Диоген лаэртский эпикур кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЭПИКУР

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Содержание эпикурейской этики было воспринято и развито гуманистами Возрождения, Спинозой, французскими просветителями, английскими утилитаристами, Фейербахом.

1. Epicuro, Opere, a cura di G.Arrighetti. Torino, 1960, 2 ed. 1973;

3. Epicuro, Opere, a cura di M.Isnardi Parente. Torino, 1974, 2 ed. 1983;

4. Epicuri et Epicureorum scripta in Herculanensibus papyris servata, ed. A.Vogliano. В., 1928;

5. Epicurus. The extant remains with critical apparatus, transl. and noted by С.Bailey. Oxf., 1926;

6. Фрагменты Эпикура, сост. Φ.Α.Петровский. – В кн.: Лукреций. О природе вещей, т. 2. М.–Л., 1947;

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М.Л.Гаспарова. М., 1986, с. 369–411 (кн. 10).

1. Usener H. Glossarium Epicureum. Roma, 1977.

1. Боричевский И.А. Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях. Научные письма Эпикура. М.–Л., 1925;

2. Шакир-Заде А.Р. Эпикур. М., 1963;

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979;

4. Васильева Т.В. Критерии эпикуровской каноники в интерпретации Лукреция и Цицерона. – В сб.: Из истории философского наследия древнего Средиземноморья, ч. 1. М., 1989, с. 40–62;

5. Шахнович М.М. Учение Эпикура об атрибутах богов. – В сб.: Философия религии и религиозная философия. СПб., 1995;

6. Bailey С. The Greek Atomists and Epicurus. Oxf., 1928;

7. Bignone E. L'Aristotle perduto e la formazione filosofica di Epicuro. Firenze, 1936;

8. Festugière A.-J. Epicure et ses Dieux. P., 1946;

9. De Witt N. Epicurus and his Philosophy. Minneapolis, 1954;

10. Merlan F. Studies in Epicurus and Aristotle. Wiesbaden, 1960;

11. Furley D. Two studies in Greek Atomists. Princeton, 1967;

12. Lemke D. Die Theologie Epikurs. Münch., 1973;

13. Konstan D. Some Aspects of Epicurean Psychology. Leiden, 1973;

14. Frisher D. The Sculpted Word. Epicureanism and Philosophical Recruitment in Ancient Greece. N. Yю, 1982;

15. ΣΥΖΗΤΗΣIΣ. Studi sull'epicureismo greco e romano offerti a M.Gigante, v. 1–2. Napoli, 1983;

16. Asmis E. Epicurus' Scientific Method. Ithaca–L., 1984;

17. Mitsis P. Epicurus' Ethical Theory: The Pleasures of Invulnerability. Ithaca–L., 1988.

Эпикур Самосский являлся одним из немногих философов, учивших людей быть счастливыми. Его работы провозглашали культ чувств, а не разума. Душевное спокойствие и земные удовольствия он считал добром, а физическую боль и нравственные терзания безусловным злом. Несмотря на то что мыслитель создал более 300 произведений, до наших времён не дошло ни одно. Впервые основы философии Эпикура кратко описал историк Диоген Лаэртский.

Эпикур Самосский

Биография мудреца

Философ родился в 341 году до н. э. на греческом острове Самос. Эпикур происходил из небогатой семьи афинских переселенцев. С 14 лет он увлёкся изучением философии. Его первый наставник преподавал академические теории Платона. К 18 годам Эпикур переезжает в Афины, где проходит двухгодичную военную службу.

Уже в зрелом возрасте мужчина переезжает в Азию, на территорию современной Турции. Именно там он изучает труды другого древнегреческого философа, Демокрита. Идеи атомизма оказали серьёзное влияние на мировоззрение Эпикура. Как и Демокрит, молодой мужчина считал, что вся вселенная состоит из мельчайших частиц, движущихся в хаотическом порядке. А вот академические теории происхождения мира становятся для Эпикура чуждыми. В своих трудах он часто вступает в полемику с продолжателями идей Платона.

Философский сад Эпикура

Философия Эпикура делится на 3 блока:

  1. Каноника — теория познания.
  2. Физика — учение о природе.
  3. Этика — руководство для жизни.

Про мудреца ходили разные слухи. Одни считали его грешником и негодяем, ворующим чужие идеи. Другие, напротив, отзывались о нём как о добром и мудром человеке.

Историк Диоген Лаэртский писал, что Эпикур довольствовался водой, хлебом и даже сыр считал излишней роскошью.

Основные работы философа

Работы Эпикура повлияли на развитие философских учений. Благодаря этому мыслителю началось формирование нового материалистического направления. Последователи древнегреческого мудреца стали называть себя эпикурейцами, а созданное ими движение именовалось эпикуреизм.

Теория познания

Предвосхищение по Эпикуру

Согласно учениям Эпикура, ощущения являются главным критерием истины. Всё что находится вокруг человека, можно изучить только при помощи органов чувств. В эпикурействе разум является последствием чувственного восприятия. Поэтому теория познания Эпикура противопоставлена учениям Платона и Аристотеля.

Кроме этого, мыслитель выделяет два вторичных критерия истины: предвосхищение и сравнение. Предвосхищение — общие представления о явлении или предмете, возникающие на основе чувственных восприятий. Второй термин означает соотношение этих представлений с этическими принципами. Смерть, по мнению философа, наступает именно в момент, когда человек перестаёт что-либо чувствовать.

Учения о природе

Как и Демокрит, Эпикур Самосский считал, что вся вселенная состоит из структур разного размера и формы. Но, в отличие от своего предшественника, философ полагал, что их движение является хаотичным, а не прямолинейным. За счёт этого частицы никогда не сталкиваются друг с другом.

Душа, по мнению мудреца, тоже состоит из мелких атомов, рассеянных по физическому телу человека. Теорию бессмертия души эпикуристы категорически отвергали, так как считали, что эти частицы гибнут одновременно с телом.

В докладах мыслителя содержатся учения о религии. Он не отрицал существования богов, но полагал, что они не способны управлять судьбами людей. Они живут в другом измерении и пребывают в атмосфере бесконечного счастья. Из суждений становится понятно, что боги воспринимаются Эпикуром только как образец для подражания.

Руководство для жизни

Цель жизни, согласно эпикурейским учениям, заключается в стремлении к счастью. Человек должен радоваться каждому дню и получать удовольствие от жизни. Счастье философ определял, как отсутствие страданий, а не легкомысленное существование. Для достижения цели человеку достаточно избавиться от трёх главных проблем:

  • страха перед богами;
  • несбыточных желаний;
  • страха перед смертью и нуждой.

Эпикур призывал стремиться к упрощению жизни

Опровергая влияние богов на судьбы людей, философ пытался доказать людям, что их жизнь зависит только от их выбора. Эпикур призывал стремиться к упрощению жизни. Ведь чем проще желания, тем легче стать счастливым.

К смерти у философа тоже было особенное отношение. Своим ученикам он говорил, что она наступает в момент, когда человека уже не существует. Следовательно, бояться её бессмысленно.

Эпикур и его философия стали идеалом не только для молодых учёных, но и для простых людей. Он скончался на 72 году жизни от мочекаменной болезни, но его последователи распространяли работы учителя по всему миру. Его понятные и краткие теории повлияли на философию К. Маркса, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

От 300 произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками знания об этом философе являются также работы Диогена Лаэртского (Лаэрция) и Лукреция Кара.

Содержание

Биография

Отношения Эпикура и древних авторов

Учение Эпикура

Теория познания

Аксиология

Учение об обществе и человеке

Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе. [1] .

Что касается человеческой речи, Эпикур указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека. В частности, полагал, что в различных географических местностях люди под воздействием одних и тех же вещей издавали различные звуки (за счёт различного влияния среды на человеческие легкие). Таким образом первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки [1] .


Детство и жизненный путь

Краткая биография

Эпикур – древнегреческий философ, материалист, основатель эпикуреизма. Его учение оказало существенное воздействие на философию поздней античности и Нового времени. Некоторые сведения о биографии философа и его учении сохранились благодаря трудам Диогена Лаэртского и Лукреция Кара.

Творческая биография Эпикура была весьма интенсивной и плодотворной. Ему приписывается около 300 сочинений, но до наших времени сохранились только завещание, афоризмы и некоторое количество писем. Эпикурейскую философию делят на 3 категории – этику, канонику, т.е. учение о познании, и физику. В отличие от стоиков, которые считали разум истинной природой человека, Эпикур видел в этой роли способность чувствовать. С его точки зрения, смыслом жизни человека и конечной ее целью является достижение удовольствий.

Удовольствие философ, в свою очередь, понимал как отсутствие страха и страстей, достающихся людям от природы. Страдания могут также возникать из-за неудовлетворенных желаний. Эпикур делил желания на несколько категорий: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; и наконец, вздорные — к примеру, стремление к богатству или славе. Причиной несчастья многих людей являются попытки удовлетворить бессмысленные и непомерные желания, а подлинное наслаждение может получить тот, кто обладает способностью ограничиваться минимумом, которого легко достичь. Высшее же наслаждение, по Эпикуру, — это мудрость, невозмутимый покой души, дружба и справедливость.

Философия Эпикура

Эпикур был ярым приверженцем теории атомов. Философ был абсолютно уверен, что мир состоит из огромного количества маленьких, невидимых частиц. Эпикур считал, что всё происходящее в мире, является следствием взаимодействия атомов между собой. Атомы сталкиваются и сливаются, делятся и отталкиваются, при этом действуя хаотически, не имея абсолютно никакой закономерности. И именно их отклонения от траектории движения Эпикур и считал доказательством свободы воли человека. Эпикур не игнорировал религиозную жизнь общества, однако его взгляды существенно отличались от традиционных аспектов веры древней Греции. Философ считал, что вера в Богов необходима людям. Теологические размышления способствуют созданию более возвышенного общества и задают образец счастливой жизни — чему, в сущности, и было посвящено его учение.

По существовавшей в то время концепции веры, народ считал что Боги награждают праведников и наказывают грешников. Эпикур опровергал данное утверждение, считая что Богам вообще нет дела до людей. Философ считал, что всё происходящее с людьми не Божественная воля, а причина и следствие двух крайностей — боли и удовольствия. Боль — это плохо и в противовес ей идёт удовольствие. И не всегда боль ведет к плачевным результатам, ибо иногда через прохождение боли можно познать блаженство.
Теория о поиске блаженства через боль была неверно истолкована людьми. Эпикур не призывал причинять себе боль в надежде на высшую степень удовольствия после. Суть учения философа заключалась в том, что избавляясь от боли, человеку становится хорошо, именно это Эпикур считал блаженством. Без боли нет и блаженства, как нету тени без солнца. Поэтому избавившись от неё можно получить наивысшее душевное равновесие. Развивая эту теорию, философ утверждал, что человеку нужно избегать излишеств в любых жизненных проявлениях. Это относилось даже к любви. Философ уделял особое внимание дружбе, и считал что дружба это то, что способно привести к счастью.

Эпикур имел особое отношение к смерти. По его мнению, после смерти человек перестаёт испытывать какие либо чувства и не сможет испытать боли равно как и блаженства, поэтому бояться её не стоит.

Смерть философа наступила в 270 году до н. э., в возрасте 72 лет. Причиной смерти стала мочекаменная болезнь, с которой философ боролся много лет.

Известно, что в утерянных записях Эпикур рассуждал и поднимал вопросы о музыке, искусстве в целом и справедливости в мире.
Эпикурийское учение было одним из популярнейших философских учений древней Греции, и влияние его простёрлось на многие сотни лет. Многие ученые, политики и мыслители разных эпох вдохновлялись работами Эпикура. Это четко прослеживается в работах таких философов как Альфред Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Карл Маркс получил докторскую степень, разбирая разницу теорий Демокрита и Эпикура. Даже в Декларации независимости США прослеживается влияние античного философа.

Философское учение Эпикура. Атомизм Эпикура

Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в философии Эпикура имеет этика. Эпикур материалист, последователь атомистического учения Демокрита. В теории познания он исходит из истинности ощущений.

Этика Эпикура кратко. Учение Эпикура о счастье

Этика эпикурейцев, как и этика киренаиков, основана на принципе удовольствия, однако удовольствие Эпикур понимает иначе.

В своей философии Эпикур определяет удовольствие не позитивно, как киренаики, а негативно – как отсутствие страдания. Позитивное понимание удовольствия означало бы признание того, что человек в чем-то ощущает недостаток. Эпикур же, определяя удовольствие негативно, подчеркивает, что человеческий индивид может и должен находить удовлетворение в самом себе.

В эпикуреизме удовольствие имеет ценность не само по себе, а потому что ведет к счастью; Эпикур имел в виду не мимолетное наслаждение, временное и преходящее, а устойчивое удовольствие. Оно связано не только с настоящим моментом, но и с прошлым и будущим, с воспоминаниями и надеждами.

Борясь с искажениями своего учения, Эпикур поясняет, что счастьем он считает не наслаждения развратников и чревоугодников, а безмятежную, лишенную телесных страданий и свободную от душевного беспокойства жизнь. Состояние внутреннего душевного покоя, безмятежности называется атараксией (греч. — невозмутимость).

И достигается счастье, утверждает Эпикур, благодаря избавлению от страданий. Что же чаще всего вызывает страдания? — несбыточные желания и различные страхи.

Считая удовольствие от природы родственным человеку благом, Эпикур советует отдавать предпочтение не всякому удовольствию, а только тому, за которым не следуют более значительные неприятности; и наоборот, не избегать боли, если за ней следует большее удовольствие.

Наследие философа

Читайте также: