Чтобы обладать тактом нужно иметь слух сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Все мы живем в обществе и с детства начинаем понимать, что все делится на плохое и хорошее. В первую очередь, это относится к самим людям, а точнее – к чертам характера. Есть положительные, есть отрицательные, есть нейтральные.

Такт – это очень тонкое понятие, доступное не каждому. Вот, вроде бы, все знают, что как-то неприлично (по сути – нетактично) задавать человеку личные вопросы о здоровье, отношениях, но, тем не менее, некоторые считают себя вправе интересоваться подобными вещами даже у малознакомых людей.

Бестактность и искренность — где грань?

Не всегда получается четко обозначить грань, отделяющую искренность от бесцеремонности. Необъяснимые внутренние мотивы мешают интеллигентности и вежливости. Каждый человек попадает впросак, а потом пытается сгладить острые углы извинениями и высказываниями, которые только усугубляют положение.

Настоящее чувство такта проявляется в молчаливости, а не в потоке бессвязной чепухи. Мы раним людей ничего не значащими для нас словами. Порой не замечаем ограничений и лезем напролом в чужое пространство. Слова, которые, как мы думаем, выражают участие и заинтересованность, в действительности негативно отражаются на самочувствии собеседника.


Мы настолько часто сталкиваемся с бестактностью, что уже привыкли к ней. Люди не обращают внимания на бесцеремонность, надевая маски безразличия. Бесчисленное количество стычек окружает нас ежедневно. Мы настолько адаптировались к бестактности, что не замечаем ее проявлений, пока ситуация не накалится до откровенного хамства.

Примеры бестактных вопросов и фраз

Часто бестактный человек ненароком или специально оскорбляет чужие чувства, потому что для него это пустяк, ничего не значащий. Эти люди не умеют просто контролировать свое поведение и свою речь.

Чувство такта выделяет людей образованных и воспитанных, привыкших общаться прилично и вежливо. Тактичен тот, кто соблюдает элементарные правила человеческого общения, называемые этикетом.

Примеры повсеместного нетактичного поведения или как делать не надо

За много веков становления нравственных норм люди научились вести себя в обществе, не раздражая окружающих. Однако, несмотря на культуру и этикет, ситуации, когда бесцеремонность берет верх, происходят повсеместно. Вот шесть распространенных примеров бестактного поведения:


Качества, определяющие тактичность

Чтобы обладать тактичностью, нужно уметь слышать собеседника. Обыкновенное соблюдение правил этикета и вежливость – еще не все что нужно, чтобы прослыть тактичным человеком. Качества, которые лежат в основе тактичности:

Рекомендации для развития чувства такта

  1. Наблюдайте за окружающими, за их взаимоотношениями. Это поможет стать проницательным и более чутким к чужому эмоциональному состоянию.
  2. Найдите в своём окружении образец для подражания и попробуйте развить в себе недостающие качества. К примеру, доброту, внимательность, умение слушать и не перебивать и другие.
  3. Изучите психологию личности, это также поможет в поиске подхода к оппоненту. Станет понятным, как правильно выстраивать свое общение и взаимоотношения с окружающими, чтобы никого не ранить и не обидеть.
  4. Поработайте над своей мимикой и жестикуляцией. Старайтесь не проявлять агрессии и нетерпимости в жестах. Нужно внимательно слушать оппонента, не отводя глаз в сторону, не делая скучный безучастный вид.
  5. Нужно контролировать изрекаемые слова. Простая, казалось бы, для вас шутка, может глубоко ранить собеседника.
  6. Нужно знать этикет, без него обойтись невозможно. Это и скромность, и правила поведения в обществе, манера разговора.
  7. Нужно постоянно думать о других. То есть не хвастать своими достижениями перед менее успешными людьми, если рядом человеку плохо или грустно, предложите свою помощь. Нельзя оставаться безучастным по отношению к другим, думая только о собственном благе.


Как развить тактичность?

Не все обладают врожденной тактичностью, но это чувство способен развить каждый. Несколько советов помогут избавиться от бесцеремонности и попадания в неловкие ситуации:

Наблюдайте за развитием отношений людей. Смотрите фильмы, читайте мировую литературу и наблюдайте за тем, как общаются герои. В книгах прослеживается какие фразы приводят к разрыву отношений и к их положительному развитию, а также, как люди реагируют на поступки окружающих. Наблюдайте за общением не только в книгах или фильмах, но и в реальности. Учитесь на ошибках других людей. Со временем вы сможете угадывать реакцию людей и станете больше уважать их чувства. Подумайте, какие черты помогают человеку, которого вы бы назвали тактичным. Как он себя ведет, чтобы отношения сложились удачно? Развивайте в себе эти черты. Изучите психологические основы общения, личности и социального поведения. Это научит не ранить людей и не вызывать их негативных эмоций. Вы поймете, какие вопросы нельзя задавать и какая линия поведения не уместна в общении с окружающими.


Важно не только то, что вы говорите, но и как вы говорите. Следите за собственными жестами, мимикой, позой. Чтобы не показаться не искренней и лживой личностью, поведение должно соответствовать словам. Не проявляйте агрессивности и раздражительности в жестах и мимике. Слушайте собеседника внимательно и заинтересовано. Не создавайте задумчивый вид и не занимайте оборонительных позиций. Высказывайте критические замечания осторожно. Слова, которые покажутся вам безобидными и приемлемыми, могут ранить человека до глубины души. Следите за высказываниями, произносимыми вскользь. Не говорите лишних фраз и не лезьте в личное пространство собеседника. В этом суть тактичности. Сделайте общение с вами комфортным для окружающих. Ведите себя скромнее. Не повышайте голос и не обсуждайте присутствующих с другими людьми. Не афишируйте чужую личную жизнь. Тактичность – прежде всего соблюдение общепринятых норм этики и морали. Думайте об окружающих. Ведите себя так, чтобы не мешать людям. Не нужно слушать музыку громко в обществе других людей, когда это неприемлемо. Не хвастайтесь собственными успехами с особым усердием. Особенно если собеседник достиг гораздо меньшего, чем вы. Предлагайте посильную помощь, если человеку рядом с вами грустно или не комфортно.

Выработать чувство такта непросто, но реально. Работайте над собственным характером и вас никогда не назовут грубияном или хамом.

Чувство такта

Человеческая бестактность порой переходит всевозможные границы. Люди не замечают, как начинают лезть не в свое дело, затрагивая интимную сферу другого человека. Сегодня это случается даже онлайн, когда любой человек может давать собственную оценку кому-либо и чему-либо без зазрения совести, при этом нелестно отзываясь, призывая чувство жалости и негодования, не стесняясь в выражениях, унижать и принижать, забывая о чувстве такта и этике поведения.

Автоматически возникает вопрос - чувство такта - это прирожденное чувство или все-таки приобретенное с годами, и можно ли его воспитать с детства.

Конечно, не стоит забывать, что дети непосредственные существа , которые могут задать внезапно для любого взрослого ошеломляющий вопрос , не учитывающий того, что может скомпрометировать его и поставить в неловкое либо задумчивое положение. Здесь важно помнить, что это ребенок, и не обижаться на его прямолинейность и чрезмерное любопытство .

И не смотря на то, что дети непосредственны в своих суждениях, они обычно искренни в намерениях и быстрее ощущают чужую боль или расстройство , и могут проявлять природную чуткость и сострадание.

Чувство такта - особая черта, присущая не каждому в нашем мире. Кому-то оно мешает быть более наглым, и добиваться успехов на рынке конкуренции бизнес-решений. А кто-то, наоборот, умело использует его, чтобы достигнуть высоких результатов и создания личного бренда.

Возможно мы не раз об этом писали и уже говорили, но дети отражают модель поведения в семье в целом за редкими исключениями . Сложно привить чувство такта ребенку, если родители сами его лишены, если в присутствии ребенка они позволяют нелестные высказывания в сторону других людей, обсуждают и злословят, даже не замечая этого.

Книги - это источник самовоспитания . Через книги ребенок может познать многое и в дальнейшем отложенная в сознании информация будет давать свои плоды. Ведь чувство такта - это не коснуться того, что тревожит и самого объекта, аккуратно выйти из ситуации, не затронув личностные границы, умение ставить себя на место обидчика.

В современном мире чувство такта обесценивается - это и влияние того, что транслируют нам из телевизоров, из социальных сетей, из интернет-источников. Скромность сейчас считается недостатком, бестактность способствует хайпу подписчиков в инстаграме, лжеоскорбления являются дополнительным инфоповодом привлечения трафика людей. Но самое интересное, когда дело касается индивида - это психологическая травма, это разрыв с соцсетями, это неустойчивая психика и т.д.

Плохо, когда человек приходит на свет с врожденным чувством такта, которое потом совершенно не совпадает с ритмами эпохи.

— Мой портфель, — начал он тоном проповедника, — всегда находится в одном и том же месте. Здесь. На вешалке. Кто затащил его в кабинет? — проревел он. — Ты сам, дорогой, вчера вечером, когда ты доставал налоговые квитанции, — сказала миссис Бэнкс. Мистер Бэнкс посмотрел на неё так обиженно, что она в душе пожалела о своей нетактичности. Лучше было сказать, что это она сама принесла портфель в кабинет!

Если же этот славный старик решился на самоубийство, думаю, он не стал бы этого делать публично. На такое мог бы пойти только тот, кто начисто лишен такта, а мистер Беббингтон производил впечатление на редкость деликатного человека.

Наличие чувства ритма не гарантирует чувство такта.

Такт — умение описать других так, как они видят себя сами.

Между молчанием и тактом не обязательно стоит знак равенства.

Женщины и лисы, как существа слабые, отличаются превосходным тактом.

Такт и уклончивость! У вас большое будущее, Тэсс.

Самая лучшая форма учтивости, независимо от того, где человек воспитывался, — это не совать нос в чужие дела.

Чтобы обладать тактом, нужно иметь слух.

Такт — это способность хранить молчание, чтобы собеседник лучше понял свою промашку.

. можно ведь и правду подать по-разному. И правда — она тоже разная бывает. Человек может скрывать не только собственные нехорошие поступки, но и что-нибудь такое, в чём он лично не виноват, но вспоминать это ему неприятно. И друзья об этом тактично помалкивают. А вот враги, напротив, с великой радостью бьют по самому больному и страшно радуются, если удаётся противника унизить и обидеть.

— Хаммер – умник, подражатель. Он специалист по оружию, как и я. Только у него нет ни навыков, ни таланта, ни такта. — С каких пор у тебя появился такт?

В этой грёбаной политкорректной культуре сам черт не разберет, что кошерно, а что нет.

Примерный круг проблем:

Проблема непонимания во взаимоотношениях людей. (Какие могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?) Авторская позиция: Человек может ощущать, что его не понимают, в связи с тем что он сам не понимает себя. Кроме того, ощущение непонимания со стороны общества может объясняться отсутствием у человека должного воспитания. В этом случае важно, чтобы кто-то близкий, более мудрый и хорошо разбирающийся во взаимоотношениях людей, объяснил причины и указал пути преодоления такого ощущения.

Проблема значимости воспитания. (Почему хорошее воспитание необходимо человеку? Как стать воспитанным человеком? Какими необходимыми качествами должны обладать воспитанные люди?) Авторская позиция: Хорошее воспитание необходимо человеку, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе, чтобы не ощущать непонимания со стороны окружающих. Чтобы стать воспитанным человеком, нужно трудиться днём и ночью, постоянно работать над собой, проявляя волю, много читать. Воспитанные люди всегда вежливы и снисходительны по отношению к окружающим, чистосердечны и честны, а если обладают талантом, то относятся к нему с уважением, развивая его.

Проблема отношения к таланту. (Как люди воспринимают человека с талантом? Как человек должен относиться к своему таланту?) Авторская позиция: Талант ставит человека в обособленное положение по отношению к другим, поскольку, например, талантом художника обладает один человек из двух миллионов; таланту прощается многое. Человек должен с уважением относиться к своему таланту, развивать его, не тратя время, которое можно посвятить развитию таланта, на пустые занятия.

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Как часто каждому из нас кажется, что нас не понимают, что другие люди относятся к нам предвзято, потому что им невдомёк, какие мы умные и прекрасные! Мне кажется, что текст, который я прочитал, посвящен именно этой проблеме. Почему человека, может быть, не понимают окружающие его люди или почему он сам ощущает себя непонятым? Рассматривая эту проблему, Антон Павлович Чехов видит причину в том, что, возможно, его брат, жалующийся на непонимание, и сам не до конца понимает самого себя. А в этом случае, конечно, ему кажется, что и окружающие его не вполне понимают. Чехов дает своему брату характеристику, указывая на его хорошие и дурные качества, поясняя, что и те, и другие, возможно, очевидны для окружающих его брата людей. Но сам он, не замечая за собой вины, думает, что его обвиняют в чем-то напрасно.

Кроме того Антон Павлович Чехов видит еще одну причину недопонимания, которое может царить между человеком и окружающим его обществом. Эта причина – воспитание, точнее — какие-то его огрехи. А. П. Чехов указывают на недостатки, которые свойственны его брату, но это не дурные качества характера или его личности — это недостатки, касающиеся именно его поведения. Иногда его брат, по мысли писателя, ведёт себя недостаточно серьезно или недостойна своего таланта и интеллекта. Это происходит потому, что юноше недостает воспитания, то есть просто умения вести себя в обществе, сдерживать какие-то свои порывы и какие-то фразы, которые настраивают окружающих людей против этого человека. Писатель дает советы, как можно работать над собой, чтобы избавиться от этих проблем и стать по-настоящему приятным другом и собеседником.

Я думаю, автор хочет сказать, что если человек сам сумеет как следует понять себя и разобраться в своих своём характере и своих проблемах, то он увидит, что у него появилось больше добрых друзей и его отношения с другими людьми стали намного лучше. Если же человек сам не в силах разобраться в себе, то ему может помочь старший друг или старший брат — кто-то более опытный, кто может дать добрый совет. И тогда любой человек, работая над собой, сумеет стать намного лучше и добиться того, чтобы у него стало больше друзей и чтобы его лучше приняли в том обществе, которое ему нравится.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Человек может обладать любыми достоинствами, но они обесцениваются, если он не воспитан должным образом. В предложенном тексте А.П. Чехов поднимает проблему значимости воспитания и размышляет о том, как стать личностью, которую все уважают. А для этого нужно сначала научиться внимательному отношению к людям.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: хорошее воспитание необходимо, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе. Воспитанные люди всегда вежливы и снисходительны по отношению к окружающим. Чтобы таким стать, надо развиваться, стремясь к совершенству.

Таким образом, каждый человек должен воспитать себя сам, если он хочет достичь вершин.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Оба примера – иллюстрации, дополняя друг друга, доказывают, что мерилом культурного человека являются не только черты интеллигентности, но и беспрерывный труд. Труд днем и ночью! На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора. Я полностью разделяю точку зрения писателя: признаки воспитанности очень многогранны, и появиться сами по себе без упорного труда в характере человека они не могут.

Таким образом, воспитанный человек – это индивидуум, насыщенный массой положительных качеств, развивающихся в течение всей жизни.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Эти примеры-иллюстрации, на которые обращает внимание знаменитый писатель, используя прием детализации, позволяют сформулировать его позицию: воспитанный человек обладает многогранными качествами, которые проявляются в его уважении и честности по отношению к близким и окружающим. Я разделяю позицию автора: людей с хорошими манерами, благодаря их воспитанию, отличают уважение к друзьям и знакомым, близким и родным, вежливость, искренность и сдержанность.

Таким образом, воспитанный человек должен обладать всеми важными качествами, характеризующими интеллигентных людей.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Каковы причины, по которым мы чувствуем, что нас не понимают? Как преодолеть это ощущение? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Чехова.

Раскрывая проблему непонимания во взаимоотношениях людей, автор использует форму письма. Адресат – брат писателя, который часто жалуется, что его не понимают. Автор с иронией отмечает, что на это не жаловались даже Гёте и Ньютон, подчёркивая этим, что жаловаться на непонимание нельзя, это очень плохо. Он пытается доказать своему брату, что тот сам себя не понимает, и пытается раскрыть его положительные и отрицательные качества. К положительным относятся такие, как доброта, великодушие, искренность, талантливость. Недостаток отмечается только один: крайняя невоспитанность. Затем автор письма перечисляет качества, необходимые человеку для понимания в обществе: уважительность, снисходительность, правдивость. Оба эти примера, дополняя друг друга свидетельствуют о том, что воспитанные люди не могут чувствовать себя непонятыми, они не чувствуют себя в обществе чужими и не тяготятся им.

Авторская позиция заключается в следующем: человек может ощущать, что его не понимают, так как он и сам не может понять себя. Кроме того, ощущение непонимания может объясняться отсутствием у человека должного воспитания. Хорошо, если рядом окажется мудрый человек, который разбирается во взаимоотношениях людей и укажет на пути преодоления ощущения непонимания.

В заключение хочу подчеркнуть, что не стоит жаловаться на непонимание со стороны окружающих: это дурная привычка, которая свидетельствует о пробелах в воспитании.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

Позиция автора такова: человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе и не ощущать непонимание со стороны окружающих. Я согласен с мнением автора текста. У общества есть свои негласные правила, которые необходимо соблюдать. Отсутствие воспитания создает дистанцию с окружающими людьми, которая может быть очень болезненной для человека. Воспитанность – это проявление уважения к людям и к тем правилам, которых они придерживаются.

Человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не быть изгоем общества, а чувствовать себя его полноправной частью.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Как стать воспитанным человеком и для чего человеку нужно хорошее воспитание? На эти вопросы отвечает в своем тексте русский писатель А.П. Чехов.

Автор текста явно выражает свою позицию: для того чтобы не тяготиться нахождением в обществе и не чувствовать себя чужим в нем, нужно воспитывать себя, долго и упорно работая над собой.

Трудно не согласиться с автором. Действительно, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, нужно быть человеком воспитанным, поэтому так важно постоянно работать над собой, делая себя с каждым разом лучше. Данная мысль находила отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что воспитание очень важно в становлении интеллигентной личности человека, поэтому необходимо работать над собой, чтобы стать воспитанным человеком.

Готовое сочинение ЕГЭ №8

В чем проявляется воспитанность и невоспитанность человека? Над этой проблемой предлагает задуматься Антон Павлович Чехов, великий русский писатель.

Автор, рассуждая над вопросом, говорит о том, что очень часто человек ловит себя на мысли, что его никто не понимает. Несмотря на все свои хорошие качества или даже выдающиеся таланты он остаётся один. Причина такого одиночества, может являться невоспитанность человека. Она проявляется в том, что отталкивает людей от себя, тем самым становится тяжёлой ношей для её обладателя.

Так читатель понимает, что несмотря на все хорошие стороны человека, некультурность может стать барьером на пути к общению с другими людьми.

Писатель обращает наше внимание на то, что воспитанным людям присущ ряд качеств такие как: уважение и сострадание к окружающим, честность и ненавязчивость. Это список можно продолжать ещё долго, но самое главное это то, что человек должен беспрерывно трудиться над собой, что бы стать по — настоящему воспитанным человеком. Действительно, быть культурным- это постоянно совершенствоваться.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, в чём проявляется воспитанность.

По мнению автора, чтобы прослыть воспитанным человеком и заполучить доверие других людей, необходимо требовать с самого себя хорошего отношения к другим людям.

Таким образом, воспитанность и невоспитанность человека проявляется в его поступках и очень часто является определяющим фактором восприятия другими людьми нас со стороны.

Готовое сочинение ЕГЭ №9

Воспитание – это основа всей нашей жизни, помогающая взаимодействовать в обществе. Почему же так важно быть воспитанным? Этим вопросом задается Антон Павлович Чехов в предложенном фрагменте текста.

В другой части текста Антон Павлович Чехов в предложениях 20-38 рассказывает о качествах воспитанных, интеллигентных людей. Тем самым автор показывает важность воспитанности, так как она помогает жить, а не существовать в этом мире.

Таким образом, рассматривая две эти диаметрально противоположные ситуации, мы можем посмотреть на предложенную выше проблему с разных сторон и сделать правильный вывод.

Позиция автора такова: необходимо воспитываться и не стоять ниже уровня среды . Для этого нужен беспрерывный дневной и ночной труд.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность быть воспитанным. Воспитанность позволяет людям сосуществовать в мире и гармонии, то есть, в какой-то степени, является гарантом жизни.

(5)Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. (6)Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. (7)Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. (8)По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. (9)Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. (10)Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. (11)Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.

(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. (13)Недостаток же у тебя только один. (14)В нём и твоя ложная почва, и твоё горе. (15)Это твоя крайняя невоспитанность. (16)Извини, пожалуйста. (17)Дело в том, что жизнь имеет свои условия. (18)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.

(19) Воспитанные люди, по моему мнению, такие.

(20) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (21)Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! (22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

(23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (27)Не лгут они даже в пустяках.

(28) Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

(29) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.

(30)Они неболтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. (31)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь.

(35)Они не суетны. (36)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

(37)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (38)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

(39)Таковы воспитанные. (40)Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. (41)Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. (42)Тут дорог каждый час.

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это что-то почти уникальное - дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил".

Действительно ли это такая редкость - музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие - нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова. Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

Отсутствие музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота! Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит "медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха".

Новедь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как

рисовать, танцевать или плавать.

А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!

И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете об этом не беспокоиться.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Если Вы не знаете, как самостоятельно развить любой из видов музыкального слуха, попытайтесь ежедневно делать следующие упражнения:

1) Для развития ритмического слуха пытайтесь читать стихи под музыку, танцуйте под любимую музыку, считая такты. Кстати, мы развиваем музыкальный и ритмический слух именно двигаясь, поэтому пластика тела имеет не последнее значение для музыканта. Верно и обратное: любой танцор должен обладать идеальным слухом. Это взаимосвязанные вещи.

2) Прослушивайте любимые композиции, для начала лучше короткие, а затем пытайтесь воспроизвести эту вещь собственным голосом, но без музыки. Затем проверьте себя, включив оригинал.

4) Подбирайте любимые мелодии на музыкальном инструменте, даже не зная точных нот. В конце концов, когда-нибудь вашу игру будет практически невозможно отличить от оригинала.

Развить слух можно в любом возрасте, если прилагать к этому должные старания. Любые активные действия с Вашей стороны гарантированно увенчаются успехом. Вы получите и дополнительные бонусы – например, развив фонематический слух, Вы станете лучше схватывать иностранные языки. Кроме того, вам будет действительно приятно слушать любимую музыку. Так что отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к Вам!

Читайте также: