Отношение пастернака к революции кратко

Обновлено: 07.07.2024

именно в нем наиболее ярко мы можем увидеть отношение писателя к революции. Итак, в романе рисуются несколько семей, несколько главных героев. Центральный образ романа — Юрий Живаго.

И вот все семьи и герои оказываются непосредственно связанными с разворачивающимися революционными событиями. В романе показана история духовной жизни главного героя. И мы понимаем, что за образом Юрия стоит сам Борис Пастернак. Именно свои мысли, чувства, отношения писатель изображает в образе Юрии Живаго.

Пастернаку было важно передать свой духовный опыт, свое отношение к революции, а не просто изобразить жизнь героя. Основным

вопросом в романе является проблема отношения к революции в России 1917 года. Автор строит все произведение таким образом, чтобы показать все нюансы этой проблемы.

На примере одной семьи Пастернак показал типичную для того времени картину выбитых из колеи людей, вырванных из привычного уклада жизни. Семья Живаго уезжает из дома на Урал. Сам Юрий вынужден против воли участвовать в революции.

Его разлучили с женой и детьми, он ничего не знает о них. Лара, возлюбленная доктора, живет в полной зависимости от постоянно меняющейся власти. Она живет в страхе, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за действия мужа. Постепенно Юрий лишается всех своих близких: жена с детьми и ее отцом высланы из России, Лара пропадает без вести. Герой чувствует себя одиноким, никому не нужным, у него уже нет сил просто жить.

И Живаго умирает: в трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. Смерть его была предрешена теми катастрофами и революционными испытаниями, которые ему пришлось пережить. Эта развязка была подготовлена самим романом, его развитием, самой историей. На протяжении всего произведения Живаго, а вместе с ним, и автор, воспринимал все события как несправедливые, лишенные смысла, жестокие.

По его мнению, революция — это насилие над самой жизнью, над природой, всеми человеческими и естественными законами. Поэтому, можно сказать, что отношение Пастернака к революции совершенно неоднозначное. Положительным же, по мнению автора, было то, к чему революция стремилась: равноправие, братство, права народа.

Но какими были методы, чтобы добиться всего этого?! Разрушение семей, жестокие убийства, в том числе, детей и женщин… Да, цели были благими, но люди утопали к крови.

Литературные критики пришли к выводам, что тексты произведений Пастернака не нравились советской власти, которая видела в них потайной, скрытый смысл.

Героем его знаменитого романа выступает Юрий Живаго. События в жизни данного героя разворачиваются в довольно сложный исторический период времени. Россия переполнена революционными событиями. И тут, в свет выходит текст, на страницах которого главный герой – Юрий Андреевич говорит и размышляет от имени самого автора. Пастернак желает высказать свое отношение к революции, описать свои душевные переживания, которые переполняли сердце.

Конечно, в тексте романа поднимается вопрос о значимости, о смысле революции 1917 года. Юрий, как и сам Борис Леонидович, не изливал никаких категорических отзывов о происходящих изменениях, однако, и не восхвалял, не пропагандировал лозунги партии. Он словно плыл по течению событий, которые ежедневно окружали его.

Чтобы дать объективную оценку происходящим событиям, Борис Леонидович и решает принять нейтральную позицию. Описывая жизнь одной семьи, Пастернак пытался передать ежедневный быт большинства простых людей, которые попали под политическое влияние, которые были сломлены революционными событиями, которые стали бояться за свою жизнь и жизни близких.

В конечном итоге, Живаго теряет всех родных. Он становится одиноким и печальным. Смерть застигает его в трамвайном вагончике, где у Юрия случился сердечный приступ. И причиной всему стали те сильнейшие жизненные и революционные испытания. И вся история романа подготавливала читателя к такому исходу.

Борис Пастернак высказывает свое личное мнение о бессмысленности проходящей революции. Она была лишь насилием над человеком, над естественными законами жизни и природой. Веря в положительные революционные изменения – равенство, братство, право народа, Борис Леонидович не мог оправдать те методы, которыми пользовалась партия для достижения поставленной цели.

В конце своего романа Пастернак все-таки настраивает читателя на позитивную волну, утверждая о том, что жизнь способна обновляться, выдержать все испытания и победить.

Мы знаем, что имя Бориса Пастернака, его произведения были запрещены в советской России. Почему же так случилось? Почему творчество Пастернака так высоко ценили за границей и не оценили “дома”?
Мне кажется, что виной всему – советская идеология. Кому-то не понравилось отношение писателя к революции, к революционным деятелям. Но каково же было это отношение?

В этом мы сейчас и попробуем разобраться.
Я считаю, что для этой цели нам необходимо будет рассмотреть “революционный” роман Пастернака “Доктор Живаго”. Потому

что именно в нем наиболее ярко мы можем увидеть отношение писателя к революции.
Итак, в романе рисуются несколько семей, несколько главных героев. Центральный образ романа – Юрий Живаго. И вот все семьи и герои оказываются непосредственно связанными с разворачивающимися революционными событиями.

В романе показана история духовной жизни главного героя. И мы понимаем, что за образом Юрия стоит сам Борис Пастернак. Именно свои мысли, чувства, отношения писатель изображает в образе Юрии Живаго.

Пастернаку было важно передать свой духовный опыт, свое отношение к революции, а не просто изобразить жизнь

героя.
Основным вопросом в романе является проблема отношения к революции в России 1917 года. Автор строит все произведение таким образом, чтобы показать все нюансы этой проблемы. И мы понимаем, что герой, доктор Живаго, да и сам Пастернак не отрицают, не отвергают революцию. Но они ее и не возвышают, не восхваляют, не пропагандируют.

Их отношение к революции другое: они просто наблюдают за историческими событиями, нисколько не вмешиваясь в них. Автор и герой как бы “плывут по течению” революции, не пытаясь противостоять ей или изменить ее.
Такая авторская позиция была необычна для романа того времени, когда везде и всюду пропагандировалась победа “красных”. Все писали, восхищаясь или “красными”, или “белыми”. Такого нейтрального отношения со стороны авторов не было.
У Пастернака же не так. Он писал и о “красных”, и о “белых”, оценивая их действия объективно, а не субъективно: “Доктор вспомнил давно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали”.
Позиция Пастернака – это попытка увидеть, оценить революцию с общечеловеческой точки зрения. Поэтому в романе Юрий Живаго и уходит из сражающихся рядов, чтобы не принимать ничью сторону.
История Доктора Живаго и его семьи – это история многих сотен таких же людей, чьи жизни были разрушены событиями революции. На примере одной семьи Пастернак показал типичную для того времени картину выбитых из колеи людей, вырванных из привычного уклада жизни. Семья Живаго уезжает из дома на Урал.

Сам Юрий вынужден против воли участвовать в революции. Его разлучили с женой и детьми, он ничего не знает о них. Лара, возлюбленная доктора, живет в полной зависимости от постоянно меняющейся власти.

Она живет в страхе, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за действия мужа.
Постепенно Юрий лишается всех своих близких: жена с детьми и ее отцом высланы из России, Лара пропадает без вести. Герой чувствует себя одиноким, никому не нужным, у него уже нет сил просто жить. И Живаго умирает: в трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ.
Смерть его была предрешена теми катастрофами и революционными испытаниями, которые ему пришлось пережить. Эта развязка была подготовлена самим романом, его развитием, самой историей. На протяжении всего произведения Живаго, а вместе с ним, и автор, воспринимал все события как несправедливые, лишенные смысла, жестокие.

По его мнению, революция – это насилие над самой жизнью, над природой, всеми человеческими и естественными законами. Поэтому, можно сказать, что отношение Пастернака к революции совершенно неоднозначное.
Положительным же, по мнению автора, было то, к чему революция стремилась: равноправие, братство, права народа. Но какими были методы, чтобы добиться всего этого?! Разрушение семей, жестокие убийства, в том числе, детей и женщин… Да, цели были благими, но люди утопали к крови.

А на крови, как известно, ничего хорошего не построишь.
Роман заканчивается монологом автора, который уверен, что жизнь в самой себе несет начало вечного обновления, несет свободу и полноту: “Как сладко жить на свете и любить жизнь!” Финал оптимистичен, полон веры в мудрость жизни, которая вынесет все и победит.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману "Доктор Живаго").

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Мне кажется, что виной всему - советская идеология. Кому-то не понравилось отношение писателя к революции, к революционным деятелям. Но каково же было это отношение? В этом мы сейчас и попробуем разобраться.

Итак, в романе рисуются несколько семей, несколько главных героев. Центральный образ романа – Юрий Живаго. И вот все семьи и герои оказываются непосредственно связанными с разворачивающимися революционными событиями. В романе показана история духовной жизни главного героя. И мы понимаем, что за образом Юрия стоит сам Борис Пастернак. Именно свои мысли, чувства, отношения писатель изображает в образе Юрии Живаго. Пастернаку было важно передать свой духовный опыт, свое отношение к революции, а не просто изобразить жизнь героя.

Позиция Пастернака – это попытка увидеть, оценить революцию с общечеловеческой точки зрения. Поэтому в романе Юрий Живаго и уходит из сражающихся рядов, чтобы не принимать ничью сторону.

История Доктора Живаго и его семьи – это история многих сотен таких же людей, чьи жизни были разрушены событиями революции. На примере одной семьи Пастернак показал типичную для того времени картину выбитых из колеи людей, вырванных из привычного уклада жизни. Семья Живаго уезжает из дома на Урал. Сам Юрий вынужден против воли участвовать в революции. Его разлучили с женой и детьми, он ничего не знает о них. Лара, возлюбленная доктора, живет в полной зависимости от постоянно меняющейся власти. Она живет в страхе, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за действия мужа.

Постепенно Юрий лишается всех своих близких: жена с детьми и ее отцом высланы из России, Лара пропадает без вести. Герой чувствует себя одиноким, никому не нужным, у него уже нет сил просто жить. И Живаго умирает: в трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ.

Смерть его была предрешена теми катастрофами и революционными испытаниями, которые ему пришлось пережить. Эта развязка была подготовлена самим романом, его развитием, самой историей. На протяжении всего произведения Живаго, а вместе с ним, и автор, воспринимал все события как несправедливые, лишенные смысла, жестокие. По его мнению, революция - это насилие над самой жизнью, над природой, всеми человеческими и естественными законами. Поэтому, можно сказать, что отношение Пастернака к революции совершенно неоднозначное.

Положительным же, по мнению автора, было то, к чему революция стремилась: равноправие, братство, права народа. Но какими были методы, чтобы добиться всего этого?! Разрушение семей, жестокие убийства, в том числе, детей и женщин… Да, цели были благими, но люди утопали к крови. А на крови, как известно, ничего хорошего не построишь.


31 октября 1958 года Борис Пастернак написал письмо Никите Хрущёву, где объяснил, что жизнь вне родины для него немыслима. За неделю до этого он стал нобелевским лауреатом. Но травля со стороны советской власти заставила писателя, благодаря переводам которого на русском языке с нами заговорили шекспировские Ромео и Джульетта и Фауст Гёте, отказаться от премии.

В течение десяти лет — с 1945 по 1955 год — Пастернак трудился над романом "Доктор Живаго", который стал вершиной его творчества, и одновременно из-за которого писатель подвергся нападкам со стороны правительства. Произведение было запрещено к печати из-за критического отношения Пастернака к Октябрьской революции. Негативное отношение к роману сложилось и в официальной литературной среде. Главный редактор журнала "Новый мир" Константин Симонов при отказе в публикации "Доктора Живаго" заявил: "Нельзя давать трибуну Пастернаку!"

Но о новом романе Пастернака стало известно на Западе, им заинтересовался молодой итальянский издатель Фельтринелли. К осени 1957 года писатель понял, что он не дождётся издания романа в России, и тайно предоставил издателю право напечатать итальянский перевод. Уже 23 ноября на книжных полках Италии появился роман "Доктор Живаго", следом книгу опубликовали во Франции.

Советская власть не знала, что делать: роман уже вышел на 23 языках, среди которых был даже язык индийской народности. Поэтому было решено никаких действий по отношению к Пастернаку пока не предпринимать.

23 октября 1958 года Борис Пастернак стал вторым русским писателем после Бунина, которому была присуждена Нобелевская премия по литературе "За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и развитие традиций классической русской прозы". Секретарь Нобелевского фонда Андерс Эстерлинг отправил Пастернаку телеграмму с поздравлением и пригласил на вручение премии 10 декабря в Стокгольме. Пастернак ответил кратко: "Бесконечно признателен, тронут, горд, удивлён, смущён".

"Вечером того дня, когда в Москве стало известно, что отцу присудили Нобелевскую премию, мы радовались, что все неприятности позади, что получение премии означает поездку в Стокгольм и выступление с речью. Как это было бы красиво и содержательно сказано! Победа казалась нам такой полной и прекрасной. Но вышедшими на следующее же утро газетами наши мечты были посрамлены и растоптаны", — сын писателя Евгений Пастернак.

В это же время ЦК КПСС приняло постановление "О клеветническом романе Б. Пастернака".

1. Признать, что присуждение Нобелевской премии роману Пастернака, в котором клеветнически изображается Октябрьская социалистическая революция, советский народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в СССР, является враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны.

2. Подготовить и опубликовать в "Правде" фельетон, в котором дать резкую оценку самого романа Пастернака, а также раскрыть смысл той враждебной кампании, которую ведёт буржуазная печать в связи с присуждением Пастернаку Нобелевской премии.

3. Организовать и опубликовать выступление виднейших советских писателей, в котором оценить присуждение премии Пастернаку как стремление разжечь холодную войну.

Пастернак этого ещё не знал, 24 октября он отмечал с друзьями семьи именины своей жены Зинаиды Николаевны и известие о присуждении Нобелевской премии. По настоянию заведующего отдела культуры ЦК КПСС Дмитрия Поликарпова в Переделкино приехал друг Пастернака, писатель Константин Федин. Ему было поручено уговорить лауреата отказаться от премии. Во время разговора на повышенных тонах Федин заявил, что если Пастернак не откажется от премии, то последствия непредсказуемы. Но писатель твёрдо стоял на своём: от Нобелевской премии он отказываться не будет.

После этого разговора Пастернак потерял сознание и все последующие дни не читал газет. Это было правильное решение.

Давид Заславский, который давно недолюбливал Пастернака, написал статью "Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка", опубликованную в "Правде" 26 октября: "Захлебываясь от восторга, антисоветская печать провозгласила роман "лучшим" произведением текущего года, а услужливые холопы крупной буржуазии увенчали Пастернака Нобелевской премией".

В то же время студенты-добровольцы из Литинститута вышли на демонстрацию с плакатом "Иуда, вон из СССР": карикатурно нарисовали Пастернака, рядом изобразили мешок с долларами, к которым писатель тянулся.

28 октября в отделе культуры ЦК КПСС обсуждался вопрос "О действиях члена Союза писателей СССР Б.Л. Пастернака, несовместимых со званием советского писателя". Автор "Доктора Живаго" из-за плохого самочувствия не смог приехать на заседание. Присутствовавшие писатели единодушно приняли решение исключить Пастернака из членов Союза советских писателей. Не изменила их вердикта и телеграмма от британских писателей, вступившихся за лауреата: "Мы глубоко встревожены судьбой одного из величайших поэтов и писателей мира Бориса Пастернака… Во имя той великой русской литературной традиции, которая стоит за вами, мы призываем вас не обесчестить эту традицию, подвергая гонениям писателя, почитаемого всем цивилизованным миром".

Исключения Пастернака из Союза писателей советской власти было мало — генерал-полковник Владимир Семичастный предложил писателю на одном из докладов ЦК ВКЛСМ эмигрировать: "Свинья… никогда не гадит там, где кушает, никогда не гадит там, где спит. Поэтому если сравнить Пастернака со свиньёй, то свинья не сделает того, что он сделал. Он нагадил там, где ел, он нагадил тем, чьими трудами он живёт и дышит. А почему бы этому внутреннему эмигранту не изведать воздуха капиталистического, по которому он так соскучился и о котором он в своём произведении высказался".

Пастернак понимал, что у него нет другого выхода, как только отказаться от премии. Он написал в Шведскую академию: "В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ".

Также по советам адвокатов из Всесоюзного агентства по охране авторских прав 31 октября Пастернак написал письмо Хрущёву.

"Уважаемый Никита Сергеевич,

Я обращаюсь к Вам лично, ЦК КПСС и Советскому правительству.

Из доклада т. Семичастного мне стало известно о том, что правительство "не чинило бы никаких препятствий моему выезду из СССР".

Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой.

Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Каковы бы ни были мои ошибки и заблуждения, я не мог себе представить, что окажусь в центре такой политической кампании, которую стали раздувать вокруг моего имени на Западе.

Осознав это, я поставил в известность Шведскую академию о своём добровольном отказе от Нобелевской премии.

Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не принимать по отношению ко мне этой крайней меры.

Положа руку на сердце, я кое-что сделал для советской литературы и могу ещё быть ей полезен.

Вскоре Пастернака вызвали в Кремль, он обрадовался — надеялся на личную встречу с Хрущёвым. Но его ждал Поликарпов, который сообщил, что писатель может остаться на родине.

Ещё через пару дней ТАСС был уполномочен заявить, что "со стороны государственных органов не будет никаких препятствий, если Б.Л. Пастернак выразит желание выехать за границу для получения присуждённой ему премии. В случае если Б.Л. Пастернак пожелает совсем выехать из Советского Союза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своём антисоветском сочинении "Доктор Живаго", то официальные органы не будут чинить ему в этом никаких препятствий".

Фото: © Википедия, Shutterstock

Фото: © Википедия, Shutterstock

Травля из-за премии пошла на спад после публикации в "Правде" письма Пастернака. "В моём положении нет никакой безысходности. Будем жить дальше, деятельно веруя в силу красоты, добра и правды. Советское правительство предложило мне свободный выезд за границу, но я им не воспользовался, потому что занятия мои слишком связаны с родною землёю и не терпят пересадки на другую".

Это была временная передышка. Гонение Пастернака вновь началось в марте 1959 года, после публикации на Западе его стихотворения "Нобелевская премия".

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придёт пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

В один из дней, когда Пастернак гулял один по Переделкино, подъехала машина, в которую его затолкали силой и привезли в прокуратуру. Его допрашивал лично генпрокурор Руденко. Писателя обвиняли по 64-й статье — "Измена Родине". На протяжении двух часов Пастернака запугивали возбуждением уголовного дела: если ещё раз его произведение будет опубликовано на Западе, то он будет арестован.

Отказ от Нобелевской премии, нападки правительства, критика со стороны других писателей — все эти волнения сильно подорвали здоровье 69-летнего Пастернака. В апреле 1960 года он впервые почувствовал, что болен: из-за боли в левой лопатке он не мог писать сидя. 30 мая он умер от рака лёгких.

Роман Пастернака "Доктор Живаго" лёг в основу голливудской экранизации, удостоенной "Оскара". Но впервые на русском языке произведение было напечатано только в 1989 году, через 29 лет после смерти автора. Тогда же медаль Нобелевского лауреата была вручена членам семьи Пастернака.

Читайте также: