Нарастание противоречий между центром и регионами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Угроза этого развала, который Россия пережила в середине 90-х гг. — это свидетельство не только общих трудностей преобразования общественного строя страны, но и отсутствия региональной политики в отношении районов с совершенно различными возможностями для таких преобразований.

Эти противоречия в середине 90-х гг. обострились настолько, что часть республик высказывалась за выход из состава России, Урал и Дальний Восток заявляли о формировании своих республик, Чечня (на волне национализма) официально заявила о независимости. Таким образом, возникла угроза нового распада страны.

Такая реакция регионов на реформы отразила географическое многообразие российской территории. Эта реакция была неожиданной для центральных органов власти, но она показала необходимость считаться со спецификой районов, вырабатывать региональную политику при решении социально-экономических проблем. Поэтому правительство было вынуждено отойти от политически верного, отраженного в Конституции демократического принципа равенства всех субъектов Федерации в своих правах и обязанностях. В частности, была усилена бюджетная поддержка особенно слабых регионов. Между Федеральным центром и некоторыми, в основном — национальными регионами (например, Татарстаном, Башкирией, Якутией и др.), были подписаны соглашения об особых отношениях и др., что позволило избежать дальнейшего развала страны. Вместе с тем такие политические меры приносят временный эффект. Необходима разработка целой системы мер по экономическому развитию регионов, которая создаст надежную базу их хозяйственного возрождения и дальнейшего роста.

В стране можно выделить шесть типов регионов уровня субъектов РФ с разными показателями развития экономики и возможностями вхождения в рынок:

  • регионы столичного и приморского (портового) типа с развитой структурой хозяйства, быстрым ростом третичной сферы, быстрее всех входящие в рынок — Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Мурманск, Новороссийск, Ростов-на-Дону;
  • промышленно-ресурсные — топливно-энергетические, металлургические, лесохимические регионы, развитие которых связано с экспортом — Вологодская, Иркутская, Тюменская, Кемеровская обл., Красноярский край; Якутия, Башкортостан, Татарстан, Хакасия;
  • наиболее крупные центры с высокоразвитым машиностроением, активно реформирующие экономику — Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Самара, Пермь, Ярославль и др.;
  • регионы среднего уровня развития, с умеренным реформированием хозяйства, но имеющие базу возрождения экономики — Воронежская, Ульяновская, Волгоградская, Белгородская, Новосибирская, Омская области, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский и Приморский края;
  • депрессивные (дотационные) регионы со специализацией на военном комплексе, некрупном машиностроении, химической и легкой промышленности и сельском хозяйстве — большинство средних и небольших областей Европейского региона и востока страны с населением 1-2 млн. человек — Калужская, Ивановская, Орловская и др.
  • кризисные — отдаленные северные и восточные регионы, национальные республики и округа с резким спадом экономики на 70-80%.

Политика по отношению к каждой из групп регионов будет зависеть от принятой стратегии экономического развития, которая пока еще находится в процессе обсуждения.

Подписание Федеративного договора не разрешило проблем, а некоторые еще и породило, поскольку он сохранил неравенство прав республик и краев (областей).

Республики имели привилегии в бюджетных отношениях с Центром, при формировании правоохранительной системы, в правах на природные ресурсы и экономические мощности на своей территории.

Области и края платили налог от прибыли в размере 50%, а республики – 12–20%, и их жители были лучше социально защищены. Неравноправие вызывало отчуждение между субъектами РФ.

Края и области начали борьбу за выравнивание своих прав, тоже стали выдвигать идеи широкой самостоятельности и создания своих республик. О разработке конституций заявили Тула и Вятка.

В Свердловской области возникла идея создания Уральской республики, в Сибири – Енисейской, на Дальнем Востоке – Дальневосточной. Эти процессы назвали суверенизацией краев и областей.

Стремление к самостоятельности и центробежные настроения регионов стимулировались противостоянием двух ветвей федеральной власти. Пользуясь ее ослаблением, региональные элиты спешили установить полный контроль над ресурсами своих территорий.

Они вступали в прямые контакты с зарубежными корпорациями, нарушая российские законы, своевольничали в законотворчестве. Принятые в ряде субъектов акты противоречили принципам федеративного устройства России и провоцировали реинтеграционные процессы.

В острейшую фазу вступил северо-осетино-ингушский этнополитический конфликт, нараставший с середины 1950-х гг. После развала Чечено-Ингушской АССР и образования Ингушской республики в 1992 г. ингуши стали настойчиво требовать у Северной Осетии возвращения Пригородного района, принадлежавшего им до депортации в 1944 г.

События нарастали лавинообразно. Москва стремилась не допустить их развития и втягивания в них других горцев, особенно чеченцев. В Северной Осетии и Ингушетии было введено чрезвычайное положение.

В ноябре декабре федеральные власти, сочетая переговоры и силу (были проведены восемь войсковых операций), пытались пресечь конфликт. Но лишь придавили его.

В итоге прежняя граница сохранилась, а почти все ингушское население из Северной Осетии (более 64 тыс. чел.) бежало в Ингушетию. После конфликта Ингушетия и Северная Осетия не раз подписывали соглашения о преодолении его последствий. Но безуспешно, поскольку сохранялись породившие его причины.

1993 г. – создана Коммунистическая партия РФ.

* Электорат – избиратели, поддерживающие ту или иную партию.

Российский парламентаризм.

С 1995 г. Гос. Дума избирается на 4 года.

Верхней палатой парламента являлся Совет Федерации, в него входили по 2 представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 1990-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов, такой порядок нарушал принцип разделения властей. В 1990-х гг. завершился процесс формирования системы законодательной власти в России. Это было результатом развития российского парламентаризма.

1993 г., 1995 г., 1999 г. – выборы в Гос. Думу.

В Гос. Думе работали 450 депутатов, 225 – по территориальным округам, 225 – по партийным спискам. Дума утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя ЦБ. Объявляет амнистию. Утверждает федеральный бюджет. Главное - законотворческая деятельность.

Президентские выборы 1996 г.

На выборах участвовали 11 кандидатов – лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели.

1996 г. – выборы Президента РФ. Победу одержал во 2-м туре Б. Н. Ельцин -3 июля 1996г.

Результаты политического развития в 1990-е гг.

В 1990-е гг. были необходимы срочные шаги по укреплению гос. власти и обеспечению гос. единства РФ.

8) Нарастание противоречий между Центром и регионами.

Д/З: §46, стр. 54 – ответить на вопросы.

1. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. 3 ч. [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Строительство обновленной Федерации. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цели урока: подвести учащихся к пониманию принципов федеративного устройства по Конституции РФ 1993г; показать состояние межнациональных отношений и эволюцию национальной политики государства в 1990-е годы; выявить противоречивый характер процессов протекавших в сфере межнациональных отношений; дать оценку результатам и последствиям проводившегося в этой области в 1990-е годы политического курса. продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историческими документами.

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Перестройка вывела необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Строительство обновленной Федерации было одной из самых неотложных и очень трудных задач, стоявших перед нашей страной в начале 90-х годов.

Ельцин призывал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Ельцин призывал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Якутия, Бурятия, Тува, Чечня и другие поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении договора об особом статусе их республик.

В ноябре 1992 года Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В ноябре 1992 года Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В начале февраля 1992 года курултай татарского народа провозгласил независимость Татарии от России.

Федеративный договор. Центральная власть ускорила заключение Федеративного договора. Он был подписан 31 марта 1992 года представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни. Договор заключался в предоставлении национальным районам страны более широкие полномочия и перераспределение государственной собственности и власти; Россия становится федерацией независимых национальных государств; Родному языку предоставлялся статус государственного.

Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

№ 5. Работа с источником. № 5. Работа с источником. Из Конституции Российской Федерации Статья 5 1.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Охарактеризуйте конституционные права лежащие в основе Российской Федерации?

Нарастание противоречий между Центром и регионами. Однако новая конституция не действовала на территории Чечни и Татарстана, они же не подписали новый Федеральный договор. Многие законы в субъектах федерации не соответствовали общероссийским законам. Допустим в Татарстане невозможно было устроиться на работу без знания татарского языка. Это пугало и раздражало Центр. После давления Центра в феврале 1994 г. Татарстан был вынужден подписать Федеральный договор.

1 декабря 1994 года Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум, потребовал немедленно сдать оружие. Чеченские власти отказались выполнить требования. 1 декабря 1994 года Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум, потребовал немедленно сдать оружие. Чеченские власти отказались выполнить требования. 10 декабря федеральные силы России вошли в Чечню

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил. К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

В сентябре 1996 г. в Хасавьюрте были подписаны соглашения о замораживании чеченской проблемы на 5 лет, между Ельциным и Масхадовым, новым лидером Ичкерии.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

Результаты федеративного строительства в 90-е гг. В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Эти отношения учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства.

• подвести учащихся к пониманию принципов федеративного
устройства по Конституции РФ 1993г;
показать состояние межнациональных отношений и эволюцию
национальной политики государства в 1990-е годы;
• выявить противоречивый характер процессов протекавших в
сфере межнациональных отношений;
• дать оценку результатам и последствиям проводившегося в
этой области в 1990-е годы политического курса.
• продолжить формирование умений анализировать, обобщать,
делать выводы, работать с историческими документами.

2. Народы и регионы России накануне и после распада СССР.

• Перестройка вывела
необходимость
решительного обновления
федеративного устройства
России.
• Строительство обновленной
Федерации было одной из
самых неотложных и очень
трудных задач, стоявших
перед нашей страной в
начале 90-х годов.

Б.Н.Ельцин – первый президент
Российской Федерации.
• Ельцин призывал
региональных
руководителей брать как
можно больше
самостоятельности и
заключить
Федеративный договор с
Центром.
• Якутия, Бурятия, Тува,
Чечня и другие
поставили вопрос о
выходе из состава
РСФСР или о
заключении договора об
особом статусе их
республик.

• В ноябре 1992 года
Общенациональный
конгресс чеченского
народа заявил о
разделении ЧеченоИнгушетии на Чечню и
Ингушетию и о выходе
Чечни из состава России.
• В начале февраля 1992
года курултай татарского
народа провозгласил
независимость Татарии от
России.

5. Федеративный договор.


Центральная власть ускорила
заключение Федеративного
договора.
Он был подписан 31 марта 1992
года представителями всех
республик, краев и областей в
составе РСФСР, кроме
Татарстана и Чечни.
• Договор заключался в
предоставлении национальным
районам страны более широкие
полномочия и
перераспределение
государственной собственности
и власти;
• Россия становится федерацией
независимых национальных
государств;
По конституции русский язык был
• Родному языку предоставлялся
объявлен государственным языком для
статус государственного.
всех народов России

6. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России.


Конституция 1993 г.
провозгласила Россию
федеративным государством.
Она закрепила основные
принципы федеративного
устройства страны:
государственную целостность
России, единство системы
государственной власти,
разграничение полномочий
между федеральными органами
власти и органами субъектов
Федерации, равноправие и
право на самоопределение
проживающих в ней народов.

• № 5. Работа с источником.
Из Конституции Российской Федерации
• Статья 5
1.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной области, автономных
округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее
государственной целостности, единстве системы государственной
власти, разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации,
равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской Федерации между собой
равноправны.
• Охарактеризуйте конституционные права лежащие в основе
Российской Федерации?

8. Нарастание противоречий между Центром и регионами.


Однако новая конституция не
действовала на территории
Чечни и Татарстана, они же не
подписали новый Федеральный
договор. Многие законы в
субъектах федерации не
соответствовали
общероссийским законам.
Допустим в Татарстане
невозможно было устроиться на
работу без знания татарского
языка. Это пугало и раздражало
Центр. После давления Центра
в феврале 1994 г. Татарстан
был вынужден подписать
Федеральный договор.
Выступление президента
Татарстана М.Шаймиева

10. Военно-политический кризис в Чечне.

• 1 декабря 1994 года
Ельцин предъявил
Дудаеву ультиматум,
потребовал
немедленно сдать
оружие. Чеченские
власти отказались
выполнить
требования.
• 10 декабря
федеральные силы
России вошли в Чечню

• К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных
районах республики. Боевики ответили террором: захватили
почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска
(Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены
выполнить условия террористов и начать переговоры. События
показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не
для достижения мира, а для перегруппировки сил.

14. В сентябре 1996 г. в Хасавьюрте были подписаны соглашения о замораживании чеченской проблемы на 5 лет, между Ельциным и

15. Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

16. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

• В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую
Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить
новые принципы федеративного устройства страны.
Отношения Центра и регионов приобрели более
равноправный характер. Эти отношения учитывали
тенденции современного развития
многонациональных государств. Это был главный
итог федеративного строительства.

Читайте также: