Железнодорожный транспорт интересные факты кратко

Обновлено: 06.07.2024

Поездка в поезде каждый раз становится маленьким приключением. Неторопливо проплывающие пейзажи за окном, мерный стук колес, новые знакомые и их неожиданные откровения — это еще не все, что ожидает путешественника в купе или плацкартном вагоне. Но мало кто из нас в курсе, что есть рельсы, ведущие в никуда, а железная дорога может проходить через взлетную полосу аэродрома.

Зачем нужны вагоны, которые умеют наклоняться

После поездки на обычном поезде многие из нас пару дней ходят, слегка пошатываясь, прямо как бывалые моряки. Это последствия того, что нас долго мотает то вправо, то влево. А путешествие в поезде с наклоняемым кузовом позволяет пассажирам практически не чувствовать повороты на железной дороге. Сам экспресс в это время может проскакивать извилистые участки с большей, чем обычно, скоростью.

Первый из таких поездов был поставлен на рельсы в 1973 году в Японии. В наши дни технология активного наклона применяется на железных дорогах практически во всем мире.

Почему некоторые стрелки ведут в никуда

Сбрасывающие остряки — это как раз те рельсы, которые обрываются в пустоту. Если движение не разрешено, эти стрелки стоят на сброс, а когда составу пора трогаться в путь, они переводятся и открывают проезд на основные пути. А тормозной башмак — это упор, который устанавливается под колесо вагона и удерживает его на месте.

Как работает стоп-кран

В разных странах это устройство срабатывает по-своему. Если дернуть стоп-кран в российском поезде, моментально придут в действие тормоза состава. А в Великобритании раздастся специальный сигнал в кабине машиниста. У него будет всего 3 секунды, чтобы нажать кнопку отмены и выключить автоматическое торможение. После этого машинист должен будет остановить поезд в безопасном месте (не на мосту и не в тоннеле) и выяснить, из-за чего началась тревога.

И конечно, в любой стране пассажиру, активировавшему стоп-кран ради шутки, придется долго выяснить отношения с железнодорожниками и правоохранительными органами.

Можно ли прокатиться по рельсам на автомобиле

Конечно, можно, если вы сумеете переделать его в дрезину. Раньше эти устройства использовались только для перевозки бригад, обслуживающих железнодорожные пути. А сейчас катание на дрезинах стало одним из любимых развлечений в Канаде, Америке и Австралии. Это и туристический аттракцион, и своеобразный вид спорта для местных жителей.

Кстати, недавно подобные гонки прошли в России. В 2019 году на День железнодорожника в Екатеринбурге на старт вышли несколько команд, которые оформили свои дрезины в виде автомобилей, консервных банок и даже парусных кораблей.

Как работает рынок на рельсах

Одна из таиландских железнодорожных веток проходит прямо через продовольственный рынок в местечке Меклонг. Поэтому продавцам по несколько раз в день приходится быстро задвигать лотки и скручивать навесы. Впрочем, торговля в эти моменты даже и не думает прекращаться: морепродукты и овощи закидывают прямо в окна поезда, а взамен ловят вылетающие оттуда деньги.

Несмотря на кажущуюся опасность, и торговцы, и покупатели, и облюбовавшие это место туристы всегда вовремя успевают убраться из-под колес. Возможно, потому что проходящие здесь составы считаются одними из самых медленных в Таиланде: их средняя скорость составляет всего 30 км/ч.

Что мы знаем о поездах-рекордсменах

Рекорд по длине составов установили в Австралии — в 2001 году здесь поставили на рельсы грузовой поезд с железной рудой, состоящий из 682 вагонов и растянувшийся на 7 км. Чтобы сдвинуть с места эту махину, понадобилось 8 тепловозов. А самый длинный пассажирский поезд (846 м) вышел летом 1988 года из Москвы и состоял из 32 вагонов.

Могут ли быть рельсы на взлетной полосе

Одним из обязательных к посещению туристических мест в Новой Зеландии считается пересечение железнодорожного пути Нейпир-Гисборн и взлетно-посадочной полосы местного аэропорта. Еще бы — не каждый день увидишь, как через пару минут после прохождения поезда на то же место приземляется самолет.

В каком поезде может не хватить кислорода

Цинхай-Тибетская железная дорога в Китае считается самой высокогорной в мире — она может подниматься более чем на 5 000 м над уровнем моря. Поэтому по этой магистрали курсируют только полностью герметизированные вагоны. По технике безопасности здесь нельзя ездить без кислородной маски: каждый пассажир при необходимости может подключить ее через специальный разъем рядом со своим сиденьем.

Железная дорога с высокогорными участками тянется на 1 956 км, а путь от Пекина до тибетской Лхасы занимает 48 часов. Все это время пассажиры даже не смеют мечтать об открытых форточках, потому что за пределами редких промежуточных станций им будет нечем дышать.

Как выглядит пятизвездочный отель на рельсах

Круизный поезд Suite Shikishima курсирует по Японии с мая 2017 года. За 2- или 4-дневное путешествие в нем люди выкладывают по несколько тысяч долларов.

Поезд состоит из спальных вагонов с роскошными номерами (есть даже один 2-уровневый люкс), общей гостиной и ресторана. В апартаментах имеется личный санузел с душем или ванной.

Как связаны Транссибирская магистраль, Пауло Коэльо и яйца Фаберже

Почему нежелательно делать фото на рельсах

Бонус: о чем переживают проводники

Проводники часто жалуются, что в поезде воруют все, что не прибито и не прикручено. Вот топ-5 пропаж из личного опыта работника железной дороги:

А вы любите путешествовать в поездах или предпочитаете им быстрые самолеты?

В свое время появление поездов стало настоящим переворотом не только в транспортном деле, но и вообще в жизни человечества. Сегодня они являются более, чем привычным видом транспорта, ведь ежегодно ними пользуются около 1,3 млрд. жителей планеты. За всю историю существования накопилось множество интересных фактов о поездах, часть из которых представлена в этой подборке.

Проигрыш лошади

Соревнования между составом на конной тяге и паровозом

В начале испытания паровоз легко обогнал лошадь и разогнался до 29 км/ч, но неполадки в работе котла и обрыв приводного ремня стали причиной поражения: лошадь достигла финиша первой. Несмотря на такую неудачу, людей впечатлила мощь паровоза и в скором будущем составы с паровозами вытеснили вагоны на конной тяге.

Появление часовых поясов

Часовые пояса

Именно по инициативе железнодорожников было принято решение о едином часом поясе по Гринвичу, который должен действовать на территории всей страны. Переход официально утвердили 1 декабря 1847 г.

Со временем систему часовых поясов стали использовать в США и Канаде, а затем она распространилась по всему миру.

Невозможное возможно

В октябре 1913 года в американском штате Огайо случилось невероятное событие – поезд столкнулся с пароходом. В одноименном озере поднялся уровень воды, которая почти на 1 м затопила железнодорожные рельсы. Но машинист принял решение продолжать движение даже в таких экстремальных условиях, только использовал для этой цели паровоз с высоко расположенной топкой.

Столкновение поезда с кораблем

Примерно на середине залитой дороги в состав врезался нос парохода озерной компании, который двигался по озеру с обычной скоростью. Правда, остается загадкой, почему судно плыло по участку, который на всех картах обозначается как суша. Благодаря тому, что состав шел достаточно медленно, данный инцидент обошелся без жертв.

Рынок на рельсах

Рынок на рельсах

Невероятные скорости

Поезд на магнитной подушке

Среди привычных рельсовых видов рекордсменом считается французский TGV с показателем скорости 574,8 км/ч. Максимальный же показатель скорости на рельсовых путях составляет 9851 км/ч. Такой рекорд был зафиксирован в американском штате Нью-Мексико, когда в целях эксперимента на одну из платформ установили ракетный двигатель.

Остановки по требованию

Пассажирский поезд на Аляске

Hurrican Turn ходит первый четверг каждого месяца, а также с четверга по воскресенье в период с мая по сентябрь. Сегодня его обычно используют туристы: кто-то хочет добраться до желаемого места Аляски, а кто-то предпочитает проехать полный маршрут, чтобы полюбоваться пейзажами из окна вагонов.

Самые дорогие билеты

Состав сформирован из 10 вагонов, рассчитанных на 34 пассажира. Пассажирам созданы максимально удобные условия для путешествий: здесь есть настоящие ванны, вагон-ресторан, а также вагоны с панорамными окнами и стеклянным потолком.

За 4-дневное путешествие пассажиры могут увидеть и посетить интересные исторические и курортные достопримечательности Японии. Первая поездка состоялась в мае 2017 года, а билеты на рейс были выкуплены на год вперед.

Безопасный транспорт

Специалисты считают, что передвижение по железной дороге в 45 раз безопаснее, чем поездка на автомобиле. Но, даже несмотря на такую безопасность, существуют определенные рекомендации, где лучше ехать.

Во-первых, желательно выбирать вагоны, находящиеся ближе к центру состава, поскольку в случае аварии они получают меньше повреждения по сравнению с головной или хвостовой частью. Во-вторых, следует выбирать места, которые находятся против движения состава.

Японская точность

Железнодорожный транспорт в Японии

Но самой главной мотивацией для них остается система высоких штрафов за нарушение графика следования поезда. Если же такой редкий факт случается, пассажиры не только получают извинения на станции по громкой связи, но и официальный документ, в котором указываются причины такого события. Документ можно предъявить своему работодателю, если необходимо будет объяснить причины опоздания на работу.

Крупнейшее ограбление в истории

Крупнейшее ограбление железнодорожного состава было организовано на территории Великобритании 8 августа 1963 г. Переодевшись в форму железнодорожников 15 преступников остановили почтовый состав с вагоном Royal Mail благодаря ложному сигналу семафора. Машинист получил удар по голове и, пока приходил в себя, преступники отсоединили часть вагонов и заставили затем машиниста оттащить их к месту встречи с остальными членами банды – мосту Бридего-Бридж. Всего они перетащили в грузовик 120 мешков с денежными купюрами, где было около 2 млн. 663 тыс. фунтов стерлингов (что в пересчете на сегодня эквивалентно почти 46 000 000 фунтов).

Ограбление поезда в Великобритании 8 августа 1963 г.

Несколько дней грабители провели на ближайшей ферме, где оставили множество отпечатков, благодаря которым полицейские смогли установить их личности.

Чуть позже удалось арестовать 12 членов банды, которые в общей сложности получили 307 лет лишения свободы.

Морская болезнь

Поезд с наклоняющимися при поворотах вагонами

В XXI в. такие технологии используются не только в Японии, но еще 14 странах мира.

Высокогорные маршруты

В Китае есть поезд, курсирующий на высоте около 4000 м над уровнем моря. Здесь построена самая высокогорная железная дорога в мире – Цинхай-Тибетская. В отдельных точках маршрута общей протяженностью 1956 км состав поднимается на высоту до 5000 м. Экстремальные высоты требуют использования специальных вагонов: они полностью герметизированы, а возле сидений расположены пульты подачи кислорода и разъемы для подключения индивидуальных кислородных масок.

Высокогорная железная дорога Цинхай-Тибетская

Всего на маршруте оборудовано 45 станций, 38 из которых работают без обслуживающего персонала. Но на большинстве из них двери просто не открываются, ведь за окнами очень низкое атмосферное давление, которое чревато для неподготовленного человека серьезными нарушениями здоровья. Кстати, до строительства Цинхай-Тибетской дороги рекордсменом считалась перуанская, которая проложена в горных районах на высоте до 3 км.

Железнодорожные рекорды

Напоследок предлагаем еще интересных фактов про поезда, связанных с разнообразными рекордами в этой сфере:

Интересные факты о железной дороге, абсолютно всех ее аспектах. Приходилось ли вам отмечать какую-то интересную деталь, ожидая свою электричку на платформе? — если вы вдруг не знаете ее предназначение, скорее всего ответ найдется в одной из публикаций данного раздела. Возможно вас заинтересуют факты из истории, или случайные события, кардинально повлиявшие на развитие железных дорог.

Маневровые тепловозы-гибриды и локороботы

Аккумуляторный поезд СССР 1920, Аккумуляторный вагон, поезд на аккумуляторе, электропоезд на батарейках

Если подумать, что эпоха транспортных средств на аккумуляторах началась в прошлом десятилетии, то это большое заблуждение. Ещё в начале 19-го века, когда массовая электрификация железных дорог только планировалась, а основной движущей силой на железной дороге была паровая тяга, специально для линии Царское.

железнодорожный светофор, станционный выходной светофор

Тяговые подстанции на железной дороге

По рельсам течет обратный тяговый ток — как это понять?

Система автоматической идентификации САИ

Вы никогда не задумывались, а откуда собственно поездной диспетчер точное знает где и когда проезжает тот или иной поезд? Если у авиационного диспетчера есть в распоряжении показания радиолокаторов, определяющих в некоторых случаях даже трехмерные координаты самолета и его скорость, то у поездного.

контактная сеть на железной дороге

Какое напряжение Контактной Сети на железной дороге? Различие КС постоянного и переменного тока

В настоящее время РЖД использует два вида тока на электрифицированных участках железных дорог: Постоянный ток (DC) напряжением 3 000 Вольт; Переменный ток (AC) частотой 50 Гц и напряжением 27 000 Вольт. На железных дорогах России еще исторически, и в наследие от Советского.

туалет на мкс

Туалет для локомотивной бригады: условия и особенности эксплуатации

Локомотивная бригада — это те работники на железнодорожном транспорте, которые обязаны управлять локомотивом и гарантировать безопасное движение составов. Раньше в паровозную бригаду входил машинист, его сменщик, кочегар, смазчик и дизелист. Современные бригады состоят из двух железнодорожников: машиниста, возглавляющего коллектив, и его помощника. Машинисты — это.

сигнальные лампы на вагонах метро - разноцветные лампочки на вагоне метрополитена

Зачем на вагоне метро расположены разноцветные сигнальные лампы?

Россия по праву считается мировым лидером метростроения. Планируются новые маршруты, проводятся новые ветки в самые удаленные уголки столицы. Но Московский метрополитен не только наращивает протяженность линий, но и регулярно обновляет подземную инфраструктуру. К 2023 году количество модернизированных, современных вагонов будет превышать 80.

электропаровоз из Швейцарии

Электропаровоз — локомотив из Швейцарии

Гировоз - инерционный локомотив с маховиком

Гировоз — инерционный локомотив с маховиком

Гировоз — это действительно редкий локомотив, и он вряд ли придет на ум при упоминании о локомотивах железных дорог, и даже принцип его действия, который прямо заложен в названии, не всегда можно представить, даже людям с техническим образованием. Давайте разбираться, что это.

крючки на вагонах метро

Зачем крючки на вагонах метро? Разбираемся в мифах

поезд кукушка

На железных дорогах РФ и сопредельных государств существует немало частично электрифицированных участков. Нередки ситуации, когда магистральный ход электрифицирован, а вспомогательная ветка – нет. С грузовыми или пассажирскими поездами дальнего следования особых проблем не возникает – на узловых станциях локомотив меняется с электровоза.

много поездов

Почему железная дорога всё еще популярна?

Наверняка люди, хоть раз увидевшие проходящий мимо состав, состоящий из множества вагонов, хоть на секунду задумывались об их содержимом. Ведь достаточно сложно понять, какие грузы вообще можно перевозить по железной дороге в современном веке, когда и автомобильный, и воздушный транспорт достигли совершенства.

Оборудование на крыше электропоезда

Что за оборудование расположено на крыше электрички?

горит тепловоз

Можно ли остановить поезд дистанционно?

Есть такая категория пассажиров, в основном это конечно касается авиации, но все же, которые вольны придумывать различные негативные сценарии, которые могут с ними произойти во время путешествия. К железной дороге можно отнести такие распространенные страхи как: сход с рельсов из-за чьей-то безалаберности.

Электрожезловая система

Как до изобретения светофоров двигались поезда? — Электрожезловая система

Сейчас на железных дорогах обеспечивают безопасность движения светофоры, а точнее говоря системы централизованных блокировок. Это работает примерно так: за каждым светофором стоит автоматика, которая отслеживает на каком блок-участке находится поезд. Вот в зависимости от его местонахождения светофоры меняют показания. За счёт таких.

Локомотивная бригада за работой

Можно ли уговорить машиниста и поехать в кабине локомотива?

Совсем недавно в средствах массовой информации просочился такой повод, что мол машинист поезда Санкт-Петербург — Москва взял с собой двух попутчиков с багажом, так мало того сделал он это не за просто так, а за деньги. Тогда ещё была сильно задета репутация.

Вибрационное устройство вибратор

Заманчивое название, не правда ли? Но какие бы мысли не приходили в голову от подобного названия, на железной дороге, как впрочем и других узких областях промышленности, без вибрационных приборов не обойтись. А разве мы можем обойти примечательные приспособления стороной — конечно нет.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Ferrari 296 GT 2023

Ferrari 296 GT 2023

Ford F-150 XLT Supercrew 4X4 2022

Toyota Venza 2021

Mazda MX-30 2022

Acura MDX 2022

Ineos Grenadier 2023

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Новый MINI Cooper S 2021 обзор

Лучшие спортивные автомобили 2020-2021

Какое напряжение в контактной сети на РЖД и действительно ли оно доходит до 30 тысяч вольт?

Топ-10 лучших гибридных автомобилей в 2021 году

Удаленная сделка: покупка или продажа автомобиля через портал госуслуг

Ford Fiesta ST 2012-2019

Новый Toyota RAV4 гибрид 2021 - обзор

Лучшие места для осеннего отдых в России

Как устроены тормоза у поезда?

Сколько стоит электровоз, тепловоз и электропоезд? И можно ли построить железную дорогу на даче

Портал о транспорте "Движение24.РУ" © 2021 by Jq7 Publisher. Авторские права на размещенные материалы принадлежат: тексты - редакции портала, изображения и видео - непосредственно их авторам. Изображения и текстовые материалы в разделе Автомобили публикуются по лицензионному соглашению с AutoVia LTD UK, которому принадлежат все права на них. Мы разрешаем использование наших собственных материалов с обязательным опубликованием активной ссылки на страницу-источник. Если на нашем портале вы обнаружили материалы, защищенные авторским правом и используемые без разрешения автора, направьте претензию здесь (мы постараемся отреагировать максимально быстро). Как мы используем данные пользователей - Политика конфиденциальности.

Бытует мнение, что железная дорога — это так обыденно по сравнению с теплоходом или самолётом. Но это вовсе не так.

Фото: Цинхай-Тибетская железная дорога

Цинхай-Тибетская железная дорога

А теперь поговорим, как, собственно, начиналась железная дорога.
До определённого момента человечество отлично обходилось лошадьми и водным транспортом, но в 60-80-х годах 18 века начался промышленный подъём. Ручной труд всё больше замещался машинным производством, между городами и целыми странами развивались торговые отношения. Появилась потребность найти какой-то новый вид передвижения по суше. И вот в первой половине 19 века появились так называемые лежни, известные ещё с середины 16 века. Они представляли собой деревянные брусья. Укладывали их на каменных разработках, в рудниках и в шахтах. Благодаря лежням лошади стали перевозить вчетверо больше груза. Но дерево быстро изнашивалось, и стали использовать чугун или железо. Повозки часто сходили с колейного пути, и для предупреждения этого у рельс стали делать закраины, а позже придали рельсам эллиптическую форму.

Фото: Деревянная рельсовая дорога

Деревянная рельсовая дорога и повозка, применявшиеся в рудниках в XVI веке

Фото: Паравоз Ричарда Тревитика

Паравоз Ричарда Тревитика

Но противостояние сторонников и противников паровоза продолжалось. Противники спрашивали, где найти такое количество топлива, чтобы хватило паровозу? Говорили, что железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет губителен для птиц, дома близ дороги погорят, а в случае взрыва паровоза — погибнут все пассажиры.
Паровоза боялись, как всего нового. Например, при открытии железной дороги между Петербургом и Москвой проезд в первые трое суток был бесплатным, потому что все опасались на нём ездить.

Фото: Поезд

До тех пор, пока протяжённость железных путей была небольшая, вопрос о создании удобств для пассажиров остро не стоял. Вагоны были открыты и общедоступны. При желании любой человек мог догнать на лошади движущийся поезд и впрыгнуть в него. С увеличением расстояния перевозок потребовался комфорт. Так, на железной дороге между Чикаго и Лос-Анджелесом в 1911 году пустили новый комфортный поезд с высокой платой за проезд. Там имелись специальные отделения для купания, парикмахер, горничная и даже стенографист, которому можно было продиктовать свои письма.

Скорость первых пассажирских поездов в 19 веке была по нынешним меркам смехотворной — 33 км/ч. Железнодорожники причислялись к элите, как авиаторы в начале 20 века или космонавты времён первых полётов в космос.

Хочется закончить несколькими интересными фактами о железной дороге.
Курьёзный случай произошёл, когда в штате Огайо поезд столкнулся с пароходом. Озеро вышло из берегов, и машинист решил проехать прямо по воде, через её метровую толщу. Однако, путь ему преградил пароход. Благодаря тихому ходу никто не пострадал.
Как-то в 1897 году в штате Канзас строили новую железную дорогу. Она должна была пройти через село, чему жители безмерно обрадовались, предчувствуя активную торговлю. Но власти провели дорогу в 10 милях от деревни. Тогда жители на деревянных колесах с помощью лошадей под церковное пение за 4 дня перевезли дома, лавки и даже здания школы и церкви на новое место.

Изобретение поезда и появление железных дорог стало настоящей революцией в истории человечества. И именно поездам, кстати, мы обязаны техническому прогрессу. Сложно представить, каким бы сегодня был наш мир, если бы однажды в нём не была придумана железная дорога.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и узнавайте о самых дешёвых билетах и предложениях первыми.

Читайте также: