Сочинение на тему школьник некрасов

Обновлено: 04.07.2024

- Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок -

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вариант 1

Н. А. Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Вариант 2

Знаменитое произведение русского поэта Некрасова Николая Алексеевича “Школьник” стало очень популярным из-за того, главным героем стал крестьянский мальчик, которых было очень много в старой России. Неожиданным стало то, что это крестьянский мальчик, который по сути ещё совсем ребенок не боится и направляется пешком в город, и он хочет проделать этот путь не для развлечения, а для учебы. Основной целью автора, было показать желание мальчика получить новые знания.

Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

Мальчик предстает перед читателями ребенком, который был рожден в бедной, крестьянской семье, это можно понять по его виду, который описывает автор: босые ноги, на которых уже есть мозоли, грязное тело, порванная и маленькая, не соответствующая его росту одежда, неопрятные волосы и так далее.

Но, несмотря на все это мальчик искренне хочет получать знания и добиться неких успехов, которые должны помочь ему начать жить лучше. Вот именно тягу к знаниям, которая присутствует в этом маленьком человеке и показывает автор, как самое главное его достоинство.

Автор так же делает акцент на то, что Россия, это страна, в которой всё-таки есть добрые и порядочные люди, которые обязательно не останутся равнодушными и помогут мальчику стать достойным человеком. И мальчик сможет стать тем, кем искренне мечтает несмотря на все тягости, которые ему уже пришлось вынести и еще предстоит на пути к осуществлению своей мечты.

Интересно, но многие специалисты и критики в области литературы отмечают, что по содержанию стихотворение очень похоже на драму, которую написал данный автор, а именно “Юность Ломоносова”, многие люди знают, насколько это известное и уважаемое произведение.

Вариант 3

Герой предлагает ему: Эй! садись ко мне, дружок! Школьник выглядит бедно и неопрятно: Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Но лирический герой испытывает за него чувство гордости, которая переходит в гордость за весь русский народ. Автор считает, что судьба человека в его руках, поэтому мальчик должен усердно учиться.

Обычный мужик всегда может стать деятелем науки, образованным и умным человеком. Поэтому Н.А. Некрасов так гордится Россией. Автор своим стихотворением хочет показать, что нравственной разницы между сословиями нет. Это произведение пропитано любовью Н.А. Некрасова к трудолюбивым крестьянам, верой в их скорое светлое будущее, которое повлияет на всю страну, сотрет грани между сословиями.

Вариант 1

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты).

А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Вариант 2

История создания

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа. край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Вариант 1

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии.

Вариант 2

Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор. Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем. Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.

Некрасов вспоминает о непростой судьбе Ломоносова и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.

Вариант 3

В стихотворении явно описывается, как деревенский мужик едет на лошади. Он ее подгоняет, а другим средством передвижения управлять, с помощью слов, невозможно. На своем пути он замечает растрепанного мальчишку и решает его подвезти.

По описанию автора, мальчик был одет очень скромно, можно даже сказать бедно. Обуви на нем не было. Он был прикрыт скудной одеждой, и извозчик заметил грязное тело. Это говорит о том, что его семья жила без возможности не только одеваться и обуваться, но и нагревать воду для частого купания. В не столь далекие времена, в семьях, по обычаю, было много детей.

Младшие всегда донашивали наряды за старшими и так до самого малого. Здесь же можно сделать вывод, что этот мальчик в семье один ребенок. Иначе, хоть что-то приличное из одежды осталось бы от старшего поколения. Автор его приободряет, чтоб не стыдился своего внешнего вида, ведь здесь ничего зазорного нет. Ведь многие ученые, достигшие высот в науке, были выходцами из бедных семей.

Попутчик заметил в котомке книжку и решил, что мальчуган направляется в школу за знаниями. Осмотрев его еще раз, делает для себя вывод, что отец потратил на сына последние средства, а мать отдала припрятанный четвертак, который получила на чай от купчихи.

Автор призывает, мальчишку, хорошо учится, ведь образованным и умным людям дорога везде открыта. Он верит, что каждый способен добиться успеха, ведь каждому жизнь преподносит такой шанс. Возможно, что в его судьбе такой шанс был упущен и сожаление по этому поводу, заставляет предупредить каждого, кто встретится на его пути.

Обнадеживает мальчика, что обязательно найдется добрый человек, который и доведет его до университета. Вот там главное – трудится. Ведь все, кто из народа славные люди. Никогда они не ленились и добивались всего, чего хотели. Много их таких среди тупых, холодных и напыщенных юнцов. Скорее всего, автор имеет в виду людей, которые из богатых семей. Им ничего в жизни не нужно делать, чтоб жить в свое удовольствие. Зачастую они презирают бедных ребят, особенно если те чего-то в жизни добились сами. Зависть плохая штука.

Стих призывает думать о завтрашнем дне. Ведь если не учится в школе, то и в университете делать нечего. А без образования никуда.

В данном стихотворении описана встреча лирического героя с бедным крестьянским мальчиком, идущим в школу. Произведение имеет связь с биографией писателя, так как в своём творчестве он уделяет большое внимание теме непростой крестьянской доли и родины, ее будущего.

Темой данного стихотворения - роль образования в жизни человека и в судьбе России. После встречи с мальчиком лирический персонаж рассуждает о значимости просвещения для личности, однако понимает, что зачастую бедным людям сложно дать своим детям достойное образование: "Знаю: батька на сынишку/Издержал последний грош.

" Идея этого произведения - показать стремление человека получать знания, даже если на его пути встречается множество преград: "Скоро сам узнаешь в школе, /Как архангельский мужик/По своей и божьей воле/Стал разумен и велик. " Основная мысль заключается в том, что благодаря образованию представители русского народа становятся добрыми, славными и благородными людьми.

Лирический герой - разумный и понимающий человек, ему небезразлично будущее своей страны, он искренне рад, что в России люди стремятся стать образованными: "Знай работай да не трусь. . . /Вот за что тебя глубоко/Я люблю, родная Русь!" Настроение персонажа - приподнятое, он подбадривает мальчика, уверяет его, что таких, как он ждет славный путь: "Не робей, не пропадешь!"

Произведение проникнуто чувством гордости лирического героя за свою родину, за людей, желающих получать знания. Персонаж испытывает положительные эмоции: "Будешь в университете —/Сон свершится наяву!" Литературное направление данного стихотворения - реализм.

В произведении описывается встреча лирического героя с мальчиком, идущим учиться, после которой персонаж начинает размышлять о роли образования в жизни человека и о судьбе родины:" Не погиб еще тот край, /Что выводит из народа/Столько славных то и знай. . . "

На мой взгляд, три последние строфы в этом стихотворении являются ключевыми, так как в них заключается главная мысль произведения - просвещение меняет внутренний мир человека в лучшую сторону, даёт людям надежду на светлое будущее.

В произведении автор использует эпитеты "невеселая дорога", "не бездарна та природа", "столько добрых, благородных, сильных любящей душой", олицетворение "не погиб еще тот край", метафору "сон свершится наяву", антитезу "Столько добрых, благородных, /Сильных любящей душой, /Посреди тупых, холодных/И напыщенных собой!" и перифраз "архангельский мужик" (Ломоносов).

В стихотворении автор использует низкую лексику, просторечия "батька", "дьячиха", "купчиха", "чаек", "мужик", "не трусь", однако в последних строфах - более поэтичную "не бездарна та природа", "Столько добрых, благородных, /Сильных любящей душой", это подчёркивает мысль о том, что образование играет важную роль в жизни человека. Некрасов также использует ряд риторических восклицаний "Ну, пошел же, ради бога!", "Эй! садись ко мне, дружок!", "Сон свершится наяву!", что придаёт произведению эмоциональность.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

История создания

Жанр, направление и размер

Лирическое стихотворение относится к гражданской лирике. Поэтический размер произведения — хорей.

Работа Н. Некрасова представляет собой монолог. Причина размышлений автора — случайная встреча с простым небогатым мальчиком-крестьянином. Юноша является школьником, что и делает его главным героем произведения. В стихотворении включены отсылки к историческим и общественным событиям.

Композиция

В стихотворении 10 четверостиший, разделить произведение можно на три части.

  1. Первая часть – первые две строфы, в которых описывает встреча со школьником, его внешний вид.
  2. Вторая часть – следующие пять строф – рассказчик размышляет о будущей учебе мальчика, о его надеждах на талантливый русский народ.
  3. Последняя часть – обращение автора к России, которая хранит в себе столько золотых умов, столько талантливых людей, но сама же прячет их в деревнях за решеткой крепостничества.

Смысл названия

Казалось бы, выбор названия для стихотворения был прост, автор просто назвал работу в честь главного героя – школьника-крестьянина. Однако были ли другие варианты, так почему именно этот стал конечным выбором?

На первый взгляд, выбор названия вполне предсказуем, но если разобрать стихотворение поглубже, то в обычном школьнике можно разглядеть собирательный образ целого поколения таких же бедных крестьян, желающих получить образование. Возможно, чтобы не подвергнуться жесткой цензуре, автор специально спрятал большую проблему России того времени в одном образе мальчика.

Образы и символы

Темы, проблемы и настроение

Еще одна тема произведения — равенство людей. Некрасов, приводя в пример М. Ломоносова, отмечает, что в деревнях прячутся не менее талантливые люди, чем в богатых усадьбах. Нелепые общественные запреты и предрассудки лишают саму же страну шансов на дальнейшее развитие.

Основной конфликт стихотворения – проблема влияния крепостничества на дальнейшие развитие России. Автор акцентирует свое внимание не только на личностных последствиях рабства России, но и рассматривает эту проблему в большем масштабе, обозначая всю серьезность ситуации.

Смысл

Средства художественной выразительности

Автор: Полина Чернышова

Автор: Самый Зелёный · Published 03.08.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 20.10.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 01.10.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Данное стихотворение было написано в 1856 году. Именно в это время был подписан Парижский трактат, который означал окончание Крымской войны. Он характеризовал не с лучшей стороны период, когда у власти находился Николай Первый. В то время власть была сосредоточена в руках Александра Второго – сына Николая Первого. Ситуация с крестьянским народом была все так же актуальна и требовала незамедлительного вмешательства.

Стихотворение было написано Николаем Алексеевичем в период его пребывания на даче, вблизи завода цветного стекла, который был открыт Ломоносовым.

История создания

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа. край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Жанр, размер

Это своего рода монолог, который появился на свет благодаря встрече автора со школьником из простой, небогатой крестьянской семьи. Данная встреча возымела определенное место в жизни автора, что он решил перенести это на бумагу. Тем самым очередной раз, окунувшись в историю и те события, которые происходили вокруг него в данное время.

Выводы

Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа – голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.

В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа – Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.

Композиция

Стихотворение включает в себя десять строф, но по смысловой нагрузке делится на три части.

В первой части, которая состоит из первых двух четверостиший, автор подробно описывает внешний вид школьника и их встречу. Он уделяет внимание описанию полураздетого грязного ребенка, который сумел зацепить поэта.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Во второй части произведения, которая включает в себя последующие пять четверостиший, автор начинает придаваться размышлениям на тему того, что ждет этого мальчишку в будущем? Он возлагает огромные надежды на талант русского человека, благодаря которому он сможет добиться успеха.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

В заключительной части стихотворения, состоящей из трех строф, поэт обращается к Великой стране. Он знает, что Россия очень богата на талантливых людей, которые не имеют возможности полностью раскрыться из-за условий жизни и крепостного права.

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Николай Алексеевич не теряет надежды на то, что русский человек сможет всего добиться, благодаря своему уму и таланту.

О поэзии

анализ стихотворения школьник по литературе некрасов

Темы и проблемы стихотворения

Основной проблемой данного стихотворения является неспособность обычных людей самореализоваться, и получить образование. В государстве, где очень большая часть населения не просто бедные, а нищие люди, которые вынуждены работать за копейки, чтобы суметь прокормить свою семью. И именно среди таких простых людей рождаются самородки, например как Ломоносов, у которых просто нет возможности показать свой ум и способности.

Автор поднимает проблему того, что не важно, откуда человек родом. Ведь в забитой деревне может жить такой же самородок, как и в богатой семье. Просто он лишен шанса на получение образования. Именно в этом и видит основную проблему России Николай Алексеевич. Поэтому вина в том, что далеко не все люди имеют возможность обучаться, целиком и полностью лежит на правительстве государства. И эту проблему необходимо незамедлительно решать.

Средства художественной выразительности

Автор: Полина Чернышова

Образы и символы

В данном стихотворении автор знакомит нас с двумя основными героями – лирическим героем, который ведет непосредственное повествование и школьником, которого он повстречал на своем пути.

Рассказчик, в котором не сложно узнать самого автора, помогает школьнику своим словом. Он пытается подбодрить мальчика, рассказывая, что к своей цели необходимо идти и её добиваться. Далее лирический герой окунается в размышления на тему проблем, которые остро представлены в государстве. А именно в том, что наша страна очень богата на умных, талантливых и целеустремленных людей, которые, к сожалению, не имеют возможности проявить себя и раскрыть свой потенциал. Он сетует на то, что большое количество людей так и остаются не реализованными, из-за чего государство теряет светлые умы.

Второй же образ школьника является собирательным. В него автор заключает всех тех людей, которые лишены возможности на обучение. У них есть огромное желание учиться, развиваться и добиваться вершин, но они не имеют такой возможности из-за банальной бедности. Автор придается рассуждениям о том, откуда семья бедного мальчонки нашла средства на его обучение. Но это не является главной проблемой. Проблема заключается в том правительстве, которое не может и не хочет обеспечить и дать возможность простым крестьянским детям выбиться в люди и стать грамотными. Люди, которые находятся за гранью нищеты, к сожалению, обречены так и оставаться невежественными и необразованными.

Автор старается подбодрить школьника, приводя ему в пример людей, которые смогли, несмотря на свое шаткое материальное положение, получить хорошее образование и раскрыть свой талант.

План анализа

Анализировать лирическое произведение необходимо, опираясь на план. Это намного упростит работу. Чаще всего для анализа стихотворения используют следующие характеристики:

  1. Когда, кем и при каких условиях было написано сочинение.
  2. О чем произведение? Необходимо описать основную тему, идею и сюжет.
  3. Художественные средства. Нужно указать какими художественными приемами воспользовался автор, чтобы выразить основную мысль.
  4. Лексика и композиция. Здесь указывается, какой лексикой написан стих: разговорной, публицистической и т.д. Также стоит упомянуть о количестве строк и строф.
  5. Образ лирического героя.

Смысл произведения

Данная тема была очень актуальна для Николая Алексеевича, поэтому он постарался как можно ярче показать то желание, которым обладают дети из бедных семей. Он хочет, чтобы у всех была возможность получить хорошее образование. Ведь тогда будущее его родной страны будет намного лучше.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Анализ кратко для 4, 6 класса

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

История создания

Данное стихотворение было написано в 1856 году. Именно в это время был подписан Парижский трактат, который означал окончание Крымской войны. Он характеризовал не с лучшей стороны период, когда у власти находился Николай Первый. В то время власть была сосредоточена в руках Александра Второго – сына Николая Первого. Ситуация с крестьянским народом была все так же актуальна и требовала незамедлительного вмешательства.

Стихотворение было написано Николаем Алексеевичем в период его пребывания на даче, вблизи завода цветного стекла, который был открыт Ломоносовым.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Смысл названия

Казалось бы, выбор названия для стихотворения был прост, автор просто назвал работу в честь главного героя – школьника-крестьянина. Однако были ли другие варианты, так почему именно этот стал конечным выбором?

На первый взгляд, выбор названия вполне предсказуем, но если разобрать стихотворение поглубже, то в обычном школьнике можно разглядеть собирательный образ целого поколения таких же бедных крестьян, желающих получить образование. Возможно, чтобы не подвергнуться жесткой цензуре, автор специально спрятал большую проблему России того времени в одном образе мальчика.

— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Жанр, размер

Это своего рода монолог, который появился на свет благодаря встрече автора со школьником из простой, небогатой крестьянской семьи. Данная встреча возымела определенное место в жизни автора, что он решил перенести это на бумагу. Тем самым очередной раз, окунувшись в историю и те события, которые происходили вокруг него в данное время.

Школьник Некрасова анализ стихотворения 4 класс

Композиция

В стихотворении 10 четверостиший, разделить произведение можно на три части.

  1. Первая часть – первые две строфы, в которых описывает встреча со школьником, его внешний вид.
  2. Вторая часть – следующие пять строф – рассказчик размышляет о будущей учебе мальчика, о его надеждах на талантливый русский народ.
  3. Последняя часть – обращение автора к России, которая хранит в себе столько золотых умов, столько талантливых людей, но сама же прячет их в деревнях за решеткой крепостничества.

История создания

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа. край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Смысл

Читайте также: