Верьте себе выходящие из детства юноши и девушки каковы ваши впечатления сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые предоставляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими. Не бойтесь этого разногласия, а, напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всеми окружающими выразилось самое лучшее, что есть в вас, — то Божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования. Помню, как я, когда мне было 15 лет, переживал это время, как вдруг я пробудился от детской покорности чужим взглядам, в которой жил до сих пор, и в первый раз понял, что мне надо жить самому, избирать путь, самому отвечать за свою жизнь перед тем началом, которое дало мне ее. Но это продолжалось недолго. Я не поверил себе, а поверил всей той внушительной, самоуверенной, торжествующей мудрости людской, которая внушалась мне сознательно и бессознательно всем окружающим. И мое первое побуждение заменилось очень определенными, хотя и разнообразными желаниями успеха перед людьми. Я не поверил себе тогда, и только после многих десятков лет, потраченных на достижение мирских целей, которых я или не достиг, или которых достиг и увидел бесполезность, тщету, а часто и вред их, я понял, что, то самое, что я знал 60 лет тому назад и чему не поверил тогда, и может, и должно быть единственной разумной целью усилий всякого человека. Да, милые юноши, искренно, самостоятельно, не под влиянием внешнего внушения, а самостоятельно и искренно пробудившиеся к сознанию всей важности своей жизни, да, не верьте людям, которые будут говорить вам, что ваши стремления — только неисполнимые мечты молодости. да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего Божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека. Лев Толстой. "Верьте себе"

Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые предоставляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими. Не бойтесь этого разногласия, а, напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всеми окружающими выразилось самое лучшее, что есть в вас, — то Божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования.

Помню, как я, когда мне было 15 лет, переживал это время, как вдруг я пробудился от детской покорности чужим взглядам, в которой жил до сих пор, и в первый раз понял, что мне надо жить самому, избирать путь, самому отвечать за свою жизнь перед тем началом, которое дало мне ее. Но это продолжалось недолго. Я не поверил себе, а поверил всей той внушительной, самоуверенной, торжествующей мудрости людской, которая внушалась мне сознательно и бессознательно всем окружающим. И мое первое побуждение заменилось очень определенными, хотя и разнообразными желаниями успеха перед людьми.

Я не поверил себе тогда, и только после многих десятков лет, потраченных на достижение мирских целей, которых я или не достиг, или которых достиг и увидел бесполезность, тщету, а часто и вред их, я понял, что, то самое, что я знал 60 лет тому назад и чему не поверил тогда, и может, и должно быть единственной разумной целью усилий всякого человека.

Да, милые юноши, искренно, самостоятельно, не под влиянием внешнего внушения, а самостоятельно и искренно пробудившиеся к сознанию всей важности своей жизни, да, не верьте людям, которые будут говорить вам, что ваши стремления — только неисполнимые мечты молодости. да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего Божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека.

Не верьте этому, а верьте только себе, и не бойтесь несогласия со взглядами и мыслями людей, окружающих вас, если только несогласные с ними ответы ваши на представляющиеся вам вопросы основаны не на ваших личных желаниях, а на желании исполнить назначение своей жизни, исполнить волю той силы, которая послала вас в жизнь. Верьте себе, особенно когда ответы, представляющиеся вам, подтверждаются теми вечными началами мудрости людской, выраженной во всех религиозных учениях и в наиболее близком вам учении Христа в его высшем духовном значении.

Помню, как я, когда мне было 15 лет, переживал это время, как вдруг я пробудился от детской покорности чужим взглядам, в которой жил до тех пор, и в первый раз понял, что мне надо жить самому, самому избирать путь, самому отвечать за свою жизнь перед тем началом, которое дало мне ее. Помню, что я тогда, хотя и смутно, но глубоко чувствовал, что главная цель моей жизни это то, чтобы быть хорошим, в смысле евангельском, в смысле самоотречения и любви. Помню, что я тогда же попытался жить так, но это продолжалось недолго. Я не поверил себе, а поверил всей той внушительной, самоуверенной, торжествующей мудрости людской, которая внушалась мне сознательно и бессознательно всем окружающим. И мое первое побуждение заменилось очень определенными, хотя и разнообразными желаниями успеха перед людьми, быть знатным, ученым, прославленным, богатым, сильным, то есть таким, которого бы не я сам, но люди считали хорошим.

Я не поверил себе тогда, и только после многих десятков лет, потраченных на достижение мирских целей, которых я или не достиг или которых достиг и увидал бесполезность, тщету, а часто и вред их, я понял, что то самое, что я знал 60 лет тому назад и чему не поверил тогда, и может и должно быть единственной разумной целью усилий всякого человека.

А какою иною, более радостною для себя и более полезной людям могла бы быть моя жизнь, если бы я тогда, когда голос истины, бога, в первый раз заговорил в не подвергшейся еще соблазнам душе моей, поверил бы этому голосу и отдался бы ему?

Да, милые юноши, искренно, самостоятельно, не под влиянием внешнего внушения, а самостоятельно и искренно пробудившиеся к сознанию всей важности своей жизни, да, не верьте людям, которые будут говорить вам, что ваши стремления только неисполнимые мечты молодости, что и они так же мечтали и стремились, но что жизнь скоро показала им, что она имеет свои требования и что надо не фантазировать о том, какая бы могла быть наша жизнь, а стараться наилучшим образом согласовать свои поступки с жизнью существующего общества и стараться только о том, чтобы быть полезным членом этого общества.

Не верьте и тому особенно усилившемуся в наше время опасному соблазну, состоящему в том, что высшее назначение человека ‑ это содействие переустройству существующего в известном месте, в известное время общества, употребляя для этого всевозможные средства, даже и прямо противоположные нравственному совершенствованию. Не верьте этому; цель эта ничтожна перед целью проявления в себе того божественного начала, которое заложено в душе вашей. И цель эта ложна, если она допускает отступления от начала добра, заложенного в душе вашей.

Не верьте этому. Не верьте тому, что осуществление добра и истины невозможно в душе вашей. Такое осуществление добра и истины не только не невозможно в душе вашей, но вся жизнь, и ваша, и всех людей, только в одном этом, и только это осуществление в каждом человеке ведет не только к лучшему переустройству общества, но и ко всему тому благу человечества, которое предназначено ему и которое осуществляется только личными усилиями каждого отдельного человека.

Да, верьте себе, когда в душе вашей будут говорить не желание превзойти других людей, отличиться от других, быть могущественным, знаменитым, прославленным, быть спасителем людей, избавителем их от вредного устройства жизни (такие желания часто подменивают желание добра), а верьте себе, когда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше, я не скажу: совершенствоваться, потому что в самосовершенствовании есть нечто личное, удовлетворяющее самолюбию, а скажу: делаться тем, чем хочет тог бог, который дал нам жизнь, открывать в себе то вложенное в нас, подобное ему, начало, жить по‑божьи, как говорят мужики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Учебный предмет: ЛИТЕРАТУРА

Номер урока в тематическом планировании 42

Класс 9 а класс

Вид АООП (3.2)

Тип урока : урок формирования новых знаний

Цель урока: раскрытие идейного содержания повести через анализ текста, развитие мыслительной деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать.

Задачи урока и планируемые результаты:

Воспитательные

Развивающие

Коррекционно-развивающие

- формировать нравственные качества через анализ поступков главного героя повести ;

- содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста;

начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте.

-формировать ответственное отношение к учению

-воспитывать интерес к изучению литературы, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;

-развивать у учащихся познавательного способа действия, ориентированного на поиск и выделение информации;

- развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию оценивать свою деятельность, работать с материалом предварительного чтения, выстраивать алгоритм действий;

-анализировать доступные по содержанию художественные тексты

- формировать читательские умения (определять жанр, идею произведения);

- учить работать с текстом;

анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

- давать характеристику герою.

-формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля;

- развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе);

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- развивать вербальные и невербальные средства общения;

- формировать социальный опыт.

Планируемые результаты

Метапредметные

Коррекционно-развивающие

-знают способы формирования нравственные качества через анализ поступков главного героя сказки;

о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;

-формируют ответственное отношение к учению

-испытывают интерес к изучению литературы, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

- сформированы читательские умения (умеют определять жанр, идею произведения);

- научились работать с текстом;

анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

- умеют давать характеристику герою.

- используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- умеют адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- имеют представление о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение текстов;

- развивают вербальные и невербальные средства общения;

- формируют социальный опыт.

-умеют анализировать, сопоставлять, обобщать;

-владеют познавательным способом действия, ориентированного на поиск и выделение информации;

- умеют ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию оценивать свою деятельность, работать с материалом предварительного чтения, выстраивать алгоритм действий;

- умеют анализировать доступные по содержанию художественные тексты

Методы и технологии обучения:

исследовательский – работа с текстом по характеристике героя;

частично-поисковый – эвристическая беседа, ведущая к составлению классификации поступков героя;

методы контроля и самоконтроля;

Технология развития критического мышления

Образовательные ресурсы (оборудование)

Рабочие тетради обучающихся, прибор для письма по Брайлю, раздаточный материал.

Базовый учебник: Литература . 9 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин). – М.: Просвещение, 2017.

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

1. Введение в урок

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте все ли готово у вас к уроку.

Человек размышляет о ценностях жизни с самого начала своего существования. Многие поэты и писатели писали об этом в своих творениях. Величайший русский писатель- гуманист Лев Николаевич Толстой касается ценностей жизни человека во всех своих многочисленных произведениях. А он создал их за свою жизнь не мало- 279. Писал он и о жизненных ценностях молодого поколения.По мнению Льва Толстого, молодой возраст человека условно можно разделить на три части: детство, отрочество и юность.

В каком возрасте находитесь вы, ребята?

Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Отвечают на вопрос.

2.Актуализация опорных знаний с элементами проверки домашнего задания

Что герой считает началом юности? (Глава I.)

“Добродетельные мысли” о том, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Он стремится “прилагать эти мысли к жизни”.

Как он оценивает самого себя на пороге взросления?

Очень строго, критически: прослеживается склонность юноши Иртеньева к самоанализу, самоосуждению — отвращение к самому себе (“благородного ничего не было”), эта склонность вызвана попыткой объяснить самому себе то, что не в силах объяснить ему окружающие.

Ищут необходимый для работы ответ. Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

IV. Изучение нового материала

1 группа. Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева: каковы ваши выводы на основании прочитанных глав? (Глава II, конец главы ХХII, начало главы ХХII.)

Поэтика Л.Толстого во многом схожа с лермонтовской. Оба писателя противопоставляют реальной жизни гармонию природы. Природа воздействует на романтическую душу юноши, это тоже своего рода дружба. Можно говорить о психологизме пейзажа Л.Толстого. Именно восприятие Николенькой природы помогает автору раскрыть его непосредственность, способность глубоко и сильно чувствовать звуки, краски, запахи — красоту. (Сравните с хладнокровным отношением к природе Дмитрия Нехлюдова.)

2 группа. • Юноша тонко чувствует не только природу, мир вещей также становится для него понятным и значимым.

Ю.М. Лотман, считал, что “дом для дворянского дитяти — это целый мир: культура, образование, воспитание”.Как юноша чувствует мир вещей?

Какова роль предметных деталей в раскрытии душевных переживаний героя на примере сопоставления интерьера дома Корнаковых (начало XIX главы), Ивиных (глава XX) и деревенского дома Иртеньевых (глава XXVIII)? (См. табл. 1.)

Таблица 1. Интерьер

Корнаковы, Ивины

Квартира Корнаковых: “Зала. была также строго, холодно и опрятно убрана, всё блестело и казалось прочным. ”

Дом Ивиных: “Когда я шёл вверх по этой большой лестнице, мне показалось, что я сделался ужасно маленький. ”

Формы среднего рода (“что­-то было там мраморное, и золотое, и обвёрнутое кисеей, и зеркальное”) усиливают впечатление безличной, холодной, пустой роскоши, в которой ничего не сможет согреть и порадовать: “Я вдруг почувствовал, что я не человек, а какая-то не стоящая внимания вещь — кресло или окошко”.

Деревенский дом Иртеньевых: в родном деревен­ском помещичьем доме его окружают простые вещи: задвижка, косая половица, ларь; “. всё это так было знакомо, так полно воспоминаний, так дружно между собой. ”

В этом случае безличные формы среднего рода, обезличивая каждую деталь, объединяют их между собой, показывая, что дом — это цельное и любовное содружество и половиц, и ступеней, и стен. Каждая вещь в родном доме вызывает целую гамму чувств и переживаний. (“. Как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга?”)

• Главный герой — Николенька Иртеньев — и на пороге юности по-прежнему живёт богатой, противоречивой, с порывами и падениями, внутренней жизнью. Все 45 глав — борьба добра и зла в душе, поступках героя.

Докажите, что процесс “приложения мыслей к жизни” непрост, часто противоречив.

Перед нами живой человек, со своими потерями и приобретениями, который пытается найти ответы на многие вопросы. Это “человек дороги, пути”.

3 группа- мечты 4 группа-действительность

Таблица 2. Антитеза

Действительность

Мечты о самоусовершенствовании жизни (“разумная, нравственная, безупречная жизнь”), составление правил жизни, нравственных обязанностей перед собой, ближними и Богом.

“Поневоле и неохотно” готовится в университет, и лишь случайности спасают его от провала.

Очищение души после двух исповедей.
Двойственное чувство к Дубкову.

Тщеславные мечты о том, чтобы быть известным, любимым, самолюбование по дороге домой (вторая исповедь).

Презрение к денежным отношениям в дружбе.

Взял в долг у Дмитрия и долго не возвращал деньги.

Неприятная мысль, что он наследник князя Ивана.

Похвальба в университете своим родством с Иваном Ивановичем.

Страстное желание совершенства, осознание свободы и весеннее чувство ожидания перемен.

Поступки, уводящие от идеала добродетели: покупка ненужных вещей, участие в “обмывании” мундира в ресторане и как следствие этого — нелепая ссора с Колпиковым и перебранка с Дубковым; визиты к Валахиным, Корнаковым, Ивиным, перед которыми ему хотелось блеснуть новеньким мундиром; университетская пирушка с богатыми студентами.

Почему в этой борьбе с самим собой герой часто терпит неудачи?

Как вы поняли, что такое comme il faut? Как сам герой объясняет его смысл? Чем можно объяснить, что на протяжении всей главы XXXI автор более двадцати раз употребляет выражение “comme il faut”?

Светскость манер и поведения:

— отличное произношение французских слов;

— длинные и чистые ногти;

— умение кланяться, танцевать и поддерживать разговор;

— презрение к простому народу;

— выражение равнодушия ко всему, скучающий вид в присутствии посторонних. (Сравнить с Онегиным, Печориным.)

Какие из примет “благовоспитанного” человека неплохо бы и всем нам использовать в своём быту, а какие вызывают ваше осуждение?

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2.Пользоваться изучающим видом чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

6.Осуществлять анализ и синтез.

7.Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуниктивные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулироать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения.

Личностные результаты.

1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2.Формирование восприятия текста как произведения искусства.

4.Физкультминутка

Организует динамическую паузу.

Пороки – это недостатки человека, его плохие качества, от них нужно избавляться, но делать это не так легко, как кажется на первый взгляд.

Давайте попробуем отогнать от себя все плохие недостатки. Давайте попробуем сейчас это сделать.

Встаньте. Отбросьте Дерзость, стряхните с себя Непослушание, посмотрите налево, посмотрите направо – не задели ли вы кого-нибудь своим Самолюбием.

Молодцы. А в ответ давайте наберем побольше себе Добродетели

Участвуют в физкультминутке

5.Закрепление изученного.

-Какие чувства вызвал у вас фрагмент?

Отчаяние, охватившее Николеньку после позорного провала на первых же университетских экзаменах, породило решимость начать новую, деятельную, нравственную жизнь. Пусть этот порыв останется только порывом, но в нём залог нравственного роста Николеньки, его дальнейших поисков правды и красоты жизни.

Поиски смысла жизни (“спокойствие — это душевная подлость”) — отличительная черта героев Л.Толстого.

Отвечают на вопрос.

6.Подведение итогов. Рефлексия

7. Домашнее задание

— Каким в итоге предстал перед вами главный герой повести? Какие качества его души созвучны вашему миру, а какие вызывают осуждение?

На дом: 1.написать сочинение с опорой на текст. Как я понимаю данную фразу?

2. Составьте несколько правил, по которым вы бы хотели проживать свою жизнь.

Слово учителя . А сегодняшний разговор мне бы хотелось закончить высказыванием Л.Н.Толстого

Читайте также: