Шапиро сочинение литература в школе

Обновлено: 04.07.2024

Лекция 2. Организация обучения редактированию. Виды работы со всем классом. Основные принципы совместной работы ученика-автора и учителя-редактора над сочинением

Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схв_тил Мартина обеими руками за шею. Нильс пот_щил Мартина к воде. Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве. Мать раск_рмила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дот_щил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студеную воду.

Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: а, и все-таки, и, и, и.

Гусь словно не слышал его.
Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею и потащил к воде.
Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве, и мать раскормила его на славу. А Нильса сейчас едва от земли видно. И все-таки он дотащил Мартина до самого озера и окунул его голову прямо в студеную воду.

Выполняя это упражнение, расставляя служебные слова, дети учатся видеть и показывать различные смысловые отношения между частями, в данном случае – противопоставления и уступки (разумеется, термины вводить совсем не обязательно). Такое упражнение удобно предложить в пятом классе при изучении синтаксиса и пунктуации, попутно обсуждая наличие или отсутствие запятой перед союзом и и вставляя пропущенные безударные гласные в корне.

Рассмотрим одно из упражнений с довольно обобщенным заданием: Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций.

Восстановленный текст может выглядеть так.

Понятно, что такие упражнения позволяют под новым углом зрения посмотреть на языковые явления, способствуют выработке пунктуационных навыков, помогают привлечь внимание к логической и синтаксической связности текста; при этом дополнительные уроки не потребуются.

Что стимулирует учителя? Да все то же – возможность лучше научить. Ведь каждый может видеть, как, отвечая на его вопросы, ученик начинает отчетливее понимать собственную мысль, пытается поискать более точные слова, осознаннее относиться к композиции текста, им самим написанного, зачеркивает и добавляет – и в результате добивается хоть малого, но успеха. Как же после этого отказаться от попыток научить и других? Хотя это требует и дополнительных интеллектуальных усилий, и психологического напряжения, и времени, но игра стоит свеч. Значит, есть смысл учителю стать еще немного редактором – как уже стал он, помимо основной своей профессии, немного экскурсоводом, немного режиссером и актером, немного бухгалтером, а иногда еще и немного маляром и уборщицей.

Каких учеников выбирать для совместной работы над сочинением? Как выбирать? Здесь возможны разные подходы. Например, такой: учащиеся сдают написанные дома или в классе сочинения, учитель читает их и находит те, за которые ему затруднительно поставить отметку. Это работы, либо состоящие из двух-трех предложений и еще совсем не похожие на сочинения, – такое часто случается в 5-м или 6-м классе, – либо обращающие на себя внимание несоответствием между интересным замыслом и бедным, неправильным воплощением. А может быть, он выберет работы, которые нуждаются в немногочисленных, но существенных исправлениях, тогда эффективность правки становится наглядной. Бывает так: ученик настойчиво добивается разъяснений, что не так в его работе; иногда за этим стоит выпрашивание оценки, но чаще – просьба о помощи. Учитель отложит столько сочинений, на сколько, как ему кажется, ему хватит времени, скажет их авторам, что не хочет ставить ту не очень-то хорошую оценку, которую пока только и можно за работу поставить, и предложит поработать вместе. А за остальные объявит оценки сразу.

Отметим два существенных отличия учительских действий от собственно редакторских.

1) Главная задача учителя – не создание хорошего текста, а обучение, потому не стоит браться за одновременное или даже последовательное исправление всех дефектов. Учитель, дорожа позитивным психологическим настроем ученика и понимая, что внимание и интерес к делу нельзя поддерживать бесконечно, не станет слишком затягивать работу над совершенствованием сочинения (если, конечно, оно не готовится к печати). Лучше рассмотреть один наиболее характерный для конкретного автора вид ошибок. Если ошибка встречается неоднократно, можно первый раз отметить ее на полях и предложить автору самому найти ее в остальных случаях. При этом существенно, что учитель должен не предложить вариант исправления, а показать на своих примерах, какими путями исправляются подобные ошибки. Каждая совместная с учителем правка должна быть важным этапом в обучении ученика связной речи.

Заметим, что я бы задала ученику вопросы, но не стала предлагать возможные ответы или произносить предложения, которые можно запомнить и записать, – автором должен оставаться он.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как можно стимулировать ученика, предлагая ему совместное с учителем редактирование сочинения?

2. Чем отличается деятельность учителя-редактора от профессиональной редакторской деятельности?

3. Сделайте из данного текста упражнение на восстановление разнообразных синтаксических конструкций. В каком классе и почему целесообразно обратиться к этому упражнению?

Улица и солнце были нашим миром, и нас мало занимали штаны и прически. Мы обдергивали хвосты у ломовых лошадей и сучили волосяные лески. Лазали по пустырям и свалкам, собирали железный лом, сдавали его в утиль. На чужих огородах в зарослях репейника расставляли ловчие сетки на щеглов и потом продавали их на птичьем базаре, собиравшемся каждый выходной день под стенами церкви. Когда на улицах зацветали акации, мы лазали по деревьям и набивали пазухи белыми, одуряюще пахнущими метелками.

Литература


И тут начался цирк. Апелляция или профанация: выпускники — о том, как оспаривали баллы ЕГЭ в этом году

Это поможет выполнить задание ЕГЭ в соответствии с формальными требованиями, но вряд ли понадобится в жизни

Нужно ли и дальше идти по этому пути, то есть разучивать какие-то содержательные фрагменты, сведения, которые пригодятся только на экзамене и никогда больше (примеры героизма, бережного отношения к природе, заботы о стариках)? Наверное, если ученики очень слабые, неразвитые и иначе экзамен просто не сдадут, нужно. Но, к счастью, мы имеем дело не только с такими учениками.

В нормальном случае стоит изменить установку и рассматривать экзамен не как главную цель, а как дополнительный стимул. А цель более важная — учиться понимать написанное другим человеком и формулировать свои мысли, подбирать точные, веские доказательства, создавать текст внятный, логичный, убедительный.

И если в поле зрения ученика и учителя все время будет оставаться эта цель и разные ее составляющие, работа над чужими и своими текстами может порождать не раздражение, скуку и прочие отрицательные эмоции, а азарт, интеллектуальное напряжение и связанное с ним удовольствие. И, как одно из следствий, не самое главное, — весьма вероятный успех на экзамене.

Строго говоря, они не относятся к чужому тексту как к авторскому, не ожидают увидеть в нем ничего, кроме общеизвестного

Жаль, если так обстоят дела в выпускном классе, но — лучше поздно, чем никогда — это надо попытаться изменить. Рассмотрим конкретные примеры.

В одной из диагностических работ, предложенных московским школьникам, был текст журналиста Василия Пескова: автор рассказывал, как однажды в лесу увидел странную лыжню — след от одной лыжи, — а потом познакомился с человеком, который был ранен в войну, спустя много лет из-за этого потерял ногу, но не стал жить обычной невеселой жизнью инвалида, а научился многое делать из того, что любил прежде, даже на охоту ходит.


Итоговое сочинение: что нужно знать, чтобы точно получить зачёт

Кажется, чего еще хотеть учителю? А хочется точности и честности. Есть у Пескова удивление и восхищение мужественным и волевым человеком, но нет утверждения, что каждому человеку и в любом положении доступно то, что сделал герой очерка. Это утверждение, в котором кроется даже осуждение тех, кто не сдюжил, не сумел быть счастливым, ученики домыслили за писателя сами, потому что что-то такое слышали, и поспешили согласиться.

Но ведь необязательно самому перестрадать, достаточно бывает не отмахиваться от тяжелого знания о чужих страданиях

В другой диагностической работе выпускники должны были осмыслить текст религиозного философа Ильина. Ильин вспоминал, как бродил в праздник по чужому городу в чужой стране с острым чувством одиночества, а потом взялся за связку старых писем и прочитал, что писала ему мать, еще когда он учился в университете. А писала она, что, если есть любовь, одиночества нет. И, дочитав письмо, герой уже не чувствовал себя одиноким.


Среди аргументов, подкрепляющих этот бытовой совет, я прочитала историю про соседа-иностранца, который, только вселившись в подъезд и еще даже не зная русского языка, пригласил всех жильцов подъезда в гости и с тех пор жил, не зная печали. Но дурная цепочка упрощений на этом не закончилась: не теряя надежды получить дополнительный балл за привлечение художественной литературы, один выпускник написал, что Печорин много влюблялся, был любим многими женщинами и потому не знал одиночества.

Другие ученики не согласились с мнением автора и заявили, что очень страдают и разлученные влюбленные, и влюбленные без взаимности, что, конечно, справедливо, но тоже не имеет прямого отношения к тексту Ильина.

Дело, разумеется, не в том, что у меня какие-то особенно нечуткие и поверхностные ученики, хотя и такие, разумеется, есть

Дело в той безответственной торопливости, с которой они на пути к документу, прежде называвшемуся аттестатом зрелости, согласны писать любую глупую или пошлую сентенцию, считая, что именно этого от них и ждут. А мы, учителя, должны бы этой безответственности противостоять, в том числе и в процессе подготовки к государственному экзамену.


– Вы помните свой первый класс? Какими были ваши ученики?


– Не читали?

– Они не знали такого занятия. В совхозном клубе литературы было мало. Я сгоряча стала собирать у всех однокурсников книги и приносить их в авоське. Приносила, раздавала, а на следующий день не являлся никто из тех, кто получил книги, – как урок вести?

– И тогда ученики начали читать?

Учитель из параллельного класса просто диктовал главы из учебника. Тогда я думала, что это профанация, сейчас понимаю, что он честно давал ровно то, что ученикам было нужно. Мне же хотелось общечеловеческого остатка, не только успешного сочинения в агротехнической академии.


– А как учились дети до 90-х годов?

– На следующий год после вечерней школы я работала в дневной школе для детей поселка кирпичного завода. Это было очень сильным и болезненным столкновением с действительностью. Я совсем не знала той жизни, которую увидела там.

– Какие тогда были трудности в школе?

– Трудности во все времена остаются примерно одинаковыми. Школа была хорошей, а семьи неблагополучными. Классный руководитель должен был ходить по домам, смотреть условия жизни учеников. Бывало, мне открывал дверь взрослый в спадающих кальсонах и, не обращая на меня внимания, валился спать. Я понимала, что нет никакого смысла говорить с этими родителями о поведении их детей.

Мы старались. Литература в семьях, где не читали и не читают, – это очень специфический предмет. Мне надо было дружить с детьми, ходить в походы, ставить спектакли, чтобы им было интересно и они мне верили. И тогда они были согласны прочитать то, что я задала.

В старших классах мотивация была очень практической и конкретной: написать сочинение, поступить в институт. Тем, кто поступать не собирался, литература была не нужна. Чтения на одном эстетическом интересе, без семейной традиции, как правило, не получается. Исключения редки. Многим детям просто трудно было читать: плохо умели. Пока одно слово читают, другие забываются. Какое чтение, когда это труд, а не удовольствие.

В начальной школе, правда, проверяли технику чтения – скорость. Это очень смешно и нелепо, дети даже не могли пересказать, что они протараторили.

– Но со своими учениками вы читаете стихи вслух…

Это одна из главных задач школы – дать детям представление о норме, как мы ее понимаем, о хорошей высокой норме. В норму в моем понимании входит чтение стихов, естественный интерес к ним.

– Достаточно ли в школе уроков литературы? Существует проблема количества часов?

– Проблема в том, что сами учителя часто заменяют литературу русским, потому что ЕГЭ по русскому сдают все, а литературу – единицы. Учителя стараются принести практическую пользу детям. Важность уроков литературы перестала быть очевидной, и пошли необратимые, на мой взгляд, процессы.


– Существует ли мода на тех или иных авторов? Например, в 90-е школьники любили поэтов Серебряного века, сейчас – Бродского и Евтушенко…

– Зависит от конкретного класса. В одном из моих классов в большой моде был Ремарк. Одна девочка принесла, стала рассказывать, и все прочитали. В нашей школе хороший тон – читать классику.


– У школы был золотой век? Сейчас говорят, что 90-е были прорывом для уроков литературы.


– Что отличает современный подход к преподаванию литературы?

На Ломоносовском турнире у нас разные задания, стараемся не повторять то, что бывает на Всеросе. Например, предлагаем что-нибудь сочинить по определенным правилам, скажем, центон, акростих, сонет, октаву… Вот недавно было задание по поэме Евтушенко: надо было не только догадаться по разным приметам, к каким поэтам обращается автор, но и написать свое обращение к какому-нибудь поэту в стихах. Ерунды, конечно, много прочитали, но были и замечательные стихи. Лучшее мы публикуем на сайте Турнира.


Мы, учителя литературы, понимаем, что все наши прекрасные цели никогда не будут достигнуты, но при этом польза от нашей работы очевидна. Не существует единого рецепта, когда и как читать. Главное – чувствовать, что происходит в классе, и дать каждому столько, сколько он сможет взять.

Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 7 класс

Смотри также

Граник Г.Г., Шаповал С.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. М.: Астрель, АСТ, 2003. — 352 с. Этот необычный задачник адресован старшеклассникам, абитуриентам, студентам-гуманитариям и учителям-словесникам. Он поможет воспитать любовь к книге, стать самостоятельно мыслящим читателем. Преподавателю-словеснику это пособие может быть полезным как на уроках, так и в работе кружков.

  • 2,13 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 14.04.2011 19:49

Львова С.И. За страницами школьного учебника. Русский язык. 5 класс

Пособие для учащихся. — М.: Дрофа, 2007. — 222 с. Эта книга — сборник разнообразных по характеру упражнений, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Она предлагает пятиклассникам заглянуть за страницы учебника русского языка, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке. Ребята познакомятся с лингвистическими.

  • 2,36 МБ
  • добавлен 28.07.2012 16:25
  • изменен 30.07.2012 23:56

Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинение по картинам русских художников. Рабочая тетрадь

  • 53,32 МБ
  • добавлен 10.09.2013 01:43
  • изменен 10.09.2013 14:24

Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 класс

Учебное пособие. — Москва: Просвещение, 2018. — 64 с. Данная тетрадь-практикум относится к серии тетрадей-практикумов для развития письменной речи учащихся 5-9 классов. Здесь представлен комплекс упражнений, который поможет научиться писать не только сочинения, но и самостоятельные тексты по разным предметам - истории, географии, обществознанию, биологии и др. Пособие.

  • 26,17 МБ
  • добавлен 03.05.2020 16:52
  • изменен 04.05.2020 07:59

Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс

  • 745,49 КБ
  • добавлен 31.07.2016 20:46
  • изменен 01.08.2016 01:43

Шапиро Н.А. Полезные мелочи: Методические находки

Читайте также: