Сочинение на тему мистика в творчестве гоголя

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ гимназия № 505

Исследовательская работа

Выполнила: Мёдова Кристина Олеговна

Руководитель: Крюкова Татьяна Викторовна

Цели и задачи

Выяснить, действительно ли мистика присутствует в произведениях Н.В.Гоголя?

Рассмотреть особенности мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя.

Познакомиться с биографией писателя, с произведениями писателя;

Проследить историю возникновения мистических мотивов в творчестве Н.В.Гоголя

Увидеть роль мистических мотивов в творчестве писателя

Введение. Гоголь как самая загадочная фигура русской литературы.

Путь Н.В. Гоголя в литературу

Страсть Гоголя к мистике и розыгрышам.

Загадочная смерть писателя.

Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852) – один из самобытнейших русских писателей. Его книги читаются всю жизнь, каждый раз по-новому. Его слово воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России.

К творчеству Гоголя обращался и обращается отечественный и зарубежный театр и кинематограф, находя в нём новое содержание.

Нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем этот великий русский писатель. Бесспорно, одна из причин загадочности Гоголя - мистика в его творчестве.

Проблемный вопрос: Действительно ли мистика присутствует в произведениях Н.В.Гоголя?

познакомиться с биографией писателя, с произведениями писателя;

проследить историю возникновения мистических мотивов в творчестве Н.В.Гоголя

увидеть роль мистических мотивов в творчестве писателя

Цель работы :

Рассмотреть особенности мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя.

Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявление сходства;

Рассмотрение особенности гоголевских мистических персонажей;

Исследование причин проявления мистики в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания

Объект исследования: творчество Н.В.Гоголя

Чтобы понять смысл мистических мотивов в творчестве Н.В. Гоголя, необходимо проследить их связи с собственно народным творчеством, с объективной реальностью, которая окружала писателя, выявить место каждого из двух миров в целостной системе каждого из рассматриваемых произведений.

В данной работе мистические мотивы в творчестве Н.В. Гоголя исследуются с трех точек зрения:

С фольклористской точки зрения, то есть исследуются мифологические и фольклорные источники, использованные Н.В. Гоголем для создания произведений;

С литературной точки зрения, т.е., рассматривается специфика мистических персонажей в произведениях Гоголя, их отличие от первоначальных фольклорных прообразов;

С точки зрения их места в повседневной реальности, которая тоже находит себе место в повестях Гоголя.

Очень рано мать стала приводить Николая в церковь. Она настаивала, что необходимо соблюдать нравственную чистоту во имя спасения. рассказы о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители. Этот пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному подъему и нравственному росту, к самоусовершенствованию.

На воображение мальчика повлияли в детстве и хранившиеся в народе верования в домовых, ведьм, водяных и русалок. Таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

Его внутренний мир Гоголя был очень сложен и противоречив. Он никогда никому не открывался в своих стремлениях, планах – житейских и тем более - творческих. Ему нравилось вводить в заблуждение друзей и. Любая удачная мистификация доставляла ему величайшую радость.

Во всех малейших событиях жизни он усматривал Божью волю. Грубый окрик в классе, плохая отметка, насморк рассматривалось им как сверхъестественное внимание. Его мучили необъяснимые предчувствия, заставлявшие повиноваться Божественной воле.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения, под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был совершенно неспособен.

В конце декабря 1828г. Гоголь попал в Петербург.

Представления о Петербурге до такой степени изменили внешний вид Николая Гоголя, что из неопрятного гимназиста он превратился в настоящего денди. Без ладно скроенной одежды он не мог бы достичь, как ему казалось, социального преуспевания.

Петербург ему казался местом, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, но вдруг вместо всего этого грязная, неуютная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать.

Гоголь пытался найти свое призвание в актерском, педагогическом труде, а тем временем в его сознании крепла мысль о писательской деятельности.

Провал поэмы был сопряжен и еще с одной особенностью поведения, которая в дальнейшем также оказалась постоянной для Гоголя: испытав потрясение, он бросался вон из России в приморский город Германии – Любек.

В своих письмах к матери он пишет о причинах своего уезда, каждый раз придумывая новые оправдания. Сначала он объяснил свой отъезд необходимостью лечения сильной золотушной сыпи, выступившей на лице и руках, затем сообщил, будто бы бог указал ему путь в чужую землю, потом встречей с женщиной. В итоге Мария Гоголь свела вместе две истории – о болезни и о любовной страсти и сделала заключение, что ее сын заразился венерической болезнью. Это заключение повергло Гоголя в ужас. Так же как и герой его поэмы Гоголь бежал, чтобы оказаться лицом к лицу наедине с собой, он бежал от самого себя, от разлада своих высоких мечтаний с практической жизнью.

Гоголь пробыл недолго на чужбине. Позже, собственное благоразумие заставило его одуматься и после двухмесячного отсутствия вернуться в Петербург.

Гост

ГОСТ

Мистицизм – это богословское и философское учение, особый способ миропонимания и мировосприятия, основанный на интуиции, эмоциях, иррационализме.

Мистическое начало присутствует в семи повестях:

Прошлое в повестях сборника представлено чудесным и сказочным. Гоголь в нем находит людей, чистых душой и здоровых телом, не увлеченных стремлением наживы, не охваченных душевной ленью. Писатель изображает ярмарочную жизнь и народные праздники. Веселье, праздник, приключения и поверья делают в этих произведениях возможным невозможное. Совершаются свадьбы, которых в обычной жизни бы не было, ведьмы и черти активно вмешиваются в жизнь людей. Праздники проходят в бесконечных тайнах, разоблачениях этих тайн, переодеваниях, мистических превращениях. Автор в этих произведениях не скрывает своего смеха, выражает комические противоречия, которые возникают в повседневной жизни и в праздничной атмосфере.

Готовые работы на аналогичную тему

В сборнике писатель широко использует фольклор – именно в устном народном творчестве он нашел сюжеты и темы своих произведений. Фольклором Николай Васильевич интересовался еще в молодые годы. По приезде в Петербург он задумал цикл повестей и стал настойчиво пополнять свои знания в этой сфере. В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь просит рассказать об Иване Купале, колядках и русалках, о духах и домовых с их делами и названиями. Писатель просит описать хороводные игры, свадебные обряды, национальные костюмы, а также собрать рукописи и записи о гетманщине.

Гоголь использовал легенду о папоротнике, который расцветает накануне праздника Ивана Купалы, предания о продаже души черту, рассказы о таинственных кладах, о превращениях ведьм и их полетах. Во многих произведениях действуют мифологические персонажи: русалки, оборотни, ведьмы, колдуны, черти, чьим проделкам народные суеверия приписывают всякие нехорошие дела. Этими персонажами писатель обязан народной фантазии.

Старушке на ярмарке показалось, что в образе свиньи она видела сатану. И бабушке все сразу поверили. Никто не сомневается, что все рассказы о нечисти, услышанные ими, – правда. Все боятся, хоть некоторые стараются не показать этого.

В жизни людей Гоголь обнажил противоположные начала: общественное и природное, телесное и духовное.

Дочь богатого сотника, красавица-ведьма, умирая, завещает, чтобы заупокойную службу по ней отслужил Хома Брут, философ-студент. Выбора у студента нет. Приехав на место, Хома Брут узнает, что ему придется отслужить три ночи за упокоение души той самой панночки, которая ранее каталась на нем и которую Хома за это отхлестал. Он себя пытается успокоить тем, что необходимо терпеть всего три ночи, а за это он получит щедрую награду. Но каждая ночь оказалась страшнее предыдущей. Панночка, оживая среди ночи, пытается отомстить студенту. В третью ночь на помощь к ведьме пришел Вий. Хома Брут заглянул в глаза Вию, и умер от страха. Противостоящий человеку мир страшен и враждебен. Одинокий Хома Брут не смог ему противостоять. В этой повести мистическое оказывается ужасающе-непобедимым, здесь перед злом бессильны даже заклинания и молитвы.

Николай Васильевич Гоголь, пожалуй, самый знаменитый и талантливый писатель, который с легкостью в своих трудах объединяет потусторонний мистический мир с миром людей. Удивительные, увлекательные, ни на что не похожие повести заставляют сердце замирать от восторга, лишь только начинаешь читать первые строки его творений.
Источником для творчества у Гоголя всегда выступал Мистический этно-фольклор. В его работах они получали возможность вновь заявить о себе, выступая, то, как добро, то, как зло.
Моей любимой повестью является “Ночь

перед Рождеством” . В центре сюжета головокружительные взаимоотношения жителей Диканьки между собой, и с потусторонними гостями – чертями. Главный герой – молодой кузнец Вакула. Сильный, смелый. Он не побоялся оседлать черта, что бы поскорее добраться, к императрице в Петербург.

Мне кажется, что это очень добрая, хорошая, и по-своему светлая рождественская история, которая заставляет поверить в то, что чудеса существуют и мечты сбываются. Думаю, что по уровню мастерства, и значения этого творения для нас, его можно смело поставить на одну полку с книгами не менее гениального писателя – Чарльза Диккенса.


Еще одна интересная история с элементами народной Мистики – это “Утопленница”. В своей повести, автор отобразил стиль жизни хутора, национальную колористку украинцев, переплетя ее с историей молодой девушки – утопленницы. В этой работе, автор изобразил потустороннюю силу доброй и отзывчивой, которая помогла главному герою жениться на любимой девушке.
Надо отметить, что Николай Гоголь с неким трепетом, осой любовью относиться к своим Мистическим героям, будь они добрые, или злые. Прописывает каждому из них свой характер, описывает их внешность до мельчайших деталей.
Так в повести “Вий” главному отрицательному персонажу отводится особая роль, хотя увидеть его можно лишь прочитав произведение до конца. Очень умелый подход, создать интригу и держать в напряжении своего читателя до финала.
Но немало Мистики было и в жизни самого писателя. В частности, о том, как познакомились его родители. Отец увидел мать во сне, еще до ее рождения.

Возможно, это и подстрекало Николая быть одновременно подверженным магии, мистики, и в тоже время быть набожным христианином. Особенно, религия тесно вошла в его жизнь после смерти жены друга. Страх окутал писателя своей сильной рукой, и не отпускал его до конца его дней.
Не заканчивается Мистика и после его смерти. Когда писателя перезахоронили, то, как, утверждают очевидцы, у Николая Гоголя не было черепа, а сам скелет был перевернут.


Все здесь исполнено легкости и игривости. Читая подобные рассказы, вы как будто становитесь участниками каких-то народных посиделок. Малороссийские произведения Гоголя настраивают нас таким образом, что мы невольно очаровываемся и пленяемся ими.


«Трепет пробежал по его жилам: перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармоничной красоте. Она лежала, как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови — ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста — рубины, готовые усмехнуться… Но, в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшно знакомое показалось в лице ее.

При чтении этого описания, прежде всего, возникает вопрос, как могут эти прекрасные, нежные черты сочетаться со всем злом и уродством, которые являет нам в середине и в конце повести панночка. В действительности это содержание является достаточно распространенным. Ведьма должна обязательно иметь прекрасный образ, который она периодически покидает и в который снова возвращается. Сакрально-космическое соседствует здесь с сакрально-хаотическим. Они непрерывно сменяют друг друга. Но когда Гоголь описывает нам внешний вид панночки, нам кажется, что она еще не полностью вошла в сношения с нечистой силой, что какая-то ее часть осталась незатронутой. Те же самые чувства мы испытываем, читая о том, как Хома борется со старухой. Во время их борьбы старуха постепенно превращается в девушку и слабо стонет от наносимых ей ударов. Луч света в образ панночки вносит также и любовь отца, которому она, наверняка, не сделала ничего худого. Все эти оттенки, как нам кажется, становятся возможными только благодаря христианству. Зло в данном случае оказывается бытийственно незакрепленным. Оно не представляет собой никакой самостоятельно реальности, а лишь паразитирует на том, что содержит в себе подлинную жизнь. Конечно, все это в полной мере нельзя отнести к панночке. В целом, образ ее вполне органично вписывается в реальность языческого мира. Речь идет всего лишь о некоторых моментах, в которых что-то смещается и выбивается из этого круга. Сочетание в дочери сотника прекрасного и безобразного временами вводит нас в недоумение, так как мы уже не можем отказаться от уверенности в том, что все прекрасное может иметь свой источник только в Боге.



Таким образом, как в первом, так и во втором случае перед нами оказывается некая неодушевленная реальность, которая, тем не менее, указывает нам на душу. Что же происходит, когда следы личности неожиданно собираются воедино и порождают из себя кого-то реального, живого, дышащего? Где пребывала до этого момента душа? Откуда она пришла? Здесь мне приходит на ум отрывок из одного стихотворения Арсения Тарковского:

Стучат. Кто там? — Мария, —
Отворишь дверь: — Кто там? —
Ответа нет. Живые
Не так приходят к нам.
[9]

Совсем иначе воспринимает появление гостей из потустороннего мира петербургский художник. Главное различие, как нам кажется, состоит в том, что в малороссийских повестях и рассказах явление кому-то нечистой силы отвечает общему духу, в то время как в петербургских произведениях что-то подобное может происходить в жизни лишь некоторых людей, для остальных же все это остается нереальным. Вспомним восторженных дам и почтенных господ, которые приходили к художнику Чарткову после того, как он стал знаменитым. Все эти представители высшего света не могли даже догадываться о том, какою ценой ему удалось прославиться. Они жили в своем прекрасном мире, подчиненном сдержанности, порядку и изяществу. Каким же образом этот ясный как день мир переплелся в душе художника с чем-то темным, гадким, неразумным. Таинственное явление старика разрушала лишь его жизнь и никак не затронуло тех, кто окружал его. Хотя в конце повести и приводятся мистические истории, рассказываемые жителями Коломны, где обитал, в свое время, загадочный старик. Но все это имеет отношение к прошлому, обращение к которому лишь усиливает мрак, и делает для нас природу этого явления еще более странной и непонятной. Узнав о происхождении и судьбе человека, ожившего теперь в портрете, мы вскоре понимаем, что после смерти погубленного им художника, кто-то еще станет его жертвой.


Если мы вспомним панночку, то увидим, что она в этом смысле оказывается более независимой. После смерти Хомы она удаляется в какой-то свой мир и больше уже оттуда не возвращается. Старик же не может никуда уйти, так как в этом случае он просто исчезнет. Дочь сотника приходит к нам из потусторонней реальности, откуда она родом, хотя и нуждается в профанном мире. Что же касается старика, то реальность, в которой он пребывает, никак нельзя определить. Он пребывает в бесконечной недостаточности, в своего рода, ничто, которое непрерывно нужно чем-то заполнять.

В своем творчестве Гоголь ставит нас перед проблемой зла, которое в его произведениях оказывается сложным, неразгаданным, и все время колеблется между христианской и языческой окраской. Пафосом автора является не сам факт присутствия в мире зла, а возможность ему противостоять. Однако душа писателя, столь глубоко впитавшая в себя мифологию народных преданий, не может так просто отказаться от ее заманчивых форм и все время с ними заигрывает, словно вовсе не догадываясь об опасности, таящейся за этой игрой.

[1] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. М.,1982. С. 91.

[7] Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. Ленинград, 1983. С. 14.

[8] Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. Ленинград, 1983. С. 62.

Читайте также: