Аудио сочинение 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-практикум

Форма работы : урок-практикум.

Цель: формировать умения, необходимые для написания сжатого изложения.

Задачи урока :

Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, воспроизводить текст в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Оборудование:

раздаточный материал (текст по Н.П. Крыщуку );

критерии оценивания изложения (таблица);

I. Организационный момент

II. Целеполагание

– Хорошее владение языком необходимо для решения многих задач, в том числе для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Одно из заданий ОГЭ – написание сжатого изложения – требует умения понимать текст, запомнить его и грамотно изложить.

III. Актуализация знаний

Что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора)

В чем особенность сжатого изложения? (текст передается сжато)

Какие приемы сжатия текста вы знаете? (повторение памятки) (Слайд 2)

рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;

описания – исключаются незначительные, несущественные детали).

- Вспомните особенности сжатия текстов разных типов речи .

повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;

рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;

описания – исключаются незначительные, несущественные детали).

После применения приёмов компрессии, что должно остаться в тексте? (авторский замысел, ключевые слова и микротемы ) (Слайд 4)

IV. Практическая работа

I .- Перед вами текст Н.П.Крыщука. Прочитайте его внимательно, определите его тему и идею .(Ответы обсуждаются)

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)

1)Работа с первым абзацем. (Учащиеся работают непосредственно на листах, подчеркивая цветной ручкой опорные слова, главные предложения)

- Прочитайте 1-ый абзац , выделите микротему

(Испытания ждут дружбу всегда. Ускорение темпа жизни привело к пониманию значимости времени. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими).

-Какая информация в данном абзаце главная, а какая второстепенная?

Первое предложение ( Испытания ждут дружбу всегда . ) является тезисом, поэтому его необходимо записать .

Второе предложение исключить нельзя, но можно сжать. Какие приемы компрессии используем? ( исключение, обобщение) ( Главное из них – перемена в образе жизни. )

В третьем предложении исключаем однородные члены. ( С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени ).

Четвертое предлож ение исключаем полностью, т.к. в нем дается пояснение к основной информации .

Пятое и шестое предложение объединяем, исключив второстепенную информацию и заменив обобщающим словом однородные члены.( Время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми . )

Последнее предложение упрощаем.( Встречи друзей становятся редкими . )

- Что же в итоге получилось? (Один из учеников зачитывает готовый вариант. Учащиеся проверяют .)

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – перемена в образе жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми . Встречи друзей становятся редкими. (Слайд 5)

2)Работа со вторым абзацем производится в парах с последующей проверкой и пояснениями учителя.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться, везде выбрать уединённое место.

3) С третьим абзацем учащиеся работают самостоятельно . Зачитывается несколько вариантов, вырабатывается оптимальный.

Избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу.

II . Запишите сжатое изложение. Посчитайте количество слов (Не менее 70 слов).

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Пользуясь критериями оценивания изложения, цените свою работу.
Какие затруднения она у вас вызвала? Над чем надо поработать?


Задание 1 № 4835

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Если ко­ман­до­вать везде и всеми, то че­ло­ве­ка ждёт оди­но­че­ство как финал жизни. Такой че­ло­век всегда будет одинок. Ведь на рав­ных общаться он не умеет. Внут­ри у него глухая, ино­гда неосознаваемая тревога. И он чув­ству­ет себя спо­кой­но только тогда, когда люди бес­пре­ко­слов­но выполняют его распоряжения. Ко­ман­ди­ры и сами не­счаст­ные люди, и пло­дят несчастье, даже если до­би­ва­ют­ся неплохих результатов.

Командовать и управ­лять людьми — это раз­ные вещи. Тот, кто управляет, умеет от­вет­ствен­ность за по­ступ­ки брать на себя. Такой под­ход сохраняет пси­хи­че­ское здоровье и са­мо­го человека, и окружающих.

(по Ми­ха­и­лу Литвиновичу Литваку)

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.

Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны и плодят несчастье.

Командовать и управлять — это разные понятия: управлять людьми — значит, брать ответственность за поступки на себя.


Задание 1 № 4836

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Мы часто го­во­рим о сложностях, свя­зан­ных с вос­пи­та­ни­ем на­чи­на­ю­ще­го жизнь человека. И самая боль­шая про­бле­ма — это ослаб­ле­ние се­мей­ных уз, умень­ше­ние зна­че­ния семьи в вос­пи­та­нии ребёнка. А если в ран­ние годы в че­ло­ве­ка семьёй не было за­ло­же­но ни­че­го проч­но­го в нрав­ствен­ном смысле, то потом у об­ще­ства будет не­ма­ло хло­пот с этим гражданином.

Другая край­ность — чрез­мер­ная опека ребёнка родителями. Это тоже след­ствие ослаб­ле­ния се­мей­но­го начала. Ро­ди­те­ли не­до­да­ли сво­е­му ребёнку ду­шев­но­го тепла и, ощу­щая эту вину, стре­мят­ся в бу­ду­щем опла­тить свой внут­рен­ний ду­хов­ный долг за­поз­да­лой ме­лоч­ной опе­кой и ма­те­ри­аль­ны­ми благами.

Мир изменяется, ста­но­вит­ся другим. Но если ро­ди­те­ли не смог­ли уста­но­вить внут­рен­ний кон­такт с ребёнком, пе­ре­кла­ды­вая ос­нов­ные за­бо­ты на ба­бу­шек и де­ду­шек или об­ще­ствен­ные организации, то не стоит удив­лять­ся тому, что иной ребёнок так рано при­об­ре­та­ет ци­низм и не­ве­рие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, ста­но­вит­ся плос­кой и сухой.

(По Ю. М. Нагибину)

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1Воспитание настоящего человека всегда вызывает сложность. Самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании детей, и как следствие этого возникновение проблем в будущем у этого ребенка
2Чрезмерная опека ребенка родителями – следствие ослабления семейного начала. Родители недодают ребенку душевного тепла, заменяя душевный долг мелочной опекой.
3Мир изменяется. Ребенок приобретает рано цинизм и неверие в бескорыстие, если родители переложили основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации. Жизнь такого ребенка обедняется.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант BBAFC9, Открытый банк ФИПИ, блок B1EF9E, вариант РЕШУ №4, Открытый банк ФИПИ, блок B2CD98, вариант РЕШУ №5, Открытый банк ФИПИ, блок F36076, вариант РЕШУ №6, Открытый банк ФИПИ, блок 3C3A39, вариант РЕШУ № 8


Задание 1 № 4837

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Испытания ждут друж­бу всегда. Глав­ное из них се­год­ня — из­ме­нив­ший­ся уклад, пе­ре­ме­на в об­ра­зе и рас­по­ряд­ке жизни. С уско­ре­ни­ем темпа жизни, со стрем­ле­ни­ем быст­ро ре­а­ли­зо­вать себя при­шло по­ни­ма­ние зна­чи­мо­сти времени. Рань­ше не­воз­мож­но было представить, например, чтобы хо­зя­е­ва тя­го­ти­лись гостями. Теперь, когда время — цена до­сти­же­ния своей цели, отдых и го­сте­при­им­ство пе­ре­ста­ли быть значимыми. Ча­стые встре­чи и не­то­роп­ли­вые бе­се­ды не яв­ля­ют­ся уже не­пре­мен­ны­ми спут­ни­ка­ми дружбы. В силу того что живём мы в раз­ных ритмах, встре­чи дру­зей ста­но­вят­ся редкими.

Но вот парадокс: рань­ше круг об­ще­ния был ограничен, се­год­ня че­ло­ве­ка угне­та­ет из­бы­точ­ность вы­нуж­ден­но­го общения. Осо­бен­но это за­мет­но в го­ро­дах с вы­со­кой плот­но­стью населения. Мы стре­мим­ся обособиться, вы­брать уединённое место в метро, в кафе, в чи­таль­ном зале библиотеки.

Казалось бы, такая из­бы­точ­ность обя­за­тель­но­го об­ще­ния и стрем­ле­ние к обособ­лен­но­сти долж­ны све­сти по­треб­ность в друж­бе к минимуму, сде­лать её на­все­гда неактуальной. Но это не так. От­но­ше­ния с дру­зья­ми оста­ют­ся на пер­вом месте. Их су­ще­ство­ва­ние со­гре­ва­ет душу уверенностью, что нам все­гда есть с кем по­де­лить­ся ра­до­стью и к кому об­ра­тить­ся за по­мо­щью в самую труд­ную минуту.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Встречи друзей становятся редкими.
2Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место где-либо.
3Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 358B85, Открытый банк ФИПИ, вариант CA569A, Открытый банк ФИПИ, вариант D91FF6, Открытый банк ФИПИ, вариант 61AF1A, Открытый банк ФИПИ, вариант 8B6F2B, Открытый банк ФИПИ, вариант 2A5BCC

Разработка содержит материал для подготовки учащихся 8 класса к сжатому изложению: конспект урока, презентацию и аудиозапись текста.

ВложениеРазмер
szhatoe_izlozhenie.rar 2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Р.р. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения-рассуждения на общественно значимую тему (2 часа)

Цели: развивать умение письменно сжато излагать прочитанный и услышанный текст; развивать умение сжимать текст, применяя 3 способа сжатия; развивать творческие способности учащихся, умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное (элемент сочинения-рассуждения).

Оборудование: ноутбук, колонки, аудиозапись текста.

  1. Орг.момент
  2. Работа по теме урока
  1. Беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).

Учитель: Наша задача сегодня – продолжить учиться пересказывать текст сжато. Для этого надо внимательно прочитать или прослушать его, выделить основную мысль, найти самую важную информацию (самые важные предложения) и, применив приемы сжатия, пересказать исходный текст сжато. Напоминаю, объем вашего изложения должен быть не менее 70-ти слов .

На этом работа не закончится, т.к. затем вы выскажете свое мнение по теме, поднятой в исходном тексте. Отступив 1 строку от изложения, вы напишете небольшое сочинение-рассуждение.

2.Чтение текста (аудиозапись) + листочки с текстом на столах.

3. Беседа по тексту

- Какова его основная мысль?

- Как можно озаглавить текст?

- Сколько абзацев в тексте?

- Какие бы вы в нем выделили ключевые слова?

- Что нужно сделать для сжатия текста? (Определить основную мысль каждого абзаца и, сохранив её, исключая, обобщая или упрощая вторичную информацию, составить сжатый пересказ каждого абзаца.)

- Что остается без изменений? (Последовательность изложения, количество абзацев, основная мысль всего текста и каждого абзаца.)

Учитель: Напоминаю вам, что при написании изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте.

4. Работа над сжатием текста

- Основная мысль (микротема) 1-го абзаца?

- Основная мысль 2-го абзаца?

- Основная мысль 3-го абзаца?

Грубость в языке – показатель слабости и невоспитанности человека.

Грубая речь – это дурной поступок, отражающийся, в первую очередь, на самом говорящем.

Надо учиться хорошей речи, потому что наша речь – показатель нашей личности, нашей культуры.

5. Работа по сжатию текста.

Теперь применим приемы сжатия, сохраняя основную мысль абзаца. (Выбор материала из исходного текста и запись в рабочую тетрадь)

  • Над сжатием первой микоротемы проводится совместная работа, определяются приемы сжатия и зачитывается окончательный вариант. Запись тезиса (-ов) учащимися в тетрадь.
  • Над следующими двумя микотемами работают уч-ся самостоятельно, по желанию зачитывая окончательные варианты. Запись тезисов в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

  1. Сбор текстов у учащихся. Повторное прослушивание аудиотекста.

Учитель: Помните, объем изложения не менее 70 слов!

  1. Пока учащиеся пишут изложение, на доске записываю творческое задание:

(Я согласен с Д.С.Лихачёвым, что…, потому что… .)

Домашнее задание: Выучить по памятке способы сжатия текста.

Текст для изложения

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Написать сжатое изложение

Сжатое изложение — одна из составляющих ОГЭ по русскому языку. Этот вид работы только на первый взгляд кажется простым. На самом деле написать сжатое изложение не так уж и легко.

Текст для изложения прослушивается всего дважды, читает его не школьный учитель, к голосу которого выпускники давно привыкли, а диктор. Дикция профессионала, читающего текст для сжатого изложения, несомненно, безупречна. Однако темп чтения довольно быстрый — и это лишь одна из трудностей, с которой придётся столкнуться девятиклассникам на ОГЭ.

Помимо всего прочего от выпускника потребуется изложить в сжатом виде главную информацию, которая содержится в читаемом тексте, грамотно используя способы сжатия и правильно разделяя текст на абзацы.

Без предварительной тренировки не обойтись! Как тренироваться? Слушайте аудиозаписи текстов и пишите изложения самостоятельно. Предлагаем несколько аудиозаписей текстов для сжатого изложения.

Аудиозапись 1 (Текст о дружбе)

Сжатое изложение

Испытания ждут дружбу всегда. Сегодня главное из них – изменение уклада и темпа жизни. Люди осознали ценность времени. В результате потеряли значимость совместный отдых и гостеприимство – составляющие дружбы в прошлом.

Сейчас человека угнетает избыточность вынужденного общения, что особенно заметно в больших городах. Люди предпочитают проводить свободное время в уединённых местах.

Однако избыточность обязательного общения и стремление к обособлению не свели к минимуму потребность в дружбе. Дружеские отношения ещё ценятся, и это даёт нам уверенность в возможности понимания и поддержки.

Онлайн-уроки с администратором сайта

Аудиозапись 2 (Текст об утрате семейных уз)

Сжатое изложение

Мы часто говорим о сложностях воспитания подрастающего человека. Самой большой проблемой здесь становится ослабление семейных уз, играющих немаловажную роль в воспитании. У общества будет немало трудностей с гражданином, не получившим в семье прочной нравственной опоры.

Другим следствием ослабления семейного начала в воспитании становится чрезмерная родительская опека. Родители, вовремя недодавшие детям душевного тепла, пытаются восполнить его теперь уже излишней опекой и материальными ценностями.

Мир изменяется. Но родителям, не сумевшим установить духовный контакт с ребёнком, вряд ли стоит удивляться раннему цинизму своего отпрыска и обеднению его жизни в духовном отношении.

Аудиозапись 3 (Текст о власти)

Сжатое изложение

Власть – это возможность добиться подчинения. Однако человек рано или поздно захочет выйти из повиновения. При этом люди покорные, однажды переставшие подчиняться, нередко сами превращаются в тиранов.

Человека, командующего везде и всеми, ждёт одиночество как финал жизни. Ведь на равных общаться он не умеет, чувствуя себя спокойно только при беспрекословном повиновении подчинённых. Несчастные командиры становятся причиной несчастья других, даже в случае достижения неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – разные вещи. Управляющий умеет ответственность за поступки брать на себя, сохраняя психическое здоровье себе и окружающим.

Аудиозапись 4 (Текст об искусстве)

Сжатое изложение

Исчерпывающей формулы сущности искусства нет по причине его многогранности. В искусстве человек создаёт свой образ, способный остаться как его след в веках.

Момент обращения к творчеству – величайшее и уникальное в истории открытие. Искусство – путь к сознанию своей неповторимости как для отдельного человека, так и для целого народа. Благодаря уникальности искусства, человечество может ощутить себя единым целым, несмотря на пространственные и временные рамки.

Этим объясняется сформировавшееся с древности отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть и сохранить образ времени и человека.

Аудиозапись 5 (Текст о бескорыстной дружбе)

Сжатое изложение

Что заключается в понятии дружба? Это бескорыстные взаимоотношения, основанные на общих симпатиях, интересах, увлечениях. Настоящий друг никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью, он поможет в беде и порадуется за вас в минуты счастья.

А ведь даже грандиозные и пугающие проблемы можно решить при помощи друзей. Дружба делает человека более уверенным, а жизнь его – более полноценной. Верная дружба духовно объединяет людей, развивает в них стремления к созиданию.

Читайте также: