Государственный аппарат рф кратко

Обновлено: 19.05.2024

— государственный аппарат представляет собой целостную систему государственных органов, которая основана на общности целей и задач, единстве принципов его организации и деятельности. Его структурным первичным элементом являются государственные органы;

— органы, составляющие государственный аппарат, взаимодействуют как составные части строгой иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим, действующим в пределах своей компетенции;

— выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках, т. е. состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;

— обладает монополией на легальное насилие;

— через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства;

— обладает необходимыми средствами для выполнения государственных задач и функций: материальными (например, деньги), информационными, организационными, включая орудия принуждения;

— является официальным носителем государственного суверенитета.

Формы деятельности государственного аппарата:непосредственно-управленческие и правовые. Они обусловлены содержанием его функций, которые он выполняет.

К правовым формам относятся: 1) правотворческая деятельность — издание нормативных правовых актов, судебных прецедентов, нормативных правовых договоров; 2) правоисполнительная деятельность — реализация юридических норм; надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности; 3) судебная деятельность.

Система государственного аппарата.Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы.

Чаще всего, государственный аппаратделится на систему законодательных органов, систему исполнительных органов и систему судебных органов.

Возможно подразделение государственного аппарата на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):

— подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);

— подсистему органов правопорядка(суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, полиция, разведка), которые выполняют решения высших органов государства.

2. Органы государства: понятие и виды

Орган государства — звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы — своеобразный инструментарий осуществления власти.

Признаки государственного органа:

— представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

— деятельность направлена на удовлетворение общественных (пуб­личных) интересов;

— образован и действует на основе правовых актов. Порядок его формирования и деятельности строго регламентирован нормативными правовыми актами (конституцией, законами, подзаконными актами). Он может действовать по принципу: можно только то, что предписано соответствующим нормативным правовым актом (в отличие от граждан, которые, в большинстве случаев, действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом);

— деятельность носит публично-властный характер и оформляется, в подавляющем большинстве случаев, в виде формально-правовых решений, подлежащих опубликованию;

— наделен властными полномочиями, т. е. способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения, обеспечивать их реализацию. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенциях (полномочиях);

— состоит из государственных служащих. Как уже отмечалось, деятельность чиновников (государственных служащих) в составе публично-властных органов носит, преимущественно, профессиональный и, в силу этого, возмездный характер;

— имеет соответствующую материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции;

— имеет свой предмет ведения (содержание деятельности), выполняет свойственные только ему задачи и функции, активно участвует в реализации функций государства;

— обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью, структурно обособлен и юридически оформлен;

— образуется от имени государства и действует по его поручению.

Основным признаком органа государства считают его государственно-властные полномочия — это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.

Компетенция — это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо, которые закрепляются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов (юрисдикционных), уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в форме: а) издания предписаний общего характера (нормативные акты), б) принятия предписаний индивидуального характера (акты применения).

Виды государственных органов.

— в зависимости от содержания и объема компетенции:

— общей компетенции, которая охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например, правительство в области управления);

— специальной компетенции, в которую входят только точно поименованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент;

— по основному способу реализации функций выделяют: законодательные, исполнительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

— по способу принятия решениявыделяют: коллегиальные и единоличные органы;

— по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);

— по правовым формам деятельностивыделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные органы.

Наиболее употребляемая классификация государственных органов — деление их по принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.

Особенности законодательных органов (парламента). Для законодательных органов характерно то, что они являются:

— органами представительными — представляют нацию, все слои населения;

— органами законодательными — их основная деятельность — издание законов;

— органами первичными — создаются непосредственно народом;

— органами с верховными финансовыми полномочиями — утверждают бюджет страны, принимают отчет по его исполнению.

Функции парламента. Функции парламента — это основные направления его деятельности. Их несколько:

— представительная — парламент представляет народ, выражает его суверенитет;

— законодательная — парламент принимает законы;

— финансовая — парламент утверждает бюджет.

Называются и другие функции парламента, а именно: учредительная функция — создание государственных институтов или участие в их формировании; решение вопросов внешней политики; определенные судебные функции — привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности.

Особенности органов исполнительной власти. Для исполнительных органов характерно то, что:

— они в своем составе имеют силовые структуры;

— имеют иерархический принцип построения, субординационный характер;

— их деятельность носит универсальный характер, охватывает все сферы общественной жизни;

Формы исполнительной власти.Различают три формы исполнительных органов власти:

— монократическая — власть сосредотачивается в руках главы государства, который формирует правительство;

— дуалистическая — глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;

— коллегиальная — глава государства формирует орган, который принимает решения большинством голосов (например, Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии).

Функции исполнительных органов.Основная функция исполнительных органов — исполнительно-распорядительная. Она выражается в осуществлении тех решений, которые приняты представительными органами; в управлении — путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.

Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства.

Глава государства. В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах — монарх. Положение последнего в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример — Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В номинальных монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.

Президент как глава государства координирует деятельность всех высших органов власти, служит гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.

Правительство. Правительство — центральный орган исполнительной власти. Он характеризуется тем, что:

— является органом общей компетенции — все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;

— как правило, образован на срок полномочий представительного, верховного органа; правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;

— обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;

— является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.

Органы местного самоуправления.Самоуправление — это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества, местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом: во-первых, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции; во-вторых, государственная власть осуществляет контроль над законностью решений органов местного самоуправления; в-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться некоторыми государственными полномочиями.

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственногоаппарата — это исходные, определяющие, основные идеи формирования и функционирования государственных органов. Они служат организационной и нормативной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.

Они обладают свойством нормативности, так как прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов. В своей совокупности эти принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности государственных органов.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвященных отдельным системам (точнее, подсистемам) государственного аппарата: законах о суде, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т. д. Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены из законов путем некоторого обобщения, индуктивным путем.

Кроме того, к ним предъявляются следующие требования:

1) непротиворечивости, не допускающей существование двух взаимоисключающих принципов;

2) полноты, так как в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности государственного аппарата;

3) относительной самостоятельности, исключающей возможность взаимного дублирования нескольких принципов.

Функционально все эти принципы направлены на организацию внешних связей с окружающей средой (населением, политическими партиями и т. д.) и внутренних связей, обеспечивающих эффективную настройку самого государственного аппарата.

Теория государства и права рассматривает общие принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закрепляются в конституциях и других законодательных актах и относятся к государственному аппарату в целом.

К общим принципам относят:

— принцип законности. Законность означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. В отечественной и зарубежной научной литературе законность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государственного аппарата;

— принцип демократизма. Данный принцип означает тесную связь государственного аппарата с народом, учет мнения населения в управленческой деятельности, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной системы;

— принцип эффективности выражается в результативности, т. е. в достижении целей, стоящих перед государственным аппаратом, по решению задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов;

— принцип научности в деятельности государственного аппарата характеризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав, взаимодействие между отдельными органами, как по вертикали, так и по горизонтали, должны быть обоснованы;

— принцип профессионализмавыражается в том, что должности в государственном аппарате должны занимать лица, имеющие соответствующее образование, опыт работы, умеющие принимать грамотные и оптимальные решения, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата;

— принцип разделения властейявляется одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.

Юридическая наука называет еще ряд принципов. Таких, как иерархичность; сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; соотношение отраслевых и территориальных начал управления; принцип оптимальности структуры государственного аппарата; сочетание субординации и оперативной самостоятельности; централизм или децентрализм и др.

Частные принципы закрепляются в специальных ведомственных нормативных актах; их действие распространяется лишь на отдельные звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.

Всесторонний учет этих принципов организации и деятельности государственного аппарата как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Материальное состояние правительства обеспечивается не деньгами, которые правительство дает чиновникам, а деньгами, которые оно каждый год оставляет в карманах людей.

Государственный аппарат – это система правительственных органов, выполняемых правление обществом.

Понятие правительственного органа

Государственный орган имеет властные полномочия, т.е. право давать указания, имеющие обязательный характер. Указания бывают конкретными (или индивидуальными), обращенными к отдельным гражданам, а также нормативными, которые касаются сразу многих граждан, организаций.

У правительства есть полномочия, т.е права давать обязательные инструкции. Инструкции являются четкими (или индивидуальными) и ориентированы на отдельных категории субъектов, а также на юридические требования, которые применяются ко многим гражданам и предприятиям.

Санкции (штрафы, лишение свободы и т. д.), могут быть наложены в случае нарушения приказа ответственных правительственных органов.

Каждый правительственный орган состоит из должностных лиц, которым разрешено действовать только в пределах своей юрисдикции.

Классификация государственных органов

Органы государственной безопасности разнообразны. По характеру исполняемых функций их можно поделить на три раздела: законодательные, исполнительные и правоохранительные. Регулирование их работы и гарантирование согласованности действий реализовывается президентом – главой правительства.

Законодательная власть сделана на выборах. На основе всеобщих, прямых и равных выборов, проводимых тайным голосованием, члены Европарламента дают право защищать свои интересы и исполнять правительственную власть. Таким образом, палаты образовываются только в промышленно развитых странах. В других странах глава правительства (монарх, президент, председатель правящей партии и т. д.), хотя официально палаты могут быть организованы.

В России парламент называется общегосударственным Собранием.

На территориях, областях, республиках также существуют законодательные органы, которые можно охарактеризовать по-разному. Наиболее часто применяются названия – дума и законодательное Собрание.

Главная задача законодательных органов состоит в том, чтобы создавать и разрабатывать и принимать законы, управление основной стороны жизни общества (например, в 1996 г. был принят Уголовный кодекс РФ).

Исполнительные органы составляют в правительстве наиболее большую и разделенную структуру. Поведение подходящих органов должны быть основаны на законе и направлены на выполнение законов. Отсюда их название – исполнительные.

Во многих правительствах органом высшей исполнительной власти, является президент. Единовременно он же является главой государства. Ему подчиняется государство, которое во главе с председателем управляет страной. Имеется также целая система министерств (например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел РФ и др.).

В регионах Российской Федерации областные администрации образуют повседневную жизнь людей (краевые правительства).

Исполнительные органы ежедневно выносят решение по жизненным проблемам субъектов, хорошо осведомлены о настроениях граждан и поэтому могут высказать свои рекомендации по решению определенных общественных вопросов.

Правоохранительные органы гарантируют защиту граждан и предприятий от противоправных действий.

Особой группой в правоохранительной системе являются судебные органы. К ним относятся Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Суды исполняют правоохранительные задачи, только если они защищают права субъекта от незаконного посягательства. В целом функции судов намного больше: они учитывают любые правовые споры и выступают в качестве юридических органов.

Правоохранительные органы

Есть много других правоохранительных органов. Давайте назовем некоторые из них.

Полиция – это инструмент, призванный защищать закон и общественный порядок. Он отвечает за предупреждение и предотвращение преступлений, поиск беженцев и расследование уголовных преступлений.

Нотариус – это система корпораций, в задачи которой входит сертификация сделок с недвижимостью (покупка и продажа домов, квартир, земли и т. д.), регистрация имущества наследников и т. д.

Коллегия адвокатов – это добровольное объединение людей, осуществляющих юридическую деятельность. Перед адвокатами стоит задача юридической поддержки субъектов и предприятий. Они предоставляют юридические консультации, дают объяснения, жалобы и другие юридические документы и защищают интересы субъектов по уголовным и гражданским делам.

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

  • Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
  • Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций [1] .
  • Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
  • Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Содержание

Принципы работы

Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:


Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций призваны распоряжаться ресурсами общества для защиты интересов всех граждан.

Принципы

Основные принципы государственного аппарата:

  • конституционность, законность любых действий и инициатив;
  • оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государстве! и юго аппарата;
  • ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;
  • политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;
  • профессионализм, компетентность должностных лиц.

Элементы

В систему государственного аппарата входят следующие элементы:

  • органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации); (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);
  • система судебных органов;
  • система надзорных и других контролирующих органов.

В государственный аппарат, помимо лиц, принимающих политические решения, входят административные образования (департаменты, управления, комитеты, отделы и т. п.), осуществляющие квалифицированную подготовку решений.

Государственный аппарат РФ

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.

Государственный аппарат — что под этим понимается, понятие

Функционирование любого государства обеспечивает государственный аппарат. Это единая система органов, объединенная одной целью — осуществлять власть на практике. Государственный аппарат входит в более общее понятие государственный механизм. К механизму относят не только госорганы, но и государственные учреждения и предприятия — организации, не наделенные политической властью.

Развитие госаппарата зависит от экономики, а также от политической общности государства, которую может обеспечивать единая идеология. Важным фактором являются схожие моральные взгляды разных частей общества. Государственный аппарат функционирует, когда построен по единому принципу, все его элементы должны служить одним целям и задачам.

Сущность государственного аппарата — в практической реализации государственной власти. Он представляет собой структуру, все части которой объединены общей целью. Выполняет задачи, поставленные государством. От типа политического устройства зависят отдельные части госаппарата.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Его первичными элементами являются органы и учреждения, в которых работают госслужащие, а также орудия принуждения — структуры, обеспечивающие исполнение распоряжений и приказов.

Юридическая наука считает ключевыми принципами успешной работы государственного аппарата:

  • обеспечение прав и свобод граждан;
  • разделение полномочий между разными ветвями власти;
  • соблюдение закона всеми служащими и организациями;
  • децентрализация, активная роль самоуправления в регионах;
  • демократизация, участие граждан в работе государства;
  • прозрачность работы госорганов для общественности, гласность;
  • высокий профессионализм, лояльность и правовая грамотность сотрудников.

В распоряжении госорганов находятся ресурсы общества, они представляют и защищают интересы граждан. Госаппарат несет ответственность за результаты своей работы перед жителями страны.

Структура, принципы организации и деятельности

Государственный аппарат представляет собой совокупность государственных органов, отличающихся функциями и компетенцией в исполнении властных полномочий. Его структура напрямую зависит от задач, поставленных государством в конкретный отрезок эпохи. Есть три основных ветви власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

К структурным элементам относится казна. В схему также входят должностные лица, кадровая основа аппарата (госслужащие), которые наряду с полномочиями имеют определенные ограничения в деятельности. Например, в России это запрет на ведение предпринимательской деятельности. У начальника в прямом подчинении не может быть близких родственников.

Должностные лица, принимающие важные политические решения, обладают статусом неприкосновенности. Они могут привлекаться к ответственности (уголовной, административной) только в особом порядке. Пример: президент, верховный судья, депутаты.

Какие образования в него входят

Органы законодательной власти — это первичные органы. Они создают основу для существования государства, пишут законы. К ним относятся дума, парламент, законодательные собрания в регионах.

Роль исполнительной власти самая обширная. Ее органы занимаются непосредственным управлением страной, внедрением в жизнь политической воли. К ним относится глава государства: монарх, президент, премьер-министр и правительство в парламентарных республиках, администрации муниципалитетов. Силовые ведомства: полиция (милиция), армия, разведка, национальная гвардия, институт исполнения наказаний.

Судебная власть независима. У нее собственный аппарат, состоящий из звеньев разного уровня (мировые судьи, городские суды, Верховный суд), не имеющих вертикального подчинения.

Прокуратура РФ — обособленное звено государственного аппарата. Она контролирует соблюдение закона на всех уровнях.

Также в современной структуре государственного устройства выделяют:

  • избирательную власть (избиркомы);
  • контрольную (генеральный ревизор);
  • контрольно-религиозную (Охранительный совет в Иране);
  • уполномоченного по правам человека;

Общая характеристика этих институтов — независимость от других видов власти, их полномочия предусмотрены конституцией.

Характеристика составных частей государственного аппарата

В состав госаппарата входят государственные органы. Их назначение строго определено.

Госорган — это относительно самостоятельное образование, использующее для своей деятельности материальную базу и принудительную силу государства. Их полномочия заключаются в:

  • издании законов;
  • контроле их соблюдения;
  • защите от нарушений путем убеждения и принуждения.

Сотрудники государственного аппарата делятся на непосредственных исполнителей полномочий и тех, кто обеспечивает техническую базу.

Президент РФ — гарант федеральной Конституции, обеспечивает суверенитет страны, ее государственную целостность. Следит за слаженной работой государственных органов. Он часть госаппарата, но не представляет ни одну из ветвей власти.

Субординация в системе государственного аппарата

То, как соотносятся между собой носители государственных полномочий, зависит от действующего политического режима.

В тоталитарной или авторитарной стране главенствующая роль отводится исполнительным структурам. История показывает, что такая практика приводит к диктатуре.

В демократических странах источником власти является народ, выбирающий органы управления.

Современная политология считает наличие равных полномочий законодательной, исполнительной и судебной систем оптимальным условием для управления государством.

Читайте также: