Гигиенические предписания корана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особое внимание ислам уделяет вопросам личной гигиены мусульман. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Выполнение правил личной гигиены имеет большое значение для профилактики различных заболеваний, поддержания здорового духа и работоспособности. Согласно исламу, уход за телом — естественная потребность человека, и осознание этого заложено в его природе. В известном хадисе говорится о пяти правилах естественной чистоты: обрезании крайней плоти, бритье волос на лобке, подстригании ногтей, удалении волос под мышками и подправлении усов.

Ещё одним элементом поддержания чистоты тела является обрезание крайней плоти у мальчиков. Соблюдение этого обряда предотвращает развитие воспалительных заболеваний крайней плоти, фимоза, парафимоза и других болезней. В мусульманских странах практически не встречается рак полового члена, а женщины значительно реже страдают раком шейки матки.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]«[7].

Сунной (желательным) является выщипывать волосы в области подмышек, но возможно ли их брить?

Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?

Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Объясните, пожалуйста, почему необходимость содержать в чистоте и порядке свою квартиру, двор, общественные места, территорию города не является фардом (обязательным)? Вообще-то, наверное, по значению и важности это должно приближаться к степени соблюдения столпов Ислама.

Согласен. Так и есть. Известный постулат в Исламе: чистота — это половина (часть) веры[23]. Чем человек более набожен и религиозен не на словах, а на деле, в повседневной практике, тем больше (по возможности) он стремится к чистоте и порядку.

Нужно ли как-то сочетать простые повседневные гигиенические процедуры с малым и полным омовением?

Необходимости такой нет. Поступайте так, как вам удобнее.

Говорят, когда чистишь сиваком зубы, то нежелательно стоять в ряду при наступлении времени совершения намаза, а надо присесть или нагнуться и только тогда чистить зубы. Zaur.

Ничего такого не слышал и не читал об этом. Согласитесь, странно, если человек чистит зубы сидя, а тем более в ряду молящихся. Подобные гигиенические процедуры, исходя из этических соображений, необходимо производить заблаговременно.

Можно ли выбрасывать волосы и ногти не в мусорную корзину, а, например, в туалет?

Я люблю принимать душ каждый день. Но слышал, что часто такие процедуры делать нельзя.

В Коране и достоверных хадисах не раз можно встретить прямое повеление быть предельно чистыми, что подразумевает в первую очередь физическую чистоту, чистоту тела, одежды, жилища и т. п.

То есть если в человеке есть вера, то она выступает определенным, индивидуальным для каждого, индикатором выявления загрязненности, необходимости принятия душа, мытья рук, уборки на рабочем месте или в квартире и т. п. Без перфекционизма и фанатизма, конечно же, иначе это постепенно перерастает в зависимость и психическое заболевание.

Я думаю, что для каждого человека частота приема душа — это индивидуально: кто один раз в неделю полностью моется, а кто постоянно. Что вы скажете по этому поводу?

Вы можете принимать душ столько, сколько вам это необходимо для поддержания личной чистоты и гигиены. Это зависит от стиля жизни, от регулярности занятий спортом, от сферы деятельности, трудовой занятости и т. д.

К примеру, японцы поступают очень даже по-мусульмански, принимая душ в среднем два раза в день (утром и вечером).

Мне уже 33 года, родители в детстве не сделали обрезания. Можно ли его сделать сейчас? И нет ли риска, что это как-то повлияет на мужскую половую систему? Улан.

Обрезание является медицинской процедурой, а потому вам лучше проконсультироваться у нескольких квалифицированных врачей-хирургов. Отсутствие обрезания не делает вас неполноценным, ущемленным в чем-либо пред Богом. Если все же не сделаете обрезания, то соблюдайте элементарные нормы гигиены.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

[3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

[5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

[8] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.

[9] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.

[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.

[11] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.

[12] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.

[15] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.

[20] Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

[22] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.


Человеку следует всегда быть чистым и опрятным, Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) велел чистить зубы, стричь ногти, хранить в чистоте одежду, убирать волосы из подмышек половых органов, держать в чистоте тело, ухаживать за бородой итак далее. Мусульманин все, что его окружает, должен держать в чистоте.

Всевышний в Коране говорит:

إِنَّ الله يُحِبُّ التوابين وَيُحِبُّ المتطهرين

Желательно проводить сивак по зубам в ширину правой рукой с правой стороны до середины, затем с левой стороны до середины. В длину протирать является не желательным, так как может повредиться десна.

Полезные свойства сивака:

- Прекращяет выделение слизи.

-Улучшает зрения, так как нервы, тянущиеся от корней зубов, так или иначе связаны с соседствующими частями лица человека.

- Удаляет зубной камень.

- Способствует процессу пищеварения в желудке.

- Поднимает общий тонус человека.

- Настраивает человека на чтение Корана, поминание Всевышнего, совершение намаза.

- Увеличивает вознаграждение человека на чаше его благих дел в Судный день.

- Превосходное средство профилактики и лечения заболевания кариеса детских зубов, благодаря содержанию в нем флюидных веществ.

- устраняет пятнистость и крапчатость зубной эмали, благодаря содержанию обесцвечивающих компонентов.

-отбеливает зубы, благодаря содержанию кремниевых веществ.

- благодаря содержанию серных и гальванических веществ не дает развиваться бактериям в кромках зубов.

- способствует избавлению от курения.

Также, следуя Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), необходимо стричь ногти, дабы предотвратить грязь на пальцах. Сунной является стрижка ногтей утром пятничного дня, ученые говорят, что в это время тот, кто стрижет ногти, избавляется от болезней.

Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь Ислама. Необходимо стричь усы, чтоб была видна краснота верхней губы. А также Пророк (мир ему и благословение) велел нам не реже, чем каждые сорок дней, убирать волосы из подмышек. Сунной считается убирать сначала с правой, затем с левой стороны, а также в области половых органов.

  1. Это то, о чем мы упомянули - элементарные вещи личной гигиены;
  2. Это очищение тела от грехов и приучение его к служению Аллаху;
  3. Заполнение сердца благими, праведными чертами характера и очищение его от скверного нрава;
  4. Это очищение тайны, скрытой в сердце. Иначе говоря, необходимо отказаться от мыслей, которые не приближают к Аллаху, и каждый миг думать о Всевышнем.

Ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием. Подобно тому, как мы познаем, когда и как нам необходимо соблюдать чистоту внешнюю, точно так же мы обязаны искать знания и пути, способствующие внутреннему очищению.

Чистота и здоровье в Исламе. (Источник фото: unsplash.com)

Ислам уделяет огромное внимание чистоте и гигиене. В некоторых обществах высокий уровень духовности ошибочно связывают с неряшливостью и нечистоплотностью. Ислам же, наоборот, требует от мусульман очищать тело и место поклонения перед каждой молитвой.

Каждому мусульманину вменено в обязанность совершать тахарат перед намазом, а также перед чтением Корана.
После совершения супружеской близости верующим надлежит совершить полное омовение. Это неудивительно, поскольку ислам заботится о благополучии верующих не только в следующей жизни, но и в этой, а сильный и здоровый верующий более любим Аллахом, нежели слабый, поскольку сильный и здоровый верующий более подготовлен для достижения главных целей ислама и служения человечеству.

В этой статье собрано лишь небольшое количество хадисов, которые подчеркивают важность сохранения здоровья человека и соблюдения гигиены.

Чистота – часть веры

Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передает, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:

Чистка зубов – Сунна посланника Аллаха (мир ему)

Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает слова посланника Аллаха (мир ему):

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается: «Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

Забота о личной гигиене является естественной потребностью человека

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

Гигиенические ритуалы в самый лучший день каждого мусульманина

Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) передал от посланника Аллаха (мир ему):

Чистота окружающей среды

Муаз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему) наставлял верующих:

Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) передал от посланника Аллаха (мир ему):

Ислам призывает мусульман искать излечения от своих болезней

Оставайтесь сильными и здоровыми

Переедание – путь к болезням

Читайте также: