Объясните как бунин рисует внутренний мир человека с кем из русских писателей сочинение 300 слов

Обновлено: 08.07.2024

1. Как следует понимать заглавие рассказа?
2. Какой смысл вкладывает писатель в эпитет "солнечный" ?
3. Как варьируется этот смысл на протяжении повествования?
4. Как Бунин рисует внутренний мир героев?
5. Какие слова в рассказе можно назвать кульминационными?
6. Композиция рассказа?

В рассказе И. А. Бунина "Солнечный удар" поручик, словно одинокий листок, скитается по чужому городу. Это рассказ о любви с первого взгляда, о мимолётном увлечении, о силе страсти и горечи расставания. В творчестве И. А. Бунина любовь сложна и несчастлива. Герои расстаются, словно проснувшись после сладкого любовного сна.

То же самое происходит и с поручиком. Перед читателем предстаёт картина жары и духоты: загар на теле, кипящая вода, горячий морской песок, запылённая извозничья пролетка… Воздух наполнен любовной страстью. Страшно душный, сильно накалённый за день гостиничный номер - вот отражение состояния влюблённых. Белые опущенные занавески на окнах - это граница души, а две несожжённые свечи на подзеркальнике - то, что, возможно, осталось здесь от предыдущей пары.

Однако наступает время расставания, и маленькая, безымянная женщина, шутливо называвшая себя прекрасной незнакомкой, уезжает. Поручик не сразу понимает, что любовь уходит от него. В лёгком, счастливом состоянии духа он довёз её до пристани, поцеловал и беззаботно вернулся в гостиницу.

Его душа была ещё полна ею - и пуста, как и гостиничный номер. Аромат её хорошего английского одеколона, её недопитая чашка лишь усиливали одиночество. Поручик поспешил закурить, но сигаретный дым не способен побороть тоску и душевную пустоту. Иногда случается, что мы понимаем, с каким прекрасным человеком свела нас судьба, лишь в тот момент, когда его уже нет рядом.

Человеческая жизнь, словно зебра: белая полоса радости и счастья неминуемо сменится чёрной. Но успех одного человека вовсе не означает неудачу другого. Нужно жить с открытой душой, даря радость людям, и тогда в нашу жизнь будет возвращаться радость, чаще мы будем терять голову от счастья, нежели томиться в ожидании нового солнечного удара. Ведь ничего нет невыносимее ожидания

. Тема любви — одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина.

В бунинском творчестве, начиная с 10-х гг.проходят перед читателем герои раз и навсегда опалённые сильной и
мучительной любовью, которая сокрушает их жизни.

Переплетение светлых и тёмных сторон жизни - одна из особенностей бунинской прозы. Писатель с какой-то
особенной художественной страстью обращался к важнейшим темам любви и смерти. Бунин находит таинственную связь
между ними. Чем пессимистичнее смотрит Бунин на жизнь, тем чаще любовь в его изображении подводит человека к последней роковой черте. Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где происходит обязательная расплата за счастье или удовольствие.

—Как соотносится в рассказе состояние природы с состоянием героя?

. Бунин подчеркивает постоянный жизненный контраст: с одной стороны, чистота души, искренность чувств, с другой —
несовершенство окружающего мира, жизни, отвергающей истинные чувства.

Ощущение катастрофичности бытия, непрочности человеческих отношений и самого существования, обреченности любящего человека на одиночество усиливает ощущение катастрофичности эпохи, разлада в обществе, социальных катаклизмов.

Любовная проза Бунина - продолжение его лирики. Писатель постоянно обращался к теме любви, показывая
многогранность и многоликость ее проявлений. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое - счастье оказывается недостижимым.

Как вы понимаете название рассказа?

Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей-помещиков?

Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?

Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?

Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?

Почему Бунин не дает портрета Ивлева, но подробно описывает сына Лушки?

Какую роль играет этот портрет в рассказе?

Какие детали играют в рассказе важную роль?

. Во-первых, венчальные свечи — символ закрепленного и освященного церковью союза мужчины и женщины. Во-вторых, названия книг. В-третьих, ожерелье Лушки

Что позволяет заключить, что образ Лушки становится действительно святыней?

Что же за человек этот Хвощинский — действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?

Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?

Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?

Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

. Героиня этого рассказа - прообраз того загадочного, даже рокового женского типа, который Бунин неоднократно выводил в произведениях

Каким же секретом владела гимназистка Ольга Мещерская, подобно опытной кокетке завлекшая казачьего офицера лишь ради игры и погибшая от его руки?

Как построен рассказ? В чем особенности композиции?

Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?

Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?

Как вы понимаете название рассказа?

Прекрасно только естественное, невыдуманное чувство любви. В истинной любви есть что-то общее с
гармоничной природой.

С любовью или без неё - два противостоящих и несовместимых типа жизни и бытия личности.

В чем особенность завязки рассказа?

Почему Бунин не упоминает о причинах внезапной любви героев?

В чем особенность портрета героини?

Какой Бунин описывает незнакомку после ночи в номере?

Как она объясняет то, что с ними произошло?

Что изменилось в номере после ее отъезда, что напоминает о ней?

Какое впечатление это произвело на поручика?

Какова роль детали в этом рассказе?

. В начале рассказа детали портрета героини подчеркивают естественность, простоту и прелесть женщины. Другие детали усиливают впечатление реальности произошедшего, углубляют драматизм. Пароход является символом разлуки.

Что означает такая, казалось бы, маленькая деталь — забытая героиней шпилька?

Какие новые чувства появилось у поручика?

Почему герой пытается освободиться от чувства любви?

Для чего автор описывает природу? Какую роль играет пейзаж?

Слишком большая любовь — почему она драматична и даже трагична?

Как отразились на герое переживания минувшего дня?

—Объясните, как Бунин рисует внутренний мир человека. С кем из русских писателей ХЕХ века вы можете
сопоставить используемые им приемы психологического анализа?

Задания для закрепления

Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах Бунина о любви?

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное,
ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь — это великая бездна, загадочная и
необъяснимая, сильная и мучительная.

Любовь, по убеждению Бунина, - некий высший. Напряжённый момент бытия: подобно зарницам в ночи. Она
озаряет всю жизнь человека. Эта мысль особенно важна для Бунина с его повышенным, обострённым чувством
жизни.

Творческие задания по творчеству И. А. Бунина

Какие произведения И. А. Бунина позволили критику и литературоведу В. Я. Лакшину сделать заключение о секрете
притягательной силы его искусства? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание: учебник с.365 и далее вопр. 2. 7. 13. готовиться к сочинению

Похожие документы:

Тема любви в прозе Бунина

Билет №1. Вопрос 2. Тема любви в прозе Бунина. Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. «Всякая любовь – великое . изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход .

Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе

Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Но природа никогда не была для Бунина исключительно предметом любования и преклонения. В его произведениях картины окружающего мира предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедшими через их души и сердца.

3. В своих стихотворениях И.А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него — священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым.

Но ей легко. Ее весна - далеко.

Защищая право человека на самобытность, на выявление своих способностей, художник подошел к постижению самых таинственных, интересно-психологических рубежей, которые разделяют людей, мешая их полному взаимопониманию и счастью.

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями.

Буниным написано огромное количество прекрасных произведений, где он философствует, размышляет о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире:

Я человек: как Бог, я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

Человек Бунина всегда оказывается вне общей жизни, он изначально одинок. Поведение человека никогда не определяется разумными мотивами. Подлинная жизнь человека протекает вне истории.

Освобождение от времени - прежде всего выход из истории и приобщение к бесконечности - мыслилось Буниным как погружение в особого рода память. Она для писателя имеет мало общего с собственно воспоминаниями о прошлом, а предстает неким абсолютным настоящим, увековеченным и неподвижным бытием - единственным, что достойно быть предметом подлинного искусства. Любая историческая картина мира должна была быть переведена на метаисторическую глубину, чтобы Бунин признал в ней сущностную связь вещей. В противном случае сознание художника, по его представлениям, оказывалось скованным ограниченностью историзма и фальшью текущей действительности.

Творчество Бунина привлекает своим жизнелюбием, гуманизмом, любовью и состраданием к человеку. Выпуклость изображения, простой и ясный язык, точный и тонкий рисунок, отсутствие назидательности, психологизм характеров – все это сближает творения писателя с лучшей классической традицией в русской литературе.

Эта повесть, пожалуй, первая вещь Бунина, где в нерасторжимом единстве схвачена монолитность русской жизни, ее истории, быта, природы, характеров с их крайностями, изломами, странностями.

Суходол, как символ русского бытия, - вершинный образ, в котором наиболее сгущенно полнокровно отразилось сложное представление Бунина о России и русском характере.

Бунин превосходно чувствует и мастерски изображает обыденную жизнь. Для его прозы характерна простая композиция, отсутствие острой интриги, резко выраженных завязок и развязок.

Творчество Бунина, при всей самобытности, оказалось знаменательным явлением в свете магистральных для ХХ в. спора и взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма. Сохраняя классическую ясность и строгость художественного мышления, реалистическую зоркость к предметной, чувственной стороне индивидуального и национально-исторического бытия, Бунин в то же время был типологически близок модернизму трагедийным опытом миропереживания, движением к обновлению поэтики образности, принципов психологического изображения, системы литературных жанров. И, сближаясь с модернистами в видении актуальных эстетических задач, Бунин нередко осуществлял в творческой практике то, что в модернизме оставалось на уровне формальных экспериментов и теоретических построений.

1.Бунин И.А. Собр. соч.: В 9-ти тт. [Текст] – Т. 1. – М., 1965.

2.Батюшков Ф.Д. Новые побеги русской поэзии [Текст] // Мир Божий. – 1903. Октябрь. – Разд. II.

3.Васильева Л.А. Лирическое и эпическое в творчестве И.А. Бунина (соотношение и взаимодействие): Автореф. дисс. … кандидат филологических наук [Текст]. – М., 1979.

4.Волков А. Проза И. Бунина. – Моск. рабочий, 1969

5.Глаголь С. [Голоушев С.С.] Поэт русского пейзажа [Текст] // Курьер. – 1901.–№ 315–14 ноября.

6.Мелик-Пашаев А.А. Художник и природа. Эстетическое отношение к природе как источник творчества [Текст] // Человек. – 1991. – № 6.

7.Саводник В.Ф. Современная русская лирика [Текст] // Русский вестник. – 1901. – № 9. –Т. 275.

Этот рассказ вводит читателя в сложный мир взаимоотношений ребенка и взрослого. Герой рассказа – живой, подвижный мальчик, который живет в своем мире. Жене очень хочется познать неизвестное, раздвинуть границы своего маленького мира именно сейчас, и ни минутой позже.

Ребенок каждый день, каждый час, познавая мир, совершает открытия. Вот мальчик вдруг обнаруживает, что солнечные блики на стене его комнаты похожи на причудливые фигурки каких-то сказочных гномиков. А вот утром малыш просыпается с новой мечтой, которая захватывает всю его

Но взрослые ледяным тоном говорят ему, что сегодня – царский день (праздник царской семьи), и все магазины закрыты. Но это неправда, ленивым и неповоротливым взрослым просто не хотелось выходить на улицу. Но мальчику сейчас и немедленно хочется начать писать цифры!

Взрослые забыли, что сами когда-то были детьми и так же горели от нетерпения получить что-то именно сейчас и ни днем позже. Они потом почувствовали, что поступили неправильно, но признавать свою ошибку не хотели. Всего этого не мог, конечно, понять ребенок. Мальчику так хотелось научиться

Дети не умеют притворяться и кривить душой. Все их чувства и эмоции на виду. Ребенок не может совладать с нахлынувшими на него чувствами: “радость, смешанная с нетерпением”, все больше и больше овладевает им.

Он подпрыгивал, бил изо всей силы ногами в пол, звонко вскрикивал. Ему казалось, что “жизнь со всего размаха ударила” его “тупым ножом обиды”, и он “закатился бешеным криком боли, призывом на помощь”. Взрослые (мама, бабушка, дядя) считали своей обязанностью пресечь дурные наклонности мальчика, призвать к послушанию, заставить его смириться.

Мальчик обиделся, и на него не действовали никакие увещевания.

И только когда взрослые увидели, сколько счастья и радости приносит мальчику все новое и неизведанное, они пожалели, что так с ним поступили: “И какой радостью засияли твои глаза! Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое мое слово!

Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!” Только ребенок может так искренне и непосредственно радоваться! Теперь уже и взрослые наслаждались радостью ребенка, которой чуть было его не лишили.

Читайте также: