Эпос о гильгамеше сочинение

Обновлено: 30.06.2024

В древности в Месопотамии было королевство Урук, которым правил молодой герой по имени Гильгамеш. Он был невероятно силен и упрям. Мог голыми руками одолеть льва. Характер у героя отличался тем, что он признавал только собственное мнение, решения. А власть богов — игнорировал.

Гильгамеш и Энкиду

Как-то царь приказал сделать вокруг города оборонную каменную стену. При её строительстве людей абсолютно не жалели. Они воззвали к богам о защите. Тогда боги создали Энкиду — человека, равного Гильгамешу силой.

И Гильгамеш с Энкиду стали сражаться, но победить не удалось никому — оба были одинаково сильны. С той поры правитель и Энкиду стали друзьями, назваными братьями: царица (мать Гильгамеша), приняла Энкиду, будто он был ее сыном. Сам же властитель под влиянием Энкиду перестал был тираном, его характер смягчился. Ему только хотелось вершить подвиги.

Поход против чудища Хубаба

Гнев богини и волшебный бык

После этого приключения богиня Урука, Иштар, предложила Гильгамешу взять ее в жены и стать очень богатым и могущественным. Гильгамеш отказался. И тогда рассерженная богиня, при помощи своего отца, отправила на землю волшебного буйвола, чтобы тот убил Гильгамеша. Но тот и его верный соратник Энкиду без труда победили волшебного быка.

Смерть Энкиду

Это событие вызвало гнев богов, и, по воле божества справедливости, Энкиду начал болеть и после двенадцати дней его не стало.

Пока такого не произошло, Гильгамеш принимал смерть, как естественную часть жизни. Но царь часто мечтал, как Энкиду няньчит сына Гильгамеша, рассказывая ему об их совместных подвигах. Теперь же, без верного друга, Гильгамеш очень опечалилися. И днем, и ночью его стал преследовать страх смерти.

В поисках бессмертия

Обретение истины

Но, пока царь отдыхал, на аромат волшебного цветка приполз змей, съел растение, скинул старую шкурку и стал молодым! Вот так Гильгамеш понял, что смерть ему не не победить. Обретя покой, он смирился и перестал грустить, потому что понял: жизнь человека подобна короткой вспышке, но, пока о человеке и его деяниях помнят, он жив. А значит — бессмертен.

Миф о древнем царе и его преданном друге содержит глубокую философскую мысль о том, что человек может все. Способен открыть в себе и проявлять самые невероятные качества. Важно только быть справедливым и не впадать в жестокость и гордыню. Ценить преданную дружбу, сострадание, смирение. Положительные свойства, дающие возможность проявить благородство, справляться с препятствиями, которые могут встретиться на жизненном пути.

Всеми́рный пото́п— страшная катастрофа, описанная в ряде религий, представлявшая собой широкомасштабное наводнение, которое, согласно религиям, было карой Бога или богов за человеческие грехи.

История возникновения Библии

Начало истории

причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть город).

Строительство Ковчега (корабля)

Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении, и повелел построить Ковчег — судно, сделанное из дерева гофер (возможно, кипарис) и способное пережить готовящийся потоп. Бог дал Ною точные указания, как построить ковчег и снарядить его для длительного плавания. Господь повелел сделать три отделения в ковчеге, которые должны были находиться одно над другим, и осмолить его смолою внутри и снаружи. Из Книги Бытия известны точные размеры ковчега — длина ковчега триста локтей (157 м), ширина его пятьдесят локтей (26 м), а высота его тридцать локтей (15 м). Также Бог повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег с боку. Праведник Ной самостоятельно строил ковчег, а когда сыновья подрастали, они помогали отцу в сооружении ковчега. Когда народ узнал об этом строительстве, люди проходили много километров для того, чтобы посмотреть и посмеяться над тем, что происходит. Они поднимали Ноя на смех и говорили, что он безумен.

Годы шли, а ковчег становился все больше. Чем ближе было окончание работы, тем большее количество зевак приходило, чтобы поднять на смех настойчивость Ноя и его сыновей. И все это время Ной продолжал говорить насмешникам о грядущем потопе, вызванном человеческим непослушанием, и о том, что спасется лишь тот, кто покается и будет с Богом. Но никто, кроме членов его семьи, не верил Ною.

К началу работ по постройке ковчега Ною было 500 лет и у него уже было три сына: Сим, Хам, Иафет. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Таким образом на постройку ковчега ушло 100 лет.

Далее продолжаем исследовать Книгу бытия.

Начало новой жизни

Выйдя из ковчега, Ной устроил жертвенник Богу и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И сказал Господь, что больше не будет проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его. Как знак этого обещания в небесах воссияла радуга — завет Бога с людьми. Бог благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле. И после потопа Ной жил еще триста пятьдесят лет, а умер когда было девятьсот пятьдесят лет.

Критический анализ эпоса о Гильгамеше

Несколько слов о главном герое эпоса - Гильгамеше. Официальная история совершенно серьёзно признала в нём царя древнего шумерского города Урука, хотя в эпосе государственная (царская) деятельность Гильгамеша представлена очень слабо. В самом начале сообщается, что Гильгамеш больше бог, нежели человек:

Велик он более всех человеков,
На две трети он бог, на одну -- человек он ,
Образ его тела на вид несравненен

Если обратиться к истории Древнего мира, то мы обнаружим там единственную страну, где кедр использовался практически повсеместно – это Египет. Из дерева кедра изготавливалась царская мебель, предметы культа, а кедровое масло использовалось при бальзамировании и других ритуальных целях.

Осирис – бог возрождения и таким образом дерево, а точнее кедр стал ассоциироваться с Осирисом и вечной жизнью после возрождения. Всё довольно просто и логично, чего не скажешь о шумерском эпосе, из которого совершенно неясно, откуда такое внимание к кедру, о котором жители Шумера, скорей всего, не имели никакого представления.

На красоту Гильгамеша подняла очи государыня Иштар
Давай, Гильгамеш, будь мне супругом,
Зрелость тела в дар подари мне!
Ты лишь будешь мне мужем, я буду женою!

Какую славу тебе возносят?
Давай перечислю, с кем ты блудила!

В результате Иштар не на шутку осерчала и принялась своему обидчику жестоко мстить. Но в конце-концов пострадал не сам Гильгамеш, а его друг Энкиду, умерший по воле богов.

7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.
8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;

10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,
11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;
12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.
13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,
14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,

19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом;
20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице.

Приведём ещё одну ссылку на Г.Н.Потанина ("Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе", стр.628), где рассказывается подобная история (тюркская сказка об Идыге):

Гильгамеш, погоревав над телом своего умершего друга, логично предположил, что и его ждёт та же участь, поэтому решил искать бессмертия, для чего отправился в очередное путешествие к горам Машу. Горы Машу – по сути это две горы, между которыми встаёт (рождается) утреннее Солнце. Они соответствуют египетской символике, согласно которой символ ахет (горизонт) представляет собой солнечный диск, лежащий меж двух вершин .

По этому поводу надо сказать, что Гильгамеш совершил два путешествия, а не одно, как пишут в ряде источников. Причём целью второго было обретение бессмертия самого Гильгамеша, в отличие от утверждений некоторых авторов, писавших, что Гильгамеш хотел оживить умершего друга Энкиду.

На двенадцатом поприще свет появился ,
Поспешил он, рощу из каменьев увидев:
Сердолик плоды приносит,
Гроздьями увешан, на вид приятен.
Лазурит растет листвою -
Плодоносит тоже, на вид забавен.
Гильгамеш, проходя по саду каменьев,
Очи поднял на это чудо.

Концовка эпоса явно скомкана, что, вероятно, стало следствием нескольких редакций и правок. Гильгамеш, казалось бы овладевший заветным цветком, через какое-то время снова ныряет за ним, но коварный змей опередил его и утащил цветок в нору, сбросив при этом свою шкуру по образу и подобию царевны-лягушки.

По возвращении в Урук, Гильгамеш незамедлительно озаботился качеством городских стен:

"Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай -
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?"

На этом эпос заканчивается.

Об имени Гильгамеш

На Востоке эпос о Гильгамеше пользовался беспрецедентной популярностью, в одном только Шумере было найдено 5 песен о нём. Дальнейшее развитие он получил в период Вавилонского царства. Известны его переводы на хеттский и хурритский языки. Фрагмент эпоса о Гильгамеше найден даже в кумранских свитках, в которых, впрочем, значительная часть текста утрачена, тем не менее из имеющихся фрагментов можно понять, что речь идёт о Гильгамеше.

Последний аспект подтверждают тексты сирийского писателя Теодора бар Конная, в которых Гильгамеш оказывается современником Авраама.

Особо следует отметить, что считающиеся самыми древними шумерские тексты эпоса указывают на непорочную суть Гильгамеша, родившегося без участия биологического отца.

Самый устойчивый элемент всех произведений о Гильгамеше – это сам Гильгамеш. В его соратниках и даже покровительствующих ему богах, как правило, выступают разные персонажи, имеющие хождение в местах написания вариантов эпоса.

Откуда такая слава, как говорят историки, у царя, отличившийся единственным поступком, сходив в Ливан за кедром? При этом те же историки отмечают, что вероятнее всего он ходил не в Ливан, а в Элам и не за кедром, а неизвестно за чем. Тогда становится совсем непонятным происхождение источника такой фантастической популярности.

Мягкий знак в первом слове мы рассматривать не будем – он добавлен для более благозвучного звучания, поэтому останется только ГИЛГА. Как известно, фонетическая замена звука Р на Л (ротацизм) - довольно распространённое явление. Попробуем сделать обратную замену, что даст нам ГИРГА. Но это сравнительно часто встречающееся имя с вариантами произношения ГЫРГА или ГРГА. Тем не менее самый известный вариант этого имени звучит так: ГЕОРГИЙ. Общий же предок этих имён – имя древнеегипетского ХОРА (вар. - Гора).

Если этот вывод верен, то и вторая часть имени Гильгамеш имеет, скорей всего, египетские корни, тем более что иные варианты перевода морфемы МЕШ (иврит, тюркские языки) не дают удовлетворительных результатов.

В древнеегипетском можно встретить похожие конструкции в следующих именах фараонов: ДЕДУМОС, ТУТМОС (4 фараона), ЯХМОС, РАМИС (РАМЗЕС) – 11 фараонов, АМЕНМЕС.

Как видно из рисунка, АХУРАМАЗДА – это крылатый солярный бог, аналог древнейшего египетского крылатого солнца, олицетворявшего Хора:

Таким образом, Ахурамазда отождествляется с древнеегипетской символикой бога Гора. Само имя, Ахурамазда, как нетрудно заметить, можно разбить на две части (оно, кстати, так и записывалось двумя словами): АХУРА + МАЗД .

Рассмотрим ещё несколько интересных слов, встречающихся в эпосе.

Эрешкигаль - некая царица земли, а ей прислуживает дева-писец Белет-цери .

Явственно обозначена пара: Эрешкигаль и Белет-цери.

Получается, что значение первой половины слова неизвестно. Хотя это довольно странно, поскольку очевидно же, что ЭРЕШ - вариант еврейского слова ЭРЕЦ ("земля"). Вторая половина слова Эрешкигаль - КАГАЛ. Имеем в итоге: ЭРЕЦ + КАГАЛ - Земля Кагала .

Кагал - сборище, собрание (место сбора евреев). По-гречески иногда переводят как "церковь", поскольку "место сбора" по-гречески - синагога.

Теперь разберёмся с именем Белет-цери, которое сопутствует ЭРЕЦ-КАГАЛУ. Здесь больших сложностей не возникает: Белет-цери - ЦАРИЦА БААЛЕТ , супруга Баала, почитавшегося в регионе ЭРЕЦ-КАГАЛА.

В эпосе упоминаются горы-близнецы Машу, название которых также восходит к МС, означающее, как и в случае с Моисеем, "рожать". Т.е. горы Машу - это, если проводить коннотацию с Библией, "горы Моисея" или Мусы. К обоим словам - "Машу" и "Моисей" - этимоном послужило древнеегипетское слово MS .


Краткий сравнительный анализ сказаний о Потопе

Прежде чем начать рассмотрение рассказа о Потопе, включённого в эпос о Гильгамеше, предлагаем обратить внимание на тексты разных Библий, в которых говорится о постройке Ноева ковчега.

*Не известно, что из себя представляет дерево гофер, но предполагается, что это - кипарис, поскольку археологи встречали хорошо сохранившиеся сваи из кипариса, поэтому он считается очень долговечным. Но зачем Ною сваи из кипариса, если ему плавать всего-то несколько недель?

Учитывая намёк на кубическую форму ковчега, можно предположить, что и дерево "гофер" из Синодального издания, в котором это слово не переведено и оставлено как есть, имеет отношение к сундуку. И действительно, похожее слово есть даже в русском языке - КОФР и в других языках:

КОФРА , м. (фр. coffre - Сундук)
coffer С.1250, from O.Fr. cofre "a chest," from L. cophinus "basket" (see coffin).
coffin early 14c., from O.Fr. cofin "sarcophagus," earlier "basket, coffer," from L. cophinus "basket," from Gk. kophinos "a basket," of uncertain origin. Funeral sense in Eng. is 1520s; before that it was literal and had also a meaning of "pie crust." Coffin nail "cigarette" is slang from 1880.

Выходит, что все Библии, кроме одной Вульгаты, несут в себе следы ковчега кубической формы.

Для прояснения ситуации с ковчегом предлагаем ознакомиться с фреской Микеланджело (Сикстинская капелла, Ватикан, 1509г.), на которой изображен Потоп:

Удивляет, что на картине нет корабля, а его функцию выполняет деревянный храм кубической формы:

Для объяснения этого факта богословам приходится прибегать к уловке, что, дескать, изображена аллегория – будут спасены только верующие, ищущие спасение в храме. Но какой может быть храм в книге Бытия?

Как не трудно догадаться, в эпосе о Гильгамеше говорится о постройке не корабля, а деревянного здания в форме куба – именно то, что мы и видим на фреске Микеланджело.

Ноев ковчег в виде храма можно встретить и на русских фресках (Борисоглебск, Воскресенский собор):

Ещё большее удивление вызывают изображения Ноева ковчега в виде пирамиды (не приведены).

По-гречески ковчег - κιβωτός, κιβώτιον (кибитос или кибитон, откуда – кибитка и, очевидно, куб).

Первое , что обращает на себя внимание – это царь Вавилона Ксисутрус. Нетрудно заметить, что это имя представляет собой слегка видоизменённое имя Сесострис, которое в те времена трудно было написать без ошибок, причём под Сесострисом в греческих источниках чаще всего понимался величайший фараон Рамзес II, в то время как египетский Мемфис был известен под названием Вавилон.

Второе . В тексте присутствует нехарактерная для других текстов деталь и вместе с тем довольно странная: царю приказано срочно писать историю мира, которую надлежало закопать в Сиппаре. Кому, спрашивается, нужна эта история, если сам царь заблаговременно не позаботился о её написании? И зачем её надо было закапывать в другом городе, в Сиппаре, если, вообще говоря, результаты Потопа заведомо не известны? Почему бы её не взять царю с собой, ведь всё самое ценное он поместил на свой корабль?

Третье . По окончании Потопа люди прибывает в Вавилон и тут же, в Сиппаре, откапывают свою историю. Можно подумать, что писание, как и Сиппар, находятся в самом Вавилоне. Как будет показано позже, так оно в действительности и задумывалось, но при заимствовании текста возникла ошибочная его интерпретация.

Четвёртое . Как рассказывают учёные, стремящиеся на археологических и геологических данных показать реальность описываемых событий, Потоп возник в результате небывалого разлива рек Ефрат и Тигр, что и отразилось в древних мифах, разошедшихся по всей планете. Во-первых, не по всей – в Африке этих мифов, как ни странно, нет, а, во-вторых, при разливе указанных рек всё, включая корабль-ковчег, вынесло бы в море, однако он почему-то поплыл в противоположном направлении – против течения рек.

Шестое . Берос полностью и окончательно решил проблему ящиков-ковчегов, поэтому у него нет на них даже намёка (как в Вульгате), это при том, что, как было показано выше, в современных Библиях следы храмов-ковчегов всё-таки присутствуют.

Легко заметить, что этот вариант отличается стройной логикой и ясностью – Ной взял с собой весьма ценную и полезную книгу, украшенную сапфирами, т.е. знания были оформлены в виде сапфировой книги. Специально акцентируем внимание на этом моменте, поскольку слово сапфир практически идентично названию города Сиппар из сказания Бероса. Отсюда сразу становится понятно, почему царю Вавилона пришлось закапывать свой исторический труд в Сиппаре, т.к. изначально Сиппар представлял собой сапфировую книгу. Данное выявленное обстоятельство однозначно свидетельствует о том, что описанный Беросом вавилонский Потоп является деградированным вариантом еврейского фольклора довольно позднего происхождения.

Гора Ницир – абстрактное понятие, не имеющее отношение к реальной топонимике. Обратившись к ивриту, мы найдём в нём искомое слово:

נצר /нацар = хранил, стерёг;
נצור /нацур = охраняемый;
נוצר/ноцер = сторож, страж.

По смыслу получается, что Гора Ницир удерживает корабль, не давая тому качаться, охраняя его от разбушевавшейся стихии.

Вывод . Всё указывает на то, что шумеро-вавилонские тексты являются заимствованными из разных источников средиземноморского региона, из которого, собственно, пришли сами шумеры. По имеющимся данным, полученным при исследовании костных останков, шумеры принадлежали к средиземноморской расе европеоидной большой расы.

Как мы помним, с точки зрения месопотамца, конечные, разумные существа Вселенной (будь то люди или боги), обуреваемые желаниями, боящиеся боли, тянущиеся к радостям и обреченные на множество страданий, предоставлены сами себе в не особенно благоприятном окружении и совершенно одиноки. Над ними нет ни абсолюта, ни промысла, ни благодати; в мире, где они живут, все относительно, уязвимо и конечно во времени и пространстве. Загробная жизнь одинаково безрадостна и постыла для всех. Человеку в таком мире остается в собственных интересах распорядиться тем, что ему отпущено, пока его не настигла неизбежная, одинаковая для людей и не зависящая от его поведения гибель.

В результате проблема выбора системы ценностей и поведения стоит перед людьми Ближнего Востока (субъективно суверенными личностями) особенно остро. Как с наибольшим толком воспользоваться оказавшимся в твоих руках достоянием: собственным телом и душой, долей времени и пространства? И решение, и результат, и оценка этого результата — всё зависит здесь только от самого человека.

Однако у гедонистического идеала есть два естественно выделяющихся варианта, полярно противоположных по своему значению для окружающих. Первый из них, грубо эгоистический, ограничивает круг рекомендуемых радостей только теми, что не связаны с соучастием других людей как личностей: здесь санкционируются только радости, связанные с личным потреблением (и утилизацией других людей как вещей, агрессией против них и утверждением своей власти над ними); добиваться же этих радостей при любом удобном случае рекомендуется за счет окружающих.

В рамках второго варианта высшими (или, по крайней мере, очень важными) считаются те радости, что заданы благим свободным соприкосновением с личностью другого человека, будь то любовь, дружба или чувство своей правоты и заслуг перед окружающими. Разумеется, при достижении таких радостей приходится выполнять нормы этики, как раз и оформляющие благие межчеловеческие отношения.

Эпос о Гильгамеше

Эпос о Гильгамеше Там, где светлый Евфрат воды к морю стремит, Высится холм из песка. Город под ним погребен. Имя ему Урук. Сделалась пылью стена. Дерево стало трухой. Ржавчина съела металл. Путник, взойди на холм, в синюю даль вглядись. Стадо овец бредет к месту, где был

Глава 27. Счастье и смысл жизни — цивилизационные особенности

Глава 27. Счастье и смысл жизни — цивилизационные особенности Кризисные ситуации заставляют снова и снова переосмыслять предназначение человека на Земле. Он ведь действительно рожден для счастья. Все зло, все невзгоды, происходящие с человечеством, обусловлены его

Смысл жизни

Смысл жизни Служба. Бог, Честь. Присяга. Слава.

Карл Маркс. Смысл жизни – борьба!

Карл Маркс. Смысл жизни – борьба! Карл Маркс – это человек-легенда, человек-символ.Трудно представить, что его когда-то не было. Неужели он, как все обычные люди, ел, пил, спал?! Кажется, что он не имеет ничего общего с обыденной жизнью. Хотя вряд ли можно найти человека более

Об образе Мамая в эпосе и фольклоре

Об образе Мамая в эпосе и фольклоре Весьма любопытно отметить, что средневековые авторы и современные историки, несмотря на негативное отношение к Мамаю, ни разу не предприняли попыток вообще забыть о существовании этого деятеля. Несомненно, это объясняется

Грабеж как смысл жизни

Цена человеческой жизни в России

Цена человеческой жизни в России [22]1 декабря 1896 года родился будущий маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, и в связи с этим возникла тема о цене человеческой жизни в России.Не обсуждая ни Жукова, ни других советских руководителей в качестве военных

Падение Западной Руси в былинном эпосе

Падение Западной Руси в былинном эпосе Данные о существовании государства Русь на западе Европы и его гибели сохранились и в былинном эпосе. Понять расположение Руси и причины переселения на Балканы можно при рассмотрении народов, с которыми граничила Русь.Жидовина

Ф.П.Самсонов. СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ.

Ф.П.Самсонов. СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ. К концу 1932 года я двенадцать лет прослужил в Украинском военном округе. Все здесь - и люди, и обстановка - стало привычным, родным. Поэтому я отказался от предложения начальника разведывательного отдела Белорусского военного округа Х. А. Пунги

Стоит человеческой жизни

Стоит человеческой жизни Мы приехали в Феодосию по служебным делам и, не сговариваясь, решили, прежде всего, "пойти в гости к Айвазовскому", как выразился наш шофер Борис Петрович. У него было к Феодосии свое, особое отношение: он приходил сюда с десантом в 1941 году. И, может

Читайте также: