Чему не научат в школе сочинение

Обновлено: 01.05.2024

Сегодняшние дети – люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь в условиях современных реалий – очень важно для них! Современные дети стремятся познать все новое. Нынешние дети достаточно развиты коммуникативно, в них реже наблюдается зажатость перед взрослыми, они более раскрепощенные. Наша современная жизнь богата примерами: начиная от кнопки на бытовой технике, рекламными роликами и плакатами на улице. Часто удивляешься, как ребенок, так быстро смог разобраться в том, или ином техническом вопросе. А что же современная школа? Соответствует ли она современным детям? И чему школа должна учить? Эти вопросы волнуют всех, кто связан с детьми, кто учит и воспитывает их. Волнуют они и меня.

В последнее время большое внимание уделяется саморазвитию школьников в ходе обучения. Они должны овладеть умениями и навыками самообучения и саморазвития, а именно должны научиться самостоятельно, принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, осуществляя оценку и самооценку.

Но не следует воспринимать эти слова буквально то, что уже как бы между строк нам дозволяется не уметь, ни читать, ни писать. На мой взгляд, эти умения просто необходимы современному человеку, если он хочет стать полноценной и развитой личностью. Из чтения мы черпаем нужную нам информацию, а когда пишем — лучше её осмысливаем.

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы. И наше образование в данный момент находится в процессе изменения, оно старается соответствовать современному миру, современным детям. Оно направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками.

Одна из задач школы – научить детей учиться, сформировать потребность в учении, научить получать от учёбы удовольствие.

Но достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни? Сегодня задача школы не только научить учиться, разучиваться и переучиваться, а ещё и воспитать успешного, честного, справедливого человека с активной жизненной позицией, который сможет найти своё место в жизни. Кроме того, школа должна учить своих подопечных общаться и ценить живое человеческое общение, радоваться успехам и достижениям других, верить людям, сопереживать и приходить на помощь тем, кому трудно.

Школа готовит нас к выходу во взрослую жизнь, ведь без определённых знаний человек не сможет выжить в век технологий и компьютеризации. В наше время необходимо иметь глубокие и разносторонние знания. В основе всего этого лежат знания, полученные нами в школе.

Школьное образование безусловно важная вещь, оно даёт нам множество знаний из разных сфер. По окончании школы мы знаем, что такое синус и косинус, что такое тычинка и пестик, что такое сила инерции и прочее и прочее.

Разумеется, эти знания важны, они дают нам представление о том, как устроен мир. Но, как часто в жизни вы применяли знание таблицы Менделеева, например? Если вы не выбираете профессию, хоть как-то связанную с химией, скорее всего, вам эти знания не понадобятся в жизни.

Вместе с тем, на пороге взрослой жизни, вы наверняка хотели бы знать много других жизненно важных вещей, которым не учат в школе.

1. Умение общаться

Общение присутствует во всех сферах жизни. Будь то разговор с коллегами по работе, семьёй, соседями, друзьями или партнерами в браке.

Учитывая, что в наши дни молодое поколение общается путем переписки в чатах и соцсетях, уметь выстраивать разговор и общаться, соблюдая определенные нормы и границы, крайне важный навык.

Общение может быть отличным способом создать крепкие отношения, либо наоборот — уничтожить их.

2. Манеры

Уроки этикета ушли в прошлое, манеры неуклонно пришли в упадок. В наши дни вы не от каждого услышите даже элементарное "спасибо" и "пожалуйста."

Сегодня грубость и игнорирование других людей кажется нормой. Тем не менее нам всем жилось бы лучше в обществе воспитанных и культурных людей.

3. Критическое мышление

В школе нас в основном учат тому, чтобы мы запоминали предоставленную нам информацию, не подвергая сомнению её правдивость. Тем не менее, способность критически мыслить является одним из ценнейших жизненных навыков.

Критическое мышление позволяет обрабатывать информацию осознанно и систематически, а это в свою очередь способствует тому, чтобы принимать более правильные решения и в целом лучше понимать суть вещей.

4. Как обращаться с деньгами

Финансовая безграмотность, и как следствие неумение распоряжаться деньгами — одна из причин бедного существования.

В то время как деньги играют важную роль в нашем элементарном выживании и позволяют жить более достойной жизнью, кажется, что в школах не придают этому особого значения.

Может поэтому многие люди не задумываясь берут кредиты, которые не могут потом вернуть. Их просто не учили тому, как правильно обращаться с деньгами.

5. Работа — это не всё

В школе вопрос "Кем ты хочешь стать?" всегда подразумевает профессию или то, кем вы собираетесь работать. Кажется, что школа и существует для того, чтобы из детей сделать работников.

Но работа не должна определять нас. Никто в своих детских мечтах не грезит о том, чтобы стать маркетологом или менеджером продаж. Вопрос "Кем ты хочешь стать?" должен звучать иначе, а именно "Каким человеком ты хочешь стать?".

Важно научить детей понимать свою миссию, что они должны нести этому миру, как они могут сделать его лучше и прекраснее.

6. Отношения

Учитывая, что мы живем в мире, где все традиционно женятся, никто не говорит нам, что отношения — это непростая вещь.

Никто не готовит к тому, что люди обманывают, изменяют и предают. Никто не учит нас тому, как общаться с противоположным полом, и на какие качества партнера нужно обращать внимание. Может быть поэтому так много семей впоследствии распадается.

Все родители хотят увидеть своих детей в будущем успешными, состоявшимися и самодостаточными личностями, легко преодолевающими жизненные трудности. И, конечно же, видеть их счастливыми. А счастье, как известно, понятие многокомпонентное, и школа, занимает значимое место на пути становления личности и подготовке ко взрослой жизни. Итак, чему же не сможет научить школа.

1. Учиться

Странно, но это так. А дело в том, что способы и методы обучения не сильно изменились за последние 40-50 лет. Банальное зазубривание материала практиковалось еще прошлыми поколениями. Но ведь мир не стоит на месте, и поисковые системы заменяют библиотеки и книги. Поток информации огромен, и именно сейчас колоссальное значение имеет не просто уметь найти нужное, но и точно знать, какие именно знания нужны тебе и как их применить практически. Школа же ограничивается стандартной программой утвержденной министерством, и обучение это всего лишь передача знаний от учителя ученикам. А в жизни же могут потребоваться знания из разных сфер, непредусмотренных школьной программой.

2. Общаться

Как и с кем? Глядя на статистику разводов, которых половина в нашей стране, понимаешь, что здесь явно какой-то подвох. А причина кроется как раз в том, что в школе не учат общению, урегулированию конфликтов, построению гармоничных отношений и психологии отношении в целом. Для школы важна социализация, чтобы дети взаимодействовали друг с другом для передачи знаний, лучшего усвоения материала. А такие простые чувства как сочувствие, сострадание, радость и их открытое проявление, как будто не уместны в этих казенных учреждениях.

Общаться

Дети вне урока предоставлены сами себе и проявляют эмоции на переменах зачастую жестокостью, насмешками, занимаются боулингом, как модно сейчас говорить. Учителям же и взрослым до этого нет дела, мол, дети сами разберутся. Вот и выходят из школы люди не имеющие элементарных психологических знаний, не умеющие общаться с людьми и возможно ставшие жертвами жестокости сверстников.

3. Финансовая грамотность

Вы наверняка слышали истории о людях, которые постоянно берут кредиты и просят делать для них это близких, так как их лимит платежеспособности исчерпан. Или о людях, которые за неделю тратят всю зарплату. Или тех, кого в 30-40 лет содержат родители. А сколько безответственных людей, которые не умеют и не хотят зарабатывать. Поэтому хотя бы основы финансовой грамотности минимальным курсом было бы полезно внедрить в школьную программу.

Умение распоряжаться своим бюджетом было бы полезно и пригодилось бы всем, в отличие от заученных стихов и параграфов. Личность, которая умеет распоряжаться своими финансами никогда не скатиться на дно. Азы семейного планирования точно помогут молодым семьям в начале их жизненного пути.

4. Мыслить альтернативно и позитивно

Школа дает шаблонную установку: закончил ее, дальше ВУЗ, потом работа. Стандартный рабочий день, зарплата, аванс, социальные гарантии. Все как у всех, и не дай Бог, не поступить. Ведь это же катастрофа. Гибкость вот качество, которому не учит школа. А ведь мир поменялся. И если много лет назад такой сценарий и был единственно верным для самореализации, то сегодня перед выпускником школы открывается масса возможностей. Уметь находить альтернативные пути развития событий и приспосабливаться, весьма ценное умение в современных условиях.

Мыслить альтернативно и позитивно

5. Бытовое самообслуживание

Может кому-то это кажется банальным. Но, тем не менее, быт всегда рядом. Убраться за собой, приготовить поесть, разложить одежду надо учиться каждому. Школа не научит как заплатить за газ, свет и воду. Там не научат как создать уютное семейное гнездышко, организовать дома порядок и поддерживать чистоту. И хорошо если ребенок вынесет положительный пример из семьи. В ином случае трудности во взрослой жизни будут ему обеспечены.

6. Найти самого себя

Какие именно профессии существуют общеизвестно, но в чем суть конкретной, можно узнать лишь при плотном контакте. Кроме того необходимо пробовать, чтобы понять что нравится. И если, к примеру, понять нравится ли готовить, можно и дома на кухне, то как понять действительно ли желаешь стать врачом или виноделом. Ведь многие профессии имеют свои подводные камни, о которых можно узнать лишь столкнувшись на практике. Совковый подход к профориентации приводит к тому, что за детей делают выбор родители и ребенок в розовых мечтах смутно представляет на кого он идет учиться.

Найти самого себя

7. Иметь собственное мнение

В школе зачастую не любят отстаивающих свою позицию и любителей задавать лишние вопросы. Вот вам план обучения, утвержденная программа. Вы должны усвоить, выучить и ответить. Таковы правила, их нужно соблюдать, а любая инициатива не приветствуется. Более того, учителя не любят, чтобы мнение учеников сильно отличалось от их мнения. А ведь во взрослой жизни очень важно уметь отстоять свои взгляды, иначе можно стать ведомым человеком, на котором едут все кому не лень. Но у школы нет цели воспитывать в каждом личность, здесь важны общие результаты и показатели.

8. Защищать себя

Как вести себя при пожаре или действовать при теракте сегодня важно знать всем. Кроме того не помешают и навыки самообороны, для того чтобы спокойно ходить по ночным улицам. Мир жесток и тайт массу опасностей на каждом шагу. А ведь порой даже элементарные навыки и знания могут стать ключевыми и спасти жизнь в критической или экстремальной ситуации.

Защищать себя

9. Не тратить время впустую

Дети проводят в школе 11 лет, и нельзя сказать, что все это время они занимаются только полезным. Программы растянуты, уроки скучны и неинтересны, а методики заучивания ненужного материала давно устарели. Ребенок вынужден тратить свое время на то, что ему неинтересно и скорее всего не пригодится в будущем. Разве это справедливо? Ведь взрослый человек всегда имеет право выбора, сменить работу или вообще род занятий. А ребенок вынужден подчиняться системе и вдалбливать в голову математику, когда он стопроцентный гуманитарий или наоборот. Детей не учат беречь время и расставлять приоритеты.

10. Основы права

Как защищаться от оскорблений и угроз, как общаться с представителями закона и порядка, какие права имеет наемный работник и каковы аспекты семейного права. Подобные вопросы возникают у любого человека, закончившего школу. Кроме того, детей следует знакомить не только с правами, но и обязанностями и ответственностью.

11. Умению сохранять душевную гармонию

Все наши болезни от нервов. И лишь немногие люди со временем могут научиться находить гармонию с собой и регулировать стрессы. Преодолевать депрессии, отдыхать от проблем, перезагружаться крайне важно для человеческой психики. Неплохо было бы научить детей медитации или правильному дыханию и объяснить, что обращаться к психотерапевту при наличии жизненных проблем не стыдно, а нормально.

Умению сохранять душевную гармонию

12. Радости жизни

Для многих школяров жизнь это постоянный труд и оценивание. Дети не считают себя счастливыми, потому что их постоянно оценивают, одергивают и даже унижают. Ничего хорошего в этом нет. Получается, что ребенок учится, чтоб стать успешным и счастливым когда-то потом. А сейчас, что, не имеет право. Да и не может личность, которую зажимали рамками 10-11 лет порхать по жизни как бабочка. Конечно, для того, чтоб добиться цели нужны усилия, но это не значит, что вся жизнь это сплошная школьная программа. Иногда она задает задачки и посложнее школьных, а иногда одаривает приятными сюрпризами.

Психолог Людмила Петрановская считает Самая популярная лекция Людмилы Петрановской. Воспитание с видом на будущее , что взрослые — и школа в том числе — готовят детей к жизни в позавчерашнем мире. Похожего мнения придерживаются Школьное образование: оценка россиян 40% опрошенных россиян: система школьного образования неэффективна. Она не даёт ребёнку востребованных знаний и навыков. Значит, пока родителям и детям придётся восполнять эти пробелы самостоятельно. Вот несколько областей, на которые стоит обратить внимание, чтобы не отстать от жизни.

1. Самоорганизация

Управлять временем, определять приоритеты, ставить цели и достигать их, справляться с прокрастинацией, формировать полезные привычки и менять вредные. Если бы всему этому учили в школе, во взрослом возрасте мы наверняка работали бы эффективнее, успевали больше, уставали меньше и в целом жили более насыщенной жизнью.

Хорошая новость в том, что у современных родителей есть книги, которые помогут объяснить ребёнку основы тайм‑менеджмента. И у школьников, которые хотят научиться этому самостоятельно, — тоже. Кроме того, взрослые могут адаптировать и показать ребёнку те принципы личной эффективности, которые используют сами.

2. Финансовая грамотность

Только 17% россиян считают Россияне стали выше оценивать свой уровень финансовой грамотности себя финансово грамотными. Например, по данным Дети и финансы. Национальное агентство финансовых исследований Национального агентства финансовых исследований, семейный бюджет ведут меньше половины опрошенных, 40% хранят накопления в наличной форме и почти ничего не знают о банковских услугах, начислении комиссий и так далее. Причина этого — в полном отсутствии уроков финансовой грамотности в школах.

Родители, которые не обладают нужными знаниями и навыками, тоже мало чему могут научить ребёнка. 73% респондентов не привлекают Дети и финансы. Национальное агентство финансовых исследований детей к планированию расходов. Только треть родителей регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с финансами. Хотя те уже вовсю тратят деньги, а иногда даже и зарабатывают сами. А значит, уже должны знать, как вести учёт финансов, планировать бюджет и делать накопления, на чём и как можно сэкономить, почему мы платим налоги и как получить налоговый вычет, для чего нужны банки и как выбрать банковский продукт или услугу.

Если родители не могут объяснить этого самостоятельно, можно записать ребёнка на курсы финансовой грамотности для детей и подростков — в некоторых городах такие есть. Или же прочитать вместе с ребёнком книгу об управлении финансами.

3. Сексуальная грамотность

Большинство россиян считает Сексуальное просвещение молодежи: как, когда и зачем? , что детям нужно сексуальное просвещение. Правда, школе в этом вопросе доверяют только 30%. И 61% уверены, что в основном следует говорить с ребёнком не о контрацепции, уважении к партнёру, безопасности, комфорте и удовольствии, а о нравственности.

Уроков полового просвещения в российских школах до сих пор нет (а зря, ведь они как раз могли бы снизить Sex Education Linked To Delayed Teen Intercourse, New Study Says риск раннего начала половой жизни), и вокруг этой темы разворачиваются нешуточные войны с участием родителей, учителей, духовенства и политиков. А между тем в 2018 году Россия возглавляла HIV/AIDS surveillance in Europe список стран по числу новых случаев заражения ВИЧ. В 2019‑м число инфицированных превысило Число инфицированных ВИЧ в России превысило 1 млн человек 1 миллион человек, и половой путь передачи вируса остаётся ВИЧ в России в числах доминирующим. Кроме того, 20 из 1 000 девушек становятся UN Data Query мамами до совершеннолетия, что неудивительно: даже некоторые взрослые в качестве метода контрацепции используют Контрацепция: ответственность или вред? прерванный половой акт.

Без грамотного полового просвещения дети будут черпать знания из не самых надёжных источников, например у сверстников или из порнографии, которая имеет мало общего с сексом между живыми людьми. Исследования говорят The impact of pornography on gender‑based violence, sexual health and well‑being: What do we know? , что просмотр порно провоцирует жестокость по отношению к женщинам (от 37 до 80% таких видео содержат сцены насилия) и создаёт нереалистичные представления о человеческом теле вообще и о половых отношениях в частности.

Средний возраст В Минздраве назвали средний возраст начала половой жизни в России начала половой жизни в России — 16–17 лет, поэтому чем раньше взрослые начнут говорить с детьми о сексе, тем выше шанс уберечь их от проблем: ИППП, ранней беременности, насилия.

4. Гармоничные отношения

В российских школах уже какое‑то время планируют Уроки брака ввести уроки семейной жизни. Учебник по этому предмету написали священник и монахиня. Авторы опираются на православную идеологию, а не на мнение психологов, сексологов, социологов и врачей.

О том, как строить гармоничные и равноправные отношения с партнёром, уважать друг друга, делить домашние обязанности, решать проблемы в школах не говорят. О том, что делать при травле или невзаимной любви, тоже. Впрочем, как и о дружбе, взаимодействии родителями и учителями, ведении дискуссии и отстаивании своей позиции. А жаль: такие уроки помогли бы избежать многих проблем и переживаний.

5. Забота о себе

Уроков о ментальном здоровье в школе тоже не проводят. Никто не учит проживать негативные эмоции и говорить о них, справляться со стрессом и трудностями переходного возраста, выплёскивать свои чувства так, чтобы не ранить ни себя, ни окружающих.

Забота о собственном психическом здоровье и благополучии вообще для нашей культуры не характерна. Но родителям, которым эта тема небезразлична, стоит почаще общаться с детьми об их чувствах. А если у ребёнка всё же возникли сложности или вопросы — не побояться отвести его к специалисту.

6. Работа по дому

Но подобное разделение, во‑первых, поддерживает вредные гендерные стереотипы, а во‑вторых, просто бессмысленно. Любому человеку, вне зависимости от пола, не помешало бы научиться работать по дому: готовить, убирать, прибивать полки, клеить обои.

7. Кибербезопасность

Поэтому неплохо было бы рассказывать ребёнку о схемах, которые используют преступники, о том, как не попасться на их уловки, как обращаться с банковскими картами и так далее.

Кроме того, очень важно донести до детей, что личные данные нужно хранить в тайне, пароли от различных аккаунтов должны быть сложными, а к незнакомцам, которые пытаются общаться с тобой в интернете, стоит относиться с подозрением.

8. Умение учиться

9. Программирование

К 2030 году больше 800 миллионов человек по всему миру могут Robot automation will ‘take 800 million jobs by 2030’ — report остаться без работы. В основном это люди, занятые физическим трудом, водители, кассиры, административный персонал. Зато появится 100 профессий будущего множество новых профессий. И большинство из них будет так или иначе связано с инженерией и разработкой. К тому же навыки программирования пригодятся не только техническому специалисту, но и гуманитарию: для обработки и анализа больших объёмов данных или автоматизации рутинных задач.

В школах планируют 3D‑принтер в руки ввести уроки программирования и робототехники, но, пока их нет, можно записать ребёнка на очные или дистанционные курсы или купить ему учебник, написанный интересным и доступным языком.

10. Маркетинг, бизнес, самопродвижение

Ну и конечно, взрослому человеку, в которого рано или поздно превратится школьник, навыки ведения бизнеса и самопродвижения тоже будут очень полезны. Только учиться этому пока придётся самостоятельно — на курсах, из книг и блогов маркетологов и бизнесменов.

А что бы добавили в школьную программу вы? Делитесь в комментариях.

Пишу для Лайфхакера о продуктивности, мотивации, отношениях, социальных проблемах и ловушках мышления. Выбираю для статей проверенные источники информации — научные работы, статистику, мнения экспертов.

Читайте также: