Сочинение про федора абрамова

Обновлено: 05.07.2024

Родился, Федор Александрович, 29 февраля 1920 года, в небольшом селе Веркола Архангельской губернии, в многодетной семье простых крестьян. Отец Федора, Александр Степанович, всю жизнь трудился извозчиком в городе. Он рано умер, оставив жену – маму Федора, Степаниду Павловну, одну с пятью детьми. Степанида Павловна принадлежала роду старообрядцев, а потому должна была вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием детей.

Учеба, Федору Александровичу, всегда давалась легко, и после отличного окончания школы он без труда поступил в Петербургский университет, на филологическое отделение.

С началом Великой Отечественной войны, Абрамов, отправился добровольцем на фронт и был зачислен в ряды народного ополчения. Пройдя всю войну, от пулеметчика до сотрудника контрразведовательного управления, был неоднократно ранен. За проявленное мужество, Федор Абрамов, награжден орденами и медалями.

После окончания войны, Федор Александрович, вернулся к учебе. После университета поступил в аспирантуру. Там же он встретил свою будущую супругу, Людмилу Крутикову, благодаря которой, успешно защитил диссертацию.

14 мая 1983 года, после тяжелой и продолжительной болезни, Федор Александрович Абрамов, умер в больнице, в Ленинграде. Похоронен был на своей малой родине, на берегу реки своего родного села, напротив Веркольской церкви.

Федор Александрович Абрамов писатель 20 века. Жил в Советском союзе, появился на свет 29 февраля 1920 года в селе Веркола. Семья, в которой жил федор, была многодетная и крестьянская. Всего в семье было 5 детей, Федор был самым младшим. Федор не застал в сознательном возрасте своего отца. Александр Степанович Абрамов, 1878 года рождения, умер в возрасте сорока трех лет, когда Федору было один год. Мать Федора была крестьянкой, звали ее Степанида Павловна Заварзина.

Федор пошел в школу в родном селе Веркола, здесь он провел первые 4 года обучения. После чего с пятого класс обучался в Кушкопальской школе. Федор окончил десятилетнюю школу после переезда в 1933 году в село Карпгоры, оно находилось в сорока пяти километрах от его родного села. Среднюю школу Федор закончил на отлично, поэтому без экзаменов его приняли на филологический факультет Ленинградского университета. В последствие факультет так же окончил с отличием.

После окончания университета Федор поступил в аспирантуру. Свою будущую жену, Людмилу Крутикову, наш герой встретил во время обучения. В 1951 году произошло много значимых событий в жизни Федора Александровича, со своей возлюбленной сыграли свадьбу, и после защиты диссертации Федор целеустремленно и быстро шел по карьерной лестнице, начиная с преподавателя, заканчивая заведующим кафедрой.

Писатель покинул наш свет 14 мая 1983 года. Могила его находится в его родном селе Веркола на берегу реки Пинега. В честь Абрамова был открыт музей в Верколе.

Жизнь и творчество Федора Абрамова

Несколько интересных сочинений

Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее

Поместье одного из помещиков, изображенных в произведении, в лице Плюшкина является отражением его внутренней сущности.

Василиса Премудрая является главной героиней народного произведения, олицетворяющая собирательный образ русского женского характера, сочетающего в себе прекрасные человеческие качества.

Боян — русский певец, который сам сочиняет свои песни. Ученые догадываются, что Боян проживал во 2 половине одиннадцатого столетия. Это можно понять по его песням, которые крепко соединены с историей одиннадцатого века..

Абрамов известен, прежде всего, как прозаик, критик и публицист, большое внимание уделяющий проблемам русской деревни, отстаивающий ее духовные ценности и устои. Высокохудожественное описание села и его жителей говорит о том, что он был большим знатоком народных характеров с их колоритом, особенностями и стереотипами.


Происхождение и ранние годы

В глухой северной деревне Веркола, что в Архангельской области, 29 февраля 1920 года появился на свет Федор Абрамов. Это было очень отдаленное от города место, со всех сторон окруженное болотами, озерами и лесами. Неудивительно, что до восемнадцатилетнего возраста Федор никогда не видел ни железной дороги, ни поезда, ни трамвая.


Образование

В 1928 году Федор стал учеником Веркольской школы первой ступени. Учился он хорошо и окончил начальную школу с отличием. Образование он должен был продолжать в пятилетней школе, но брать его туда отказались, по причине того, что посчитали его не бедняком, а сыном середнячки. Это очень огорчило мальчика, но потом все разрешилось положительно, и Федора все-таки приняли в школу.

За отличную учебу семиклассника Абрамова наградили премией, а в девятом классе ему, как лучшему ученику школы, была назначена стипендия имени Пушкина.

В 1938 году школа была окончена с отличием. Осенью Федор без экзаменов был зачислен на первый курс филологического факультета Ленинградского университета.

Творчество

Биография Абрамова как литератора началась со статьи, в которой он дал негативную оценку жизни советских колхозников. За это его чуть не исключили из университета, но через некоторое время он сам публично опроверг эту статью.


Абрамова практически не печатали из-за цензуры, которая не пропускала его неприкрытую правду о жизни. Его произведения увидели свет только в самом конце его творческого и жизненного пути.

Главные произведения

Ф.А. Абрамов с женой

Цензура отклонила этот роман в его окончательном варианте, поэтому Абрамов несколько раз перерабатывал и правил его, вопреки своему мнению. Но даже в том виде, в каком он дошел до читателя, роман вызвал ошеломляющий успех.

Дом-музей в Верколе

Последние годы

В последние годы жизни Федор Александрович много путешествовал. Он побывал в Германии, Финляндии и США. Последние два года Абрамова беспокоило заболевание, которое развилось у него на фоне фронтового ранения. В 1982 году ему сделали операцию и на следующий год назначили следующую, до которой автор не дожил. Он умер 14 мая 1983 года от сердечной недостаточности.

Похоронили писателя на родине, в деревне Веркола. Надгробием на могиле служит гранитный двухметровый монумент с высеченным именем писателя и православным крестом.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

Память о писателе

В Санкт-Петербурге на доме, где жил и работал писатель, установлена мемориальная доска.

Одна из библиотек Санкт-Петербурга носит имя Ф.А. Абрамова.

Улицы в Верколе, Карпогорах, Архангельске, Санкт-Петербурге названы именем Абрамова.

Писатель родился в селе Веркола Архангельской области, в крестьянской семье. С третьего курса филологического факультета Ленинградского университета ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки “Смерш”, где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы.

Абрамов так и не оставил произведений ни о фронте, ни о “Смерше”, хотя и намеревался писать об этих знаменательных событиях своей биографии. Всё своё творчество он посвятил родной северной деревне. Главным детищем Абрамова стала поначалу трилогия, затем превратившаяся в тетралогию, повествующая о большой семье Пряслиных и -- шире -- о жизни их дальнего села Пекашина.

Впрочем, ещё задолго до “Дома”, в 1963 году, Абрамов выпустил повесть (некоторые определяли её как очерк) “Вокруг да около” -- о деревне времён хрущёвского волюнтаризма. Как напишет впоследствии один из критиков (Ю.Оклянский), в ней уже тогда было “подспудно разлито ощущение удручающего тупика, в который зашла колхозно-совхозная система”. Разумеется, последовал критический разнос произведения; был даже состряпан “коллективный протест” -- организованное местной газетой “Открытое письмо односельчан писателю Ф.Абрамову” под названием “К чему зовёшь нас, земляк?”, перепечатанное столичными “Известиями”. Через 16 лет Абрамов поступил сходным образом, опубликовав открытое “Письмо землякам”, где укорял жителей родной Верколы за их притерпелость и равнодушие к вопиющим беспорядкам окружающей жизни. Интересно, что “Письмо” вызвало раздражение не только у высокого начальства (в частности, у главного идеолога компартии М.Суслова), но и, как писал сам Абрамов, у “братьев-славян” (то есть собратьев по перу). Далее он объяснял: “Да ведь мы с ними по-разному смотрим на народ. Они -- на коленях перед ним, каждую мерзость готовы оправдать, а я -- со счётом к народу”. Эту же мысль он развивал и в другой записи: “У Солженицына рядовой человек только жертва существующего режима. А на самом деле он и опора его. В этом вся сложность. Именно только освещение нашего человека с этих двух сторон позволит художнику избежать односторонности в изображении жизни”.

Когда, чем был так сломлен человек, возможно ли его “распрямление” и “выздоровление” в России -- над этими вопросами писатель думал постоянно. Записи показывают, что у него не оставалось иллюзий по поводу существующего строя, что стране, по его мнению, необходимы были серьёзные перемены.

По цензурным соображениям “подкоп” под саму идею коллективизации был невозможен; лишь в повести “Деревянные кони” (1974) Абрамов смог вскользь коснуться темы несправедливо репрессированных работящих крестьян. Однако после смерти писателя в период гласности была опубликована (1989) написанная “в стол” повесть “Поездка в прошлое”, посвященная тому, как раскулачивание ломало судьбы не только самих раскулаченных, но и всех остающихся в деревне. Был опубликован (1987) и ранее “непроходной” рассказ “Старухи”, где изображён тот самый замученный жизнью, запуганный народ, невольно превратившийся из жертвы режима в его опору.

При жизни Абрамова большой известностью пользовались такие его вещи, как “Пелагея” (1969) и “Алька” (1972), повествующие, соответственно, о матери и дочери, представляющих совершенно разные поколения сельских женщин, и другие повести, рассказы, очерки и статьи.

Абрамов не скрывал публицистической природы своего творчества (“По натуре своей я художник-дидактик”). При этом он же, несомненно, является большим художником слова, чьи книги останутся своего рода заповедником неискажённой северной русской речи.

Русский характер. К юбилею Фёдора Абрамова

Сегодня, 29 февраля, отмечается столетний юбилей выдающегося русского писателя века Фёдора Абрамова, чьё имя по праву должно стоять рядом с Буниным, Шолоховым, Твардовским, Солженицыным.

Публикуем материал, подготовленный нашим автором, Натальей Бутаковой, землячкой писателя, к его юбилею.

Фёдор Александрович Абрамов явился на свет 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Архангельской области.

Он достойно продолжил традиции русской классической литературы XIX века, которая несла "духовный свет миру", оберегала, по словам Абрамова, "духовные и нравственные устои человеческого бытия".

Мало кто из современников Абрамова так понимал и ценил значение провидческого писательского слова, предостерегающего, очищающего и врачующего душу. Тому способствовала не только русская литература, но и услышанные в детстве молитвы, сказки, былины, легенды, поверья, скоморошины, чем так богат Русский Север - родина Федора Абрамова.


В 1954 году он опубликовал в журнале "Новый мир" статью "Люди колхозной деревни в послевоенной прозе", в которой восстал против лакокрасочной и тенденциозно идиллической литературы о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную неприкрашенную правду. Статья прогремела на всю страну, автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, чуть не лишили работы.

После публикации первого романа "Братья и сестры" (1958) Абрамов ушел из Университета и целиком посвятил себя литературной работе.

Тетралогия - "Братья и сестры" (1958), "Две зимы и три лета" (1968), "Пути-перепутья" (1973), "Дом" (1978) - или, по словам автора, роман в четырех книгах - пожалуй, самое значительное произведение второй половины XX века. По охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров тетралогия Абрамова встает вровень с книгами Л.Толстого ("Война и мир") и М.Шолохова ("Тихий Дон").


Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства. Более двадцати пяти лет создавалась тетралогия. Постепенно автор вместе с героями обретал мудрость, вглядываясь в судьбу страны, народа и человека, искал ответы на мучительные вопросы: да что же такое эта Россия? Что мы за люди? Почему мы буквально в нечеловеческих условиях сумели выжить и победить врага и почему в мирное время не смогли накормить людей, создать подлинно человеческие отношения в обществе, основанные на братстве, взаимопомощи, справедливости? Писатель призывал к социально-политическому и нравственному прозрению, к духовному и экономическому возрождению России.

О замысле первого романа Абрамов не раз рассказывал в своих выступлениях: "не написать "Братья и сестры" я просто не мог… Великий подвиг русской бабы, открывший в 1941 году второй фронт, быть может, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, - как я мог забыть об этом?" Выражением любви, сострадания и восхищения русской северной крестьянкой и стал роман "Братья и сестры". Действие в романе происходит в самое тяжёлое время - в страду 1942 года, когда враг занимал города и села, подходил к Волге. А в далеком Пекашине шла своя война - за хлеб, за урожай, война с голодом, холодом, неутешным горем.

Но наряду с бедами и трагедиями Абрамов увидел в народе светящиеся души, пробуждение векового нравственного опыта, исконных начал терпения, взаимопомощи, совестливости, трудового энтузиазма, заботливой любви к земле-кормилице. Авторский голос звучит в словах одного из руководителей района: " Вот говорят, что война инстинкты разные пробуждает в человеке… А я смотрю - у нас совсем наоборот, люди из последних сил помогают друг другу. И такая совесть в народе пробудилась - душа у каждого насквозь просвечивает".


Абрамов-художник в первом же романе предстал как подлинный мастер создания разнообразных характеров, изображения природы, всего многоцветья жизни как в природе, так и в людских отношениях, вмещающих и лирику, и патетику, и бытовые подробности, и юмор, и скоморошину, и демагогию газетных передовиц, стихию невысказанных чувств.

Роман сразу получил всенародное признание, был одобрительно встречен даже критикой, которая все последующие годы зачастую подвергала книги Абрамова несправедливым и предвзятым обвинениям. Чего только не наслушался писатель в своей жизни, в чем только не упрекали его.

Особенно разносной была критика повести "Вокруг да около" (1963): озлобленный клеветник, очернитель, смакует недостатки, искажает жизнь. Было сочинено обвинительное письмо от имени односельчан "Куда зовешь нас, земляк?". Вместе с тем повесть принесла Абрамову мировую известность. Она была переведена в Англии под названием "Хитрецы", затем издана во многих странах. Повесть ставили в один ряд с повестью А. Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича". А на родине Абрамова не печатали пять лет. Но сломить писателя не удалось. В эти годы он работал над вторым романом тетралогии - "Две зимы и три лета".

Роман долго и трудно выходил в печать. Отклоненный по цензурным соображениям журналом "Звезда", он после долгих сражений в московской цензуре был опубликован в "Новом мире" (1968). В защиту романа выступил критик Борис Панкин - "Живут Пряслины!".

Действие романа происходит в послевоенные годы (1947 - 1948), но по-прежнему царят голодные дни, займы, налоги, лесозаготовки, труд на земле за "пустопорожний трудодень".

Роман насыщен социальными проблемами, трудными вопросами, критикой "волевого" руководства сверху, когда не считались с людьми, любой ценой требовали выполнения плана. Плачущий фронтовик Илья Нетесов, который не может помочь больной дочери, - укор тому времени. Михаил Пряслин не раз задает вопросы: "Что делать? Как жить дальше? Куда податься? Неужели и дальше так будет? Неужели нельзя иначе?".

Третий роман - "Пути-перепутья" (1973) - не разрешает трудных вопросов, а умножает и заостряет их. Это, пожалуй, самый социально острый и публицистически страстный роман Абрамова. Почему царит нищета и бесхозяйственность? Почему крестьянин, кормящий страну, сам остается без хлеба и молока? Кто подлинный хозяин в стране? Народ и власть. Экономика, политика, человек. Совесть, долг, самосознание и фанатизм, демагогия, приспособленчество, цинизм, трагедия народа, страны, личности - вот круг жгучих проблем, поставленных в романе, над решением которых мы бьемся ещё и сегодня.

События в романе разворачиваются в начале 50-х годов, время дальнейшего разъединения и даже ожесточения людей, все ещё полуголодных и охваченных страхом. Пытался найти выход Лукашин, выдал строителям коровника по 15 кг ржи, да и был арестован.


"Дом" - лучшая книга Абрамова, взывающая и сегодня к нашей совести, уму, к соразмышлению о жизни страны и каждого из нас, к поискам путей праведной, достойной жизни.

События в романе происходят в 1972 году, через двадцать лет после ареста Лукашина. Отстроилось, обновилось Пекашино, техника пришла на поля, лучше, зажиточнее стали жить люди, и Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Даже в семье Пряслиных распалось былое братство: Михаил отрекся от Лизы, Татьяна живет в столице и редко вспоминает родных, Федор кочует по трудовым колониям и тюрьмам, Петр не покидает больного Григория, но связан с ним не сердцем, а оковами долга. И только Лиза верна прежним устоям, она остается хранительницей пряслинской совести, родного очага. Но и она не в силах уберечь от гибели завещанный ей ставровский дом.

Судьбы Ставровского дома, Михаила и Лизы - центральные в книге. А рядом - десятки других домов и судеб. В домах по-разному живут, дома строят и разрушают, о них спорят. Разнолики дома, разноголосы люди. Дела и поступки персонажей выверяются именно домом - большим и малым, духовным и материальным, который мы создаем на земле и в душах наших.

Народ и Россия - на распутье и в выборе жилья, и в уровне достатка, и в выборе жизненных ценностей, духовных ориентиров - идей и идеалов. Ни в одном другом романе Абрамова не было такого философского накала, столько рвущихся к истине героев, которые спорят о домах, о душах, о смысле жизни. Не фабульно-событийный сюжет организует повествование, а боль и думы автора о России, народе, человеке.

Федор Абрамов всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: "И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое". Так и в русском характере он видел великие достоинства и недостатки, часто причудливо переплетающиеся, - например, великое долготерпение и рабская покорность, нравственный максимализм, порыв к горним вершинам духа и пренебрежение будничным, кропотливым трудом.

Похоронен писатель на родине, в селе Веркола на правом берегу реки Пинега; на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни. В Верколе открыт музей Абрамова.

Обладателями специальных премий стали архангельский литературовед, доктор филологических наук, профессор Северного (Арктического) федерального университета Елена Галимова - за вклад в изучение и пропаганду творчества Абрамова, а также руководитель регионального отделения Союза писателей России Владислав Попов - за вклад в развитие северной литературы.

2020 год по распоряжению Губернатора Архангельской области объявлен годом Фёдора Абрамова.

Читайте также: