Что роднит музыку с литературой сочинение
Обновлено: 02.07.2024
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Литература+музыка.
Литература помогает познать мир, писатель создает литературное произведение, чтобы передать свое мнения и чувства.
Музыка выполняет тоже самое действие как и литература, композитор тоже с помощью музыке, может передать его страдания, радость, чувства и т. д.
Композитор и писатель почти одинаковые люди.
Вот этим и связана музыка с литературой.
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Музыка и литература – два великих начала искусства
Слова и звуки… звуки и слова
В них жизни, полной жизни выраженье
Все, что вмещает сердце, голова
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся. блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду,– все облекаем в них.
( Екатерина Петровна Ростопчина)
Литература и музыка…. Как много проникновенных слов можно сказать об их взаимосвязи! Как часто чувства человека (радость и счастье, горе и переживание), его мысли превращались в замечательные литературные и музыкальные произведения.
Литература и музыка, слово и музыка – это два великих начала, это две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, но порой приходят к согласию и взаимопониманию. В момент их столкновения и примирения рождаются шедевры – песни, романсы, оперы. Поэтический текст придаёт музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров.
Что же общего у литературы и музыки, что их роднит и объединяет? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Главным источником музыкальных и литературных сюжетов, образов является окружающая нас жизнь. Именно она является источником вдохновения для писателей, поэтов и композиторов, поэтому так многое роднит и объединяет литературу и музыку. Однако средства выражения и форма представления в музыке и литературе – разные.
Литературу и музыку объединяет общность жанров. Например, в музыке есть песня, романс, серенада,опера, балет,мюзикл, оперетта,рок-опера,кантата. Среди музыкальных произведений можно встретить также сказку, поэму и балладу.
Литературные произведения (стихи, сказки, поэмы, баллады, драматические произведения) становятся основой музыкальных произведений, например, стихи – вокальных произведений; поэмы, сказки и драматические произведения – симфоний, опер и балетов. В музыкальных произведениях композиторы используют также народные мелодии и песни, церковные напевы, колокольные звоны. Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.
Песня — наиболее простая, одна из самых распространенных форм вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Романс - это камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.
Что еще объединяет литературу и музыку? Интонация!
Вспомним, что такое интонация. И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.
Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволнованные, торжественные, величественные – мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Пушкинские романсы Глинки – это совершенное претворение в музыке жизненных впечатлений, особенно любовной лирики поэта.
Ещё один жанр, о котором хотелось бы сказать это былины.
Былины – это один из самых древних жанров русской народной эпической песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является героическое событие или значимый эпизод русской истории. Народное название былин – старина, старинушка, т.е. предполагается, что речь идет о событиях, которые произошли в прошлом.
Таким образом, выявив некоторые параллели между основоположниками русской классической музыки и поэзии, мы приходим к выводу, что художественный мир музыки и мир поэзии очень тесно взаимосвязаны между собой.
ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.
Музыка и литература прочно вошли в нашу жизнь. Каждый человек при знакомстве с музыкальными и литературными произведениями впитывает в себя самое прекрасное и раскрывает свои творческие стороны. Без них было бы просто невозможным гармоничное и разностороннее воспитание подрастающего поколения.
Литература
Знакомство с литературой начинается еще с младенчества. Первые детские стишки и самые простые добрые сказки несут детям информацию об окружающем мире, дают знания о человеческой морали и прививают любовь ко всему прекрасному. Постепенно ребенок переходит к более сложным литературным жанрам, знакомится творчеством поэтов и писателей.
Основная общеобразовательная программа в детских садах направлена на чтение педагогами художественных произведений, народных сказок и песенок. Это игровой процесс, который сопровождается показыванием предметов. Таким образом, ребенок обогащает свой словарный запас и учится проявлять себя.
В младших классах ребенку дается общее понятие литературы и ее жанров. И, пожалуй, первое и самое важное – дети учатся самостоятельно читать. Это способствует тому, что ребенок самостоятельно может выбрать для чтения то, что нравится именно ему. В этот период дети хотят знать обо всем на свете, и педагогам и родителям важно поощрять это в ребенке, подбирая для выбора правильную литературу.
Музыка
Опытные педагоги и психологи давно заметили, что влияние музыки на детей колоссально. Прививать любовь к ней можно еще в утробе матери. Польза от прослушивания классической музыки еще не до конца исследована, но ее позитивное влияние на формирование мыслительной деятельности давно подтверждено.
В детском саду воспитатели разучивают самые простые песенки и знакомят малышей с популярными музыкальными инструментами. А еще детки очень любят проявлять себя и выступать перед родителями и взрослыми.
В младших классах предполагается более детальное знакомство с нотами и их звучанием. Важно привлекать детей и к совместным походам на концерты и театральные музыкальные постановки. Основные жанры и направления музыки дают детям общие понятия многогранности музыки. Этот процесс обучения предполагает понимание ребенком, что литературные произведения вполне могут получить музыкальное оформление и при этом новое звучание.
Комплексность
Как объяснить детям о том, что роднит музыку с литературой? Современные тенденции образования предполагают комплексность в обучении. То есть уроки, которые объединяют в себе разные предметы. Например, история и литература или литература и рисование. Такой подход помогает более широко понимать предметы и переосмысливать полученные знания.
Такой подход помогает каждому ребенку создавать необходимые условия для раскрытия и развития его творческого потенциала. Дети накапливают необходимые знания и опыт, пропускают их через свое сознание и таким образом адаптируются к окружающему миру.
Общие черты
Что роднит музыку с литературой? Основные сходства:
1. Музыка и литература – две грани жизни. Творческие люди ищут вдохновения в окружающем мире – в природе, среди людей. Все это подсказывает писателям, поэтам и композиторам темы и сюжеты их произведений.
2. Интонация – второй объединяющий аспект. В разговорной речи и музыке есть темп, мелодичность. Эти виды искусства помогают передавать эмоции. Не только в словах можно услышать печаль и радость, спокойствие и тревогу, но и в музыкальных произведениях посредством нот можно передать подобные эмоции и переживания. Интонации помогают различать классические музыкальные мотивы от народных, современные - от старинных мелодий.
3. Наиболее ярко союз музыки с литературой проявляется в текстах песен. Огромное количество стихов и поэм обрели новое звучание благодаря их нотному оформлению. Музыка способна глубоко передавать образы предметов, усиливать их значимость. Очень часто благодаря правильно подобранным нотам стихи становились музыкальными хитами.
Что роднит музыку с литературой? Без правильно подобранных слов музыка стала бы скучной и непонятной обществу. Именно в комплексе эти две сферы усиливают друг друга и помогают стать ближе человеку.
Сочинение
Есть и другие примеры. Что роднит музыку с литературой и как эти понятия можно связать вместе, чтобы получить целостную картину восприятия мира? Ответы на эти вопросы дети могут и сами найти. Размышления на эту тему помогут проявить детям себя и найти истину.
Образец
Что роднит музыку с литературой? Образец мини-сочинения на данную тему:
Музыка и литература, как две сестры, идут рука об руку и взаимодополняют друг друга. Каждый из нас связан нераздельно с ними и несет полезную информацию человечеству. С самого раннего детства человек понимает, что первым объединяющим звеном музыки и литературы является звук.
Вдохновение
Благодаря прослушиванию музыки, человек выстраивает целый логический ряд из образов. Они учат выражать свои мысли и глубину чувств, поэтому их очень сильно роднит эмоциональное восприятие. Классические музыкальные произведения способны успокоить, вызвать положительные ассоциации, поднять настроение.
Кроме того, эти оба вида искусства вдохновляют, пробуждая искрение творческие порывы с самых ранних лет.
Музыка и литература - две отдельные грани, но в то же время настолько близки, что это заметно даже невооруженным глазом. Положенные на музыку стихотворения стали шедеврами и получили широкую известность только благодаря нотам.
Каждый, кому доступны в комплексе литература и музыка, понимает, что эта неразрывная связь началась еще с их появления и продолжается до сих пор. Звуки переросли в ноты и буквы. Только в комплексе восприятия можно добиться полной гармонии в развитии молодого поколения.
Для наглядного примера можно предложить для такого урока конкретный план. Что роднит музыку с литературой? Вопрос, на который дети смогут отыскать ответ в ходе работы. Итак, ориентировочный план:
1. Организационный этап – прослушивание литературных и музыкальных произведений.
2. Усвоение нового материала. На этом этапе можно донести суть проблемы, поставить вопрос перед учениками, стимулируя на поиск ответа. Работа в группах.
3. Закрепление материала – выступление с докладами, прослушивание музыки, чтение стихов.
Книги о музыке чрезвычайно разнообразны. Ведь музыка – это целая Вселенная звуков. Существует множество направлений музыкальной литературы. Детская выполняет ознакомительную и образовательную функции. Она, образно говоря, открывает юным портал в .
Самым интересным праздником является юбилей, посвященный шестидесятому дню рождения человека. Не имеет значения, кто виновник торжества – мужчина или женщина, для каждого этот праздник имеет большое значение.
Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. .
Много в Краснодарском крае мастеров слова, пишущих прекрасные стихи, воспевающих малую Родину. Кубанские поэты Виктор Подкопаев, Валентина Саакова, Кронид Обойщиков, Сергей Хохлов, Виталий Бакалдин, Иван Варавва – гордость краевой литературы.
Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития музыкальной культуры - классический. Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все творчество Глинки.
Людвиг ван Бетховен и сегодня остается феноменом в мире музыки. Свои первые произведения этот человек создал, будучи юношей. Бетховен, интересные факты из жизни которого и по сей день заставляют восторгаться его личностью, всю свою жизнь считал, что его предназначение – быть великим композитором и музыкантом, коим он, собственно, и являлся.
Песня – один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.
Взаимосвязь музыки и литературы
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Как связана музыка и литература?
В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений , что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой?
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Вспомним, что такое интонация . И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.
Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь
музыки и литературы?
Рассмотри картину В.Поленова
"Монастырь над рекой"
Ответь на вопросы:
Какие чувства вызывают эти произведения искусства?
Обрати внимание на плавные изгибы линий рисунка в картине и
мелодии романса, общность ритмического строя, перекличку
светотени в картине и ладовой окраске в музыке.
Можно в романсе услышать тишину леса, поля?
Какими средствами музыкальной выразительности М.И.Глинка в романсе "Жаворонок" смог услышать эту тишину?
2. Народная песня в композиторской музыке
П.И.Чайковский
В мелодии народных песен,
церковные напевы, интонации
колокольных звонов - всё то, что
композиторы слышат в жизни, побуждает
их к созданию таких больших и сложных
произведений, как симфония, концерт,
сюита, опера. Во многих из них песни,
мелодии, напевы получают как бы вто
рую жизнь, композиторы заново
открывают их слушателям.
Пётр Ильич Чайковский включил русскую
народную песню "Во поле берёза стояла" в
финал симфонии №4, в "Детском альбоме"
звучит "Камаринская", в балете
"Щелкунчик" русский танец "Трепак",
в финале концерта№1 для фортепиано
с оркестром звучит "Веснянка"
украинская народная песня, в опере
"Евгений Онегин" используются подлинные
русские народные песни,
в увертюре 1812 год звучит песня "У ворот
батюшкиных. " и т.д.
Литературную (словесную,
нередко стихотворную) основу -
программу - имеют многие
инструментальные произведения.
Создавая их, композиторы опираются на
то содержание, которое изложено в
литературном источнике или выражено в
названии сочинения.
Портрет. Э.Григ
5. Тесты к теме урока
Скачай архив по ссылке ЗДЕСЬ
Сохрани его на своем компьютере.
Обязательно Распакуй Архив. Для этого - Нажми правой кнопки мышки на архив - Извлечь.
Открой папку Что роднит музыку с литературой. В ней открой Папку1.
Запусти файл start HTML приложение
Пройди тест - проверь себя.
Читайте также: