Взаимосвязь материи и бытия кратко

Обновлено: 15.05.2024

3. Философское учение о материи. Проблема единства мира. Концепции развития. Связи и закономерности бытия.

1. Исходным положением философии является призна­ние материальности мира, его несотворимости и неуничтожимости, вечности существования во времени и беско­нечности в пространстве , признание его непрерывного са­моразвития.

Мир состоит из двух отличных друг от друга частей: природы, которую человек не создавал и которая сущест­вует независимо от него, и культуры, которая является результатом духовной и практической деятельности че­ловека.

Мир в первом значении является предметом изучения разных (в том числе и специальных) наук, а философия имеет дело со вторым пониманием мира.

БЫТИЕ. Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Человек в повседневной жизни, практической деятельности скло­нен к поиску своего единства с природой, с другими людь­ми, с обществом. В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным , приро­дой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различ­ными целостностями окружающего мира.

Подход к миру как единству многообразного — природ­но-вещного и духовного обязательно должен был родиться в человеческой практике, а затем стать и проблемой культу­ры. Основной аспект философской проблемы бытия со­стоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего су­ществования, они, прежде всего благодаря своему сущест­вованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование все­го, что есть, было и будет в мире — предпосылка единства мира.

Проблема форм бытия важна для повседневной прак­тики и познавательной деятельности людей (хотя в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в фило­софских терминах).

Принципиально важна она и для философии. Раз основной вопрос философии — это вопрос об отношении мышления к бытию, то его глубокое разрешение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Различные виды идеализма, как правило, уделяют более пристальное внимание бытию какой-либо специфической формы. Диалектический материализм, как развитая и глубокая концепция, отличается тем, что к формам бытия он подходит диффе­ренцирование.

При определении бытия мы сначала остановились на том, что (различные) целостности мира равно существуют и что это придает всем им характер реальности, создает предпосылку единства мира.

1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою оче­редь, делится на: бытие вещей, процессов, состояний при­роды, бытие природы как целого и бытие вещей и процес­сов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бы­тие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуа­льное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Бытие — очень широкое понятие, оно обозначает су­ществование вообще: существование любого предмета, явления, вида, формы, даже пустоты — относится к бы­тию. Отрицание бытия будет небытие, ничто.

Различают два вида бытия: реальное и идеальное. Они отличаются друг от друга по способу своего существова­ния.

Реальное бытие — это все то, что существует в про­странстве и во времени. Оно вечно меняется — обновляет­ся. Реальное может существовать как объективно, так и субъективно. Реальное бытие подразумевает существова­ние независимо от человеческого познания.

Идеальное же бытие — наоборот, это то, что существует вне времени и пространства. Оно неизменно и существует в сознании человека. Идеальными являются духовные процессы, психические переживания, чувства и др.

2. МАТЕРИЯ. С латинского языка означает вещество. Отсюда и материальное — вещественное. Согласно материализму, материя — основная фило­софская категория. Он считает, что она является субстан­цией всего мира, всего реального бытия.

В XVII— XVIII веках материализм материю отождест­влял с природой. В марксистской философии ее понятие еще расширили и отождествили с понятием бытия, ко­торое понимается как объективная реальность. А объек­тивная реальность всегда принимается как материаль­ная. Любая реальность, которая существует независимо от сознания человека, то есть объективно — есть мате­рия.

Материя и объективная реальность не являются тождественными понятиями. Все то, что объек­тивно существует, не есть материя. Более того, не совсем правомерно полное отождествление физической реально­сти с материей. В современной физике различают два вида реальности — вещество и свет (электромагнитное поле). Из этих реальностей только первое называют — материей, а второе — нет. И, кстати, такое решение этого вопроса вполне соответствует традициям современной западноев­ропейской философии.

Система — это внутренне (или внешне) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Примеры системы: молекула является системой, кото­рая состоит из атомов и определенной связи между ними. Атом — тоже система, состоящая из ядра и электронных оболочек. Ядро, в свою очередь, тоже является системой, которая имеет внутреннюю структуру. Существует три группы системы:

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это сохранение явля­ется условием существования системы как целого.

Проблема субстанции — одна из основных проблем философии, которая имеет два аспекта: первый, по отно­шению к бесконечному миру, и второй, по отношению к ко­нечным вещам. Коротко о каждом.

Проблема субстанции всего мира подразумевает реше­ние вопроса о его сотворении. Как вы знаете, здесь суще­ствует две точки зрения: религиозная и нерелигиозная. Ре­лигия исходит из догмы о сотворении мира сверхъестест­венным творцом — Богом. Библия рассказывает, как Бог из ничего создал мир за шесть дней. Религиозные точки зрения опираются не на знание, а на веру.

Нерелигиозная точка зрения: мир никем не создан, он вечен, был всегда, есть и будет вечно. Он постоянно меня­ется и обновляется.

Возникает вопрос, существует ли в мире что-нибудь неизменное в процессе такого непрерывного изменения и обновления? На этот вопрос тоже существует два отве­та: позитивистский и метафизический. Позитивисты, опираясь на науку, считают, что проблема субстанции ненаучная проблема, она лишена сути и содержания, по характеру она является метафизической, научно под­твердить субстанцию невозможно, поэтому, утверждают позитивисты, не следует эту проблему исследовать во­все. Нужно ограничиваться теми знаниями, которые нам дает опыт. А опыт показывает, что вечного, неизменногй в мире нет ничего.

А метафизика признает существование субстанции. Хотя среди метафизиков существуют разные мнения по поводу того, сколько этих субстанций.

Направление, которое признает существование одной субстанции (либо материальной, либо идеальной) называ­ется монизм (милетцы, Спиноза).

Признание двух равноправных начал (субстанций), идеального и материального одновременно — называется дуализм (Декарт).

Индивидуальный предмет существует во времени, он имеет начало и конец. В промежутке этого времени, то есть начала и конца (это есть время существования данно­го предмета), предмет остается самим собой, но при этом претерпевает вечное изменение, обновление. Как это по­нимать?

Обратимся к примеру: растение, оно растет, развивает­ся, через определенное время оно погибает. Но все это вре­мя оно остается растением. Второй пример, ребенок рож­дается, малыш растет, становится подростком, взрослеет, стареет и умирает. За все это время он меняется и физиче­ски и духовно, но всегда остается человеком.

4. Пространство и время. Реальность всегда существует в пространстве и во времени. Каждый окружающий нас предмет реальности существует где-то и в каком-то отрез­ке времени.

Материя в тех или иных формах имеется всюду, а про­странство выступает как всеобщее свойство, атрибут мате­рии.

Пространство и время существуют объективно и неза­висимо от сознания человека, но вовсе не от материи, так как материи не существует без пространства и времени.

Пространство в философии определяют так: это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элемен­тов в различных материальных системах.

Время — форма бытия, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.

Пространство и время нашего мира имеет четыре изме­рения: три из них характеризуют пространство и одно — время. Чтобы задать положение тела в пространстве, до­статочно трех координат, а временная характеристика со­бытия определяется одной координатой.

О пространстве и времени можно говорить очень дол­го, но я не смогу подробно обсудить всю проблематику, связанную с ними.

Пространство и время имеют определенные свойства. Их можно сгруппировать следующим образом: общие свойства (характеристики), частные или особенные свойства.

Частными называют такие свойства пространства и времени, которые их отличают друг от друга. Частные характеристики пространства: трехмерность, протяженность, неразрывная связь со временем. Частные характеристики времени: одномерность, необратимость, асимметричность, единство прерывности и непрерывности.

Структурность материи, существование в ней опреде­ленного типа материальных систем предполагает внутрен­нее и внешнее взаимодействие объектов. Оно приводит к изменению свойств объектов, их состояний и отношений. Все эти изменения представляют неотъемлемую характе­ристику бытия материального мира.

Познавая окружающий мир, мы видим, что в нем нет ничего абсолютно застывшего и неизменного; все нахо­дится в движении, переходит из одних форм в другие.

Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности ни­где нет, всякий покой, равновесие относительны и явля­ются определенным состоянием движения.

Материя является субстратом всех изменений в мире, она не может существовать вне движения. Любой ее объ­ект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроиз­водятся определенные типы движения. При уничтожения этих типов движения объект прекращает свое существова­ние, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Это означает, что движение внутренне присуще материи. Движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свой­ство, атрибут материи.

Пример первого типа: падение солнечных лучей на поверхность камня, здесь есть движение луча, но нет ка­чественных изменений, камень остается камнем, лучи — лучами.

Пример второго типа движения: 0 2 + О = О3, здесь дви­жение есть, прибавление одного атома (или электрона), и это движение привело к изменению качества, вместо кис­лорода — озон. Второй пример, увеличение или уменьше­ние количества градусов температуры воды дает качест­венно разные состояния воды — лед или пар.

В сфере биологии тоже можно обнаружить эти типы движения. Например, а) формирование новых видов жи­вотных и растительных организмов, б) последовательные стадии развития отдельных организмов и другие.

В общественной жизни в качестве образцов второго ти­па движения выступает смена общественно-экономиче­ских формаций.

Кроме типов движения различают формы движения. Идея о формах движения и их взаимосвязи выдвинута Энгельсом. Он в основу их классификации положил сле­дующие принципы:

1. Каждому уровню организации материи (живому, не­живому) должна соответствовать своя форма движения. 2. Между формами существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм. 3. Вы­сшие формы движения качественно несводимы к низшим формам.

Из этих форм механическая считается самой низшей, а социальная — самой высшей формой движения. Высшие формы движения нельзя редуцировать, свести к низшим формам.


1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.


1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием "субстанции".
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория "МАТЕРИЯ" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ "МАТЕРИЯ", каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).


Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

1. Сознание существует.
2. Оно имеет особую - идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

1. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.
2.Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

1. ФИЗИКАЛИЗМ - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
2. СОЛИПСИЗМ – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.


- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

- Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Движение, пространство, время - это атрибуты материи.

- Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Благодарю.
Ноумен - это не "реальное", а "умопостигаемое".
С "материей" тоже не так всё просто. Известное у Ленина начинается со слов "философская категория". А затем, после ОР, следует интересная фраза "данная в ощущениях".
Если разворачивать от этого центрального пункта, то приходим к триаде: сравнение двух порождает третье. Здесь "сравнение" необходимое "действие" для порождения материи.
Отсюда интересный вывод: материя - уровень движения субстанции. На этом уровне движения субстанции мы и существуем, способом рефлексии сравнения.

"- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том"
Убеждённость человека связана с устойчивостью рефлексии, которая есть в циклах бытия. Устойчивость повторения циклов "индицируется" ВЕРОЙ, от которой родится "уверенность" в повторении будущего цикла.
Спасибо. Надеюсь ещё прочитать Ваши исторические заметки.

Спасибо.
Горизонты философского восприятия и осмысления безграничны.
Это доказал ещё Диоген "из бочки".

Я бы согласился с Вами.
Но для объёма головы внешний мир великоват, потому его безграничность кажущаяся. Даже для бочки, которая заведомо больше головы.
Две трети жизни человек борется за жизнь для себя, и для других. Последнюю треть осмысляет прожитое, если успевает. А то так по инерции и продолжает бороться.
Философия имеет дело с формами вещей, а не самими вещами. Человек наполняет формы своим внутренним отношением, выстраивая схемы действия окружающего, а потому и познаёт его адекватно формам. На схемы ёмкости мозга хватает. Если бы нас учили этим схемам в школе, то к концу жизни мы бы уже примерно знали о жизни всё.
Но тогда жить было бы не интересно.
С каждым рожденьем происходит новизна в рождающемся. Но для мира эта новизна запланированная, предопределённая. А потому называем её "кажущейся новизной".
Вопрос о "новизне реальной")))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Бытие (существующее, сущее) — это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует.

Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическая категория, выражает в философии ту сферу реальности, которая не относится к процессам сознания и психики человека (сфера гносеологии).

Таким образом, Бытие — это онтологическая категория, выражающая собой всё, что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания, ни от воли, ни от эмоций человека.

Вследствие этого, главная задача философии состоит в том, чтобы различать Истинное Бытие, существующее объективно, от ложного бытия, кажущегося бытия, созданного механизмами сознания и психики человека.

Впервые разработал понятие Бытия и сделал попытку определить, что же такое Истинное Бытие, древнегреческий философ Парменид, который выделил несколько основополагающих качеств, которыми должно обладать Истинное Бытие:

1. Вечность. Истинное Бытие должно существовать без начала и без конца, то есть — всегда, так как Бытие не может то существовать, то не существовать. Ведь, если Оно может то существовать, то не существовать, то Оно может возникать и исчезать. А в таком случае рассмотрим — может ли Бытие исчезать?

Если мы допустим, что Бытие может исчезать, то мы должны предположить, что Бытие должно исчезать куда-то, что не есть Бытие, то есть в какое-то небытие. Но небытия нет, и не может быть, потому что небытие — это ложное понятие, это абсолютное ничто. Следовательно:

истинному Бытию некуда исчезать, Оно не сможет никогда исчезнуть, и должно будет существовать вечно.

Кроме того, Истинное Бытие не может возникать. Ведь, если Оно может возникать, то оно также возникает откуда-то, где Его нет, то есть опять не из небытия, которого нет.

Следовательно, Бытие, если оно может возникать, должно возникать только из какого-то другого бытия. Но, если некое бытие вообще возникает из другого бытия, то оно никогда не истинно, поскольку истинным всегда будет то Бытие, которое является причиной существования и возможностью возникновения чего-то иного Себе.

Следовательно, то, что возникает — никогда не есть истинное бытие, так как оно есть всего лишь проявление действия какого-то Истинного Бытия, и данное Истинное Бытие наделило его возможностью существования. Истинным Бытием может быть только такое Бытие, которое само есть возможность своего существования, и, благодаря этому, может наделить данной возможностью ещё что-либо, кроме Себя.

Истинное Бытие никогда не возникало, поскольку кроме Него Самого никто не мог бы дать Ему возможность существования.

Следовательно, если истинное Бытие никогда не возникало и никогда не исчезнет, то Истинное Бытие существовало вечно, и будет существовать вечно.

2. Единость. Истинное Бытие едино, поскольку всё, что не есть Бытие — это небытие, или абсолютное ничто. Ведь, существовать может или Бытие, или небытие, третьего не дано. Но небытия нет, и, следовательно, вся множественность Бытия, всё Его многообразие и все Его различия мнимы, и нет ничего, кроме Него самого, единого в самом в Себе и тождественного самому Себе.

3. Неподвижность. Истинное Бытие неподвижно, поскольку для Его движения нужно еще что-то, кроме Него, в чём бы Оно двигалось, нужна некая пустота для Его движения, а пустоты не бывает.

Рассмотрим: что же такое может быть пустота?

— Если пустота есть небытие, то она есть ничто, и тогда пустоты нет, и не может быть, и движению Бытия не в чем осуществляться.

Таким образом Бытие неподвижно и существует в строгих границах Самого Себя.

4. Неизменность. Истинное Бытие неизменно, поскольку Бытие не может переходить ни в какое иное Себе состояние, кроме как в небытие. Но, ведь, Бытие не может переходить в небытие, то есть в ничто, поскольку Оно вечно и не может исчезать.

Если переходы между Бытием и небытием невозможны, а они, как видно выше, невозможны, то Бытию недоступно никакое другое состояние, кроме как Своё Собственное, и Оно неизменно.

5. Неделимость, непрерывность, однородность. Бытие неделимо, поскольку есть только одно единое Бытие и его невозможно разделить на два или более разных Бытия.

А если Бытие неделимо, то, оно, соответственно, непрерывно.

Таким образом, если Бытие существует неделимо, непрерывно, неизменно и оно едино, то Оно

тождественно Самому Себе в каждой Своей части, то есть, является однородным.

6. Совершенство.

— Как не имеющее причины своего возникновения, Бытие

абсолютно самодостаточно и абсолютно ни в чём не нуждается для своего существования.

— Как единое, Бытие замкнуто в Себе и, таким образом,

абсолютно закончено.

— Как неподвижное, Оно

существует в абсолютном покое.

— Как неизменное, Оно не может уже ни развивать своё качество, ни терять его, следовательно, Оно

абсолютно завершено в своём качестве.

— Как неделимое, непрерывное и однородное, Оно

абсолютно целокупно в любой момент своего существования.

если все основные качества Бытия абсолютны и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно.

В дальнейшем, используя разработки Бытия Парменидом, философы пробовали придать понятию истинного Бытия конкретику, или связать его с каким-либо явлением или феноменом действительности, выдвигая концепции, что истинное Бытие это:

1. Логос, как совершенное, всеединое и разумное начало, как единство, которое упорядочивает мир и делает его однородным, тождественным самому себе (Гераклит).

2. Числовые соотношения, как неизменная и вечная основа гармонического единства мира (пифагорейцы).

3. Неизменные, неделимые, однородные первовещества (античные натурфилософы).

4. Вечные, неизменные, неделимые и однородные атомы (Демокрит).

5. Вечные, неизменные, единые и совершенные идеи (Платон).

6. — Первая форма, вечная и неизменная суть бытия как такового;

— Перводвигатель, вечный и неподвижный источник всего мирового движения;

— единство формы и материи, бытие отдельных вещей;

— совершенная цель Бытия, Бог, смысл Бытия

7. Вечный, единый, неизменный, неделимый (един в трех лицах), однородный (единосущен в трех лицах) и совершенный Бог (Христианство).

После этого в философии стало намечаться сужение функционального применения категории Бытия. Если со времен античности эта категория была призвана объяснить главную причину, единую основу и саму возможность существования мира, то, начиная с Нового Времени, категория Бытия стала разрабатываться в качестве критерия действительности (не ложности) существования чего-либо, но без прояснения причин или основ его существования. Таковыми были следующие критерии действительности чего-либо существующего:

2. Спиноза: существует единая, вечная и бесконечная субстанция, являющаяся причиной самой себя, а всё многообразие вещей мира есть всего лишь модусы этой субстанции.

3. Лейбниц: существуют духовные, простые, неделимые, непространственные субстанции, монады, которые в предустановленной гармонии формируют весь действительный мир.

4. Беркли: существует только то, что может восприниматься человеком.

5. Кант: существует что-то, что недоступно нашему рассмотрению и дано нам только в виде образа наших мысленных понятий и суждений.

6. Гегель: существует непрестанный диалектический процесс превращения Абсолютной Идеи в Абсолютный Дух.

Онтологический подход к категории Бытия сохранил только марксизм, который, с одной стороны, понимал Бытие как материю во всех её формах и проявлениях, а, с другой стороны, понимал Бытие как деятельность людей также во всех её формах и проявлениях (общественное Бытие).

Определяющими онтологическими характеристиками материи являются:

1. Протяженность. Материя, как метафизическая категория, может пониматься как возможность организации вещества в форму, как потенция образования вещества, как доприродный источник элементов и т. д. Но, как онтологическая категория, материя всегда есть вещество, организованное в форму, и, следовательно, всегда обладает определенными размерами, то есть — протяженностью (длиной, шириной, длиной).

2. Место в пространстве. Если материальное всегда протяженно, то у него должен быть объем, а если у него есть объем, то оно занимает этим объемом (собой) определенную часть пространства.

3. Масса. Поскольку всё материальное имеет объем, то этот объем образуется определенным количеством вещества, из которого оно состоит — массой.

4. Вес. Поскольку всё материальное имеет массу, то оно стремится упасть на Землю под действием силы тяжести, то есть обладает весом.

5. Движение. Движение (как изменение вообще) — есть неотъемлемое свойство материи, поскольку всё вещественное постоянно изменяется и вступает во взаимодействие друг с другом.

Кроме того, всё материальное, в той или иной мере, обладает такими свойствами, как инерция, непроницаемость, сопротивление нагрузкам, притяжение и отталкивание.

В общем смысле всех вышеперечисленных онтологических характеристик, материя — это то, из чего вещественно состоит мир. Материя — это всё физическое, не умственное, которое, является источником ощущений чувственного опыта.

В свою очередь, всё вещественное, физическое, что дано человеку в его ощущениях, можно разделить на то, что создано человеком, и на то, что не является результатом его деятельности.

Таким образом, взаимосвязь категорий бытия, материи и природы состоит в том, что все они являются онтологическими, то есть объективными данностями мира, не зависящими от сознания человека.

Кроме того, все эти категории входят в состав друг друга — и материя и природа входят в состав бытия, а материя входит еще и в состав природы.

Различия же их состоят в том, что:

— бытие определяет вообще всё существующее вне сознания человека и независимо от него,

— материя выражает вещественность бытия и его способность быть чувственно воспринимаемым человеком,

— а природа выражает организованность бытия в качестве среды обитания человека.

БЫТИЕ — всё то, что действительно существует.

ВЕС — сила, с которой тело действует на горизонтальную опору, препятствующую его свободному падению.

ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — учение о познании.

ДВИЖЕНИЕ — в общефилософском смысле любое изменение как таковое, в трактовке материализма — способ существования материи.

ЛОГОС — мировой разум, управляющий бытием.

МАССА — количество вещества.

МАТЕРИЯ — то, из чего вещественно состоит мир.

МОНАДА (у Лейбница) — психическая субстанция, первоэлемент мира.

НАТУРФИЛОСОФИЯ — античная философия природы.

ОДНОРОДНОСТЬ — одинаковость какого-либо целого в каждой своей части.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

ПРИРОДА — совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ — свойство материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами.

СУБСТРАТ — материальная основа.

ФОРМА (у Аристотеля) — нематериальное, активное и разумное начало бытия вещи, способ бытия вещи и цель процесса становления вещи.

ЦЕЛОКУПНОСТЬ — максимальное проявление всего набора качеств и условий существования какого-либо явления или вещи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие)

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие) Бытие, как постигнутое, становится тут же определенным бытием. Поэтому в ответ на вопрос, что есть бытие, нам представляются различные виды бытия (vielerlei Sein): эмпирически действительное в пространстве

III. Онтологические препятствия к Богопознанию и их преодоление

III. Онтологические препятствия к Богопознанию и их преодоление Из предыдущего видно, что откровение совместимо с формами нашей умственной жизни, более того, необходимо с ними связано. Но отсутствие формальных препятствий к проникновению человеческого ума в

h) Что -бытие, что-бытие и бытие-истинным как возможные истолкования связки. Нераздельное многообразие этих значений как первичное существо связки

с) Бытие-свободным, дологическое бытие-открытым для сущего как такового и устремленность навстречу связуемости как основание возможности высказывания

§ 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания

§ 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания Итогом проведенных нами рассуждений стала трансцендентность вещи по отношению к ее восприятию, а в дальнейшем в отношении любого сопряженного с нею сознания вообще, — не просто

§ 44. Исключительно феноменальное бытие трансцендентного, абсолютное бытие имманентного

§ 55. Экзистенциально-онтологические основания совести

§ 55. Экзистенциально-онтологические основания совести Анализ совести отправляется от индифферентной черты, выявимой на этом феномене: что он неким образом дает нечто понять. Совесть размыкает и принадлежит тем самым к кругу экзистенциальных феноменов, конституирующих

2. Онтологические типы веры

2. Онтологические типы веры Святое испытывается прежде всего как присутствующее. Оно находится здесь и сейчас, а это значит, что оно встречает нас в предмете, в личности, в событии. В конкретном кусочке реальности вера усматривает предельное основание и смысл всей

2. Онтологические проблемы экзистенциальной философии

2. Онтологические проблемы экзистенциальной философии а. Экзистенциальная непосредственность и субъект-объектное различениеМышление экзистенциального мыслителя зиждется на его непосредственном личном и внутреннем опыте. Оно укоренено в истолковании Бытия или

5.1. Онтологические аргументы

5.1. Онтологические аргументы Доказательства бытия Бога принято подразделять на две широкие категории. Апостериорные доводы опираются на те данные, которые открывает нам опытное восприятие окружающего нас мира. Доводы, апеллирующие к тому факту, что наша вселенная имела

Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)

Что такое бытие?

Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.

Какие виды бытия существуют?

В философии различают бытие как объективную и субъек­тивную реальности.

Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.

Субъективная реальность — это сознание, мышление, ду­ховный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвя­заны. Субъективная реальность отражает объективную реаль­ность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.

Какие уровни бытия выделяются в философии?

В философии различают актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие.

Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что суще­ствует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, преж­де всего, бытие естественных вещей и процессов.

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.

Какие формы бытия существуют?

В философии различают природное и социальное бытие.

Какие концепции бытия существуют?

В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием пони­мают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существую­щих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.

Что такое субстанция?

Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Субстанция в обычном понимании — синоним материи и ве­щества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые ме­няются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.

В философии субстанция трактуется по-разному, в соответ­ствии с разным видением мира. В монистическом учении осно­вой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым на­чалом всех явлений.

Наряду с монистическими толкованиями в философии су­ществуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и ду­ховное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.

Что такое материя?

Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

Понятие материи возникло в то время, когда древнегрече­ские мыслители пытались объяснить единство мира.

Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и в сознании. Материя не суще­ствует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.

Каким образом человек может познать материю?

Материя существует в бесчисленном множестве конкрет­ных форм, и познать ее можно только через познание отдель­ных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.

Какую структуру имеет материя?

Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархи­ческом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту струк­турную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни органи­зации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.

Каким образом существует материя?

Длительное время считалось, что материя — некое застыв­шее образование, из которого возникают вещи. В ходе разви­тия философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.

Какие формы движения материи существуют?

Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движение.

Что является началом всякого превращения?

Основой и началом всякого превращения является самодви­жение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.

Как понимают пространство и время в философии?

Что такое реляционный подход?

Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?

Пространство и время в диалектическом материализме вос­принимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.

Пространство — форма существования вещей, их структур­ность и протяженность.

Время — форма протекания всех механических, органиче­ских и психических процессов. Время характеризует взаимо­действие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для простран­ства это гомогенность (однородность), изотропность (одинако­вость свойств) и кривизна; для времени — однородность.

Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.

Быть означает существовать, а в бытии философии обычно понимают реальность, независящая от воли человека. Другими словами, бытие - это материальное существование природной и социальной реальности. В этом понимании бытие наделено более значимым признаком материальности и в этом смысле обозначает природу, материальный мир, всю материю, обладающую не только онтологическим, но и гносеологическим значением, но и использующегося для решения основного вопроса философии.

Бытие является фундаментальной философской категорией. Объясняется это тем, что, исходя из философских рассуждений, эта исходная категория служит основой для других теоретических построений. К тому же исторически проблема бытия означает рождение самой философии.

Как возникла эта категория? Есть предпосылки для постановки проблемы бытия в повседневном сознании и повседневной деятельности людей. Человек склонен искать собственного единства с природой, с окружающими. И все же человеку важно найти точки соприкосновения между различными целостностями окружающего его мира.

Более того, само по себе тело и разум, природное и социальное, сливаются в неразрывное единство.

Первая философская концепция бытия была предложена древнегреческими философами:

  • Парменид считал бытием что-то неизменное, неповторимое, самотождественное, неподвижное;
  • Гераклит считал, что бытие – это нечто непрерывно изменяющееся и становящееся.

Бытие противостояло небытию. Категория бытия указывает на факт существования материального мира и его отдельных проявлений, а также фиксирует предельно общее отношение всего ко всему. Оно выражает существование мира как конкретной универсальной целостности, составляющей объективные условия человеческой деятельности, включая его духовную деятельность, факт его социального существования.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, бытие в широком смысле слова – это общая реальность общественного и природного, духовного и материального, социального и индивидуального, всего, что также существует, объединенного универсальной связью всего со всем, хотя и в разных формах.

Виды бытия

Философы выделяют четыре вида бытия:

  • бытие вещей и процессов,
  • бытие человека,
  • бытие духовного,
  • бытие социального.

Все эти виды независимы, внутренне неоднородны и имеют свои подвиды.

Материя

Категория материи рассматривалась философами на протяжении долгого времени. Она исторически изменялась, что объясняется, с одной стороны, логикой развития самой философии, а с другой – достижениями естествознания и других наук материального мира.

Первые античные философы говорили о существовании материала, из которого сделаны все вещи, который позднее был назван субстанцией и субстратом. Все вещи рождаются не из ничего, а из других вещей. Так как нет вечных вещей, есть нечто лежащее в их основе, то есть материя, из которой состоит все в мире, это субстанция мира.

Первые философы осознавали, что существует большая разница между появлением наблюдаемых нами природных явлений и тем, чем они являются на самом деле. В конце концов, первоэлементы (земля, вода, воздух и огонь) – вещи, хорошо известные каждому, но они совсем не похожи на различные предметы и явления, которые из них образовались. Все это приводит к признанию существования частиц материи. Так, Фалес считал перенос различных природных вещей и явлений продуктом единого вечного материального принципа – воды, а его ученик Анаксимандр ввел понятие апейрон – неопределенное первовещество.

Апейрон – это вечное, бесконечное, неповторимое начало в непрерывном движении, источник конкретных вещей и явлений. Позднее Демокрит разработал атомистический образ мира и ввел понятие атома в философское употребление. Атомы неизменны, неделимы, качественно однородны, при этом отличаются друг от друга только внешними количественными характеристиками:

  • формой,
  • размером,
  • порядком,
  • положением.

Атомы образуют, перемещаясь в вакууме, множество видимых вещей и объектов и множество миров.

На этапе развития материалистических идей материя понималась как, субстанция материального мира, состоящая их отдельных элементов, чувственно воспринимаемых или не воспринимаемых человеком.

Второй шаг в развитии этих идей – механизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделена определенным количеством геометрических и механических свойств: длиной, массой, непроницаемостью, формой, способностью тел двигаться по механическим траекториям.

Данное понимание материи может быть применено к природным явлениям. Но путь его применения к биологическим и социальным явлениям и процессам был закрыт. Таким образом, такое понимание не было универсальным. Это было просто выражение некоторого естественнонаучного знания, а вовсе не философская категория. Обоснование и развитие философской категории материи тесно связано с дальнейшим развитием естествознания.

В результате открытия связи между магнитными, электрическими и оптическими явлениями была создана электродинамика. Было доказано экспериментально реальное существование атомов, была обнаружена их сложная структура и явление радиоактивности. То, что до сих пор считалось материей – атомы, - было сведено к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям.

Затем материя начала рассматриваться в контексте пространства и времени. В итоге философы пришли к некоторым выводам:

Читайте также: