Что временное а что вечное в романе отцы и дети сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Эпиграф урока:
Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день? 1860

  1. В чем особенность романов Тургенева?
  2. Особенность сюжетно-композиционной структуры романа.
  3. Роль пейзажа в романе Тургенева.
  4. "Тайный" психологизм романа.
  5. Средства выражения авторской позиции.
  6. Смысл названия романа.
  7. Базаров: "гамлетизирующий Дон Кихот или рационалист "до кончиков пальцев"?
  8. От каких опасностей для личности и общества предостерегает в романе писатель?

(Вопросы с 1-го по 5-ый даются заранее в качестве домашнего задания)

Вступительное слово учителя:

Известно, что у каждой книги, как и у людей, своя судьба. По-разному входят они в сознание читателей - современников и вновь пробуждают к себе интерес и внимание у читателей последующих поколений. У романа Тургенева "Отцы и дети", пожалуй, одна из самых необычных судеб. При своем появлении он вызвал такую бурю, какой не вызывала ни одна книга ни до, ни после. Показателен тот факт, что студенческие собрания по поводу романа "Отцы и дети" подчас даже заканчивались принятием резолюций, в которых писатель обвинялся в том, что в искаженном свете представил молодое поколение в образе Базарова.

Идет уже второе столетие "жизни" романа Тургенева. Именно "жизни", потому что его читают, герое продолжаются споры. В чем причина этого? Ведь многое из того, что волновало героев романа и его первых читателей, давно уже ушло в прошлое. К тому же роман не богат событиями, не обладает увлекательным сюжетом. Обо всем об этом мы поговорим с вами сегодня.

1. В чем особенность романов Тургенева?

Роман- жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Особенность романа в его разветвленности сюжета, отражающего сложность отношений в обществе.

Духовный облик людей середины 19 века менялся очень быстро. Все в романах Тургенева происходит "в настоящий момент". "Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах: слишком запаздывать нельзя" (И. С. Тургенев) Писатель чуток к тому, что происходит "накануне", что еще только носится в воздухе. "(Тургенев) : быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество." (Н. А. Добролюбов "Когда же придет настоящий день" 1860)

И. С. Тургенев написал ряд социально- психологических романов, где изображается типический "герой времени", посредством которого характеризуется современное состояние общества. (Такой тип романа исследователи (А. Б. Криницын, С. И. Кормилов) называют "романам лица").

Роман строится как суд над социальной значимостью героя, как ответна вопрос - продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает персонаж, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России.

Вспомним, что Рудин, герой одноименного романа, интеллектуал-идеалист 40-х годов 19 века, воспитанный на философии Гегеля, в "Дворянском гнезде" на первый план выходит фигура славянофила Лаврецкого, Инсаров, герой романа "Накануне", революционер. В романе "Отцы и дети" героем становится человек, противопоставивший себя дворянам.

Облик "героев времени" менялся очень быстро, поэтому романы Тургенева драматичны и невелики по своему объему. Их отличает стремительная завязка, яркая кульминация, резкий спад, неожиданный с трагическим финалом. Писатель показывает своих героев в минуты наивысшего расцвета сил, но эти минуты оказываются трагическими.

Все романы включены в жесткий ритм годового круга: завязка весной , кульминация - лето, развязка- "свист осеннего ветра или январский мороз"

2. Особенность сюжетно- композиционной структуры романа.

В сюжетно- композиционном плане роман четко делится на три части, которые прямо соотносимы с пространственным передвижением героев. Сперва в Марьине, усадьбе Кирсановых, происходит первое знакомство будущих антагонистов и изложение ими своих взглядов. Это любимое сюжетное построение романов Тургенева: неожиданный приезд в некую локальную , но типичную и давно сложившуюся среду нового человека- выразителя последних веяний времени, что позволяет, с одной стороны, оценить устоявшуюся среду с позиций современности, а с другой-досконально изучить новую фигуру, сразу приковывающую к себе всеобщее внимание.

С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная композиционная часть- "подведение итогов". Друзья возвращаются в Марьино, где Базаров отделяется от Аркадия и в дальнейшем показывается на страницах романа один. Сначала он дуэлью проводит черту в своих отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и к родителям, где и "сводит счеты" с жизнью вообще.

3. Своеобразие психологического анализа в романе.

"У Тургенева мы видим только результаты, к которым пришел Базаров, мы видим внешнюю сторону явления, то есть слышим, что говорит Базаров, и узнаем, как он поступает в жизни, как обращается с разными людьми. Психологического анализа, свободного перечня мыслей Базарова мы не находим; мы можем только догадываться, что он думал и как формулировал перед самим собою свои убеждения", - писал Д. И. Писарев в статье "Базаров", 1862 г

"Центральное теоретическое положение "психологи" Тургенева: писатель "должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только само явление",- считает А. И. Батюто в книге "Тургенев- романист",1972 г.

"Диалог в чистом виде - главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия. Каждый говорит по- своему вплоть до манеры произношения отдельных слов, потому что мыслит по- своему, наперекор собеседнику. И в то же время это индивидуальное мышление социально типично: так мыслят и другие люди:

Автора привлекает не правота того или другого собеседника, а убежденность спорящих, их умение в воззрениях своих и в жизни занимать крайние позиции и идти до конца, умение выразить свое мировоззрение в живом русском слове", - утверждает А. В. Чичерин в книге "Ритм образа",1973 г.

Задание. Исходя из данных высказываний, проанализируйте одну из диалогических сцен романа, выявите роль в сюжете и психологическое содержание эпизода романа.

4. Средства выражения авторской позиции.

Внешне герой не зависим от автора. Реально авторская оценка проявляется в сюжете, в отборе ситуаций. Проверяя героя на значимость, Тургенев исходит из своей системы ценностей. Базаров презирает дворян, но приезжает в дворянское имение, общается с хозяевами- дворянами, делает визиты, влюбляется в аристократку, дерется на дуэли. Автор выявляет достоинства и недостатки героя с точки зрения дворян, ведь мы знаем, что писатель родился и воспитывался в дворянской семье.

Авторская позиция проявляется в предыстории героев, в субъективной оценке автором. В эпилоге Тургенев, используя пейзаж, выражает свою позицию.

5. Роль пейзажа в романе.

"Прекрасное разлито повсюду, его влияние распространяется даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой как в человеческой индивидуальности, здесь оно более всего говорит разуму",- писал И. С. Тургенев Полене Виардо 28 августа 1850 года.

В романе Тургенева "Отцы и дети" немного развернутых пейзажей, исключение составляет 11 глава, но функция пейзажа в ней скорее полемическая.

Гармония прекрасного, гармония жизни, гармония природы - это прежде всего та жизненная сила, которую пытается победить Базаров. Из этого вытекает один из главных конфликтов романа - противостояние обоготворенной личности безликому всеобщему целому. Именно под воздействием природы главного героя начинают мучить вечные вопросы жизни, на которые он не может найти ответа.

Объясните поведение Базарова в сцене под стогом сена (глава 21). Сформулируйте "вечные" вопросы, на которые герой не может найти ответы. (1.Какова роль человека в мироздании? 2. В чем заключается великий смысл жизни? 3. Каково значение человеческого прогресса. )

(В сцене под стогом сена Тургенев - художник и Тургенев- философ ставит своего гордого и свободного человека перед лицом неподвластной ему, равнодушной и всегда торжествующей природы, которая лишь одна может быть ему достойным соперником. Человек трагически оказывается лишь мыслящим "атомом", чувствующей "математической точкой". Базарова унижает бессмыслица единичного и случайного человеческого существования в беспредельном времени и беспредельном пространстве.

Существуют ли в этом мире какие- либо несомненные ценности? Для Базарова такая ценность лишь сила человеческого духа. Базаров, несомненно, героическая личность, испытываемая в самых предельных ситуациях, как силой вещей, так и его собственной силой. К. И. Тюнькин "Базаров глазами Достоевского", 1971 год.)

Собственное ничтожество перед вечностью способны принять не все люди. Возможно, признание собственной исключительности здесь не случайно.

Слабость Базарова в попытке втиснуть себя и окружающее в тесные рамки биологических закономерностей. Базаров не может до конца принять жизнь во всей ее сложности и многообразии

О чем писал свой роман Тургенев?

А.О сложности человеческих взаимоотношений.

Б.О роли прогресса в жизни человека.

В.О смысле жизни.

Д.О вечных законах.

Е.О гармонии природы и человека.

6. Образ Базарова.

Перечитайте главы 20-21. Какую роль играют сцены в родительском доме для понимания образа Базарова? (Задание выполняется в группах)

Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?

(Распечатка. Лысый И. Ю. "Русская литература 19 века. Практикум", Мнемозина, Москва, 2001, стр.230-231)

Сопоставьте любовную историю Базарова с любовной историей в повести Тургенева "Ася". В чем пересмотрел Тургенев в романе "Отцы и дети" коллизию "русского человека на rendez vous"? Почему? (Задание выполняется в группах)

(ДАТЬ РАСПЕЧАТКУ СТАТЬИ)

"Прочитайте приведенные ниже суждения критиков и дайте аргументированнный ответ на вопрос. Смерть Базарова: случайность или собственное роковое решение, или сама идея этой жизни. (Задание выполняется в группах)

Вопрос №7 плана урока входит в систему групповой работы.

Прочитайте приведенные ниже суждения критиков и дайте аргументированнный ответ на вопрос. Какая оценка Базарова, по вашему мнению, более справедлива: "гамлетизирующий Дон Кихот" или рационалист до кончиков пальцев? (Задание выполняется в группах)

(Распечатка. Лысый И. Ю. "Русская литература 19 века. Практикум", Мнемозина, Москва, 2001, стр. 236-237)

8. О каких опасностях для личности и общества предостерегает в романе писатель?

-Не возомни себя богом.

-Не судите и не судимы будете.

-Не пытайтесь переделать весь мир в одиночку.

-Не разрывай естественное течение жизни.

- Не нарушай гармонию жизни. Жизнь прекрасна.

Подведение итогов строится на повторном обращении к эпиграфу урока, отрывку из письма Тургенева Полине Виардо от 28 августа 1850 года и стихов12-15, 31-32 главы 8 Евангелие от Иоанна.

Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.

Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день? 1860

"Прекрасное - единственная бессмертная вещь, и пока продолжает еще существовать хоть малейший остаток его материального явления, Бессмертие сохраняется,

Прекрасное разлито повсюду, его влияние распространяется даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой как в человеческой индивидуальности, здесь оно более всего говорит разуму",- писал И. С. Тургенев Полене Виардо 28 августа 1850 года.

"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Вы судите по плоти; а Я не сужу никого. Если пребудете в слове Моем, то познаете истину, а истина сделает вас свободными" (Стихи 12-15, 31-32, глава 8 Евангелие от Иоанна)

В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.

Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.

Остаток жизни Базаров провел в имении своих родителей. Тургенев описывает родителей Базарова как чутких, добрых, глубоко любящих своего сына и трагически переживающих его смерть. На примере семьи Базаровых Тургенев также показал конфликт поколений. Суть его в том, что Базаров, несмотря на то что любит своих родителей, идет по другой дороге, не той, которая была у старшего поколения. Родителям, прожившим другую жизнь, трудно понять своего сына. Но сын не может жить так, как жили его родители. Базаров одинок в своей семье. И не только в семье. Он вынужден расстаться и со своими учениками. Аркадий женится и отходит от взглядов своего учителя. Ситников и Кукшина не столько последователи демократов, сколько спутники, каждой новой идеи.

И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.

Роман посвящён памяти русского разночинца В. Г. Белинского

и был создан в период революционной ситуации в России (1859—1862 гг.) и отмены крепостного права. Тургенев отобразил в нём перелом обще­ственного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, полити­ческих, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Темы, мотивы, символы

Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петрови­чем Кирсановым,

И. С. Тургенев дал недвусмысленно понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, вплоть до идеи бога, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.

Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И. С. Тургенев пока­зывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя. Для И. С. Тургенева способность человека к большому, всепоглощающему чувству — всегда признак глубокой нату­ры. Трагическая любовь Базарова, глубина охватившего его чувства противоречит категоричным рационалистическим утверждениям нигилиста, демонстрируя широту его натуры.

Сюжет романа

Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взгля­дов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов революционных демократов, но пытался понять их и представить своему читателю объективно.

Особенности композиции

Базаров – центральный образ

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Все персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

Роман состоит из 2 частей (28 глав): В I части (1—Х1П главы)

Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой).

Во II части (XIV—XXVIII главы)

происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.


Герои имеют множество различий: отношение к науке, образованию, природе, семье. Главное же различие между ними – разное восприятие жизни.

Присоединиться к вебинару

Смотрите также: Шаблон сочинения ЕГЭ на 24 балла!

Пробный тест ЕГЭ 2020 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!

Действительно, разным поколениям сложно принять отличные друг от друга точки зрения. И это печально.

Затронутая в романе тема глубоко волнует автора, он переживает конфликт вместе со своими героями. При этом писатель объективно характеризует каждого героя, показывая их и слабые, и сильные стороны.

Проблема XIX века, описанная в романе, остается актуальной и в современности. Из поколения в поколения происходят противостояние старшего и младшего поколений. Наверняка, многие из вас сталкивались с тем, что ваши взгляды не совпадали с мнением старшего поколения.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Одна из вечных проблем человечества - недопонимание между разными поколениями, которое существует столько же, сколько и сама жизнь. Этот конфликт всегда будет неизбежен, так как время движется, поколения сменяют друг друга, сталкивая людей молодых с их мнениями и идеями с людьми "века минувшего".

Самым выразительным и ярким примером, конечно, является произведение И. С. Тургенева "Отцы и дети", где главным образом противопоставлены Кирсановы и Базаров. На их примере автор знаменитого романа показывает всю сложность взаимоотношений "родителей" и "детей". И. Тургенев писал, что в этом вечном конфликте обе стороны в некоторой степени не правы и правы одновременно. Старшее поколение излишне пристрастно судит о недостатках неопытной, зеленой юности, когда как молодежь пренебрегает советами и напутствиями взрослых, смотрящих на них с высоты собственно прожитых лет.

Взгляды главных героев - Евгения Базарова и Павла Петровича - категорически расходятся практически во всем: в отношении к искусству, к людям, к матушке-природе, к, наконец, политике.

Любой их разговор грозит закончиться острым словесным противостоянием этих оппонентов, ведь у обоих персонажей присутствуют и категоричность, и нежелание менять свои взгляды на жизнь.

К примеру, Кирсанов говорит об историческом значении аристократии; видит в ней нужду, опираясь на великое прошлое, Базаров же, наоборот, убежден в ее бесполезности и ничтожности. Впрочем, Евгений многое считал подобным, даже и не пытаясь разобраться в темах, уже обозначенных им как нечто глупое и лишенное смысла. Вообще, в этом произведении есть два примера сосуществования двух людей с различными взглядами и жизненными позициями. Отходя от темы взаимоотношений Павла Петровича с Базаровым, вспомним более положительный пример - отца и сына Кирсановых. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Невзирая на противоречия в их жизненных позициях, они искренне любят друг друга, в чем читатель может быть полностью увеерен.

А вот о взаимоотношениях Базарова с его родителями судить сложно. Они горячо любят сына, но с первого взгляда может показаться, что Евгений абсолютно не ценит родительскую заботу, хотя это далеко не так: о все замечает, даже испытывает ответные чувства, но принципы не позволяют ему говорить об этом.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что этот конфликт действительно вечный, но его можно избежать, просто становясь терпимее к друг другу и к чужим мнениям.

Полезный материал по теме:

Конфликт мировоззрений

Почему же на протяжении столетий никак не может разрешиться конфликт отцов и детей? Одной из главных причин таких отношений является разница в интересах.

Мир меняется, развивается, появляются новые технологии, и взрослому человеку порой сложно перестроиться в современной действительности. Молодое же поколение, растущее вместе с этими изменениями, легко их осваивает и использует.

Отсюда вытекает и барьер в общении. Люди просто перестают словесно понимать друг друга.

Разница во вкусах тоже может увеличить пропасть между поколениями. В 90-е годы двадцатого столетия на пике популярности была рок и поп-музыка. Сейчас же на первое место выходит рэп, хип-хоп, и современные родители не понимают и не хотят принять предпочтения своих чад. Хотя в свое время они тоже могли быть не поняты старшими.

Разногласия между родителями и детьми порой несут за собой очень тяжелые последствия. Вовремя не завершившийся конфликт, отсутствие компромисса в решении проблем часто приводят к тому, что ребенок замыкается, у него появляется недоверие к взрослым. Ведь дети более уязвимы, ввиду своей неопытности, нежели родители.

Как бы люди ни старались избавиться от этой проблемы, ни придумывали новых методик, тренингов, конфликты с течением временем вновь появятся.

И для того, чтобы это не перерастало в глобальные проблемы, стороны отцов и детей должны научиться прислушиваться друг к другу.

Нужно понимать, что каждый человек на этой земле индивидуальность, и он имеет право на жизнь по своим правилам, которые, конечно, не должны противоречить общечеловеческим законам.

2 вариант

Жизнь на земле только начала зарождаться, а уже проблема отцов и детей стала давать о себе знать. Кто бы мог подумать, что непонимание поколений настолько острая проблема и будет сопровождать человечество постоянно.

Начинается, наверное, все с неумения терпеть друг друга, жить в ритме нового времени. Хотя есть вещи, которые не меняются на протяжении столетий. Авторитет родителей и людей старшего поколения, непонимание, отсутствие элементарного уважения друг к другу.

Эту проблему поднимали древние философы. Значит, уже в то время она была животрепещущей.

Рассматривая этот вопрос, мы не будем обращаться ко всем известному произведению Тургенева. Так как есть много произведений, в основе которых тоже есть эта проблема. Хотя анализируя их эту тему можно обойти стороной, она не так явно выражена, как у Тургенева, но эта проблема есть. От этого никуда не деться.

В обществе, где ничего не менялось много лет, не могут и не хотят перестраиваться, чтобы вести новую жизнь. Молодые и прогрессивные люди не хотят продолжать жить по-старому.

Это и вызвало волну возмущения в обществе.

Князь Болконский своей авторитарностью и эгоизмом мучает и сына, и дочь. У Ростовых наоборот стараются сделать все, чтобы дети были счастливы даже в ущерб себе.

Хотя конфликты в семье все равно существует, но не такие ярко выраженные, как у Болконских. Все зависит от внутри семейных отношений.

Там где в семьях есть взаимопонимание, конфликты протекают мягче. Тут уже нужна мудрость родителей, чтобы в семье сохранить мир.

С аргументами из литературы. 11 класс

Назревавший в современном И. С. Тургеневу обществе конфликт писатель показал на примере семьи Кирсановых и Базарова. Конфликт поколений демонстрируется в виде спора Евгений Базарова и Павла Петровича Кирсанова. На смену умирающему дворянству пришел новый тип людей. Подчеркивая неодинаковость взглядов героев, писатель противопоставляет их внешности, манеры, речи, взгляды на мир. Жизненные позиции Базарова и Кирсанова полностью противоположны друг другу. Герои не только замечают свою несхожесть, но и вступают друг с другом в конфликт, который уже говорит о необходимости смены общественных начал.


Нам казалось, что конфликт этот неизбежен. Рано или поздно он коснется всех. Сейчас считаем, что конфликт можно разрешить, главное захотеть это сделать. Иногда обида и непонимание стоят на первом месте взаимоотношений и их просто нельзя сдвинуть на второй план. Но стоит попробовать на первый план выдвинуть прощение и принятие другого, тем более что речь идет о близких и родных людях.

Подводя итог, можно сказать, что не нужно быть гордым и спесивым. Надо идти на уступки, ценить заботу, либо однажды станет слишком поздно найти точки понимания.

Сложно не согласиться с авторской подачей текста: старшие пытаются навязать своё мнение, традиции. Но у них уже был шанс изменить и создать своё общество и пора уступить молодым и дать им попытку внести что-то новое и сделать мир лучше.


Пример сочинения 2

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием.

Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”.

От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.

Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Пример сочинения 3

Базарову были ненавистны идеи дворян, он презирал их общество, был яростным борцом За новое демократическое будущее. Евгений отрицает красоту, искусство, любовь. Павел Петрович происхождением и воспитанием отличается от Базарова. Он сын генерала, блестящий офицер, светский лев. Вся жизнь его была посвящена борьбе за прекрасную женщину. С первой минуты Павел Петрович возненавидел Базарова и в спорах с ним пришел к выводу, что Евгений — гордец, нахал, циник. Истинная же причина ненависти была в том, что Базаров попросту перечеркивал его жизнь. Павел Петрович, уездный аристократ, полагал, что ведет он жизнь благоразумную и достойную. А с точки зрения Базарова, жизнь эта была пустой и никчемной. Столкновение этих героев оказалось неизбежным.

Тема романа актуальна во все времена, не изжила она себя и в наше время. Молодое поколение, шагнув на такую ступень развития, когда может самостоятельно оценивать события, происходящие вокруг, когда может делать самостоятельные выводы и когда может изменять что-то в жизни, перечеркивает и отрицает сделанное старшим поколением. Старшие теряют авторитет и власть над молодыми, но не хотят этого признавать. Конфликт вечен.

Пример сочинения 4

Конфликт Аркадия с его отцом и дядей разрешается, когда молодой человек выходит из-под влияния Базарова. Аркадий похож на отца, поэтому повторяет его жизненный сценарий и легко выбирает те же ценности – семейно-родовые отношения, дом и хозяйство, любовь как высший смысл жизни. Поэтому Базаров одинок в противостоянии поколений.

Читайте также: