Строительство железной дороги старый оскол ржава кратко

Обновлено: 04.07.2024

Скульптурная композиция представляет собой три женские фигуры при работе по укладке рельсов. Две девушки держат лопаты, третья наклонилась, утрамбовывая грунт. Одна разогнула уставшую спину, чтобы вытереть пот со лба. Обуты работницы в грубые ботинки и сапоги, головы покрыты платками – не до красоты! Рядом взметнулись в небо соединённые рельсы.

Офицер, как ни старался, долго не мог нас успокоить. Когда пришли к месту стройки и взялись за работу – стало понятно и не страшно. К тяжелой работе за годы войны все привыкли, хотя часто прилетали немецкие самолеты и бомбили дорогу. Если слышался гул, по команде военных мы бросали носилки, лопаты и ложились в канавы. Военные – это пулеметчики и зенитчики. Орудия стояли чуть в стороне от дороги, встречая немецкие самолеты огнем. К концу стройки эта защита такое спокойствие придавала, что при бомбежке мы уже не спешили в укрытие, если самолетов не было над головой. А может, не бросали работу еще и потому, что у всех было большое желание помочь родным – отцам и братьям, воевавшим на фронте. Еще хотелось быстрее закончить строительство дороги, потому что все спешили домой, где мы тоже были основными работниками. Кроме того, казалось, что мы лично участвуем в разгроме врага. Среди нас, строителей, постоянно объявляли результаты соревнований между отдельными бригадами и отрядами. Главная награда победителям (равно как и оплата за труд всем нам) – это объявление по радио о победившей бригаде, называли фамилии, и на Доске почета они появлялись. Работа сводилась в основном к погрузке на носилки и переносу песка и земли из карьера до насыпи дороги.

На строительстве стальной колеи ударно трудились, не жалея себя, 130 молодежных бригад. Многие переходили на двухсменную работу – по 20 часов в сутки. Пять-шесть кубометров извлеченной земли на человека вместо трех с половиной становились нормой для передовиков. В среднем ежесуточно вводилось в строй по 3 км пути. Примеров трудовых подвигов множество: так, бригада из Старооскольского района превышала каждодневную норму на 250%. Колхозники из Боровых Дворов все заработанные на строительстве дороги деньги (50 000 рублей ) передали в фонд Красной Армии. Комсомольцы Прозоровского района внесли 4430 рублей на строительство танковой колонны.

Трудящиеся Курской области и советские воины выполнили около 800 тысяч кубометров земляных работ, построили 56 сооружений общей протяженностью 750 погонных метров, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов (станций и полуостановок).

Ночью прошли из Старого Оскола к Ржаве составы с зачехленными танками, орудиями, снарядами. Дорога сослужила фронту добрую службу во время боёв на Курской дуге.

Железная дорога Старый Оскол — Ржава была построена на кануне Курской битвы. В связи с приближением фронта к Курску поток военных грузов нарастал, пропускная же способность одноколейной ветки Касторная – Курск была явно недостаточной. В этой связи по просьбе Военного Совета Воронежского фронта Государственный Комитет Обороны 8 июня 1943 года принял решение о строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава, протяженностью 95 км.

Эта дорога была необходима для обеспечения резервами и боеприпасами частей Советской армии, сражавшихся на Курском выступе.

14 июня Курский обком ВКП(б) и исполком областного Совета приняли решение мобилизовать на стройку 1 280 подвод и до 20 тысяч человек, для чего в каждом районе создавались строительные колонны. В кратчайшие сроки на строительство железной дороги прибыли жители Беленихинского, Боброводворского, Волоконовского, Ивнянского, Старооскольского и Чернянского районов.

Строительные работы велись в двух направлениях – со стороны Ржавы и Старого Оскола. Вместе с военными железнодорожниками в строительстве участвовало свыше 25 тысяч колхозников, рабочих и служащих.

Основную массу строителей дороги составляли женщины, подростки, старики. Им была поручена наиболее трудоемкая часть работы – подготовка земляного полотна.

Несмотря на тяжелые условия работы, люди трудились с большим подъемом. Многие переходили на двухсменную работу, трудились по 20 часов в сутки. Четыре, пять, шесть кубометров вынутой земли на человека вместо трех с половиной становились нормой для передовиков стройки.

В среднем по 3 км пути вводилось в строй ежесуточно. То были невиданные до этого темпы. Трудящиеся Курской и нынешней Белгородской областей вместе с военными строителями выполнили огромный объем земляных работ – переместили вручную 800 тысяч кубометров, построили 48 искусственных сооружений общей протя женностью 750 метров, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов. Было уложено 164 км главных и стан ционных путей.

К 15 июля все основные работы были закончены.Движение по новой линии открылось 19 июля 1943 года.Всего 32 дня потребовалось для сооружения почти стокилометровой дороги. Это было выдающимся достижением, не имевшим себе равных в практике мирового строительства.

За трудовой подвиг большая группа участников стройки – 386 человек – за досрочное выполнение задания ГКО и особые трудовые отличия была удостоена правительственных наград.

В 2008 г. в Старом Осколе к 65-летней годовщине Победы в Курской битве открылся памятник женщинам – строителям железной дороги Старый Оскол – Ржава (автор памятника – белгородский скульптор А. Шишков).

Я ездил в Старый Оскол для того, чтобы сделать фоторепортаж о железной дороге Лебединского горнообогатительного комбината. Приехав пораньше и сориентировавшись на месте, я подумал, что было бы не плохо сделать несколько кадров где-нибудь на железной дороге в окрестностях города. Выбор пал на ветку Старый Оскол - Ржава.

Это дизельная двухпутка, вихляющая вдоль холмов, на которых расположились пригородные поселки, была как будто специально построена для любителей фотографировать поезда. Я выбрал место покрасивее, устроился поудобнее и начал свою фотоохоту.

Этим летом железная дорога Старый Оскол - Ржава отметила свое 75-летие.

6 июня 1943-го года Военный Совет Воронежского фронта обратился к председателю Государственного Комитета Обороны Сталину с предложением возвести железную дорогу Старый Оскол - Ржава, которая должна была обеспечить своевременное обеспечение резервами и боеприпасами частей Красной Армии, сражавшихся на Курском выступе.

8 июня Государственный Комитет Обороны принял постановление о строительстве дороги. 14 июня Курский обком партии объявил мобилизацию 20 000 человек и 1000 подвод. И уже 15-го июня трудовые колонны вышли на строительство.

В силу отсутствия времени изыскательные работы и проектирование железной дороги велись параллельно с ее строительством. Необходимо было проложить 95 км. путей, из которых 68 км. были абсолютно новой трассой, а часть дороги в районе Старого Оскола представляла собой старую однопутку, которую надо было реконструировать.

Дорога была построена всего за 32 дня. Строителями были выполнены земляные работы в обхеме 800 тысяч кубометров, уложено 164 км главных и станционных путей, построено 48 искусственных сооружений общей протяженностью 750 м, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов.

15 июля основные работы были завершены, а уже 19 июля на дороге было открыто регулярное движение.

Ввод дороги позволил сократить доставку грузов на линию фронта до 24 - 48 часов, что позволило значительно улучшить снабжение Воронежского и Центрального фронтов во время Курской битвы и в итоге способствовало ее победоносному завершению.

В 1943 году Старый Оскол в ходе ожесточенных боев был отвоеван у фашистов. В частях, что освобождали город, погиб каждый третий солдат – такова была цена свободы. Тогда трудно было даже представить, что разграбленный и разбитый после оккупации небольшой городок сыграет важную роль в решающей Курской битве.

Чтобы не просто дать отпор, а переломить врага, командование Красной армии приняло решение о строительстве стратегически важной железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава. Государственный комитет обороны определил срок строительства – с 15 июня по 15 августа. Но в итоге дорогу построили быстрее, несмотря на все трудности: короткие сроки, отсутствие специалистов и рабочих, нехватку материалов.

В послевоенные годы генерал-полковник технических войск Павел Кабанов, которого назначили ответственным за это строительство, написал в своих мемуарах:

А работа была совсем не женская – насыпи возводились вручную. Рельсы поступали старые из разобранных путей, не хватало шпал, да и самых простых инструментов. Землю носили даже в фартуках. Не было вдоволь и еды, чтобы восстанавливать силы после такой трудоемкой работы. Но самым страшным было не отсутствие еды и тяжелейший труд, а бомбежки. Гитлеровцы часто совершали налеты на линию. Но чем яростнее были вражеские атаки, тем быстрее шло строительство. Ненависть к врагам давала нечеловеческие силы.

Поезда по дороге мужества пошли в самый разгар Курской битвы – техника и грузы стали доставляться быстрее на целые сутки. С того дня к линии фронта без перерывов по ней пошли эшелоны с танками, а в обратном направлении – вагоны с раненными. День, когда по этому пути прошел первый поезд, стал не просто праздником. Это уже была победа. Их победа.

Читайте также: