Что нового внес чехов в развитие русской усадебной культуры сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги, рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.


Читать – очень интересное занятие, а никакое не занудство! Каждая книга – как целый мир, и когда читаешь, можно представить себя на месте любого из героев, придумать, как они выглядят, да и вообще узнать о стольких вещах…
Олег Рой.

Общность советского государства и судьбы поэта это особый пафос гражданственности проявляется в заявлении:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.

Страсти пламя захватывает душу его героя, подчиняет себе его мысли и поступки. Поэт активно ищет всеобъемлющей любви, и не согласен идти ни на какие уступки. Для него борьба, соперничество, в котором победитель получает в награду ответное чувство любимой женщины - это любовь.






Антон Павлович Чехов был врачом по специальности. Поселившись в Мелихово, он стал безвозмездно оказывать медицинскую помощь местным крестьянам, даже обустроил во флигеле помещение для амбулаторного приёма. Поскольку у крестьян не всегда была возможность покупать лекарства, Чехов бесплатно снабжал их необходимыми препаратами. Также в мелиховском огороде отвели специальный участок для выращивания лекарственных растений.

Флигель-амбулатория

Вадим Разумов, Alex Boss57/Wikipedia

Эпидемия холеры 1892 года не затронула Мелихово. Возможно, из-за хорошего состояния здоровья жителей, своевременно получавших медицинскую помощь. Но болезнь пришла в соседние сёла, и Чехов не остался в стороне. Он сам предложил себя в санитарные участковые врачи. В должности санитарного врача Чехов обслуживал 26 деревень, 4 фабрики и монастырь Давидова пустынь.

Усадебный дом и огород

Усадебный дом и огород

Чехов выделил средства и инициировал строительство в Мелихово трех школ. Эти образовательные учреждения считались образцовыми. Школы, построенные Чеховым, представляли собой просторные деревянные дома с высокими потолками (3,5 метра). Две из трёх школ сохранились до наших дней в хорошем состоянии. Они использовались как школьные помещения до середины 70-х годов ХХ века. Сейчас переданы музею. Литературную экспозицию, посвященную чеховским героям, можно увидеть в бывшей чеховской школе села Новосёлки. Это здание было построено в 1897 году.

Дом Чехова

Вадим Разумов, архивное фото

Именно Антона Чехова стоит благодарить за развитие телеграфной связи в окрестностях Мелихова. Благодаря усилиям писателя было построено новое здание земской почты. Сбор подписей для подачи прошения в Московский почтово-телеграфный округ начался ещё в 1893 году. Затем благотворители организовали сбор средств для строительства. Открытие почтового отделения состоялось 2 января 1896 года. А уже 1 октября 1896 года в отделении стал действовать телеграф. Почтмейстер А.В. Благовещенский пригласил Чехова на открытие телеграфной связи в почтовом отделении.

Вадим Разумов, архивное фото

Спальня Чехова

Исаак Левитан. Крыльцо в Мелихово. Сирень,1895

Исаак Левитан. Крыльцо в Мелихово. Сирень,1895

Семья и друзья Чехова, 1890. Лика Мизинова в красном круге

Семья и друзья Чехова, 1890. Лика Мизинова в красном круге

Многие события жизни Мелихова можно реконструировать по дневнику отца писателя Павла Чехова. В своём дневнике он делает акцент на бытовых событиях и деталях. Павел Чехов был разорившимся купцом третьей гильдии, а родился в семье крестьянина, который смог выкупиться из крепостной зависимости.

Кабинет Чехова. Над письменным столом портреты Толстого и Тургенева

Кабинет Чехова. Над письменным столом портреты Толстого и Тургенева

Справа: флигель, слева: веранда барского дома

Справа: флигель, слева: веранда барского дома

Первым директором музея А.П. Чехова в Мелихове был Юрий Константинович Авдеев. Он занимал должность с 1952 по 1987 год. При нём восстановили все строения усадьбы, в том числе и пострадавшие во время Великой Отечественной войны, собрали обширную коллекцию документов, рукописей, вещей писателя. Сам Юрий Авдеев был талантливым художником. Он создал немало пейзажей и портретов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УСАДЕБНЫЙ ТЕКСТ В МАЛОЙ ПРОЗЕ А. П. ЧЕХОВА 90-Х ГГ XIX ВЕКА

В работе Жапловой Т. М. выделены следующие черты усадебного текста:

1. «Взгляд в прошлое.

2. Склонность к импрессионистическим зарисовкам.

4. Изображение приезда в родное гнездо .

Итак, усадьба – это комплекс зданий и сооружений, организованный и отражающий взгляды дворянства на идеальную частную жизнь. В усадебный комплекс включали: дом, парк, оранжерею, сад, церковь, водоем. Помещичья усадьба могла быть либо сельской, либо городской. Каждый элемент усадьбы носит в себе мифологический характер. Основными мифологемами усадебной культуры являются дом и сад.

В сознании жителя усадьбы дом осмыслялся как внешняя оболочка человека, защищающая его от неожиданностей окружающего мира. Дом - хранитель родовой памяти и семейных реликвий. Всем известно, что дом – это древо жизни, оно несомненно связано со временем (прошлым, настоящим и будущим).

Кроме деревьев, в усадьбах выращивали цветы, такие как флоксы, жасмин, петунии. Цветы придают красочность, благоухание. Рядом с беседками садили виноград, жимолость каприфоль, гортензии.

В саду особую роль играл дуб, который являлся знаком важного события. А. С. Пушкин писал:

Еще одним компонентом усадьбы является дорога – символ жизненного пути. В некоторых произведениях авторы дают четкое представление о дороге. Это может быть описание перекрестков, переход дороги животным или другим человеком (отнимание здоровья).

Чтобы придать усадьбе интересность авторы используют прием запахов. Так, например, персонажи Л. Н Толстого начинают ощу щать запахи в особые моменты бытия, в состоянии влюбленности. Запахи у Л. Толстого удо стоверяют искренность переживания.

В 1879 году А. П. Чехов поступил в Московский университет. Ему было 19 лет и именно тогда на отношение к религии сильно повлияло естественнонаучное образование, полученное на медицинском факультете Московского университета: культурному сознанию эпохи было свойственно противопоставление веры и знания. В 90-е гг. XIX века А. Чехов признавался, что он человек неверующий.

В-третьих, В. Щукин писал о том, что душевные переживания героев переплетены с описанием природы. В произведениях А. Чехова описание природы ограничивается небольшими словосочетаниями: тихая погода, освещалось молнией, серые пасмурные дни. В некоторых ситуациях описание природы отсутствует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М. : Худож. лит., 2007. – 373с.

2. Беленький, Г. И. Чехов. Избранные сочинения. – М. : Худож. лит., 2008. – 639с.

3. Густова , Л. И. Трансформация образа усадьбы в русской поэзии XVIII – первой трети XIX века. - Псков, 2008. – 304 с.

4. Жаплова Т. М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX – начала XX в. – М., 2008. – 387 с.

5. Каждан Т. П. Художественный мир русской усадьбы. – М. : Традиция, 2007. – 879 с.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русого языка. – М., 2012. – 1376 с.

10. Современный энциклопедический словарь. - М. : Большая российская энциклопедия, 2007. – 601 с.

Статья посвящена исследованию образов-символов дворянских гнёзд в творчестве А.П. Чехова. В данной статье приведена типология образа дворянской усадьбы на примерах рассказов А.П. Чехова, проанализированы особенности изображения писателем усадебного мира как символа упадка и кризиса дворянского сословия.

Писатели середины и конца XIX века остро ощущали приближающийся неминуемый конец эпохи дворянских гнёзд, и потому в произведениях данного периода особенно ярко прослеживается меланхолический лирический подтекст, служащий для создания специфического настроения отрадно-ностальгической грусти.

В этом ключе особенно выделяются такие писатели, как И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, И. А. Гончаров, ну и, конечно же, А. П. Чехов, которого всегда, как никого другого, интересовали и тревожили проблемы исторического развития русского общества. В связи с этим, автор, как и все вышеперечисленные, затрагивает тему дворянских гнёзд в своём творчестве.

Место действия в них весьма разнообразно: это и театр, и вокзал, и церковь, и водяная мельница, и кабинет врача, и дом лесника, и баня, и помещение суда, и трактир, и маленький городок, и улица села, и просто жилые комнаты городского жилища и т. д. Среди этого разнообразия локусов отдельного внимания заслуживают усадьба и дача.

Со второй половины 1880-х годов Чехов в своих произведениях всё чаще и чаще изображает усадьбу, похожую на ту, где некогда жил он сам. Такая частотность употребления образа усадьбы в произведениях писателя позволяет с уверенностью утверждать, что в последний период своего творчества Чехов считал усадьбу наиболее актуальным и подходящим для происходящих событий и времени местом.

Важную роль в раскрытии сущности дворянских имений в творчестве Чехова играет символика, или же образы-символы.

«– А это что там за башня со шпилем?

– Это флигель для гостей, – ответил Михайлов.

Однако тлением оказывается охвачен не только дом, но и весь уклад дворянско-патриархальной жизни, символом которого он и является. Одна эпоха, как это ни печально, сменяется другой, для которой идеалы предыдущей не представляют собой никакой ценности, не имеют авторитетности.

Сад – следующая неотъемлемая часть усадебного мира, та часть, которая выполняет связующую функцию дома с внешним миром. Он выступаем неким посредником, который отделяет мир благополучия, тишины и покоя от всего чужого и потустороннего.

Так, забытым становится место, являющееся некогда хранителем тайн и семейных секретов, свидетелем многих сцен и сокровенных разговоров. Сначала теряют свою прежнюю силу и значение дом и сад, а затем и целое сословие, превращаясь лишь в воспоминание.

Таким образом, очевидным становится то, что жители дворянских гнёзд живут в своём, ограниченном мире, со свойственными ему закономерностями. Однако такое существование их совершенно не угнетает и не утомляет, а даже наоборот, вполне устраивает. Более того, всё потустороннее их отталкивает, кажется чем-то страшным, всё потустороннее их пугает. Так, пространство во всех анализируемых в данной статье произведениях – не просто обычная грань, а своего рода отделение той самой категории патриархальности, о которой говорилось выше, от быта внешнего, постороннего, мира.

Подводя итог всей статьи, следует отметить, что Чехов при создании образов дворянских гнёзд в своих произведениях в действительности регулярно обращается к символике, которая прекрасно отражает всё богатство, красоту и традиции усадебного мира. Но стоит также отметить, что именно эти образы-символы и выявляют упадок всего дворянского сословия, именно они и знаменуют его гибель.

Читайте также: