Золотой век чиновничества кратко

Обновлено: 03.07.2024


Реферат по истории
на тему:
Чиновничество
в России. XIX век.

Написал: Газукин Андрей

Санкт-Петербург 1998 г.


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Обоснование выбора темы. 3
Историография 4
Первые штрихи к теме 6
Чиновничество 7
Выводы и обобщения по теме 19
Используемая литература 20

ВВЕДЕНИЕ
Обоснование выбора темы.

Написанная мной работа в прошлом году была лишь поверхностным отражением проблемы чиновничества в России, поэтому мне необходимо было развить ее. Я постарался углубить свою работу, более подробно разбирая все стороны жизни и работы чиновников. Тем более тема чиновничества в России была всегда актуальной и многие ученые и историки занимались этой проблемой. Мне тоже хотелось бы внести свой вклад в развитие этой темы. Далее я не собираюсь оставить свою работу и остановиться на достигнутых результатах, в моих планах продолжение работы над этим вопросом. Непосредственное участие моего отца в государственной службе тоже оказало влияние на мой выбор.
Итак, благодаря вышеперечисленным причинам Вы можете читать мою, надеюсь, улучшенную работу.

Сословия 1847г. 1856г.
Потомственные дворяне 59,4 68,2
Дети чиновников, обер-офицеров, духовенства 16,2 14,8
Разночинцы 15,6 11,7
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена 9,5 5,2

Должность по I раз. По II раз.
Советник IV класса (т.е. коллежский советник) 600 750
Губернский прокурор 600 750
Асессор VIII класса (т.е. коллежский асессор) 300 450
Секретари в губернском правлении и в губернских палатах 250 450

По уездным учреждениям


Выводы и обобщения по теме

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Изд. 2-е. М., 1968

Ерошкин Н.П. Чиновничество. - Советская историческая энциклопедия. Т.1, М., 1976

Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов. М., 1964

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. М., 1970

Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в России в конце XIX века. Л., 1973

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII-XIX веках. Формирование бюрократии. М., 1974

Шепелев Л.Е. Отмененные историей (Чины, звания, титулы Российской империи). Л., 1977

Общими делами губернии руководило губернское правление. Финансами занималось Казенная палата. Судебными инстанциями становились Палаты уголовного и гражданского суда, Верховный земский суд и Совестный суд, в уездах — Нижний земский суд. Судебная система была сословной. Уездом управлял капитан-исправник. Город управлялся городничим, назначенным правительством, и делился на части во главе с частным приставом и кварталы во главе с надзирателем. Центр тяжести в управлении перемещался на места. Коллегии, таким образом перестали функционировать, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской.

Во времена Екатерины II происходит рост дворянского землевладения за счет раздачи земли из государственных фондов. В частные руки было роздано более 800 тыс. крестьян. В 1775 г. было упразднено казачье самоуправление на Дону и ликвидирована Запорожская Сечь. Были уничтожены последние оплоты демократии на окраинах страны.

Абсолютное дворянское государство достигает своего расцвета при Екатерине II.

Золотой век Екатерины II (1762–1796)

Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерина Великая. Ее царствование стало новой эпохой в истории России.

Начало правления для Екатерины II было трудным, прежде всего в нравственном отношении. Как ни был непопулярен Петр III в России, но он был законный (Божьей милостью) государь, к тому же внук Петра Великого, пусть и недостаточный.

Екатерина же была чистокровной немкой, которая в глазах общества узурпировала древний престол московских царей. Неясна была и роль Екатерины II в убийстве мужа.

Прежде всего Екатерина II поспешила с коронацией, которая должна была узаконить ее восшествие на престол. Торжественная церемония состоялась 22 сентября 1762 г. в Успенском соборе Московского Кремля.

Екатерина щедро наградила всех, кто способствовал ее победе. Главные участники переворота (40 человек) получили чины, земельные владения с крепостными крестьянами и крупные денежные суммы.

Желая расположить к себе влиятельное в России православное духовенство, Екатерина II отменила указ Петра III об изъятии у монастырей земельной собственности и крестьян.

Правда, укрепив свое положение, императрица уже в 1764 г. все-таки отобрала у монастырей в пользу государства 990 тыс. крестьян. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн душ мужского пола) стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии.

Число монастырей в России сократилось с 881 до 385.

Действуя осторожно, избегая опасных конфликтов, Екатерина II с самого начала твердо дала понять, что не намерена поступаться самодержавной властью. Она отвергла идею графа Н.И. Панина об учреждении Постоянного императорского совета в составе четырех государственных секретарей, которые должны были решать все важнейшие государственные дела. За Екатериной в этом случае оставалось бы лишь право утверждения принимаемых решений.

В проекте Панина нашли отражение олигархические надежды аристократии на ограничение самодержавной власти, что вовсе не устраивало Екатерину II.

Одновременно Панин предложил разделить правительствующий Сенат на шесть департаментов, что приводило к ослаблению роли этого высшего учреждения в пользу Постоянного императорского совета.

Екатерина II умело воспользовалась этим предложением Панина. В декабре 1763 г. императрица осуществила реформу Сената, разделив его на шесть департаментов, два из которых должны были находиться в Москве, а четыре в Петербурге.

Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметно увеличилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные и дворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. Период правления Екатерины II в исторической науке получил название золотого века российского дворянства.

Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли.

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В соединении со знаниями российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы.

Как представляла себе Екатерина задачи просвещенного монарха, каковым себя искренне считала, видно из ее черновой записки: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

Эта политика была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии.

Временем просвещенного абсолютизма называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г.

Итак, просвещенный абсолютизм характерен такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада.

Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки.

Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения.

Все же работа Комиссии не пропала даром.

Содержание местных наказов и суждения депутатов дали правительству богатый материал для ознакомления с нуждами и пожеланиями разных групп населения, и эти материалы оно могло использовать в будущем в своей реформаторской деятельности.

Вряд ли правы те историки, которые видят в созыве Уложенной комиссии демагогический фарс, разыгранный Екатериной II. Нельзя назвать Уложенную комиссию и началом русского парламентаризма.

В конкретных условиях России второй половины XVIII в. Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии (А.С. Орлов, В.А. Георгиев, И.Г. Георгиева).

На свертывание политики просвещенного абсолютизма повлияли два события XVIII в.: крестьянская война под руководством Е. Пугачева в России и Великая французская революция в Европе. В России же последней попыткой реализации идей европейского Просвещения была деятельность Александра I (И.Г.Кислицына).

Оценивая правление Екатерины II, надо иметь в виду, что императрице пришлось действовать не по заранее продуманной и намеченной преобразовательной программе, а последовательно браться за решение тех задач, которые выдвигала жизнь.

Отсюда — впечатление некоторой хаотичности ее царствования. Даже если это и так, то не прихоти часто менявшихся фаворитов тому причиной.

Составленные различными историками перечни официальных фаворитов включают от 12 до 15 персон. Некоторые из них, прежде всего Г.А. Потемкин, стали выдающимися государственными деятелями, другие находились в ее покоях на положении любимых собачек. Несомненно, такие люди влияли на политику государства, но лишь в той мере, в какой это допускала сама императрица, никогда не поступавшаяся и частицей своей самодержавной власти.

Итоги царствования Екатерины II


Немецкая принцесса Софья Фредерика Анхальт-Цербская, ставшая в православии Екатериной Алексеевной, всячески демонстрировала желание стать русской и считала Россию второй родиной.

Она взошла на российский престол в 1762 г., не имея ни родственных связей с романовской династией, ни прав на престол.

Однако до конца дней Екатерина Великая крепко держала в своих руках бразды правления страной, не допуская и намека на возможность вольнодумства и вмешательства инакомыслящих в государственные дела. Екатерина умерла в возрасте 67 лет, правление ее длилось 34 года, но стало для истории России целой эпохой.

История царствования Екатерины — это удивительное сочетание разума и произвола, государственной мудрости и эгоизма.

В одном из первых своих манифестов государыня обещала сохранить целостность империи, следуя принципам самодержавной, но просвещенной монархии, опирающейся на естественное право народа. Екатерина демонстративно выставляла напоказ воззрения, позаимствованные у французских мыслителей.

Она переписывалась с такими корифеями европейской общественной мысли, как Вольтер, Дидро, д’Аламбер, что создало ей в Европе славу представительницы просвещенного абсолютизма. Екатерина II и сама пыталась выра­ботать систему взглядов на государство и общество применительно к России, ее прошлому и настоящему.

В мероприятиях, проводимых императрицей, прослеживаются три основных направления: активная внешняя политика, ведущая к расширению территории страны и укреплению ее международного авторитета; либерализация методов управления государством; административная реформа с привлечением дворянства к управлению местными органами власти.


Просвещенный абсолютизм.


Опора и надежда российского самодержавия — дворянство — чувствовало себя в екатерининскую эпоху на высоте положения.

Вместо прежних трех степеней областного деления (губерния, провинция, уезд) остались две — губерния и уезд. В основу 50 новых губерний, равно как и уездов, была положена определенная численность населения.

Губернии получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел.

Верховная власть назначала губернатора и его помощника или заместителя — вице-губернатора, которые подчинялись представителю верховной власти на местах — наместнику или генерал-губернатору.

Исполнительный орган — губернское правление — руководил деятельностью нижних земских судов. Последние возглавлялись блюстителями административного порядка — капитан-исправниками, избираемыми на три года из уездных дворян.

Полицейский надзор в городе осуществлял городни­чий, назначаемый правительством. Финансовые дела находились в ведении казенных палат (в губернских городах) и губернских и уездных казначейств.

Губернская реформа существенно отразилась на центральном государственном аппарате, в частности на коллегиях: их функции перешли в губернские палаты.

Провинция окончательно оказалась под властью местных дворян. Дворянин освобождался от податей и от телесных наказаний, он мог быть лишен чести, звания, имущества и жизни только судом равных. Монархия поощряла и развивавшуюся городскую буржуазию.

Отношения с Европой.

Основными направлениями внешней политики России периода правления Екатерины II были польский вопрос, русско-турецкие отношения и борьба против революционной Франции.

Российская империя внимательно следила за политической жизнью в Речи Посполитой, способствовала укреплению на польском престоле своих ставленников, не допуская усиления влияния враждебных России государств. Когда в католической Польше разгорелся конфликт по вопросу об отношении к православному населению, борьба приняла вооруженный характер и вылилась во введение в Польшу иностранных войск.

В результате в 177В, 1793 и 1795 гг. состоялись три раздела Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. Польское государство было уничтожено, к России отошли Литва и Курляндия. Екатерина II была горячей поклонницей французских просветителей, но постепенно разочаровалась в их идеях. Французскую революцию XVIII в. императрица, как и большинство российского дворянства, восприняла враждебно. Французский посол Сегюр вынужден был покинуть Россию. Была сформирована антифранцузская коалиция в составе России, Пруссии, Англии и Австрии.

Лишь смерть помешала Екатерине осуществить вооруженное вмешательство в дела Франции.


История внешней политики императрицы Екатерины II немыслима без ее знаменитых военачальников — Г. А. Потемкина, А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова, П. А. Румянцева. Их имена получили особую известность в связи с борьбой за выход к Черному морю.

Русско-турецкие войны.

Утверждение Российского государства на Черноморском побережье предоставило бы возможность активно включиться в торговлю со странами Востока.


Однако эти устремления России не устраивали Францию, Англию и Турцию.

Поводом к первой Русско-турецкой войне послужило отклонение Россией турецкого ультиматума о выводе русских войск из Польши. После этого Турция объявила войну, но ее войска сразу начали терпеть поражения. Русская армия овладела крепостью Хотин, одержала победы в сражениях на реках Прут, Ларга, Кагул.

Крупной победой российского флота было сражение в Чесменской бухте, уничтожившее основные силы турецкого флота и позволившее русским блокировать пролив Дарданеллы. Война завершилась подписанием мирного договора летом 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджи на Дунае.


В1787 г. турецкое правительство вновь предъявило России ультиматум, требуя возвращения Крыма, признания Грузии вассальным владением турецкого султана и согласия на осмотр русских торговых судов, проходящих через проливы.

Ультиматум был отвергнут, Турция снова объявила войну России. Под руководством А. В. Суворова русскими были одержаны победы в сражениях под Фокшанами, на реке Рымник, штурмом взята крепость Измаил.

Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова нанес поражение туркам в Керченском сражении и при Калиакрии. Русские войска овладели переправами через Дунай и создали угрозу Конс­тантинополю. Турецкое правительство запросило мира, договор был подписан в Яссах в 1791 г.

Благодаря победоносным войнам с Турцией Российская империя присоединила все Северное Причерноморье. Крымское ханство, получившее в 1774 г.

официальную независимость от Турции, в 1783 г. вошло в состав России. В странах, находившихся под властью Стамбула, были открыты русские консульства. Турция гарантировала свободу исповедания христианства на своих территориях. Но главное — Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымских татар, за спиной которых стояли Турция и Англия.

Предстояло освоение плодородных черноземных степей.


Российское просвещение.


Большое внимание уделялось открытию школ для людей из всех сословий.

В уездных и губернских городах открывались народные училища. Специальные военные училища (морское, артиллерийское), основанные еще при Петре I, приобрели дворянско-сословный статус. Основанием Московского университета в 1755 г. Россия обязана М. В. Ломоносову и поддержавшему его И.


Гонениям со стороны правительства подвергся и крупный общественный деятель, писатель, издатель Н. И. Новиков. Его арестовали и приговорили к 15-летнему заключению в Шлиссельбургской крепости. Был наложен запрет на ряд западноевропейских изданий, которые, по мнению императрицы, могли плохо повлиять на умы молодежи. После революции во Франции была ограничена выдача заграничных паспортов и въезд иностранцев в Россию.

Внутренняя политика Екатерины 2

Внутренняя политика Екатерины II имела ряд важных особенностей.

С одной стороны к моменту воцарения Екатерины страна переживала экономический упадок, что требовало ослабления государственного контроля над экономикой. С другой стороны возрастание народного недовольства (восстание Емельяна Пугачева), революционный взрыв во Франции, либеральные идеи русских просветителей Новикова и Радищева, требовали постепенности и осторожности в проведении реформ. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой.

С одной стороны, мероприятия в духе просвещённого абсолютизма, а с другой — усиление репрессивных мер.

Она отвергала идею естественного права и общественного договора, считала, что в России может быть только власть неограниченного монарха, но не простого, как это было прежде, а просвещенного, философа на троне.

Просвещенный абсолютизм — это особая разновидность абсолютизма, предполагавшая смягчение монаршего произвола за счет введения прогрессивных политических институтов (элементы разделения властей, повышение значения независимого суда и законов), поддержки распространения образования, общественного мнения и самоуправления.

Он был навеян идеями вольнодумных французских философов, но на практике часто сводился к декларативности.

Реформы Екатерины II

Реформа государственного управления и законодательства. Проведена реформа центральных учреждений. В 1763 году Сенат разделен на 6 департаментов, лишен законодательной функции, превращен в судебно-апелляционное учреждение. В 1763-1764 годах была проведена секуляризация церковных земель, т.е. земли переведены в ведение государственной казны.

В 1764 году было ликвидировано гетманство на Украине. В 1775 году упразднено запорожское войско. Казачество лишено автономии с целью централизации страны и унификации системы управления.

В 1767 году была созвана Уложенная комиссия из выборных депутатов от разных мест и сословий (кроме крепостных, интересы которых якобы представляли помещики). Екатерина дала комиссии право выработать проект нового законодательного кодекса взамен устаревшего соборного уложения 1649 года. Многие депутаты недвусмысленно доказали неготовность российского общества к восприятию просветительских идей. Создать законы, устраняющие социальные противоречия, не удалось. Вскоре комиссия в 1768 году под предлого Сословная политика.

Реформа местного самоуправления. Ко второй половине 18 века в России утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. Жалованная грамота дворянству 1785 года закрепила сословные права и привилегии дворян: освобождение от обязательной службы, от телесных наказаний, исключительное право владения землей и крестьянами, право передавать их по наследству, продавать и покупать деревни, подсудность только дворянскому суду, монополия на винокурение.

Жалованная грамота городам 1785 года благоприятно сказалась на купечестве, освободив его верхушку от подушной подати и рекрутской повинности. Городское сословие получало ограниченные права самоуправления (делилось на 6 разрядов, избирался городской глава и члены городской думы).

Создавались суды строго по сословному принципу. Административные, финансовые и судебные функции были строго разделены. Дворянство получило право создавать губернские и уездные дворянства.

Условия службы
Помещения и служебный быт

При Петре I это здание в Кремле занимали конторы коллегий — центральных учреждений, пришедших на смену приказов. В Петербурге служащие коллегий находились в худших условиях, чем в Москве, так как строительство специального здания Двенадцати коллегий закончилось в 1740-е годы.

В провинции строительство административных зданий, способных одним своим видом поднять авторитет власти, началось только в последней четверти XVIII века. До этого местные учреждения ютились в тесных и малоприспособленных помещениях, занимая нередко одну-две комнаты, где находились и чиновники, и секретарь с приказными, и просители. К концу правления императора Александра I все губернские и уездные учреждения переехали в новые здания, многие из которых возводились по проектам известных архитекторов и выглядели, как дворцы. Достаточно вспомнить здание московских присутственных мест (Сенат) М. Ф. Казакова или административные комплексы в уездных городах Пензенской губернии, построенные в 1809–1817 годах по типовому проекту А. Д. Захарова.


Продолжительность рабочего дня

В XIX веке рабочий день стал короче. В 1820-е годы в губернских учреждениях он продолжался с девяти часов утра до шести, иногда до семи часов вечера, а два раза в неделю, когда не было почты, заканчивался в час дня. В 1840-х годах чиновники собирались на службу в девять-десять часов утра и сидели до трех-четырех часов дня; многие приходили и вечером на два-три часа, а переписчики еще брали работу на дом. Режим работы министерских служащих был более свободным: они являлись на службу в десять утра и занимались часов до четырех, а раз в неделю (в дни докладов министру) уходили позднее.

Наказания служащих


Итак, в XVIII — первой половине XIX века условия службы чиновников трудно назвать комфортными. Неустроенность служебного быта сказывалась на характере управления, наносила урон авторитету власти. Еще в большей степени качество управления зависело от материальной обеспеченности чиновников.

Материальное обеспечение гражданских служащих

При Петре I жалованье было назначено всем категориям служащих, включая подьячих, его величина фиксировалась законом и уже не зависела от воли начальника. По сравнению с концом XVII века оклады заметно выросли. В губернских учреждениях секретарь (бывший дьяк) получал 120 рублей, а канцелярские служители (бывшие подьячие) от 15 до 60 рублей в год; в столице оклады были в два раза выше. Величина коллежских окладов зависела не только от должности, но и от подданства служащего. Иностранцы, приглашенные на службу Петром I, получали за свою работу в два-три раза больше, чем русские чиновники.

В 1727 году преемники Петра I вообще отменили выплату казенного жалованья мелким чиновникам и приказным, разрешив им кормиться за счет акциденций, т. е. сборов с просителей (фактически взяток). Только в 1763 году их труд вновь стал оплачиваемым. По утвержденным Екатериной II штатам минимальные оклады, получаемые копиистами (переписчиками бумаг), в уездных учреждениях составляли 30 рублей, в губернских — 60, а в центральных и высших учреждениях — от 100 до 150 рублей в год. При низких ценах на продукты питания, и прежде всего на хлеб (десять-пятнадцать копеек за пуд), такое жалованье не было нищенским.

С начала XIX века в связи с падением курса бумажных денег, которыми выплачивали жалованье и пенсии, материальное положение чиновников стало ухудшаться. В 1768–1786 годы ассигнационный рубль практически равнялся серебряному, в 1795–1807 годы он колебался в пределах 65–80 копеек, а в 1811 году не достигал и 26 копеек серебром. В результате чиновники получали только четвертую часть суммы, предусмотренной штатами 1763 года. Годового жалованья в 120 рублей едва хватало на одежду и обувь; мундир для большинства гражданских служащих был роскошью. Чтобы выжить, многие из них были вынуждены служить лакеями, кучерами, сторожами, швейцарами, получая за эту работу больше, чем на государственной службе. Жалованье швейцара составляло 203 рубля, кучера — 401, лейб-лакея — 463 рубля, тогда как оклад канцелярского служителя министерства не превышал 200 рублей в год. К середине XIX века оклады чиновников заметно выросли, но повышение их было относительным. Так, если в 1806 году оклад в 600 рублей ассигнациями равнялся 438 серебряным рублям, то в 1829 году, повышенный до 1 200 рублей, он соответствовал только 320 рублям серебром, а в 1847 году — 343 серебряным рублям.

Однако необеспеченность казенным жалованьем была не единственной причиной нарушения присяги. Служебным положением нередко пользовались и те, кто имел поместья, был обеспечен казенным жалованьем и находился на самом верху чиновничьей лестницы.


Радикальный характер реформ

Безнаказанность

Итак, условия службы российского чиновника обрекали его на нарушение присяги и создавали благоприятную почву для широкого распространения взяточничества и казнокрадства. В немалой степени этому способствовали и исторические традиции, и дальнейшая бюрократизация управления, и неравномерный, скачкообразный характер развития российской государственности.


[1] Полное собрание законов Российской империи. Издание 1-е (далее ПСЗ-1). Т. 1. № 406. 10 апреля 1667 г.; Оглоблин Н. Н. Происхождение провинциальных подьячих XVII в. // Журнал Министерства народного просвещения. 1894. № 9. С. 139.

[2] Бакланова Н. А. Обстановка Московских приказов в XVII в. // Труды Государственного исторического музея. Вып. 3. Разряд общий исторический. М., 1926. С. 53–100.

[4] Сборник Императорского русского исторического общества (далее: Сб. РИО). Т. 78. СПб., 1892. С. 331–332.

[5] ПСЗ-1. Т. 1. № 237. 20 октября 1658 г.; № 839. 26 октября 1680 г.; Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. Пб., 1919. С. 404, 406.

[6] Воспоминания тайного советника П. В. Хавского о начале службы // Река времен. Кн. 1. М., 1995. С. 175.

[7] Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформа Петра Великого. СПб., 1905. С. 445.

[8] Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Середина пути: 1860–1870-е: Биография. М., 1984. С. 205–206.

[9] Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987. С. 120–141; Рогожин Н. М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. М., 2003. С. 145–150.

[10] Мейерберг Г. Путешествие в Московию // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1874. Т. 1. Разд. 4. С. 174–175.

[11] Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001. С. 487.

[13] Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1937. С. 221.

[14] Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 569 (Ф. Л. Переверзев). Д. 405. Л. 27.

[15] OПИ ГИМ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 2653. Л. 15.

[16] Соловьев С. М. Сочинения. Кн. VII. М., 1991. С. 89.

[17] Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. С. 142–145.

[18] ОР РНБ. Ф. IV (М. П. Веселовский). Д. 861. Л. 86 об.

[19] Корельский А. Горнозаводская служба и общественная жизнь на Урале // Русская старина. 1905. № 11. С. 319, 322.

[20] Дмитриев М. А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 377.

[22] Лучинский Ф. Я. Провинциальные нравы за последние полвека (воспоминания) // Русская старина. 1897. № 9. С. 647.

[23] Соловьев С. М. Сочинения. Кн. VIII. М., 1991. С. 575.

[24] ОПИ ГИМ. Ф. 7. Д. 495. Л. 29 об., 48.

Следующий материал

Много ли чиновников было в России?

Спасибо за подписку! Проверьте почту

Благодаря прессе и телевидению о современных чиновниках мы знаем почти всё. А что можно сказать об их коллегах, живших сто лет назад? Сколько чиновников было при последнем царе, много ли они зарабатывали, когда выходили на пенсию. Давайте разбираться…

Чины и численность

В начале XX века российские чиновники подчинялись довольно сложной иерархии: существовало около полутора десятков классов и соответствующих им должностей. При этом писари, курьеры и прочие низшие служащие классов не имели.

Согласно табелю о рангах каждая группа чинов имела и свое обращение: благородие, высокоблагородие, высокородие, превосходительство, высокопревосходительство. Причем это титулирование распространялось и на семью чиновника — его жену и дочерей.

Стать чиновником мог не каждый. Предпочтение отдавали молодым дворянам, дети же других сословий могли поступить на государственную службу, только получив высшее образование. Кроме того, существовали ограничения по вероисповеданию: на службу очень неохотно брали иудеев и католиков. Что касается иностранцев, то их брали только в два министерства — образования и горного дела.

Для служащих было предусмотрено повышение. Во-первых, каждый следующий чин присваивался через 3-4 года. Кроме того, на повышение мог претендовать чиновник, получивший орден. Служебный рост был обязателен, причём независимо от наличия вакансий. Из-за этого часто получалось так, что людей было больше, чем рабочих мест.

Несмотря на то, что многие незначительные административные функции возлагались на крестьянских старост, чиновников было довольно много, причем число их постоянно росло. К примеру, в 1800 году соотношение чиновников и остальных граждан было 1/2250, а через сто лет, в 1902 году, уже 1/335 — чиновничий аппарат был раздут почти в семь раз. Общая численность государственных служащих в начале XX составляла около полумиллиона человек.

Жалование и пенсия

Государственные служащие в царской России вознаграждались по-разному, причём пропасть между низшим и высшим жалованиями была просто огромной.

Низшие служащие получали минимальное вознаграждение, которого хватало только на самое скромное жильё и стол. Например, копиист или канцелярист получали около 4-х рублей в месяц (45-50 в год). После оплаты жилья и продуктов, денег не оставалось даже на одежду, поэтому многие чиновники ходили на службу по очереди в одном и том же сюртуке.

Чтобы сводить концы с концами, канцеляристы подрабатывали написанием прошений, составлением документов и прочими мелкими услугами населению.

С ростом чина возрастало и жалование, а кроме того появлялись различные доплаты — на квартиру, на пропитание, на мундир. Особенно существенными были последние, так как мундиров требовалось несколько. И, кстати говоря, в связи с этим в те времена неплохо себя чувствовали портные, которых в столице было очень много. Появлялись и другие льготы — обучение детей за счёт государства, казённая квартира.

И всё же на роскошную жизнь денег не хватало, поэтому повсеместно процветало мздоимство, а если появлялась возможность запустить руку в казну — не брезговали и этим.


Данная статья раскрывает понятие чиновничества в XIX — начале XX в. как особую часть социальной структуры.

Ключевые слова: чиновничество, бюрократия, государственный аппарат, чин, чиновник.

Чиновничество как особая часть социальной структуры общества в XIX — начале XX в. имело важное значение в государственной и повседневной жизни. Изучение этой категории населения необходимо, чтобы понять стабильность и динамику общества в целом, через изучение стремлений определенной социальной группы в соответствии с идеалами и ценностями, преобладающими в обществе, внутригрупповых идей и ценностей. На каждом отдельном этапе исторического развития меняется положение представителей данной группы в большей или меньшей степени привилегированных, которые пытаются сохранить свой социокультурный облик, либо улучшить его путем обособления от остального общества и создания ореола исключительности, а также путем монополизации какого-либо вида возможностей, властных, экономических, культурных.

Деятельность чиновников определяется законом, а возникновение законов нельзя отнести ни к сфере деятельности чиновников, ни к их компетенции. Чиновник отождествляет позитивный порядок, предписанный конкретным законом, с порядком как таковым и не понимает, что любой рационализированный порядок есть не что иное, как особый вид порядка, компромисс между силами, борющимися в данном социальном пространстве. [7, c.102]

Читайте также: