим поэтам Европы… Может быть, иным покажется недостатком в “Цыганах” то, что в этой поэме дикий цыган, так сказать, пристыжает высотою своих созерцаний и чувствований понятия сына цивилизации и таким образом заставляет нас видеть идеал нравственно просветленного человека в бродящем дикаре. Это несправедливо.

Алеко есть одно из явлений цивилизации, но отнюдь не полный ее представитель. Сверх того, несмотря на всю возвышенность чувствований старого цыгана, он не высший идеал человека: этот идеал может реализироваться только в существе сознательно разумном, а не в непосредственно разумном, не вышедшем из-под опеки у природы и обычая. Иначе развитие человечества через цивилизацию не имело бы никакого смысла, и люди, чтоб сделаться разумными и справедливыми, должны бы в диком состоянии видеть свое призвание и свою цель. Человечество должно было помириться с природою, но не иначе, как достигши этого примирения свободно, путем духовного, противоположного природе, развития. Для того-то и распался некогда человек с природою и объявил ей борьбу насмерть, чтоб стать выше ее и потом, даже примирившись с нею, быть выше ее, как дух выше материи, сознающий разум выше бессознательной действительности.

Бывают собаки, одаренные не только удивительным инстинктом, подходящим близко к смыслу, но и удивительными добродетелями, как то: верностью и привязанностью к человеку, простирающимися до готовности жертвовать жизнию за человека. И в то же время бывают люди не только с весьма ограниченными способностями, но и с положительно низкими страстями и злою, развращенною волею. И однакож самый плохой человек выше самой лучшей собаки, хотя он и внушает к себе одно презрение и отвращение, тогда как последняя пользуется общим удивлением и любовью: так и самый худший между интеллектуально-развитыми через цивилизацию людьми в царстве разума занимает высшую ступень, нежели самый лучший из людей, взлелеянных на лоне природы: последний всегда - не более, как прекрасная случайность или существо, обязанное своими достоинствами случайному дару удавшейся организации, тогда как самые недостатки и пороки первого более или менее отражают на себе необходимый момент в историческом развитии общества или даже целого человечества. Добродетели последнего не зависят от прошедшего и потому не дают результатов в будущем: это талант, скрытый в землю, от которого человечество не богатеет.

И потому жизнь непосредственно-естественного человека ни в каком случае не может обогатить человечества великим уроком. И если в поэме Пушкина старый цыган способствует, сам того не зная, к преподанию нам великого урока, то не сам собою, а через Алеко, этого сына цивилизации. Здесь он как бы играет роль хора в греческой трагедии, который иногда изрекает великие истины о совершающемся перед его глазами событии, не принимая сам в этом событии никакого деятельного участия. Сколько “Цыганы” выше предшествовавших поэм Пушкина по их мысли, столько выше они их и по концепировке характеров, по развитию действия и по художественной отделке. Нельзя сказать, чтоб, во всех этих отношениях, поэма не отзывалась еще чем-то…

не то, чтоб незрелым, но чем-то еще не совсем дозрелым. Так, например, характер Алеко и сиена убийства Земфиры и молодого цыгана, несмотря на все их достоинство, отзываются несколько мелодраматическим колоритом, и вообще в отделке всей поэмы недостает твердости и уверенности кисти, как в тех картинах, в которых краски еще не дошли до той степени совершенства, чтоб совсем не походить на краски, что составляет величайшее торжество живописи, как художества. В “Цыганах” есть даже погрешности в слоге. Так, например, в стихе: “Тогда старик, приближась, рек”, слово рек отзывается тяжелою книжностию, равно как и эпитет “под издранными шатрами” вместо изодранными.

Но два стиха - Медведь, беглец родной берлоги, Косматый гость его шатра, - можно назвать ультраромантическими, потому что все неточное, неопределенное, сбивчивое, неясное, бедное положительным смыслом при богатстве кажущегося смысла, - все такое должно называться романтическим, тогда как все определительно и точно прекрасное должно называться классическим, разумея под “классическим” древнегреческое. Что такое беглец родной берлоги? Не значит ли это, что медведь бежал без позволения и без паспорта из своей берлоги? Хорошо бегство для того, кто взят насильно, при помощи дубины и рогатины! Этот медведь - похищенец, если можно так выразиться, но отнюдь не беглец.

Что такое косматый гость шатра? Что медведь добровольно поселился в шатре Алеко? Хорош гость, которого ласковый хозяин держит у себя на цепи, а при случае угощает дубиною!

Этот медведь скорее пленник, чем гость. По всему сказанному, мы относим “Цыган”, вместе с “Полтавою” и первыми шестью главами “Евгения Онегина”, к числу поэм, в которых видна только близость, но еще не достижение той высокой степени художественного совершенства, которая была собственностью таланта Пушкина и которая развернулась в первый раз во всей полноте ее в “Борисе Годунове”, - этом безукоризненно высоком со стороны художественной формы произведении. Нам не раз случалось слышать нападки на эпизод об Овидии, как неуместный в поэме и неестественный в устах цыгана.

Признаемся: по нашему мнению, трудно выдумать что-нибудь нелепее подобного упрека. Старый цыган рассказывает в поэме Пушкина не историю, а предание, и не о поэте римском (цыган ничего не смыслит ни о поэтах, ни о римлянах), но о каком-то святом старике, который был “млад и жив незлобною душою, имел дивный дар песен и подобный шуму вод голос”. Сверх того, “Цыганы” Пушкина - не роман и не повесть, но поэма; а есть большая разница между романом или повестью и между поэмою. Поэма рисует идеальную действительность и схватывает жизнь в ее высших моментах. Таковы поэмы Байрона и, порожденные ими, поэмы Пушкина.

А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин.

ЦЫГАНЕ - Народ индийского происхождения, живущий преимущ

ЦЫГАНЕ - Народ индийского происхождения, живущий преимущ

ЦЫГАНЕ - Народ индийского происхождения, живущий преимущ. кочевыми и полукочевыми этническими группами в разных странах мира.

И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет

И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет

ПОЭМА – лиро-эпический жанр; крупное или среднее
по объему стихотворное произведение, основными чертами
которого являются наличие сюжета (как в эпосе)
и образа лирического героя (как в лирике)

Табор - группа кочующих вместе цыган

Табор - группа кочующих вместе цыган

Табор- группа кочующих вместе цыган
Кибитка - телега
Шатёр - легко раскидываемое жилище кочующих людей
Кочевать - переезжать с одного места на другое
Подёрнутое паром - покрытое

РОМАНТИЗМ – это художественное направление, которое возникает в начале

РОМАНТИЗМ – это художественное направление, которое возникает в начале

РОМАНТИЗМ – это художественное направление, которое возникает
в начале ХIХ в Европе и продолжается до 40-х годов ХIХ века. Романтизм
наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре,
поведении, одежде, психологии людей).

А.С. Пушкин "Цыганы" – романтическая поэма

А.С. Пушкин

"А.С. Пушкин "Цыганы" –
романтическая поэма.

Свобода! Он одной тебя Еще искал в подлунном мире.
А. С. Пушкин

Цыганы шумною толпой кочуют по

Цыганы шумною толпой кочуют по

1. Цыганы шумною толпой кочуют по Бессарабии. (+)
2. Главного героя зовут Зобар (-) (Алеко)
3. Дочь старого цыгана зовут Земфира (+)
4. Земфира говорит своему отцу, что Алеко преследует закон (+)
5. Песня Земфиры была о том, как она сильно любит Алеко (-) (о том, что разлюбила Алеко)
6. Старик поведал Алеко притчу о любви древнего вождя племени (-) (историю своей молодости)
7. Алеко прощает Земфире измену (-) (убивает ее и молодого цыгана)
8. Табор обрекает Алеко на одиночество (+)

https://www.youtube.com/watch?v=C_zXH6QUCYs

Наверное, с такими цыганами путешествовал

Наверное, с такими цыганами путешествовал

Наверное, с такими цыганами путешествовал Пушкин.

Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют

Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют

Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами.
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.

РОМАНТИЗМ – это художественное направление, которое возникает в начале

РОМАНТИЗМ – это художественное направление, которое возникает в начале

РОМАНТИЗМ – это художественное направление, которое возникает
в начале ХIХ в Европе и продолжается до 40-х годов ХIХ века. Романтизм
наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре,
поведении, одежде, психологии людей).

Поэма написана в 1824 г., начата на юге в январе и закончена в

Поэма написана в 1824 г., начата на юге в январе и закончена в

Поэма написана в 1824 г., начата на юге в январе и закончена в Михайловском 10 октября. Отдельной книжкой поэма вышла в свет
в мае 1827 г.
Как и в других южных поэмах, в основу "Цыган" легли собственные наблюдения и впечатления Пушкина. В Кишиневе Пушкин
познакомился с бытом цыганского табора. По воспоминаниям современников, он провел в цыганском таборе несколько дней.

ЗЕМФИРА Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка

ЗЕМФИРА Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка

Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль

Является ли цыган - старик романтическим героем?

Является ли цыган - старик романтическим героем?

Является ли цыган - старик романтическим героем? Какую роль он играет?

АЛЕКО

АЛЕКО

В центре произведения стоит личность, наделённая страстью

В центре произведения стоит личность, наделённая страстью

ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ
РОМАНТИЗМА

АЛЕКО –
РОМАНТИЧЕСКИЙ
ГЕРОЙ ПОЭМЫ?

Алеко - необычный человек в необычных обстоятельствах

Алеко - необычный человек в необычных обстоятельствах

Алеко Где ты была? Земфира

Алеко Где ты была? Земфира

Алеко
Где ты была?
Земфира
С отцом сидела. Какой-то дух тебя томил; Во сне душа твоя терпела Мученья; ты меня страшил: Ты, сонный, скрежетал зубами И звал меня.
Алеко
Мне снилась ты. Я видел, будто между нами. Я видел страшные мечты!
Земфира
Не верь лукавым сновиденьям.
Алеко
Ах, я не верю ничему: Ни снам, ни сладким увереньям, Ни даже сердцу твоему.

Как появляется в таборе Алеко?

Как появляется в таборе Алеко?

Как появляется в таборе Алеко?

А как отец реагирует на это?

Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит?

Какое средство выразительности лежит в основе двух образов поэмы – цыган и Алеко?

В чем выражается основной конфликт цыганского табора и светского общества?

Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда;

Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда;

Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда; Хлопотливо не свивает Долговечного гнезда; В долгу ночь на ветке дремлет; Солнце красное взойдет, Птичка гласу бога внемлет, Встрепенется и поет. За весной, красой природы, Лето знойное пройдет — И туман и непогоды Осень поздняя несет: Людям скучно, людям горе; Птичка в дальние страны, В теплый край, за сине море Улетает до весны.

ЗЕМФИРА Старый муж, грозный муж,

ЗЕМФИРА Старый муж, грозный муж,

ЗЕМФИРА
Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня: Я тверда; не боюсь Ни ножа, ни огня. Ненавижу тебя, Презираю тебя; Я другого люблю, Умираю любя.
АЛЕКО
Молчи. Мне пенье надоело, Я диких песен не люблю.
ЗЕМФИРА
Не любишь? мне какое дело! Я песню для себя пою.

Режь меня, жги меня; Не скажу ничего; Старый муж, грозный муж, Не узнаешь его. Он свежее весны, Жарче летнего дня; Как он молод и смел! Как он любит меня! Как ласкала его Я в ночной тишине! Как смеялись тогда Мы твоей седине!
АЛЕКО
Молчи, Земфира! я доволен. ЗЕМФИРА
Так понял песню ты мою? АЛЕКО
Земфира! ЗЕМФИРА
Ты сердиться волен, Я песню про тебя пою. Уходит и поет: Старый муж и проч.

Эгои́зм ( др.-греч . Εγώ , лат

Эгои́зм ( др.-греч . Εγώ , лат

Нет, полно, не боюсь тебя! — Твои угрозы презираю,

Нет, полно, не боюсь тебя! — Твои угрозы презираю,

Нет, полно, не боюсь тебя! — Твои угрозы презираю, Твое убийство проклинаю.

Восток, денницей озаренный, Сиял. Алеко за холмом, С ножом в руках, окровавленный Сидел на камне гробовом. Два трупа перед ним лежали; Убийца страшен был лицом. Цыганы робко окружали Его встревоженной толпой.

ЭПИЛОГ Волшебной силой песнопенья

ЭПИЛОГ Волшебной силой песнопенья

ЭПИЛОГ
Волшебной силой песнопенья В туманной памяти моей Так оживляются виденья То светлых, то печальных дней. В стране, где долго, долго брани Ужасный гул не умолкал, Где повелительные грани Стамбулу русский указал, Где старый наш орел двуглавый Еще шумит минувшей славой, Встречал я посреди степей Над рубежами древних станов Телеги мирные цыганов, Смиренной вольности детей.

За их ленивыми толпами В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил И засыпал пред их огнями. В походах медленных любил Их песен радостные гулы — И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил. Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны. И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет.

Эта опера была написана девятнадцатилетним

Эта опера была написана девятнадцатилетним

Пушкин сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”

Пушкин сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”

Пушкин сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.

libking

Аркадий Шушпанов - И от судеб защиты нет краткое содержание

И от судеб защиты нет - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Шушпанов Аркадий Николаевич

И от судеб защиты нет

Шушпанов Аркадий Николаевич

И от судеб защиты нет

Право, если б вперед говорили условия, мало нашлось бы дураков, которые решились бы жить.

Я опаздывал, я безнадежно опаздывал.

Мчался по бесконечным галереям, тревожа покой статуй, давно утраченных на Земле, скачками преодолевал лестничные марши, но все равно ворвался в актовый зал, когда распределение уже состоялось.

Группа "Артемида" праздновала.

В общей суматохе мне, вероятно, нужно было сразу пройти к Машине Судеб и взять свою распечатку. Но сейчас это меня почти не интересовало. Я искал глазами Дельту и вскоре нашел.

Дорогу к ней преградила ручища Тау. Вторая ручища держала кубок.

- Омикрон, - прогремел Тау, - выпьем!

- Есть за что? - спросил я.

- Шестьдесят восемь лет! Ты разговариваешь со знаменитым архитектором. Видел эскизы - дух захватывает. А еще - отличная жена, трое блестяще образованных детей и шестеро резвых внуков.

- Скоропостижный, во сне. Разве не здорово? - Тау сделал добрый глоток. - Вот, пока еще могу позволить. Там буду убежденным трезвенником. Неприятность, однако!

- Рад за тебя, - сказал я. - Когда?

- Послезавтра! Жаль, дружище, мы не встретимся. Придется ждать, когда снова станем эйдосами.

- Если не попадем в разные группы.

Тау явно настроился развеять мои сомнения, но мне нужна была Дельта, и я тактично от него отделался. Рыжий гигант, ни мало не смутившись, тут же завладел вниманием Каппы и Мю.

Дельта одиноко сидела у фонтана под сенью эйдоса диффенбахии. Распечатку она держала на коленях. Голова опущена, плечи поникли. Я подошел, сел рядом и обнял ее.

- Так переживала, думала, умру до рождения. - Вдруг посмотрела сердито. - И рядом никого,

- Извини. Я торопился завершить. Неизвестно ведь, смогу ли после.

- Я хотел, чтобы ты прочла его в Эйдолоне. Переход скоро?

- Через две недели.

Я задал главный вопрос.

- Мы будем вместе?

- Нет. - Она покачала головой. Маленькая ладонь провела по моим волосам. - Мы даже не будем иметь представления друг о друге.

Я сжал край холодной скамьи. Дельта крепче прильнула ко мне.

- Ты полюбишь кого-то? - потерянно спросил я.

- Конечно, - она улыбалась, и от этого становилось больнее. - Как же без этого, милый? Выйду замуж, рожу двоих, разведусь, когда младшему исполнится четыре. Своего мужчину так и не встречу. И в земной жизни я не буду такой красивой. Хочешь посмотреть?

Она подвела меня к плоскому экрану, зажгла его прикосновением.

- Скажем, мне восемнадцать, - Дельта набрала цифру.

Девушка, возникшая на экране, была очень молодой. и очень похожей. Как младшая сестра. Волосы сохранили цвет - и только. Носик стал вздернутым, карие задорные глаза сделались чуть раскосыми, брови утратили безукоризненную линию. Девушка показалась в полный рост, она обладала стройной фигуркой, но при взгляде на ее точеные мускулистые ножки я почему-то все равно вспомнил шекспировское "не знаю я, как шествуют богини".

Дельта погасила экран.

- Я могла бы удвоить и утроить возраст. Но - хочу, чтобы ты запомнил меня прелестной, как эйдос.

Последнюю фразу она произнесла томно и сделала балетное па.

Запомнил. Если бы мы хоть что-то помнили! Подсознание, изуродованное переходом, - вот все, что нам останется.

- Я - твой недостижимый идеал! - Дельта стояла на носке, держа другую ногу почти перпендикулярно полу. - Ты будешь влюбляться во всех женщин, лишь отдаленно похожих на меня.

На что еще я мог надеяться.

- А где твоя распечатка?

Дельта стала серьезной.

- И ты слушаешь мои причитания? Омикрон, я глупая, самовлюбленная эгоистка. Всегда думала, что настоящее только на Земле. Но ты. ты уже здесь настоящий. Я ей завидую.

- Той, которую ты выберешь.

И Дельта меня поцеловала. Я тоже чуть не умер до рождения. Потом вынул из-за пазухи свернутое в трубку стихотворение.

- Спасибо, - Дельта спрятала свиток в тунику. - А теперь пойдем.

Моя распечатка сиротливо лежала на серебряном подносе. Дельта подала ее мне и отвернулась. Я прочел толстенный фолиант единым духом. Потом еще раз, медленнее. И в третий. И в четвертый.

Дельта давно уже повернулась ко мне.

- Подожди, - сказал я. - Совсем забыл. Твой возврат. Сколько тебе будет?

- Восемьдесят три. А у тебя?

- Двадцать восемь. Почти как Лермонтов. Только прозаичнее.

- Расскажи! - потребовала она.

Я рассказал. Про мать, про бабку, про первую любовь, про вторую. Про автокатастрофу. Про наркотики. Про непотушенную сигарету. Много было всяких "про".

К нам потихоньку стягивались другие. Разговоры смолкали. Все, наверное, потому, что я оказался последним.

- Долго ли тебе осталось в Эйдолоне? - деловым тоном спросила Дельта.

- Так же, как тебе.

- Нужно поговорить с ментором, - сказала она.

- Стопроцентного совпадения с данными Машины не бывает.

- Эту лекцию я пропустил.

- Как же, стихи сочинял, - передо мной вырос подтянутый Эпсилон. Гений ты наш, на корню загубленный. Я проживу на девять лет меньше твоего. На войну попаду в восемнадцать. А там - плен. Описать тебе, как снимают кожу "двойным тюльпаном"? И сколько после этого еще живешь?

- А ты подумай! Но подумай и вот о чем: из тех, кого я успею прикрыть, многим повезет. И жизнь пойдет дальше. Важно только то, что остается. Да что я! А если бы Жанна д'Арк отказалась?

- А если бы - ее палач.

- Грязная работа - тоже работа, - непримиримо сказал Эпсилон. - Наивно просить пощады у судьбы.

- От моей вообще не будет проку. Кстати, среди нас есть, кто отказался?

Я не поверил. Кси был лучшим из нас. Самый славный эйдос.

- Он будет убивать детей. Их все равно бы убили, но Кси не хочет там быть.

Значит, на Земле случится еще один выкидыш или аборт.

- Уже идет, - быстро проговорила Дельта.

- Я нужен тебе, Омикрон, - утвердительно сказал ментор. Он знал, кому нужен и зачем. Он знал содержание всех судеб.

Читайте также: