Ахматова во время войны кратко
Обновлено: 04.07.2024
Война застала Ахматову в Ленинграде. В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: “С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…” Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили, поэт выступала на радио, по словам О. Берггольц, “как истинная и отважная дочь России и Ленинграда”.
В октябре больную Ахматову
эвакуировали из осажденного города. Об этом времени она вспоминала: “До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам.
В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий зной древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград”.
Великую Отечественную войну Ахматова восприняла как искупление народом греха революции
и безбожия. Ее стихи военных лет выдержаны в духе советской поэзии и снова появляются в печати. Стихотворение “Мужество” было напечатано в газете “Правда” 8 марта 1942 года:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
“Великое русское слово” выступает как символ народа. Стихотворение обращено к вечному, и эта главная идея сконцентрирована в его последнем слове – “навеки”. Идея “Мужества” и других военных стихов Ахматовой не сводится к пафосу борьбы с врагом, она заключается в том, что народ совершает небывалый подвиг во имя духовной свободы.
Ахматова в годы войны пишет не о себе, а о женщине вообще, матери, для которой все дети – родные: первый дальнобойный немецкий снаряд в Ленинграде “равнодушно гибель нес / Ребенку моему”, словно о родном (и живом: “Постучись кулачком – я открою”) пишет она в эвакуации о погибшем иод бомбами маленьком сыне ее соседей по Фонтанному Дому (“Памяти Вали”, 1942), и даже старинная статуя в Летнем саду, заботливо укрываемая землей, для нее “доченька” (“Nox. Статуя “Ночь” в Летнем саду”, 1942).
В 1946 году Ахматова снова попала в немилость к партийному руководству: после выступления секретаря ЦК ВКП(б) А. Жданова вышло постановление ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград””, в котором поэзию Ахматовой обвинили в безыдейности, отсутствии воспитательного начала. Поэта исключили из Союза писателей. Весь тираж уже напечатанного в 1946 году нового сборника ее стихов (10 ООО экземпляров) был уничтожен. Ахматову вновь перестали печатать, она бедствовала.
Многие прежние знакомые, увидев Анну Андреевну на улице, переходили на другую сторону, и лишь немногие друзья продолжали общение с ней. Но она вынесла все с достоинством.
В конце 1950-х годов запрет с имени Ахматовой был снят. В 1958 и 1961 годах вышли небольшие сборники ее стихотворений, а в 1965 году – итоговый, самый большой прижизненный сборник “Бег времени”.
В первом стихотворении цикла “Тайны ремесла” – “Творчество” – воссоздается таинство рождения произведения: “И просто продиктованные строчки / Ложатся в белоснежную тетрадь”. Внимание поэта задерживают разные звуки, из которых возникают тональность, настроение будущего стихотворения. Вокруг единственного, “все победившего” звука так тихо, что “слышно, как в лесу растет трава”. И наконец поэт “начинает понимать” прозвучавшее в мире слово.
Истинно художественное произведение Ахматова всегда воспринимала как “продиктованное” кем-то, “подслушанное” у музыки, природы, Музы.
Подумаешь, тоже работа, –
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
Поэт, 1959
Ранние годы
Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе.
Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные женские курсы.
Начало творческого пути
Личная жизнь
В 1910 году вышла замуж за Николая Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича. Затем в 1918 году в жизни Ахматовой произошел развод с мужем, а вскоре новое замужество с поэтом и ученым В. Шилейко.
А в 1921 году Гумилев был расстрелян. Со вторым мужем она рассталась, а в 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным.
Изучая биографию Анны Ахматовой стоит кратко отметить, что многих близких ей людей постигла печальная участь. Так, Николай Пунин трижды находился под арестом, а единственный сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.
Творчество
В Москве в июне 1941 года Анна Андреевна Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой, это была их единственная встреча.
Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души.
Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.
Смерть и наследие
Умерла Анна Андреевна в Подмосковном санатории 5 марта 1966 года. Была похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище.
Именем Ахматовой названы улицы во многих городах бывшего СССР. Литературно – мемориальный музей Ахматовой находится в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. В этом же городе установлено несколько памятников ей. Мемориальные доски, в память о посещении города, установлены в Москве и Коломне.
Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко) 11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966 — одна из крупнейших русских поэтесс XX века, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик.
Анна Андреевна Ахматова родилась на юге России, в Одессе 11 июня 1889 года (старый стиль) в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны (в девичестве Строговой). Спустя два года супруги Горенко переехали в Царское Село, где Аня училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским, читала в подлиннике Данте. Из русских поэтов первыми открыты были ею Державин и Некрасов, затем открылся Пушкин, любовь к которому осталась на всю жизнь.
В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с дочерью сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.
Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну.
Поэзия
Разрыв с Гумилевым и революция
В марте Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 году, когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов.
Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем.
Отечественная война и мировое признание
Летом 1944 года Ахматова вернулась в Ленинград. Она выезжала на Ленинградский фронт с чтением стихов, с успехом прошел ее творческий вечер в Ленинградском доме писателей. Весной 1945 года, сразу после победы, ленинградские поэты, в их числе и Ахматова, с триумфом выступали в Москве.
В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Церемония прошла особенно торжественно. Впервые в истории Оксфордского университета англичане нарушили традицию: не Анна Ахматова всходила по мраморной лестнице, а ректор спускался к ней.
Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.
Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом.
Блокада Ленинграда: 8 сентября 1941 - 27 января 1941
АННА АХМАТОВА
МУЗА ПЛАЧА - ЧТОБ ВАС ОПЛАКИВАТЬ МНЕ ЖИЗНЬ СОХРАНЕНА
…И не ставшей моей могилой
Ты, гранитный, кромешный, милый,
Побледнел, помертвел, затих.
Разлучение наше мнимо:
Я с тобой неразлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
И на гулких дугах мостов,
И на старом Волковом Поле,
Где могу я рыдать на воле
В чаще новых твоих крестов
Дай мне горькие годы, недуга,
Задыханье, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар.
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Молитва, 1915
В 30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую поэму “Реквием” - молитва за упокой душ тысяч невинно убиенных. И если она чего-то и боялась, то не боли и страданий, но того, что может вдруг забыть и тем самым предать тех женщин, что стояли вместе с ней в тюремных очередях 1937 и 1938 года:
Разве не я тогда у креста,
Разве не я тонула в море,
Разве забыли мои уста
Вкус твой, горе!
Анна Ахаматова, 1920-е годы, фотография здесь
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена! Ведь все равно — вы с нами.
Все на колени, все! Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами —
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Все ниже падали нормы выдачи продуктов по продовольственным карточкам. Городу становилось все труднее. В сентябре 1941 г. Ахматова написала:
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он все слышит…
Писательница Аманда Хайт большую работу посвятила расшифровке ахматовских символов. В начале своего пути, связанная узами с земной жизнью, Ахматова не принимала тайный язык символизма. Она могла писать только о том, что пережила сама. Но желание понять трагические обстоятельства своей жизни и вынести их, заставила поэтессу принять, что ее жизнь глубоко символична. Сближая символы с реальными людьми она находит спасительный выход - "симпатические чернила", "зеркальное письмо".
Из года сорокового,
Как с башни, на все гляжу.
Как будто прощаюсь снова
С тем, с чем давно простилась,
Как будто перекрестилась
И под темные своды схожу.
25 августа 1941 года. Осажденный Ленинград.
Вступление к Поэме без героя.
Портрет Анны Ахматовой. Художник В.П.Белкин, Русский музей, Санкт-Петербург. Картина выставлялась в 1932 году, но экспертиза показала, что художник продолжал работать над ней до 1942 года
1913 год был последним годом, когда еще имели какое-то значение поступки отдельной личности, а уже начиная с 1914 года "Настоящий Двадцатый Век" все более и более вторгался в жизнь каждого. В первой части поэмы без героя "Девятьсот тринадцатый год" поэтесса ожидает таинственного гостя из будущего. Но вместо него к ней приходят под видом ряженых тени прошлого. Во время маскарада разыгрывается драма самоубийства поэта Князева, который покончил с собой в 1913 году от неразделенной любви к Ольге Судейкиной. Он - "Пьеро" она - "Коломбина десятых годов". Соперник Князева, тоже поэт, со славой которого он не может спорить, - Александр Блок, предстающий здесь в демонической маске Дон Жуана. Пока разворачивается эта личная трагедия, по "легендарной набережной" Невы уже приближается "не календарный Двадцатый Век".
Анна Ахматова, 1942 год, Ташкент
Последняя часть поэмы "Эпилог" посвящена блокадному Ленинграду и нерасторжимой связи Ахматовой с городом. Героем поэмы становится Петербург-Ленинград, город, некогда проклятый "царицей Авдотьей", женой Петра Великого, город Достоевского. Распятый в блокаду, он виделся Ахматовой символом того, что она вкладывала в понятие "Настоящего Двадцатого Века". Личные страдания слились со страданиями всего города, достигшими своего предела
..И не ставший моей могилой
Ты, гранитный, кромешный, милый,
Побледнел, помертвел, затих.
Разлучение наше мнимо:
Я с тобой неразлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
И на гулких дугах мостов,
И на старом Волковом Поле,
Где могу я рыдать на воле
В чаще новых твоих крестов
Блокада Ленинграда стала в поэме кульминацией вторжение века в человеческие судьбы. В "Эпилоге" Ахматова может говорить от имени всего Ленинграда - страдания круга близких ей людей, ставших жертвами репрессий, во время войны полностью слились со страданиями всех обитателей осажденного города.
Корней Чуковский в статье, опубликовавший в 1964 году считает героем безгеройной поэмы Ахматовой само Время. Ахматова воссоздает прошлое, созывая из могил друзей юности, но лишь затем, чтобы найти отгадку своей жизни. "В моем начале мой конец" - когда перед ее глазами проносится арлекинада, она говорит:
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет -
Страшный праздник мертвой листвы.
Фонтанный дом, бывший дворец Щереметьевых. В здании находится музей Анны Ахматовой.
В опубликованном уже после войны дневнике Павла Николаевича Лукницкого в августе 1941 года есть запись: "Заходил к Ахматовой. Она лежит - болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у нее хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступать по радио.
Из дневника Ольги Берггольц (О. Ф. Берггольц. Встреча. М., , 2000, запись от 24 сентября 1941 г. «…Зашла к Ахматовой, она живет у дворника, убитого артснарядом на улице Желябова, в подвале, в темном, темном уголку прихожей. с ввалившимися глазами - Анна Ахматова, муза плача, гордость русской поэзии… Она сидит в кромешной тьме как в камере смертников. Плакала о Тане Гуревич…"
В сентябре во время тяжелейших артиллерийских обстрелов и бомбежек Ахматова обратилась по радио к женщинам Ленинграда. "Мои дорогие сограждане, матери, жены и сестры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжелые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором.."
Памятник Анне Ахматовой напротив Крестов
До мая 1944 года жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. Ухаживала за больной тифом Лидией Чуковской - "У вас в комнате 100 градусов, 40 ваших и 60 ташкентских". Потом заболела сама.
Эмма Герштейн заметила, что после Ташкента Ахматова сильно переменилась. Она стала по-другому выглядеть: исчезла ее знаменитая челка и после тифа она стала полнеть. Изменились ее манеры, расширился круг знакомых. Поступок Гаршина (любимый человек Ахматовой, оставшийся в Ленинграде, женился на медсестре) неизбежно должен был привести ее к переоценке собственной жизни. В первый месяц после возвращения она сожгла рукопись драмы "Энума элиш". Скорее всего тогда же погибло в огне, по чисто личным мотивам, и многое другое из написанного в Ташкенте.
27 января 1944 года Ленинград был освобожден от блокады, 1 июня 1944 года Ахматова вернулась в Ленинград.
Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
За версту я обойду
Ленинградскую беду.
Я не песенкой наемной,
Я не похвалой нескромной,
Я не взглядом, не намеком,
Я не словом, не попреком,
Я земным поклоном
В поле зеленом
Удивительно, что она первой напишет о живом городе, то есть о городе, как о живом существе, - она словно слышит его дыхание… Несколькими штрихами она создает образ города, погружающегося в блокадный мрак:
И стоит мой город зашитый…
Тяжелы надгробные плиты
На бессонных очах твоих.
Портет Ахматовой, художник Мартирос Сарьян, 1946
Четырнадцатого августа 1946 года грянуло Постановление ЦК ВКП (б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград””. “Я не была к нему подготовлена, — вспоминала Берггольц позднее, — оно меня ошеломило. Кроме того, Анну Ахматову я знала с 18 лет, дружила с ней, любила ее и ее стихи, и все об этом знали, и хотя я никак не упоминалась в постановлении, вокруг меня в Ленинградском отделении Союза писателей начали некоторые братья-писатели поднимать свистопляску. … в одной ленинградской газете огромный подвал, где в разнузданно-хамских тонах опорочивались все мои блокадные стихи… Меня отовсюду повыгоняли - из Правления, редсовета издательства…" Готовые тиражи двух книг Ахматовой пошли под нож. Тогда же был рассыпан набор книги еще одной блокадной поэтессы - Натальи Крандиевской, о стихах которых в то время так и не узнали те, кто мог бы их по-настоящему оценить. Вера Инбер за блокадный "Пулковский меридиан" получит Сталинскую премию.
Портрет Анны Ахматовой в 1960 годы здесь
В поздние годы итальянцы присудили Ахматовой премию лучшего поэта века. К ней пришел кто-то из секретариата Союза писателей и стал убеждать ее не рисковать здоровьем, больным сердцем. Предложил, чтобы от ее имени в Риме представительство вела Вера Михайловна Инбер. Племянница Троцкого, а значит, заложница страха. Ахматова ответила: "Вера Михайловна Инбер может представительствовать от моего имени только в преисподней". И поехала сама, сама произнесла речь в Риме, удивив итальянцев красотой своего итальянского языка и музыкальной точностью произношения. (Александр Ольбик. У времени в плену. Из беседы с Александром Межировым).
Умерла Анна Ахматова в 1966 году в подмосковном санатории Барвиха. Отпевали, как она и хотела – в Никольском соборе. Прощание с покойной длилось почти два часа. Кто-то подсчитал, что мимо гроба Ахматовой прошло более пяти тысяч человек. Похоронена в Комарово.
Читайте также: