Старика момуна которого многомудрые сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

(Правописание безударных гласных в корне слова; приставки при- и пре -; сложные существительные; не с глаголами; правописание - тся и - ться ; окончание имён существительных; правописание корней - плав - — - плыв -; знаки препинания в сложном предложении; знаки препинания при прямой речи.)

1. Найдите в тексте частицы и надпишите, к какому разряду они относятся.

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

1 вариант — Матросы готовятся сходить на берег.

2 вариант — Отцу тоже надо уходить домой.

3. Подчеркните в тексте как члены предложения:

1 вариант — местоимения, определите их разряды;

2 вариант — наречия, определите разряды наречий.

4. Чем является слово лучше в последнем предложении? Графически покажите.

Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы, и ни одна из них не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придёт: дай-ка спрошу я у премудрого пискаря, каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить, и ни щука его не заглотила, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал? Плывут себе мимо, а может быть и не знают, что в этой норе премудрый пискарь свой жизненный процесс завершает!

Не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а всё только распостылую жизнь свою бережёт? А многие его даже просто дураком и срамцом называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.

Слово пискарь записать на доске.

(Безударные гласные в корне слова; не с различными частями речи; правописание приставок; правописание частиц; правописание - тся и - ться ; н и нн в суффиксах прилагательных; запятые в сложных предложениях; знаки препинания при прямой речи.)

1. Найдите в тексте частицы и укажите их разряды.

2. Выделите в тексте отрицательные частицы, приставки не - и ни -, а также слова, в которых не и ни — часть корня.

3. Объясните значение слов:

1 вариант — идол ;

2 вариант — остолоп .

Составьте и запишите с данными словами по предложению.

4. Выделите в тексте

1 вариант — предлоги ,

2 вариант — союзы;

укажите их постоянные признаки.

3. Домашнее задание

Повторить всё о частицах.

ТЕМА: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

• провести работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте;

• повторить правописание не с разными частями речи.

1. Организационный момент

2. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Тот, кто хорошо справился с контрольным диктантом, выполняет задание по карточкам

Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Ему очень п..нравилось разговаривать с п..ртфелем. Он соб..рался прод..лжить этот разговор хотел ра(с,сс)казать о себе чего ещ.. (не) знал п..ртфель. Но ему пом..шали. (С,з)боку послыш..лся конский топот. Из(за) деревьев выехал всадник на сером коне. Это был Орозкул. Он то(же) воз..ращался домой. Серый конь Алабаш на котором (ни)кому кроме себя( не) разрешал ездить был под выездным седлом с медными стременами с нагрудным ремнём со звяка..щими серебр..(нн,н)ыми по..весками.

— Над выделенными словами надпишите части речи.

Старика Момуна которого многомудрые люди прозвали раст..ропным Момуном знали все в ..круге и он знал всех. Прозвищ.. такое Момун заслужил (не)изменной пр..ветливостью ко всем кого он хоть мало(мальски) знал. Своей г..товностью всегда что(то) (з,с) делать для любого кому(то) услужить. И однако усердие его (н..)кем (н..) ценилось как (н..) ценилось бы з..л..то если бы его вдруг стали разд..вать бе(з,с)платно.

Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Надпишите части речи над выделенными словами.

Лощ..на Джелесай была бе(с,з)лесой лишь кое(где) остались после п..рубок старые одинокие сосны. Когда(то) был здесь лес. Теперь ст..яли ..ядами скотные дворы под шиф..рными крышами в.днелись большие ч..рные кучи навоза и соломы. Здесь выр..щивали племе(н,нн)ой м..л..дняк молочной фермы. Тут же , (не)под..лёку от скотных дворов, прим..стилась куцая улочка посёлок животноводов. Улочка спускалась с п..логого пр..горка. На самом краю её стоял маленький дом, (н..)жилой на вид.

— Как вы понимаете слово куцый?

3. Объяснительный диктант (выполняет весь класс)

И тогда мы в горах не одни. Только за рекой, дальше от нас никого нет. Для того мы и живём на кордоне, чтобы никто туда ногой не ступил, чтобы никто не тронул ни одной ветки. Горы — они ничего не чувствуют, ничего не желают, ни на что не жалуются, стоят себе и стоят. Оттуда вывел серого коня Алабаша, неприкосновенного выездного коня, на которого никто не смел садиться и которого не запрягали, чтобы не попортить скаковую стать. Никогда он не садился верхом на Алабаша и никогда не скакал так по двору сломя голову. Но жизнь так устроена — рядом со счастьем постоянно подстерегает, вламывается в душу, в жизнь несчастье, неотлучно следующее за тобой, извечное, неотступное.

4. Выводы по уроку

— Какие трудности возникли у вас при выполнении сегодняшних упражнений?

5. Домашнее задание

• систематизировать знания о служебных частях речи;

• продолжить работу по овладению учащимися орфографическими навыками;

• р/р. Уметь конструировать предложения с производными предлогами;

• уметь определять омонимичные части речи.

1. Организационный момент

2. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте (10 минут)

Задание 1. Орфографическая диктовка.

Благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, для того чтобы, затем чтобы, как будто, оттого что, с тем чтобы, из-за, впоследствии, из-под, вряд ли, как раз, всё-таки, что за, во что бы то ни стало.

Задание 2. Можно ли распределить все записанные слова по трём столбикам: предлоги, союзы, частицы? Почему? А какие вам удалось бы выписать в тот или иной столбик?

Вот, впереди, всё, да, даже, до, ещё, но, едва, если, что, за, и, изо, к, как, и, пока, потому что, однако, в, бы, то, не, для, между, а, лишь, вон, или.

— Какие из записанных на доске слов омонимичны? Укажите, какими частями речи они могут быть.

Задание 3. Самостоятельная работа по карточкам. Правописание служебных частей речи.

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выпишите словосочетания с омонимичными производными предлогами:

а) (в)течени. дня, (в)течени. часа, (в)вследстви. дождей;

б) (на)счёт в банке, (на)счёт работы, (по) причин. неустроенности;

в) (в)продолжени. книги, (в)силу причин, (в)продолжени. полёта;

г) (в)следстви. болезни, (в)следстви. по делу, (в)след солнцу.

2. Поставьте, где это необходимо дефис, выпишите союзы:

а) (в)одиночку, (не)то . (не)то, кто(нибудь);

б) (как)же, потому(что), из(за);

в) так(как), кое(как), из(под);

г) (ни)от(кого), (по)прежнему, (что)либо

3. Раскройте скобки, выпишите производные предлоги:

а) Всё та(же) деревня, всё тот(же) дом. Я то(же) выйду на улицу.

б) Что (бы)вам пожелать? Мы зашли очень далеко, что(бы) найти дорогу.

в) И(так), всё закончилось. И(так) я сделал открытие.

г) От(того) и от(этого) леса не так далеко. Лентяй, от(того) и плохо учится.

4. Найдите соответствия. Справа составьте и запишите предложение с одним из предлогов.

Вроде, несмотря на

Вопреки, потому что

Оттого что, наподобие

5. Употребите указанный предлог с существительным, поставив существительное в нужную форму.

Похожие документы:

Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс Урок 1. Знакомство с . русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса . неграмотный, не знает правил русского языка.) — Оказывается, по речи, устной и письменной, .

Рабочая программа по русскому языку 9 класс (3)

. г. Рабочая программа по русскому языку 9 класс Составитель программы: Беляева Т.В. учитель русского языка и литературы д. . ученика Горшков Л.И. Русская словесность. М.,1996. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.:ВАКО,2005 .

Рабочая программа педагога Ионова Владимира Александровича по русскому языку ( 7 класс) Рассмотрено на заседании

Айтматова "Белый пароход"
1.Прородительница
Рогатая мать-олениха
2.Разговор с солдатом
3.Озор-кул
III.Позиция автора
1.почему в повести у Оро-кула нет детей
2.Почему мальчик уходит
3.Есть ли люди в повести, которые уважают предков
IIII. Моя позиция

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди.. . И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.

Айтматова "Белый пароход"
1.Прородительница
Рогатая мать-олениха
2.Разговор с солдатом
3.Озор-кул
III.Позиция автора
1.почему в повести у Оро-кула нет детей
2.Почему мальчик уходит
3.Есть ли люди в повести, которые уважают предков
IIII. Моя позиция

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди.. . И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.


Задание 27 № 10892

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по по Г. Гессе*)

* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Читайте также: