Критический реализм 20 века кратко

Обновлено: 01.06.2024

Критический реализм - художественное направление, в основе которого -
принцип историзма, правдивого изображения действительности.
Возник в 20-х годах XIX века в Европе.
во многом как отрицание художественных принципов романтизма.
Для реализма характерна типизация как средство раскрытия социальных
качеств личности.
Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах.
Прием объективной повествования, усовершенствованный Флобером,
уступает приему, в котором оценка явлений, полемика, дискуссия,
открытый
проявление позиции писателя являются обычными вещами.
Широкие обобщения, смелые гипотезы, обращение к достижениям науки
и культуры - все это черты критического реализма.

Критический реализм родился прежде всего в Англии и во Франции.
Его представителями были такие художники, как Стендаль, О. Бальзак,
В. Скотт, Ч. Диккенс.
В русской литературе его выразителями были М. Гоголь, Л. Толстой,
Ф. Достоевский, А. Чехов и др. .

Когда вещи называют своими именами.. . когда реальность передается такой, какой мы ее видим и знаем.. . ну, это в общих чертах.. . )

Критический реализм - это термин ХХ века, сейчас он не принят. А тогда всех русских писателей Х1Х века называли критическими реалистами, чуть ли не с Лермонтова начиная! Т. е. они изображали "типического героя в типических обстоятельствах" и при этом относились к этим самым социальным обстоятельствам достаточно критично. Его черты - правдивое отображение действительности, суровая оценка ее недостатков, "срывание всех и всяческих масок", как писал Ленин о Толстом, глубокий психологизм, точность исторической детали и т. п.

Критический реализм - художественное направление, в основе которого - принцип историзма, правдивого изображения действительности. Возник в 20-х годах XIX века в Европе. во многом как отрицание художественных принципов романтизма.

Дело, конечно, не просто в термине; он, так или иначе, выражает тот угол зрения, под которым рассматривается и изучается история русского искусства слова. Сразу же скажу, что этот угол зрения, как мне представляется, очень мешает истинному пониманию и, более того, самому восприятию русской литературы и приводит к весьма печальным последствиям на всех уровнях литературоведения – от академических монографий до школьных учебников.

Начнем с того, что уже и так отчетливо выявилось, – с проблемы соотношения западноевропейской и русской литератур XIX века.

Сама критическая, отрицающая стихия в русской литературе исходит из представлений о народном идеале, и как раз этим объясняется ее предельный накал в сатире Щедрина, Некрасова, позднего Толстого. Между тем критическому реализму Запада сатира в собственной, обнаженной форме вовсе не свойственна, ибо сатира, как правило, нераздельно связана с определенным общественно-политическим идеалом, как, скажем, западноевропейская просветительская сатира XVIII века.

Вообще сопоставление русской и западноевропейской литературы XIX века неизбежно порождает одно заведомо бесспорное соображение: если уж мы хотим причислять русскую классику 20 – 70-х годов к критическому реализму, мы должны коренным образом отграничить этот критический реализм от его западноевропейского тезки. Ибо дело идет не о двух вариантах, двух своеобразных проявлениях одной художественной сущности, но о разных сущностях.

Но дело не только в собственно художественных отличиях русской и западноевропейской литератур. Нельзя обойти вопрос и о социологическом аспекте проблемы. Критический реализм на Западе возник и развивался как отражение (в самом широком смысле этого слова) зрелого и устоявшегося буржуазного общества, Между тем русский критический реализм, согласно существующим представлениям, сложился в середине 1820-х годов (не говоря уже о том, что начало его предыстории относят к концу XVII или по меньшей мере ко второй трети XVIII века), когда буржуазные отношения еще только начинают формироваться на периферии всецело дворянской России.

Мне глубоко чужда всякая нарочитая социологизация искусства, но в данном случае речь идет о наиболее общих, исходных социальных основах литературного развития. И уже сам по себе тезис о типологическом родстве западноевропейской и русской литературы, по крайней мере, в 20 – 50-х годах – какие бы оговорки при этом ни делались, – в сущности, вообще снимает вопрос о социологии литературного творчества. Если дворянская Россия могла породить такой же тип искусства, как буржуазная Англия или Франция, значит, социальная почва не имеет сколько-нибудь основополагающего значения для принципов художественного отражения мира.

О глубоких социологических и художественных различиях – или, вернее, несовместимостях – западноевропейского и русского критического реализма можно было бы сказать очень много. Напомню хотя бы, что русскую литературу XIX века неразрывно связывают с освободительным движением, в то время как западный критический реализм не имеет прямой связи с аналогичными движениями: эти движения порождали на Западе вовсе не реализм, но романтизм Гюго, Жорж Санд, Де Костера, Уильяма Морриса и т. д.

Впрочем, я не собираюсь строить свою статью на анализе отличий западноевропейской от русской литературы XIX века. Задача заключается в конкретном определении характера русского историко-литературного процесса.

Нельзя не сказать, прежде всего, о том, что уже само по себе втискивание многообразнейшей и пережившей целый ряд глубокие сдвигов и преобразований русской литературы XIX века в рамки одного направления предстает как неправдоподобное и даже странное решение. Какие бы оговорки о своеобразии творчества Пушкина и Гоголя, Аксакова и Герцена, Щедрина и Достоевского, Чернышевского и Толстого, Глеба Успенского и Чехова при этом ни делались, логика основного общего определения оказывается слишком мощным фактором, побуждающим нивелировать, приводить к единому знаменателю то невиданное многообразие, которое присуще русскому искусству слова эпохи его величайшего расцвета.

Исследователи, а за ними и преподаватели на всех ступенях литературного образования волей-неволей видят главную свою задачу в том, чтобы обнаружить в творчестве каждого художника одну и ту же критико-реалистическую основу.

Но дело не только в своеобразии отдельных художников. Развитие русской литературы в XIX веке более или менее четко делится на ряд совершенно разных периодов. С наступлением каждого нового периода принципиально изменялись все стороны литературы — от тематики до языка, от основного пафоса до стиля, от отношения к действительности до системы жанров.

Я отнюдь не хочу сказать, что в русской классике не было мощной критической, отрицающей стихии. Но я никак не могу согласиться и с тем, что эта стихия преобладала и определяла природу русского искусства слова.

И быть может, еще более важна другая сторона дела: чем обусловлена современная (и, по-видимому, вечная) нетленность творений русской классики, их живая жизнь в наши (и, конечно, в грядущие) дни?

Иначе говоря, необходимо последовательно разграничивать две совершенно разные вещи: проблему субъективного восприятия и, так сказать, использования творений Гоголя (и, конечно, любого другого классика) современниками и преемниками и, с другой стороны, объективную сущность этих творений, определяющую их эстетическое бессмертие.

Эта проблема разграничения субъективного восприятия и объективной сущности искусства исключительно важна. И, если присмотреться внимательней, она постоянно возникает в литературоведческих работах, но чаще всего ставится недостаточно осознанно и основательно.

В записной книжке Достоевского незадолго до смерти высказана такая мысль:

«Народ. Там все. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от народа в чухонском болоте.

Люблю тебя, Петра творенье.

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! –

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет,

И, чуя вешни дни, ликует.

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой.

Из возмущенной глубины

Теснился кучами народ 16 ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

До 19 века сущность человеческого характера рассматривалась как предопределённая богом или естественной природой человека. Реализм 19 века, получивший название критического реализма, предполагает изображение человеческого характера в зависимости от конкретных исторических условий.

Реализм как конкретный исторический метод зародился в 20-е годы 19 века и сформировался в конце 20-30-х годов в творчестве Стендаля, Бальзака, Диккенса, Пушкина и т.д.

Предпосылки развития реализма на Западе:

1. усиление рабочего движения и национально-освободительной войны в 30-40-е годы в странах Западной Европы,

2. подъём культуры буржуазного общества,

3. развитие научной мысли.

Черты критического реализма:

- широта освещаемых проблем

Представители критического реализма особое внимание уделяли изображению социальной борьбы, стремились осознать ход истории и понимали народ как важнейшую движущую силу в ней. Характеры и поступки героев становятся в зависимость от их классовых интересов.

Типизация предполагает умение дать в образе то, что выражает сущность данного явления или характера.

Писатель судит, обличает, утверждает связь среды, обстоятельств и характера. Реалисты показывают характеры в становлении и развитии во всём многообразии их жизненных связей, исторических и бытовых условий.

Основным принципом критического реализма является раскрытие социально-исторической обусловленности в изображении явлений жизни и судьбы человека.

Психологизм – отображение духовной, внутренней жизни человека в движении, т.е. в слиянии множества мотивов и их взаимодействий (поступки, мысли, чувства, переживания, внутренние монологи).

Критический реализм не указывает пути к лучшей жизни, но высвечивает обстоятельства, враждебные человеческим стремлениям к такой жизни.

Французский критический реализм

Особенностью французского критического реализма было то, что он начал формироваться в обстановке острой классовой и идеологической борьбы. Передовые писатели того времени не только критиковали буржуазию и аристократов, но и искали положительный идеал, стремились доказать, что всё происходящее в буржуазном мире лишено гуманности и является предательством идеалов просветителей и Великой Французской революции. Герои их произведений боролись за переустройство в мире и своё место в нём.

Реализм в России

В России 19 век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. В основе этого развития лежит нарастание освободительного движения, центр которого концу века перемещается с Запада в Россию и приводит к революциям в начале 20 века.

Если в период начального развития реализма Россия воспринимала и осмысливала традиции западноевропейского реализма, то во второй половине 19 века уже сам русский реализм начинает оказывать мощное воздействие на мировую литературу.

Классическую форму приобрёл жанр романа, который в русской литературе 19 века представлен различными видами:

а) философско-исторический (Л.Н. Толстой)

б) общественно-политический (И. Тургенев)

в) психологический (Ф.Достоевский)

г) бытовой (И.Гончаров)

д) сатирический (М. Салтыков-Щедрин)

Реализм русских писателей отличается от западноевропейского и характером жизненного материала, и выбором героя, и особенностями художественной структуры.

Новаторство русской литературы – сплетение судеб её героев с русской историей, революциями.

Западная литература показала нам трагедию человека при буржуазном строе. Русская же на первое место выдвинула трагедию народа, и трагедию человека она поставила в зависимость от этого.

Душа русской литературы – психологический анализ.

В 60-е годы происходит быстрая дифференциация политических сил: революционеры-демократы и либералы.

Основные споры между ними идут по пути дальнейшего развития России и роли литературы в общественной жизни.

Журналы 60-х годов:

До 19 века сущность человеческого характера рассматривалась как предопределённая богом или естественной природой человека. Реализм 19 века, получивший название критического реализма, предполагает изображение человеческого характера в зависимости от конкретных исторических условий.

Реализм как конкретный исторический метод зародился в 20-е годы 19 века и сформировался в конце 20-30-х годов в творчестве Стендаля, Бальзака, Диккенса, Пушкина и т.д.

Предпосылки развития реализма на Западе:

1. усиление рабочего движения и национально-освободительной войны в 30-40-е годы в странах Западной Европы,

2. подъём культуры буржуазного общества,

3. развитие научной мысли.

Черты критического реализма:

- широта освещаемых проблем

Представители критического реализма особое внимание уделяли изображению социальной борьбы, стремились осознать ход истории и понимали народ как важнейшую движущую силу в ней. Характеры и поступки героев становятся в зависимость от их классовых интересов.

Типизация предполагает умение дать в образе то, что выражает сущность данного явления или характера.

Писатель судит, обличает, утверждает связь среды, обстоятельств и характера. Реалисты показывают характеры в становлении и развитии во всём многообразии их жизненных связей, исторических и бытовых условий.

Основным принципом критического реализма является раскрытие социально-исторической обусловленности в изображении явлений жизни и судьбы человека.

Психологизм – отображение духовной, внутренней жизни человека в движении, т.е. в слиянии множества мотивов и их взаимодействий (поступки, мысли, чувства, переживания, внутренние монологи).

Критический реализм не указывает пути к лучшей жизни, но высвечивает обстоятельства, враждебные человеческим стремлениям к такой жизни.

Французский критический реализм

Особенностью французского критического реализма было то, что он начал формироваться в обстановке острой классовой и идеологической борьбы. Передовые писатели того времени не только критиковали буржуазию и аристократов, но и искали положительный идеал, стремились доказать, что всё происходящее в буржуазном мире лишено гуманности и является предательством идеалов просветителей и Великой Французской революции. Герои их произведений боролись за переустройство в мире и своё место в нём.

Реализм в России

В России 19 век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. В основе этого развития лежит нарастание освободительного движения, центр которого концу века перемещается с Запада в Россию и приводит к революциям в начале 20 века.

Если в период начального развития реализма Россия воспринимала и осмысливала традиции западноевропейского реализма, то во второй половине 19 века уже сам русский реализм начинает оказывать мощное воздействие на мировую литературу.

Классическую форму приобрёл жанр романа, который в русской литературе 19 века представлен различными видами:

а) философско-исторический (Л.Н. Толстой)

б) общественно-политический (И. Тургенев)

в) психологический (Ф.Достоевский)

г) бытовой (И.Гончаров)

д) сатирический (М. Салтыков-Щедрин)

Реализм русских писателей отличается от западноевропейского и характером жизненного материала, и выбором героя, и особенностями художественной структуры.

Новаторство русской литературы – сплетение судеб её героев с русской историей, революциями.

Западная литература показала нам трагедию человека при буржуазном строе. Русская же на первое место выдвинула трагедию народа, и трагедию человека она поставила в зависимость от этого.

Душа русской литературы – психологический анализ.

В 60-е годы происходит быстрая дифференциация политических сил: революционеры-демократы и либералы.

Основные споры между ними идут по пути дальнейшего развития России и роли литературы в общественной жизни.

Журналы 60-х годов:

Фото Реализм в литературе - черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм - это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

В философии реализм - это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания - закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме - средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы - И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм - это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии - они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.


Реализм в живописи

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии - Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии - Константин Менье, в России - передвижники, Илья Репин.

Читайте также: