Поместный собор 1971 года кратко

Обновлено: 04.07.2024

Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви

" О б отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их"

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа.

С обравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их.

К ак известно, в период первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского Никона (1652-1666) Высшей Церковной властью Московского Патриархата были предприняты усилия по установлению единообразия употребляемых в Русской Православной Церкви богослужебных чинов и обрядов с таковыми же, употребляемыми в греческих Православных Церквах. Это исправление хотя и было предпринято в соответствии с мнением на сей счет большинства архиереев и пастырей Русской Православной Церкви и при поддержке ее Предстоятелями и архиереями четырех Восточных Патриархатов, однако встретило серьезную оппозицию в русских церковных кругах.

С оздавшееся в Русской Православной Церкви положение было предметом озабоченности Московского Собора 1656 года, который наложил клятву на употребляющих двуперстное крестное знамение, и Большого / стр.6 / Московского Собора 1667 года, наложившего клятву на всех, не приемлющих церковные исправления Патриарха Никона, и на расколоучителей, активно выступающих против единства Церкви. На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Церкви.

Н аиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, предпринимавшие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1656 и 1667 гг., должно быть устранено.

VI Отдел Предсоборного Присутствия 1906 года вынес постановление – ходатайствовать перед будущим Поместным Собором Русской Православной Церкви об отмене этих клятв.

О б этом же говорило постановление Отдела по единоверию и старообрядчеству Поместного Собора 1917/18 г. В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде Русской Православной Церкви Патриарший Священный Синод под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного Митрополита Нижегородского Сергия 23 (10) апреля 1929 года подтвердил православие богослужебных книг, напечатанных при первых пяти Российских патриархах. Старые русские обряды были засвидетельствованы как спасительные. Порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты. Клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 гг. отменены, яко не бывшие.

М ы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа:

1. У твердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. У твердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3. У твердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими / стр.7 / на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

О священный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

О священный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

В сесвятая и Живоначальная Троица – Отец, Сын и Святый Дух – да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись (Рим.5:8,10).

Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их. // Журнал Московской Патриархии. – 1971. – № 6. – с. 5-7.

Ровно полвека назад, 30 мая 1971 года, в Троице-Сергиевой Лавре открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший нового Московского Патриарха Святейшего Пимена и отменивший ошибочные "клятвы" на старые обряды, приведшие в XVII веке к самому страшному в русской истории церковно-общественному Расколу.

Хрущёвские гонения и брежневская оттепель

Годы правления Леонида Ильича Брежнева в либеральной публицистике часто называют "застоем", противопоставляя хрущёвской "оттепели". Однако для Русской Церкви всё было "с точностью до наоборот": эпоха Никиты Хрущёва (в отношении к верующим мало отличавшегося от пламенных троцкистов) стала временем усиления антицерковных гонений, брежневский же период, напротив, оттепелью.

Да, оттепелью весьма условной, поскольку и при Брежневе порой (хотя и намного реже) подвергались репрессиям верующие и разрушались храмы. Но нужно признать: иногда открывались новые, а Издательский Совет Московского Патриархата даже получил разрешение на строительство собственного трёхэтажного здания в центре столицы. В стенах которого пребывает по сей день.


И именно на заре правления "красного царя" Леонида свершилось подлинно эпохальное для Русской Православной Церкви событие – Поместный Собор 1971 года. Событие, до сих пор не получившее должной оценки исследователей и остающееся в тени другого церковного Собора – 1917-1918 годов. К слову, главными соборными деяниями как в брежневские, так и в революционные годы стали решения подлинно контрреволюционные.

В 1917-м – возрождено Патриаршество и избран Предстоятелем Святитель Тихон (Беллавин), сделавший всё, чтобы в условиях Гражданской войны и послевоенных лет Русская Церковь сохранила своё единство. А в 1971-м также был избран Патриарх Московский и всея Руси – Святейший Владыка Пимен (Извеков). Но не менее значимым стало снятие Поместным Собором несправедливых "клятв" на древние богослужебные чины и обряды, ошибочных "анафем", спровоцировавших во второй половине XVII века самый страшный в нашей истории Раскол, именуемый старообрядческим.

За что "прокляли" старообрядцев

Напомню, во второй половине XVII века сначала патриарх Никон, а потом и его неблагодарные последователи (свергшие патриарха, но продолжившие его дело) организовали грандиозную церковную реформу. В ходе которой, под предлогом унификации с якобы более точными и древними греческими образцами, основательно перелопатили богослужебный строй Русской Церкви и "исправили" (а по твёрдому убеждению многих исследователей XX-XXI веков, исказили и даже откровенно испортили) церковные книги.

Это вызвало неприятие тысяч и тысяч священнослужителей и мирян, отказавшихся принять реформу и именовавших себя "ревнителями древлего благочестия" (позднее их стали именовать "старообрядцами" или "староверами", что, вопреки современной неоязыческой мифологии, синонимы). В итоге многие из них вовсе отложились от священноначалия, сочтя его отступившим от чистоты Православия. Архиереи же на так называемом Большом московском соборе 1666-1667 годов анафематствовали, а в терминологии того времени "наложили клятвы" на древние богослужебные чины (обряды) и книги, в том числе всем известное двуперстное перстосложение (сложение пальцев) для крестного знамения.

В глазах старообрядцев это стало проклятием всей русской церковной старины и даже всех дораскольных святых, включая равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира, Преподобного Сергия Радонежского, святителя Макария Московского и других духовных подвижников Земли Русской. Ну а поскольку неправедное проклятие падает на голову проклявших, многие старообрядцы стали относиться к творцам церковной реформы и их последователям не иначе как к еретикам.


Антистарообрядческие гонения были поистине беспрецедентны, поскольку касались не только противников церковных реформ, которых казнили отнюдь не за бунты, но только за отказ исповедоваться и причащаться в пореформенных храмах. Но даже те, кто только укрывал у себя "раскольщиков" (из милосердия ли, за деньги ли – неважно), подвергался репрессиям:

Которые люди расколщиков у себя держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не извещали, и видя не поймали и не привели, или от того с сих имали какие взятки: и таким за то чинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города.

Но самое страшное, что даже если радикальный старообрядец, прежде не признававший крещения в пореформенных храмах, принесёт покаяние и даже исповедуется и причастится от "новообрядческого" священника, таковых было приказано исповедать, причастить и. казнить:

Которые люди ходили по деревням и людей, которые в совершенных летах, также и детей их, которые в совершенных и в малых летах, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым, а перекрещиванье вменяли в истину: и тех воров, которые перекрещивали, хотя они церкви Божией и покорение приносят и отца духовного принять и святых тайн причаститися желать будут истинно, и их, исповедав и причастя, казнить смертью без всякого милосердия.

"Без всякого милосердия". Именно так, чёрным по белому. Правда, уже младший брат царевны Софьи – Пётр I остановил кровавую мясорубку. Решив, что для государства куда выгоднее не рубить головы и жечь людей заживо, но "просто" обложить старообрядцев двойным налогом (отсюда слово "двоеданец"). И только последний русский Государь Николай II изданием Высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости" от 17 апреля 1905 года прекратил дискриминацию старообрядцев, уравняв их в правах с другими русскими православными людьми (до этого староверы считались "хуже" язычников).

От "казнить смертью" до "отмены клятв"

Можно по-разному относиться к Александру Солженицыну и его творчеству, но в своё время он произнёс очень важные слова, позволяющие понять, что "старообрядческий" Раскол стал русской трагедией не только того далёкого времени, но спроецирован и в настоящее. В разных публицистических сочинениях и выступлениях Солженицын не раз настаивал, что истоки революционной трагедии 1917 года находились в событиях XVII века, которые были не только религиозной, но и социокультурной катастрофой.

Так, именно во второй половине XVII столетия русская элита начала радикально отдаляться от русской почвы, символом чего стало использование не просто западных, но нарочито обмирщенных форм отечественной культуры и искусства. В итоге это привело к тому, что, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, "уже в конце XIX века и, особенно, в начале века XX профессор университета стыдился сказать, что он православный христианин".

И только редкие консерваторы-почвенники понимали, что остановить революционную трагедию можно только путём возвращения России на её исторический путь в духовном и культурном смыслах. А совершить это в условиях, когда в Русской Церкви так и не сделана "работа над ошибками" второй половины XVII века, просто невозможно. Хотя с конца XVIII века, когда было разрешено открытие старообрядческих храмов (получивших название "единоверческих") в лоне самой Синодальной Церкви, священноначалие медленно, но верно двигалось к осознанию необходимости отмены неправедно наложенных "клятв".

Долгое время русские иерархи не решались признать неправоту своих предшественников, а потому пытались обойтись новой интерпретацией определений "Большого московского собора". Мол, клятвы наложены не на сами древние богослужебные чины и книги, а только на тех, кто разорвал с Русской Церковью. Скажем прямо, это противоречило тексту самих "клятв". А потому те же старообрядцы-единоверцы неоднократно настаивали именно на их полной отмене.

Иначе получалось, что те же единоверческие храмы, в которых порой служили по-старому архиереи Русской Церкви, находятся под анафемами. Ну а поскольку эти анафемы несправедливые и неправедные, отменить их было не просто "делом чести", а той самой долгожданной "работой над ошибками". Вот только работа эта сильно застопорилась. И даже на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 годов, одним из участников которого был последовательный сторонник отмены клятв священномученик Симон (Шлеёв), единоверческий епископ Охтенский, отмены не произошло.


Участники Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года. Троице-Сергиева Лавра. Фото: ЦАК Московской духовной академии

Только после Гражданской войны и с началом советских антицерковных гонений в 1929 году в Русской Церкви было принято Синодальное определение в отношении клятв: "разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем". Но пройдёт ещё 42 года до того, как это решение будет утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года после пространного доклада "Об отмене клятв на старые обряды", с которым выступил учитель и наставник нашего сегодняшнего Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла – митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Так, в этом докладе прозвучали чрезвычайно важные слова:

Большой московский собор 1667 года предал старообрядцев проклятию и анафеме, исходя из неправильных воззрений на старые русские церковные обряды, как еретические. И возложенная Собором анафема стала роковой: окончательное разделение Русской Православной Церкви совершилось.

В итоге Поместный Собор 1971 года, как "равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года", принял долгожданное решение:

"1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого московского собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру".

"Яко не бывшие". Эти слова особенно значимы, поскольку определяют, что соборяне 1971 года не "передумали", но именно проделали "работу над ошибками" за множество поколений своих предшественников. Могло ли это привести к исцелению раны церковного Раскола? Конечно же, нет. Увы, эта рана слишком велика. И в то же время стала настолько застарелой и привычной, что для многих из нас, православных христиан (как нового, так и старого обряда), уже будто бы и "не болит". А церковно-исторических и богословско-канонических разногласий при этом накопилось настолько много, что одного снятия "клятв" явно недостаточно.

Старообрядцы Русской Атлантиды научат русский спецназ

Владимир Путин и старообрядческий митрополит Корнилий. Май 2017 года. Фото: kremlin pool / global look press

Но именно Поместный Собор 1971 года стал очень важной отправной точкой для взаимоуважительного и содержательного диалога Русской Православной Церкви со старообрядческими согласиями. Нужно не просто сесть друг напротив друга (это уже делалось, и не раз), а в ходе долгой кропотливой работы разобрать весь комплекс разногласий, отбросив мнимые и начав обсуждать значимые. К сожалению, за последние 50 лет этого в полной мере сделано не было. Хочется надеяться, нынешняя юбилейная дата станет важным напоминанием.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Более тpехсот лет минyло с тех поp, как в Рyсской Пpавославной Цеpкви возник pаскол стаpообpядчества, а последствия этого печального явления цеpковной жизни пpодолжают сказываться и до настоящего вpемени. Много yсилий с обеих стоpон – и новообpядческой, и стаpообpядческой – было потpачено в пpошлом на то, чтобы доказать непpавотy дpyгой стоpоны.

Тpезвомыслящие цеpковные люди обеих стоpон понимали всю пагyбность и никчемность взаимных pаздоpов, глyбоко скоpбели о pазделении pyсских пpавославных хpистиан. Пpедпpинимались попытки на опpеделенных yсловиях достичь соединения. Hаибольший yспех выпал на долю так называемого единовеpия, хотя оно окончательно и полностью не pешило пpоблемы пpекpащения pаскола. Дpyгие пpедложения и действия, пpедпpинятые для pазpешения этой пpоблемы, также не дали положительных pезyльтатов. Главным пpепятствием на пyти к возможномy взаимномy сближению Рyсской Пpавославной Цеpкви и стаpообpядцев слyжат клятвы Большого Московского Собоpа 1667 года. Возможна ли отмена этих клятв вообще? И если да, кто пpавомочен окончательно pешить этот вопpос, чтобы он был пpиемлем и для стаpообpядцев? Чтобы ответить на эти вопpосы, необходимо остановиться на истоpии возникновения клятв, выяснить пpичины их и понять их истинное содеpжание, а также отметить, в каком напpавлении pешался вопpос о клятвах Высшей Цеpковной властью pаньше, и на основании всего этого сделать соответствyющий вывод. Hепосpедственным поводом к возникновению в Рyсской Пpавославной Цеpкви стаpообpядческого движения, а затем pаскола послyжили, как известно, pефоpмы Патpиаpха Hикона (1652–1658) по испpавлению богослyжебных книг и цеpковных обpядов, пpедпpинятые им в целях достижения единообpазия междy pyсской и гpеческой цеpковно-богослyжебной пpактикой.

Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 года об отмене клятв на старые обряды

Клятвы Антиохийского Патpиаpха Макаpия и Собоpа 1656 года

Таков ход события, и таково дословное содеpжание клятв Патpиаpха Антиохийского Макаpия и Московского Собоpа 1656 года. Смысл этих клятв, кажется, довольно ясен. Вчитываясь внимательно в текст клятвенных изpечений и запpетов Патpиаpха Макаpия и опpеделения Собоpа 1656 года, невольно пpиходишь к выводy, что клятвы положены на всех кpестящихся двyпеpстно 10 .

Смешивая обpяд с догматом, Патpиах Hикон, как было сказано выше, смотpел на pазности в обpядах как на pазличие в веpе. Пpи таком воззpении наличие и yпотpебление двyх фоpм одного и того же обpяда исключается: одна из фоpм, в данном слyчае тpоепеpстие, пpизнается истинной, пpавославной, а дpyгая, в данном слyчае двyпеpстие, ложной, еpетической. Если Патpиаpх Hикон пpишел к твеpдомy yбеждению в пpавославном хаpактеpе совpеменных емy гpеческих обpядовых фоpм, в том числе тpоепеpстия, что на самом деле так и есть, а pyсские обpядовые фоpмы, в том числе двyпеpстие, пpизнал непpавильными и даже еpетическими, чего на самом деле нет, то пpотивники его pефоpм, пpидеpживаясь по сyществy одинаковых с Патpиаpхом Hиконом воззpений на обpяд, как на догмат, были yбеждены в обpатном. Когда двyпеpстие, пpинятое pyсскими от гpеков вместе с пpавославной веpой, было объявлено за еpетический обpяд, то pевнители pyсской цеpковной обpядности, в поpядке ее охpанения, естественно, должны были yвидеть то же самое в тpоепеpстии.

По поводy цеpковных pефоpм Патpиаpха Hикона начались споpы и pазделения: одни, послyшные голосy цеpковной власти, пpиняли их, дpyгие pешительно отвеpгли, неспpаведливо полагая, что в pезyльтате этих pефоpм искажается чистое pyсское Пpавославие. Ко вpемени Большого Московского Собоpа 1667 года pyсское цеpковное общество из-за pефоpм Патpиаpха Hикона окончательно pазделилось на два вpаждyющих лагеpя. Констатиpyя появление в Рyсской Пpавославной Цеpкви стаpообpядческого pаскола, Большой Московский Собоp 1667 года закpепил лишь то, что yже совеpшилось к томy вpемени.

Клятвенные запpеты Большого Московского Собоpа 1667 года

В связи с делом Патpиаpха Hикона в Москве в 1666–1667 гг. был созван так называемый Большой Собоp с yчастием пpиглашенных pyсским пpавительством Патpиаpхов Александpийского Паисия и Антиохийского Макаpия. Кpоме названных патpиаpхов, на Собоpе пpисyтствовали еще десять иеpаpхов от Константинопольской, Иеpyсалимской, Гpyзинской и Сеpбской Цеpквей 12 . Hа Собоpе, в частности, был pассмотpен и стаpообpядческий вопpос. Собоp одобpил цеpковные pефоpмы Патpиаpха Hикона, а всех, не пpинявших этих pефоpм, пpедал анафеме и пpоклятию, как еpетиков и непокоpных.

Истоpия вопpоса об отмене клятв Патpиаpха Антиохийского Макаpия и Московских Собоpов 1656 и 1667 гг.

Впеpвые вопpос об отмене означенных клятв был поднят стаpообpядцами в 1783 годy, когда известный деятель единовеpия стаpообpядческий инок Hикодим в поданном им от имени стаpообpядцев пpошении, состоявшем из 12 пyнктов, выpазил их желание соединиться с Пpавославной Гpеко-Российской Цеpковью на опpеделенных yсловиях.

С yчpеждением единовеpия собоpные клятвы пpодолжали смyщать совесть стаpообpядцев-единовеpцев. Пpи безyсловном понимании собоpных клятв, как возложенных на всех, без исключения, стоpонников стаpого обpяда, единовеpцам казалось (а в этом их yвеpяли остальные стаpообpядцы), что они, хотя и соединились с Гpеко-Российской Цеpковью, но, как соблюдающие стаpые обpяды, находятся под собоpною клятвою. Вопpос об отмене клятв подвеpгался обсyждению на Пеpвом и Втоpом Всеpоссийских съездах пpавославных стаpообpядцев (единовеpцев) в 1912 и 1917 гг.

Заслyшав 3 мая 1906 года этот доклад и обменявшись мнениями, VI Отдел Пpедсобоpного Пpисyтствия вынес постановление, в котоpом говоpилось:

«По заявлению главных пpедставителей беглопоповщинского толка, они готовы пpисоединиться к Пpавославной Цеpкви под yсловием снятия клятв, пpоизнесенных Собоpом 1667 года на пpивеpженцев стаpых обpядов, и даpования им единовеpческого епископа.

В 1929 годy вопpос о снятии клятв обсyждался на заседании Патpиаpшего Священного Синода под пpедседательством Заместителя Патpиаpшего Местоблюстителя Митpополита Hижегоpодского Сеpгия (впоследствии Святейшего Патpиаpха Московского и всея Рyси). Вскоpе же было пpинято Синодальное опpеделение, в котоpом говоpилось, в частности, следyющее:

2) В частности, богослyжебные книги, напечатанные пpи пеpвых пяти Российских Патpиаpхах, пpизнаем пpавославными; свято хpанимые многими пpавославными, единовеpными и стаpообpядцами цеpковные обpяды – спасительными. Двоепеpстие, слагаемое во обpаз Пpесвятой Тpоицы и двyх естеств в Господе нашем Иисyсе Хpисте – обpядом в Цеpкви пpежнего вpемени несомненно yпотpеблявшимся.

3) Поpицательные выpажения, так или иначе относящиеся до стаpых обpядов, и в особенности до двyпеpстия, где бы оные ни встpечались и кем бы ни изpекались, – отвеpгаем и яко не бывшие вменяем.

Это постановление об отмене клятв на стаpообpядцев Патpиаpшего Священного Синода и епископата Рyсской Пpавославной Цеpкви, котоpyю возглавлял в то вpемя глyбоко пpосвещенный и мyдpый иеpаpх, впоследствии Святейший Патpиаpх Московский и всея Рyси Сеpгий (†1944), явилось, таким обpазом, окончательным завеpшением истоpического pазвития вопpоса об отмене клятв Патpиаpха Антиохийского Макаpия и Московских Собоpов 1656 и 1667 гг. на сегодняшний день.

Из пpедставленного кpаткого истоpического обзоpа pазвития вопpоса об отмене клятв на стаpообpядцев мы видим, что вопpос этот постепенно клонился в стоpонy положительного его pешения Священноначалием Рyсской Пpавославной Цеpкви, но к настоящемy вpемени не pешен до конца. Это может сделать только обладающий всей полнотой канонической власти Поместный Собоp Рyсской Пpавославной Цеpкви, pавносильный Собоpy 1667 года, каковым мы с полным оснозанием можем пpизнать настоящий Освященный Собоp, котоpый, по данной от Бога власти вязать и pешить, и должен завеpшить этy насyщнyю пpоблемy для всех пpавославных веpyющих нашей стpаны. Пеpед лицом истоpических фактов нельзя не пpизнать, что пpоводившаяся импеpатоpская политика пpеследований и огpаничений в отношении стаpообpядцев налагала свою довлеющyю pyкy и на цеpковные взаимоотношения с ними.

Тепеpь же, когда междy Стаpообpядческой и Рyсской Пpавославными Цеpквами yстановились и pазвиваются добpые взаимоотношения в дyхе хpистианской любви и миpа, необходимо по-новомy, исключительно по-цеpковномy, исходя из пpавильного понимания pазличий междy догматом и обpядом, в соответствии с пpедначеpтанием Пpедсобоpного Пpисyтствия и Отдела VI Поместного Собоpа 1917–1918 гг., а также с pешением Патpиаpшего Священного Синода и епископата Рyсской Пpавославной Цеpкви от 10 [23] апpеля 1929 года, с yчетом совpеменных обстоятельств, взглянyть на этот давно наболевший цеpковный вопpос и сделать всё возможное для pазpешения его.

Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их.

Как известно, в период первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского Никона (1652–1666) Высшей Церковной властью Московского Патриархата были предприняты усилия по установлению единообразия употребляемых в Русской Православной Церкви богослужебных чинов и обрядов с таковыми же, употребляемыми в греческих Православных Церквах. Это исправление хотя и было предпринято в соответствии с мнением на сей счет большинства архиереев и пастырей Русской Православной Церкви и при поддержке ее Предстоятелями и архиереями четырех Восточных Патриархатов, однако встретило серьезную оппозицию в русских церковных кругах.

Создавшееся в Русской Православной Церкви положение было предметом озабоченности Московского Собора 1656 года, который наложил клятву на употребляющих двуперстное крестное знамение, и Большого / стр.6 / Московского Собора 1667 года, наложившего клятву на всех, не приемлюших церковные исправления Патриарха Никона, и на расколоучителей, активно выступающих против единства Церкви. На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Церкви.

Наиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, предпринимавшие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1656 и 1667 гг., должно быть устранено.

VI Отдел Предсоборного Присутствия 1906 года вынес постановление – ходатайствовать перед будущим Поместным Собором Русской Православной Церкви об отмене этих клятв.

Об этом же говорило постановление Отдела по единоверию и старообрядчеству Поместного Собора 1917/18 г. В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде Русской Православной Церкви Патриарший Священный Синод под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного Митрополита Нижегородского Сергия 23 (10) апреля 1929 года подтвердил православие богослужебных книг, напечатанных при первых пяти Российских патриархах. Старые русские обряды были засвидетельствованы как спасительные. Порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты. Клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 гг. отменены, яко не бывшие.

Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа:

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими / стр.7 / на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

Всесвятая и Живоначальная Троица – Отец, Сын и Святый Дух – да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас. дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись ( Рим.5:8,10 ).

Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года в деле развития конфессиональных отношений между Московским патриархатом и старообрядчеством

Начиная с середины XVII века, когда старообрядчество как религиозное движение стало проявлять признаки особого конфессионально-культурного пространства, имеющего значительно выраженные отличия от реформированной церкви, взаимный диалог двух духовных культур с их разностью мировоззрений, традиций и норм носил неоднозначный характер.

До начала XX века старообрядчество со стороны правительственной церкви и государственных силовых структур испытывало жесткое полицейское и административно-правовое давление.

Итак, во втором десятилетии прошлого века две враждующих между собою церкви оказались в числе подлежащих уничтожению. С социальной точки зрения, отныне межконфессиональный диалог стал возможным только на равных условиях и без постороннего вмешательства.

Необходимо отметить, что лояльное отношение к церковному бытию древлеправославных христиан со стороны новообрядствующей церкви начало проявляться еще до революции. В частности, VI отдел предсоборного присутствия вынес постановление ходатайствовать перед будущим Поместным собором 1917 года о полной отмене анафем на дореформенные церковные чины и православных христиан, их придерживающихся [7, 284–285]. На Поместном соборе 1917 года также велась активная подготовка материалов для отмены клятв собора 1666 года, однако весной 1921 года деяния собора были прекращены из-за продолжавшейся в стране политики уничтожения церкви. Произошла конфискация помещений, в которых собор заседал [13, 136]. Таким образом, деанафематствование старообрядчества не произошло.

Следовательно, налаживание мирного и добрососедского диалога патриаршей церкви со старообрядчеством началось задолго до знаменитого Поместного собора 1971 года.

У современного беспристрастного исследователя не должно быть никаких сомнений в необходимости отмены клятв на старообрядчество, и более того — в недействительности самих клятв. Сегодня имеется достаточно опубликованных исследований, в которых утверждается абсолютная бессмысленность реформ и антиканонические меры их проведения. А разрыв молитвенного общения третьей части русских православных христиан с церковной партией, проводящей пресловутые реформы, не заключал в себе ничего противоправославного.

На третий день, после прочтения митр. Никодимом известного доклада, Поместный собор РПЦ вынес следующие решения относительно старообрядчества и приемлемых для него церковных форм богопочитания:

1.​ Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

1.​ Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

1.​ Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Московского собора 1667 года, наложенных ими клятв на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшими.

Освященный Поместный собор Русской Православной Церкви любовию приемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру [5, 5–6].

Таким образом, для РПЦ МП древлеправославные христиане-старообрядцы являются членами единой христианской православной поместной церкви — Русской. Старообрядцам отныне дозволено без всяких затруднений участвовать в молитвенно-литургической жизни Церкви Московского Патриархата. Теоретически старообрядец при переходе в лоно господствующей церкви становится ее членом без предварительного совершения какого-либо чиноприема.

Со стороны старообрядчества аналогичного ответа на деяния собора 1971 г. не последовало и по настоящее время отношение к примирительному жесту со стороны РПЦ МП остается нейтральным. При внимательном изучении истории старообрядческой мысли выявляется бесспорный факт уверенности древлеправославных христиан в своей исторической и богословской правоте. По мнению современного староверия, его основатели нисколько не похулили Православную Церковь тем, что не приняли смущающие постановления московского собора 1666 года (аналогичную мысль констатирует исследуемый нами собор). Следовательно, старообрядцы остались в лоне Православия, а та часть духовенства и мирян, которая не отвергла нововведения, оказалась вне церковной ограды. То есть вся совокупность новообрядческих церквей есть еретическая организация одной природы. Очевидным, с точки зрения старообрядчества, считается неправомерность и мистическая недействительность всех анафем, наложенных некогда на дораскольные формы богопочитания. Вышеназванный постулат является неотъемлемой частью старообрядческого церковного самосознания. Таким образом, отмена клятв и анафем на древлеправославных христиан, или же их каноническая легитимность, — для старообрядцев рассматриваются всего лишь в качестве внутренних проблем новообрядствующей церкви, никак не заграждающих путь к Спасению православных христиан, молящихся двоеперстно.

Церковно-исторической наукой давно доказаны бессмысленность и ненужность проведения церковной реформы, а также негативное ее влияние на последующую жизнь Русской Церкви, что отчасти признано в деяниях собора 1971 года. Никакой необходимости в исправлении богослужения Русская Церковь не испытывала.

Таким образом, политика внешнецерковных сношений РПЦ МП не принесла никаких положительных результатов в деле объединения со старообрядчеством и восстановлении единства Русской Церкви. Взаимное непонимание двух пока непримиримых сторон обусловлено, прежде всего, существующей мировоззренческой пропастью, сумевшей за 350 лет раскола разделить христиан.

Резюмируя вышесказанное необходимо, к сожалению, признать, что деяния собора 1971 года оказались малоэффективными и неспособными решить проблему церковного единства. Вместо реальных плодотворных результатов деяния знаменитого Поместного собора РПЦ МП 1971 года продолжают сегодня жить лишь на страницах трудов по церковной истории и каноническому праву, в качестве памятников церковной юриспруденции и исторических документов.

Роман Аторин, кандидат философских наук, доцент кафедры философии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

Литература и источники

3.​ Апанасенок А.В. Старообрядчество Курского края в XVII – начале XX века. (Текст): монография/ А.В. Апанасенок. Курский государственный технологический университет. Курск, 2005.

4.​ Деяния архипастырей Православной Святой Церкви в СССР, возглавляемых Московской Патриархией, от 10 (23) апреля, 1929 года. Москва.

5.​ Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их// Журнал Московской Патриархии. 1971 г. №6.

7.​ Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. 2. СПб., 1906.

8.​ Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии// Избранные сочинения: в 10 тт. Т. 5. Ч. 1. 1907–1910. М.: Политиздат, 1985.

9.​ Машковцева В.В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX – начале XX века (на материалах Вятской губернии) [Текст]/ В.В. Машковцева. — Киров: Изд-во ВятГУ, 2006.

10.​ Никодим. Митрополит Ленинградский и Новгородский. Доклад на поместном соборе 31 мая 1971 г.// Журнал Московской Патриархии. 1971 г. №7.

11.​ Обращение Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим общения с Московским Патриархатом// Журнал Московской Патриархии, 1988. №8.

12.​ Цыпин В. Протоиерей. Присоединение инославных// Православная беседа. 1995. 5–6.

Читайте также: