Сочинение религия искусство и наука это ветви одного дерева

Обновлено: 05.07.2024

Наука, религия, искусство, несмотря на огромные расстояния, разделяющие их, интуитивно воспринимаются нами как нечто целое, принадлежащее к одному уровню отношений человека к Миру — отношений не непосредственно вещественных, а опосредованно идеальных. Хотя наука, религия, искусство и разнесены по разным полюсам, мы неизбежно приходим к пониманию, что эти полюса принадлежат одному пространству, и как три точки задают в нем единую плоскость познания.

Прежде всего, мы можем констатировать, что и наука, и религия, и искусство — это формы не прямого, не непосредственно-физического, а духовно-интеллектуального отношения человека к Миру. Этим замечанием мы отличаем, отделяем сферу их единства от области человеческой деятельности, направленной на обеспечение его физиологического (биологического) существования — добычи пищи, защиты от природных стихий и т.д. или, если говорить о современном обществе — от производственно-экономических отношений.

Другой особенностью, объединяющей искусство, науку, религию и одновременно отделяющей их от внутренних переживаний и мыслей единичного человека, является их обязательная внешняя человеку фиксация. То есть, говоря о науке, искусстве, религии, мы имеем в виду не просто обдумывание, чувствование, созерцание мира человеком, а обязательное представление этих процессов в виде текстов, звуков, вещей. Благодаря этой внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, наука, религия, искусство имеют не только личностную, но и общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем познанием.

Общая схема познавательного процесса проста: человек что-то увидел, почувствовал, уловил – и зафиксировал это внутреннее состояние во внешней себе форме: в словах, линиях, звуках. Можно, конечно, и сам акт чувствования, видения трактовать как познание. Но такое непосредственное, внешне не проявленное индивидуальное познание не только не может быть передано другим людям, но и не всегда однозначно воссоздаваемо внутри человека. Оно не может быть отделено от чистых восприятий, чувствований, ощущений и поэтому лежит вне искусства, науки, религии. Сугубо внутреннее, непосредственное (не выявленное) индивидуальное познание предшествует им или, наоборот, может рассматриваться как частный сухой остаток, послевкусие.

Следовательно, рассматривая искусство, науку, религию как способ познания мы, прежде всего, должны иметь в виду не внутренний мимолетный акт прозрения, а процесс его внешнего закрепления, фиксации в форме, доступной для передачи другим людям. Поэтому точнее было бы говорить об искусстве, религии, науке как о формах общественного познания. Этим уточнением подчеркивается не только необходимость внешней реализации внутреннего чувствования, но и констатируется обязательная социальная значимость формы закрепления индивидуального познавательного порыва. Ни пророчество, ни поэма, ни теорема произнесенные на неведомом языке не имеют познавательной ценности, то есть не являются элементами религии, искусства, науки. И реликвия, и картина, и научный метод до общественного признания их таковыми являются лишь частными предметами, хотя и имеют форму реликвии, картины, научного метода.

Различия же начинаются тогда, когда человек пытается зафиксировать момент прозрения, передать другим свое предчувствие истины. Он может взять в руки музыкальный инструмент, кисть, перо и попытаться в звуках, красках, словах запечатлеть свои ощущения. Такую сугубо личностную, субъективную форму выражения индивидуально познанной истины мы называем искусством.

Проповедник, в отличие от художника, не выражает личное отношение к миру в самостоятельных, уникальных, оригинальных высказываниях, а формулирует их в предзаданных, уже существующих терминах одной из религий. Для такой унификации религия изначально строится как некая абсолютная система, на языке которой возможно выразить любой познавательный порыв, любое чувство, предощущение истины. В отличие от искусства, в котором схожие чувства выражаются в разнообразнейших произведениях искусства, в религии – весь спектр чувств фиксируется в терминах единой формализированной схемы. Но именно эта внесиюминутность, внеиндивидуальность характеризует религию как способ познания вневременного единства Мира, его общности во всех его явлениях и нашем восприятии его.

Если высказывания художника отражают лишь его субъективное отношение к явлениям, а религиозные высказывания констатируют вневременное единство всех элементов Мира, то научные высказывания, прежде всего, формулируют отношения отдельных явлений Мира друг к другу, их некоторое относительное единство, их взаимозависимую последовательность. Высказывания в искусстве и религии абсолютно истинны. Первые – потому, что тождественны самим себе; вторые – потому, что тождественны абсолютной системе религиозных постулатов. Научные же высказывания, как выражающие относительное единство различных явлений мира, не являются абсолютно истинными. Но именно эта неабсолютность придает научным высказываниям познавательную ценность – позволяет распространять их с той или иной долей достоверности на другие явления, или, что равносильно, подводить другие явления под готовые высказывания. То есть реальным результатом (и смыслом) научного познания является не создание индивидуальных субъективных высказываний (произведений искусства) и не констатация тождества всех явлений в рамках абсолютной системы высказываний (религии), а получение, генерация новых относительных высказываний о явлениях мира в терминах конечных систем (теорий). Именно эта относительность, текучесть, преемственность науки делает ее инструментом для познания ограниченных во времени и пространстве элементов Мира.

Но с другой стороны, внешне столь явно различимые, разнесенные по разным полюсам, эти три формы воплощения человеческого познания – религия, искусство, наука – всегда оставались и остаются в непосредственном единстве. И как дополняющие друг друга, дополнительные друг другу. И как реально единые в единичном сознании — та изначальная синкретическая целостность познавательного потенциала сохранилась в непосредственной неразличимости индивидуального внутреннего творческого порыва.

Человек сочиняет стихи, музыку, исследует просторы вселенной, изобретает новые устройства, верит в Будду, Аллаха, Христа… и пока он не произнес ни единого слова, пока перо не прикоснулось к листу бумаги, переполняющие его предощущение истины, чувство единения с Миром и являют собой те отзвуки архаического синкретического познания, а также прообраз будущего познания, не разделенного на способы, методы, области, сферы.

Это познание не будет религией – оно не будет ссылаться на регламентированные ритуалы, канонизированные истины, предписанные ответы, хотя в фундаменте его будет лежать вера в Единство Мира, которую невозможно исчерпать, выразить, запечатлеть ни словами, ни формулами, ни красками, ни звуками.

Это познание не будет искусством – оно не будет переполнено самостью, эгоцентричной уверенностью в истинности частного видения, но по своей сути оно будет эмоциональным, эстетическим восприятием каждого мгновения Мира, его красоты и гармонии.

Это познание не будет наукой — оно не будет приписывать каждому элементику мира свое определение, в надежде заменить реальный мир его формальной моделью, но оно будет основано, выстроено на всем рациональном знании, являющимся не только средством выживания цивилизации, но и способом ее развития.

Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос об общности трех основных феноменов духовной культуры - религии, искусства и науки. Данная тема крайне актуальна в современном мире, где с развитием науки техники эти три понятия все чаще и чаще разграничиваются, а наука и религия вовсе противопоставляются друг другу. Я же полагаю, что, напротив, современному человеку нужно отыскивать в различных формах духовной культуры общее, направленное на совершенствование и развитие человека.

И религия, и наука, и искусство представляют собой универсальные формы духовной культуры. Помимо особенного все эти формы имеют много общего. Прежде всего, они удовлетворяют духовные потребности человека, способствуют духовному прогрессу. Религия, наука и искусство являются способами познания мира. В итоге этого познания человек формирует религиозную, научную и эстетическую картину мира. Думается, что эти картины не должны противоречить друг друга, а, наоборот, должны гармонично дополнять друг друга. Формы духовной культуры объясняют различные явления и позволяют человеку найти ответы на вопросы об устройстве окружающего мира.

А что же различает эти три ветви культуры? Под религией обществоведы понимают определенную форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное, включающую в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Искусство - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Несмотря на эти, казалось бы, очевидные различия, в функциях и предназначениях науки, религии и искусства гораздо больше общего.

В древние времена люди вообще не разделяли искусство, науку и религию, потому что все шло от верований. Они давали людям объяснения происходивших явлений, давали стимул творить. Так появлялись статуэтки богов, иконы, а еще раньше наскальная живопись. Первые книги были церковного содержания. И только через много веков искусство получает черты обмирщения, а наука встает в противоречие с религией. В настоящее время духовное развитие человечества связано с утверждением гуманистических ценностей. В религии существуют всевозможные моральные кодексы, произведения искусства направлены на утверждение принципов гуманизма, призывают людей к добру. В науке деятельность ученых направлена на разоружение а также создание лекарств от неизлечимых болезней .

Учеба в школе убеждает меня в целостности духовного мира человека и общества. Я считаю, что друг без друга все три его ветви вряд ли бы смогли существовать, потому что деятели искусства часто находят источники вдохновения в религии, а если бы у человека не возникали вопросы о сотворенности мира, наверняка никогда не появилась бы и наука.

Так, проанализировав теоретические положения и примеры, мы приходим к выводу, что Альберт Эйнштейн был абсолютно прав, и Наука, Искусство и Религия является ветвями одного и того же дерева, имеют общие корни и происхождение.

Смысл данного высказывания состоит в том, что религия, искусство и наука тесно между собой связаны и составляют единую систему. Известный ученый Альберт Эйнштейн в высказывании поднимает проблему источника культурного развития.

Нельзя не согласиться с автором, ведь все элементы культуры берут начало от одного источника. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что наука занимает главенствующее положение в обществе, а культура и наука отошли на второй. Эти три понятия связаны между собой, но на данный момент развиваются отдельно друг от друга.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Духовная культура – это результат творческой умственной или физической деятельности. Элементами духовной культуры являются религия, искусство и наука. Религия – это взгляды, основанные на вере в сверхъестественное. Она возникла еще тысячелетия назад, когда не было ни науки, ни морали, ни политики. У религии есть множество функций:

1) регулятивная, которая заключается в установлении моральных рамок;

2) мировоззренческая, которая формирует картину окружающего мира;

3) коммуникативная, которая обеспечивает общение между верующими.

Искусство – это форма деятельности, в результате которой образуется новый совершенный продукт. У искусства множество функций:

1) повествовательная, которая заключается в передаче информации о текущем времени;

2) информационно-коммуникативная, которая обеспечивает общение между людьми;

3) эстетическая, которая заключается в художественном мышлении.

Наука – это форма духовной жизни, в которой открываются новые знания об окружающем мире. Она имеет схожие функции с религией и искусством, но способы постижения истины отличаются. Главной целью науки является нахождение абсолютной истины с помощью проведения экспериментов. В то время как главная цель религии основана на вере в бога, а искусства – на отображении субъективного взгляда на жизнь.

Обратимся к примерам из истории. В XVI веке Джордано Бруно отстаивал теорию Николая Коперника, которая гласит о том, что наша планета вращается вокруг Солнца. Это мнение послужило его инквизиции. В тот отрезок времени наука полностью зависела от религии и искусства. Люди отдавали большее предпочтение религии.

Джордано Бруно

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что все элементы духовной жизни общества имеют один источник и составляют единое целое. Религия, искусство и наука похожи и имеют схожие функции.

В своем высказывании великий ученый А.Эйнштейн имеет ввиду, что религия, наука и искусство очень тесно взаимосвязаны. Они обладают общей основой, являются элементами духовной сферы общества.

Чтобы подтвердить вышеприведенные слова, обратимся к теоретическому обоснованию данной проблемы. Религия, искусство, наука - являются воспроизводством общественного сознания. Рассмотрим каждую из них.

Религия - это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии - вера в сверхъестественное. Её функциями являются: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная и другие. Например, в средние века мировоззрение людей было в основном религиозное, т.е. основанное на вере, что весь окружающий мир, люди и общество в целом созданы и существуют по воле Бога.

Наука-это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука также имеет ряд своих функций: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая, производственная и др. Наука играет большую роль в жизни общества. Так, например, в СМИ мы читаем о том, что выполняя социальный заказ, ученые создают лекарства для лечения больных, геологи находят полезные ресурсы, и создают ресурсосберегающие технологии.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которое представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Воспитательная, общественно-преобразующая, гедонистическая, эстетическая и другие - это функции искусства. Искусство реализует свои функции, благодаря взаимосвязям с философией, наукой, моралью и религией.

Таким образом, все эти три элемента являются формами познания мира, источником духовных ценностей и взаимосвязаны между собой.

В качестве примера хочу привести знаменитых художников, таких как Леонардо да Винчи, Виктор Васнецов, С.Боттичелли, которые в своих произведениях изображают Бога, религиозные обряды и традиции. С помощью таких картин люди познают мир и воспитывают в себе лучшие качества.

Другой пример можно взять из программы средней общеобразовательной школы. Так на протяжении всего школьного курса мы изучаем основы наук (математика, химия, физика и т.д.), изучаем искусство (музыка, ИЗО), изучаем историю религий (раздел обществознания, МХК). И это позволяет нам познать окружающий мир целостно.

Читайте также: