Наблюдение в психодиагностике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наблюдение как метод исследования поведенческих реакций человека и его виды (контролируемое, открытое, включенное, полевое, лабораторное, систематическое, эпизодическое, стандартизированное, выборочное). Его преимущества и недостатки, типичные ошибки.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.04.2014
Размер файла 13,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

студент 4 курса

Красноярск 2013 г.

2. Особенности наблюдения

3. Преимущества и недостатки метода наблюдения

4. Типичные ошибки наблюдения

5. Виды наблюдения

6. Метод наблюдения

Наблюдение относится к одному из основных методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений. Существуют различные приемы и способы наблюдения и интерпретация различных поведенческих реакций людей, по которым можно судить о типологических чертах характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной возбудимости и пр.

наблюдение поведенческий лабораторный эпизодический

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий.

2. Особенности метода наблюдения

- непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

- данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

- целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

- зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;

- влияние наблюдателя на объект наблюдения;

- влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

- четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

- осуществляется по заранее продуманному плану;

- данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;

- полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

3. Преимущества метода наблюдения

- непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;

- оперативность получения информации;

- объективность, конкретность данных;

- единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;

- расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;

- возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

- возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

- возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

- локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;

- невозможность повторения событий ситуации;

- трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;

- искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

- пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

- ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;

- субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Недостатки метода наблюдения

-локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;

-невозможность повторения событий ситуации;

-трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;

-искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

-пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

-ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;

-субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

4. Типичные ошибки наблюдения

- Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

- Эффект снисхождения - тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

- Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

- Ошибка корреляции - оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

- Ошибка контраста - склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

- Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

- необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,

- нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом.

5. Виды наблюдения

- заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов

- применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

- применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,

- при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,

- осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

- предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,

- исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

Варианты включенного наблюдения:

- наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой -- зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

- осуществляется со стороны,

- наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

- самый распространенный вид исследования,

- протекает в естественных для наблюдаемых условиях;

- реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

- характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,

- исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

Преимущество лабораторного наблюдения - углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.

При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства - фото - кино - видео - аппаратура, измерительные приборы.

- проводится регулярно с заданной периодичностью,

- осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,

- выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),

- классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое (случайное) наблюдение:

- обычно не планируется, является богатым источником информации,

- трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,

- продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

Одномоментное наблюдение - фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

Панельное наблюдение - процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

Нестандартизированное наблюдение - изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

Стандартизированное наблюдение - способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Наблюдение может быть:

- с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений -сплошное наблюдение. наблюдение

Лучший способ фиксации -- скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

- движения индивидов и целых групп.

Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

6. Метод наблюдения

Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации -- объект -- время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плана;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы:

а) карточка наблюдения - предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

б) протокол наблюдения - предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя - предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Наблюдение как метод сбора данных, широко используется в различных схемах исследований.

Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.

Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.

Список используемой литературы

1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.

2. Рогов Е.И. Общая психология. М. ВЛАДОС, 1998.

3. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ. 1996. №4.

4. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.Просвещение: 1999.

5. С.С. Фролов Социология: Учебник. - М.: 1999. -344 с.

Подобные документы

Психологическое наблюдение как метод сбора информации, классификация видов наблюдения. Интерпретация различных поведенческих реакций личности и особенностей интеллектуальной сферы человека. Классификация методов обучения и основных видов образования.

контрольная работа [32,2 K], добавлен 20.11.2010

Социально-психологическое наблюдение как метод сбора научной информации. Направленное, систематическое прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий. Виды и этапы исследования методом наблюдения; схема наблюдения Бейлза.

доклад [23,4 K], добавлен 18.01.2010

Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей младшего возраста. Совокупность средств исследования особенностей психического развития новорожденных. Научное наблюдение как психодиагностический метод; шкалы Гезелла.

контрольная работа [23,3 K], добавлен 12.04.2014

Наблюдение - наиболее распространенный и востребованный метод социологических и психологических исследований. Краткая характеристика ПС 500 кВ "Камала-1". Должностные обязанности психолога исследуемого предприятия. Составление программы наблюдения.

отчет по практике [41,9 K], добавлен 22.06.2012

Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

презентация [366,8 K], добавлен 01.12.2016

Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.

контрольная работа [15,6 K], добавлен 30.10.2009

Наблюдение и эксперимент как главные методы в педагогической психологии. Содержание психологического наблюдения и его зависимость от понимания предмета психологии. Метод интроспекции ("смотрение внутрь себя"). Выделение объективного состава деятельности.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Из правил психологического наблюдения, сформулирован­ных R. В. Cattail (1957), всегда следует стремиться к выпол­нению следующих. Наблюдение должно быть возможно более продолжительным, и, главное, необходимо увидеть больного в тех ситуациях, где могут раскрыться особенности его пси­хического состояния и черты личности. К этим ситуациям от­носятся: 1) осмотр больного специалистами, от заключения которых зависит его судьба; 2) подготовка и проведение бо­лезненных или ответственных процедур; 3) у госпитализиро­ванных больных — свидание с родными и близкими; 4) обста­новка общения с другими больными, особенно с теми, кто бо­лен тем же или сходным заболеванием; 5) моменты, когда больной узнает или становится непосредственным свидетелем неблагоприятного исхода у других больных, страдающих тем же или, с его точки зрения, сходным заболеванием.

Наблюдение требует постоянного стремления к объектив­ности со стороны самого наблюдателя. Предвзятая точка зре­ния обычно быстро обрекает на неуспех. Наблюдатель дол­жен непрестанно следить за собой, проверять самого себя, не являются ли те или иные его оценки, заключения, изложение наблюдавшихся фактов в поведении больного плодом его, на­блюдателя, пристрастности, проявлением симпатии или антипа­тии к объекту наблюдения. Полностью устранить влияние дан­ного фактора вряд ли возможно, но постоянно стараться огра­ничить его действие необходимо. Наконец, требуются опыт, выработка определенных навыков наблюдательности — иначе многое может остаться незамеченным. Эти навыки разным ис­следователям даются с неодинаковой легкостью. Но даже те, кому эти навыки поначалу даются с трудом, со временем при достаточном упорстве хорошо осваивают их. Иное дело те, кто убежден в своей прекрасной наблюдательности или хочет по­казать ее другим, но на самом деле видит лишь то, что желает видеть; для него беспристрастность наблюдения оказывается недостижимой. Наблюдение как метод психологической диаг­ностики начинается с первого контакта с больным. Обычно это случается при собирании психологического анамнеза. Уже здесь могут достаточно отчетливо выступить общительность или замкнутость, живой, веселый нрав или склонность к уны­нию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, под­черкнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дис­танции, неторопливая обстоятельность или суетливость в мыс­лях и действиях, болтливость либо осторожная осмотритель­ность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмо­циональная лабильность. Все это дает немало материала и для оценки психического состояния, и для суждения о личности, в особенности о типе акцентуации характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы психодиагностики. Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.

Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка.

Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.

Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

следует наблюдать в реальных естественных условиях. Если, например, объект исследования – учебная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока – некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников возможны признаки переутомления.

Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.

Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Беседа. Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с разными целями:

-метод беседы используется для установления контакта, настройки на сотрудничество

-метод беседы используется для создания положительной мотивации на обследование и усиление ее. Это подготовка к психодиагностическому обследованию.

-метод беседы используется для получения диагностической информации от испытуемого

-метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи.

Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, то это уже клиническое интервью.

Их нельзя противопоставлять, они связаны друг с другом. Любой вид интервью начинается в установления контакта, настройки на сотрудничество.

В психотерапевтической беседе первый этап содержит этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия.

Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы:

1)в процессе беседы психодиагност вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе.

2)психодиагност обязан обращать внимание и на формальную сторону беседы, на манеру речи испытуемого, так как она важна для оценки личностных особенностей.

4)собеседники находятся в неравных позициях (психодиагност задает вопросы, испытуемый - отвечает). Ассиметрия позиций может нарушить отношения, человек может уйти в себя, отказаться отвечать на вопросы. -Психодиагност должен понимать это неравенство и не утрировать, не подчеркивать этого.

-надо отвечать на возможные вопросы испытуемого

-перед началом беседы психолог просит ответить на вопросы, потом сам обязуется ответить на все вопросы испытуемого.

-каждый психолог априорно воспринимается как специалист по человеческим отношениям, и беседа выходит за рамки обычной беседы, так как к психологу предъявляются повышенные требования, и к его личности тоже - *коммуникабельность - направленность на другого человека

*высокая эмпатия (способность к сочувствию и сопереживанию)

*высокий уровень рефлексии

Метод изучения продуктов деятельности. Метод изучения продуктов деятельности - исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие у него разных психологических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности. Метод анализа продуктов деятельности широко распространён в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта в его уникальности. Применяя этот метод, можно анализировать содержательно и формальные характеристики объекта изучения. Анализ продуктов деятельности даёт важный материал для клинической психологии: при определённых заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), когда резко меняется характер продуктивности, что видно в особенностях текста, рисунках, поделках. Объекты изучения:изделия ручного труда, рукоделия, стихи, сказки, рассказы, рисунки, лепка, аппликации, постройки и др. Требования к методу: 1) анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно; 2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность; 3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности. Социометрия: Социометрия - метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Он состоит в том, что основным измерительным приемом является вопрос, отвечая на который каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Результаты заносятся на социограмму - график, на котором стрелками указаны выборы (отвержения) членов группы, либо в таблицу, в которой подсчитывается число выборов, полученное каждым членом группы. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Негативный - дезорганизующие тенденции в поведении личности. Используются групповые и индивидуальные формы социометрии, а также модификации в виде игры, рисуночных тестов и др.

Эксперимент: Эксперимент - метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

По форме проведения выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент был предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г. на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Естественный эксперимент проводится в условиях привычной для испытуемого деятельности (на занятиях, в игре). Педагог может широко использовать этот метод в своей работе. В частности, изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение материала, особенности его понимания и запоминания. Такие известные в нашей стране педагоги, как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург и др. добились высоких результатов в обучении и воспитании детей благодаря экспериментированию, созданию инновационных площадок в образовании.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. В частности, особенности познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и др.) могут изучаться с помощью специально созданной аппаратуры. В педагогической психологии данный вид эксперимента практически не используется, так как возникает проблема переноса полученных в лабораторных условиях данных в реальную педагогическую практику.

По целям проведения выделяют констатирующий и формирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития (например, уровня развития абстрактно-логического мышления, степени сформированности моральных представлений). В этом случае разновидностью констатирующего эксперимента являются тесты. Полученные данные составляют основу формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент направлен на активное преобразование, развитие тех или иных сторон психики. Благодаря экспериментально-генетическому методу, созданному Л.С. Выготским, появилась возможность не только выявить качественные особенности развития высших психических функций, но и целенаправленно влиять на их формирование. В рамках формирующего эксперимента доказана возможность формирования у младших школьников научно-теоретического мышления, созданы условия для интенсивного изучения иностранного языка, обеспечено сближение учебной и профессиональной деятельности.

По форме тесты могут быть индивидуальными (взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один) и групповыми (позволяют одновременно проводить испытания с очень большой группой людей); устными (чаще всего бывают индивидуальные тесты) и письменными (групповые); вербальными (операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме) и невербальными (тестовый материал представлен в наглядной форме, в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.д.).

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы:

Этот тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях – математике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей.

Эти психодиагностические методы направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Тесты достижений предназначены для оценки продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки.

Опросники.

Методики проективной техники.

Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п.

Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.

Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.

Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.

Классификация методов наблюдения

Классификация методов наблюдения

Рисунок 1. Классификация методов наблюдения

В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.

Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.

Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.

Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).

Скрытое включенное наблюдение

Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.

В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.

Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.

Техника наблюдения

Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.

Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.

Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.

Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.

Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.

Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.

Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.

Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.

Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.

Объект и предмет наблюдения

Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза

Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.

А – область эмоциональных выражений позитивного характера;

В,С – области постановки и решения задачи;

D – область эмоциональных выражений негативного характера;

а – ориентационные проблемы;

b – проблематика оценки мнений;

c – проблематика контроля;

d – проблематика нахождения решения;

e – проблематика преодоления напряженности;

f – проблематика интегрирования.

К недостаткам метода можно отнести:

  • высокий процент субъективизма при сборе данных;
  • качественный характер выводов наблюдения;
  • низкую степень обобщения результатов.

Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.

Читайте также: