Почему герои чеховских пьес не слышат и не понимают друг друга сочинение

Обновлено: 21.07.2024

Презентация на тему: " Значение образов – символов. Подготовка к домашнему сочинению Комедия А.П. Чехова." — Транскрипт:

1 Значение образов – символов. Подготовка к домашнему сочинению Комедия А.П. Чехова

4 Вопрос 3 Какие семейные отношения связывают Раневскую и Гаева: Какие семейные отношения связывают Раневскую и Гаева: А) Гаев – муж Раневской; А) Гаев – муж Раневской; Б) Гаев – ее брат; Б) Гаев – ее брат; В) Гаев – ее сосед, они друзья юности; В) Гаев – ее сосед, они друзья юности; Г) Гаев – ее сын? Г) Гаев – ее сын?

5 Вопрос 4 Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные монологи: Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные монологи: А) Петя Трофимов; А) Петя Трофимов; Б) Епиходов; Б) Епиходов; В) Гаев; В) Гаев; Г) Варя? Г) Варя?

6 Вопрос 5 В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало : В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало : А) Раневской; А) Раневской; Б) Фирса; Б) Фирса; В) Гаева; В) Гаева; Г) Пети Трофимова? Г) Пети Трофимова?

8 Правильные ответы: 1 - Б 1 - Б 2 - В 2 - В 3 - Б 3 - Б 4 - В 4 - В 5 - В 5 - В 6 - В 6 - В

10 Цель и задачи урока осознать глубину смысла образа вишневого сада. Общедидактическая – создать условия для осмысления темы урока; Образовательная – развивать представления учащихся о символе, конфликте драматургического произведения; Развивающая – развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; Воспитательная – способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

18 Домашний садик – символ семьи домашнего уюта, семейной радости Блажен, кто в шуме городском Мечтает об уединеньи, Кто видит только в отдаленьи Пустыню, садик, сельский дом… А.С. Пушкин. Из письма

19 Цветущий сад – символ жизни, которая не стоит на месте, а каждый год непременно возрождается и наполняется новой жизненной красотой и радостью: Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно - радостно мне. А.А. Фет

23 Образы сада Сад одушевленный и одухотворенный Сад - обвинение Нравственная плоскость сада Страдательная роль сада

24 Сад во времени Сад – прошлое – зримый образ крепостного права Сад-настоящее Сад-будущее

25 Имение Покупка Дачи Прошлое Настоящее Будущее Символ красоты Символ родины

В дом сестер Прозоровых из Москвы приезжает полковник Вершинин. Москва для сестер не просто город детства и чистых воспоминаний. Это символ лучшей, деятельной жизни. Вершинин своим приездом и возвышенными речами как будто дает новую пищу их надеждам на будущее.

Однако жизнь все грубее теснит сестер. В семье неслышно появляется Наташа, ставшая женой брата сестер Андрея. Постепенно она забирает власть в дом и заводит свои порядки. Гибнет на дуэли поручик Тузенбах, за которого после долгих колебаний согласилась выйти замуж Ирина. Покидает город батарея – поэтому должны разлучиться полюбившие друг друга Вершинин и Маша.

Рассказы М. Горького 90-х годов (романтические и реалистические).

.Романтические рассказы с легендарно-фантастическим сюжетом

2. Рассказы о босяках (тоже носят романтизированные черты. Например, в Челкаш – романтизированный образ, хотя он вор и босяк.

Именно сочетание реализма и романтизма определяло главную особенность его творческого метода.

· Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).

· В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнётом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки.

· В-четвёртых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический (экзотический для российского читателя) пейзаж.

Одной из основных проблем творчества стал поиск нового идеала, гармонии в этом мире. Само время - рубеж столетий, столкновение эпох - делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. По Горькому, реальный человек объединяет в себе эти два начала: в его душе звучат и мертвые, и живые струны.

Драматургия Горького 1901-1905 гг.

Перед нами пьеса с прозаическим названием “Вишневый сад”. Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? “Вся Россия – наш сад”, – говорит один из персонажей пьесы Петя Трофимов.
Интересно, что Антон Павлович Чехов сам выращивал сад в Мелихове. В Крыму писатель рядом со своим домом на высоком возвышении разбил южный сад, который стал его детищем. Он растил его по хорошо продуманному плану и создавал его как художественное произведение.
Вишневый сад в пьесе – воплощение всего прекрасного, олицетворение красоты и

Введенный в реплики действующих лиц, сад становится участником действия.
Великолепный чеховский сад связан в пьесе с судьбами трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Тем самым Чехов очень широко раздвигает время, запечатленное в своей пьесе. Сам сад воплощает прошлую культуру и красоту.

Так воспринимает его Раневская и Гаев. Для них он связан с детством. По словам Раневской, “счастье просыпалось” вместе с нею каждое утро, когда она глядела из окна на эти деревья.
Для Лопахина сад чудесен лишь как

удачное “местоположение”. По его словам, “замечательного в этом саду только то, что он очень большой”. Для него это деловой коммерческий участок.

Он считает, что вишня “доходов ныне не приносит”, другое дело – маковое поле! Он собирается вырубить старый вишневый сад, и теперь угроза висит над деревьями как дамоклов меч.
Лопахин чувствует себя хозяином жизни. “Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!” Сколько в этих словах цинизма и куража! “Настроим мы дач!” – проговаривается он. В финале пьесы угроза приведена в действие: стучит топор, падают деревья.
Равнодушие к тому, что происходит, чувствуется в словах Пети Трофимова. К вечной человеческой ценности – красоте – он подходит с узко классовых позиций и начинает порочить вишневый сад, усматривая почему-то за каждым деревом замученного раба-крепостного. “Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”, – так успокаивает он Аню.
Только Аня, светлая, нежная и восторженная, устремленная в будущее, готова посадить новый сад прекраснее прежнего. Она одна достойна той красоты, которая заключена в вишневом саде.
В пьесе представлены как бы два мира: мир грез и мир действительности. Раневская и Лопахин живут в разных мирах. Поэтому и не слышат они друг друга. Любовь Андреевна живет в мечтах, она вся в своей любви, в своих фантазиях.

Просто Раневская не здесь, она в своем мире.
Принято утверждать, что Гаев, брат Раневской, – как бы ее искаженное изображение. В этом есть явная “натяжка”. Он просто находится на границе этих двух миров.

Он не праздный мечтатель, но, по-видимому, его существование не вполне реально, если в его возрасте о нем говорят “молодо-зелено”.
А вот Лопахин – это, пожалуй, единственный человек из действительности. Но все не так просто. В Лопахине сочетается и реальность, и мечта.

Но его “грезы” ведут к действию: память о всем том добром, что сделала для него Раневская, заставляет его искать выход из той ситуации, в которую они попали. Но дело заканчивается покупкой вишневого сада.
Очень точным кажется сравнение режиссера Эфроса, который говорил, работая в театре на Таганке над этим спектаклем, что все герои пьесы – дети, играющие на минном поле, и лишь Лопахин, серьезный человек, предупреждает об опасности, но дети увлекают его своей игрой, он забывается, но вскоре вновь вспоминает, как бы просыпается. Только он один постоянно помнит об опасности. Один Лопахин.
Вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе “Вишневый сад” отразился и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора.

Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить.
Никаких способов переустройства жизни, никаких конкретных действий в пьесе нет. Принято считать, что будущее России Чехов видел в образах Трофимова и Ани. Но ведь владельцы сада – потомственные дворяне Гаев и Раневская. Этот сад принадлежит их роду много-много лет.

И автору эти люди глубоко симпатичны, несмотря на праздность и безделье. И здесь встает вопрос о неоднозначности пьесы.
Взять хотя бы образ самой хозяйки сада – Раневской. Известно, что Чехов с большим увлечением работал над этой ролью и предназначал ее для актрисы О. Л. Книппер, своей жены. Этот образ всегда вызывал противоречивые толки и стал одной из загадок Чехова. В ответ на вопрос, как следует играть этот образ, Чехов ответил: “Пальчики, пальчики в кольцах; она за все хватается, но все валится у нее из рук, а в голове пусто”.

Таков ключ к образу, предложенный самим автором.
Раневская обладает такими замечательными свойствами характера как доброта, преданность чувству любви. Она хлопочет об устройстве приемной дочери Вари, жалеет слугу Фирса, отдает свой кошелек крестьянам, которые пришли с ней проститься. Но порой эта доброта – просто результат достатка, которым она обладает и который и обнаруживает себя в сверкании колец на пальцах.

Она сама признается в своей расточительности: “Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая”.
Свою заботу о людях раневская не доводит до логического конца. Варя остается без средств к существованию после продажи имения и вынуждена идти к чужим людям. Фирс остается в запертом доме, потому что Любовь Андреевна забыла проверить, отправили ли его в больницу.
Для Раневской характерно легкомыслие, быстрая смена чувств. Так, она обращается к Богу и молит простить ее прегрешения, но в это же самое время предлагает устроить “вечерок”. Двойственность переживаний сказывается и в отношении России. Она нежно относится к своей родине, к вишневому саду, к своему старому дому с огромными окнами, в которые лезут непослушные ветви.

Но чувство это неустойчиво. Как только она получает телеграмму от бывшего любовника, который обобрал ее, она забывает обиду и собирается в Париж. Создается впечатление, что Раневская лишена внутреннего стержня.

Ее легкомыслие и безалаберность приводят к тому, что сад продан, усадьба отходит в чужие руки.
Станет ли новым хозяином Лопахин? Ясно, что перед нами представитель нового класса, и этот класс вытесняет родовых дворян из российской жизни. Лопахин и привлекает и страшит Чехова.

Писатель дает понять, что Лопахин лишь временный хозяин жизни. Он представляется Раневской признательным другом, а сам начинает рубить сад еще до ее отъезда. Нет, он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец
“Вишневый сад” – последняя пьеса в творчестве Чехова, его “лебединая песня”. В пьесе вишневый сад соединил всех основных действующих лиц и стал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого. Он стал символом страны. России.

Правда, пока не осуществилась мечта писателя, чтобы вся Россия была садом. Но от нас зависит, останется это мечтой или воплотится в жизнь. Перед нами пьеса с прозаическим названием “Вишневый сад”.

Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? “Вся Россия – наш сад”, – говорит один из персонажей пьесы Петя Трофимов.
Интересно, что Антон Павлович Чехов сам выращивал сад в Мелихове. В Крыму писатель рядом со своим домом на высоком возвышении разбил южный сад, который стал его детищем. Он растил его по хорошо продуманному плану и создавал его как художественное произведение.
Вишневый сад в пьесе – воплощение всего прекрасного, олицетворение красоты и поэзии. Это один из героев пьесы. Он возникает в ней постоянно, как бы напоминая о себе.

Введенный в реплики действующих лиц, сад становится участником действия.
Великолепный чеховский сад связан в пьесе с судьбами трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Тем самым Чехов очень широко раздвигает время, запечатленное в своей пьесе. Сам сад воплощает прошлую культуру и красоту. Так воспринимает его Раневская и Гаев.

Для них он связан с детством. По словам Раневской, “счастье просыпалось” вместе с нею каждое утро, когда она глядела из окна на эти деревья.
Для Лопахина сад чудесен лишь как удачное “местоположение”. По его словам, “замечательного в этом саду только то, что он очень большой”. Для него это деловой коммерческий участок. Он считает, что вишня “доходов ныне не приносит”, другое дело – маковое поле!

Он собирается вырубить старый вишневый сад, и теперь угроза висит над деревьями как дамоклов меч.
Лопахин чувствует себя хозяином жизни. “Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!” Сколько в этих словах цинизма и куража! “Настроим мы дач!” – проговаривается он. В финале пьесы угроза приведена в действие: стучит топор, падают деревья.
Равнодушие к тому, что происходит, чувствуется в словах Пети Трофимова. К вечной человеческой ценности – красоте – он подходит с узко классовых позиций и начинает порочить вишневый сад, усматривая почему-то за каждым деревом замученного раба-крепостного. “Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”, – так успокаивает он Аню.
Только Аня, светлая, нежная и восторженная, устремленная в будущее, готова посадить новый сад прекраснее прежнего. Она одна достойна той красоты, которая заключена в вишневом саде.
В пьесе представлены как бы два мира: мир грез и мир действительности. Раневская и Лопахин живут в разных мирах. Поэтому и не слышат они друг друга. Любовь Андреевна живет в мечтах, она вся в своей любви, в своих фантазиях.

Просто Раневская не здесь, она в своем мире.
Принято утверждать, что Гаев, брат Раневской, – как бы ее искаженное изображение. В этом есть явная “натяжка”. Он просто находится на границе этих двух миров.

Он не праздный мечтатель, но, по-видимому, его существование не вполне реально, если в его возрасте о нем говорят “молодо-зелено”.
А вот Лопахин – это, пожалуй, единственный человек из действительности. Но все не так просто. В Лопахине сочетается и реальность, и мечта.

Но его “грезы” ведут к действию: память о всем том добром, что сделала для него Раневская, заставляет его искать выход из той ситуации, в которую они попали. Но дело заканчивается покупкой вишневого сада.
Очень точным кажется сравнение режиссера Эфроса, который говорил, работая в театре на Таганке над этим спектаклем, что все герои пьесы – дети, играющие на минном поле, и лишь Лопахин, серьезный человек, предупреждает об опасности, но дети увлекают его своей игрой, он забывается, но вскоре вновь вспоминает, как бы просыпается. Только он один постоянно помнит об опасности. Один Лопахин.
Вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе “Вишневый сад” отразился и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора.

Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить.
Никаких способов переустройства жизни, никаких конкретных действий в пьесе нет. Принято считать, что будущее России Чехов видел в образах Трофимова и Ани. Но ведь владельцы сада – потомственные дворяне Гаев и Раневская. Этот сад принадлежит их роду много-много лет.

И автору эти люди глубоко симпатичны, несмотря на праздность и безделье. И здесь встает вопрос о неоднозначности пьесы.
Взять хотя бы образ самой хозяйки сада – Раневской. Известно, что Чехов с большим увлечением работал над этой ролью и предназначал ее для актрисы О. Л. Книппер, своей жены. Этот образ всегда вызывал противоречивые толки и стал одной из загадок Чехова. В ответ на вопрос, как следует играть этот образ, Чехов ответил: “Пальчики, пальчики в кольцах; она за все хватается, но все валится у нее из рук, а в голове пусто”.

Таков ключ к образу, предложенный самим автором.
Раневская обладает такими замечательными свойствами характера как доброта, преданность чувству любви. Она хлопочет об устройстве приемной дочери Вари, жалеет слугу Фирса, отдает свой кошелек крестьянам, которые пришли с ней проститься. Но порой эта доброта – просто результат достатка, которым она обладает и который и обнаруживает себя в сверкании колец на пальцах.

Она сама признается в своей расточительности: “Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая”.
Свою заботу о людях Раневская не доводит до логического конца. Варя остается без средств к существованию после продажи имения и вынуждена идти к чужим людям. Фирс остается в запертом доме, потому что Любовь Андреевна забыла проверить, отправили ли его в больницу.
Для Раневской характерно легкомыслие, быстрая смена чувств. Так, она обращается к Богу и молит простить ее прегрешения, но в это же самое время предлагает устроить “вечерок”. Двойственность переживаний сказывается и в отношении России.

Она нежно относится к своей родине, к вишневому саду, к своему старому дому с огромными окнами, в которые лезут непослушные ветви. Но чувство это неустойчиво. Как только она получает телеграмму от бывшего любовника, который обобрал ее, она забывает обиду и собирается в Париж. Создается впечатление, что Раневская лишена внутреннего стержня.

Ее легкомыслие и безалаберность приводят к тому, что сад продан, усадьба отходит в чужие руки.
Станет ли новым хозяином Лопахин? Ясно, что перед нами представитель нового класса, и этот класс вытесняет родовых дворян из российской жизни. Лопахин и привлекает и страшит Чехова.

Писатель дает понять, что Лопахин лишь временный хозяин жизни. Он представляется Раневской признательным другом, а сам начинает рубить сад еще до ее отъезда. Нет, он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец
“Вишневый сад” – последняя пьеса в творчестве Чехова, его “лебединая песня”. В пьесе вишневый сад соединил всех основных действующих лиц и стал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого. Он стал символом страны. России.

Правда, пока не осуществилась мечта писателя, чтобы вся Россия была садом. Но от нас зависит, останется это мечтой или воплотится в жизнь.

История создания

Смысл названия

Основная идея

Автор показывает, как важно действие, но не механическая погоня за наживой, а действие одухотворенное, осмысленное, нравственное. Именно о нем и говорит Петр Трофимов, именно его хочет видеть Анечка. Однако и в студенте мы видим пагубное наследие прошлых лет – много говорит, но мало сделал для своих 27 лет. И все-таки писатель надеется, что эту вековую дрему удастся преодолеть ясным и прохладным утром – завтрашним днем, куда придут образованные, но в то же время деятельные потомки Лопахиных и Раневских.

Тема произведения

Проблематика

Символика пьесы

Главный образом в пьесе Чехова является именно сад. Он не только символизирует усадебную жизнь, но и соединяет времена и эпохи. Образ Вишневого сада – это дворянская Россия, с помощью него Антон Павлович предсказал будущее перемены, которые ждали страну, хотя сам их увидеть уже не смог. Также он выражает авторское отношение к происходящему.

Так же символична система образов, значение которой описано в отдельном пункте.

Композиция

Первое действие — экспозиция. Все ждут приезда хозяйки имения Раневской из Парижа. В доме каждый думает и говорит о своем, не слушая других. Разобщенность, расположившаяся под кровлей, иллюстрирует разноголосую Россию, где живут такие не похожие друг на друга люди.

Завязка – входят Любовь Андреева с дочерью, постепенно все узнают, что им грозит разорение. Ни Гаев, ни Раневская (брат и сестра) не могут предотвратить его. Только Лопахин знает сносный план спасения: вырубить вишни и построить дачи, но гордые хозяева не соглашаются с ним.

Второе действие. Во время захода солнца в очередной раз обсуждается судьба сада. Раневская высокомерно отвергает помощь Лопахина и продолжает бездействовать в неге собственных воспоминаний. Гаев и купец постоянно ссорятся.

Третье действие (кульминация): пока старые владельцы сада устраивают бал, как ни в чем ни бывало, идут торги: имение приобретает бывший крепостной Лопахин.

Четвертое действие (развязка): Раневская возвращается в Париж проматывать остальные сбережения. После ее отъезда все расходятся кто куда. Только старый слуга Фирс остается в забитом доме.

Новаторство Чехова — драматурга

Система образов

Читайте также: