Поведенческая теория фирмы кратко

Обновлено: 01.07.2024

Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (P, V продукции, рост), которая максимизируется. Другие теории - поведенческие - из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта посылка опирается на трактовку корпорации как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:

· интересы рабочих, стремящихся к высокой зарплате, хорошим условиям труда, технологической безопасности, интересному содержанию труда, повышению квалификации и профессиональному росту и т.д.;

· интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;

· интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;

· интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.

Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом их конфликты, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы.

Поведенческие теории (данное направление называется "бихевиоризм") получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров состоит в следующем: "Залог успеха - высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух - результат удовлетворения заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и не удовлетворенные работники. Задача администрации гармонизировать интересы работников и фирмы".

Существует множество частных вариантов поведенческих теорий, предлагающих разные рецепты согласования частных и общих интересов в рамках корпорации. Многие из них уже достаточно апробированы практикой и показали высокую результативность.

Один из рекомендуемых способов, предложенный Х.А. Саймоном в 1959 г., состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, зарплату и прочее. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной, по каждой цели в отдельности, тем не менее, удовлетворяла бы все заинтересованные стороны.

Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения на каком-либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий администрация должна активно вмешаться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом.

К числу предлагаемых советов относятся такие, как:

· установление временных ограничителей для выработки компромисса;

· установление бюджетных ограничителей для каждой заинтересованной группы;

· четкое распределение обязанностей, прав каждой структурной группы и др.

Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отмечал в 1984году, что существуют более 2-ух тысяч различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению, и гибко реагировать на его изменения.

В настоящей главе была дана общая характеристика лишь наиболее важных теорий, объясняющих поведение фирмы. Обилие подобных теорий не может претендовать на исчерпывающее объяснение данной проблемы, каждая имеет свои слабые стороны и внутренние противоречия. Тем не менее, в каждой теории содержится рациональный анализ, помогающий понять действие современной компании на рынке, прогнозировать их будущее поведение, оценивать последствия.

Управление фирмой в условиях рынка является важнейшей частью существования и эффективного функционирования фирмы. И поэтому далее я расскажу об управлении.

III. Управление фирмой в условиях рынка

1. Теория управления фирмой - менеджмент

Управление фирмой – менеджмент - как особый вид деятельности заключается в организации и координации факторов производства для достижения максимальной эффективности их использования. В мировой практике управление само по себе рассматривается в качестве одного из факторов производства, функции менеджмента состоят в принятии и в организации выполнения решений по использованию факторов производства, внедрению новых продуктов и технологий.

Значительная часть корпораций контролируется банками и акционерами. Вместе с тем при наличии многих собственников, размеры акционерного капитала которых не оправдывают затрат времени и денег на осуществление контроля, менеджеры получают большую самостоятельность.

Первая модель характеризуется чрезмерной централизацией и формализацией организационных структур и управленческих процедур, строгим иерархическим подчинением производственных подразделений и людей. В этой модели Работник рассматривается как винтик машины. Теоретиками этой Модели были Г. Форд и Ф. Тейлор.

Вторая модель нацелена на гуманизацию управления, раскрытие творческого потенциала работника, его активизацию. Она исходит из приоритета качества функционирования фирмы, ее продуктов и услуг. Для новой модели характерна ориентация на Покупателя, на сбыт. Поэтому ее составной частью являются теория и практика маркетинга. Теоретиками этой модели являются американские экономисты Г. Питерс, Р. Уотмен, П. Дракер, Ф. Роджерс и др.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ ( behavioural theory of the firm ) — направление, альтернативное традиционной теории фирмы, основанной на мотиве максимизации прибыли, которое делает акцент на природе крупных компаний как сложных организаций с их проблемами конфликта целей и коммуникации. Поведенческая теория исследует врождённый конфликт между целями индивидов и подгрупп внутри организации и утверждает, что цели организации вырастают из взаимодействия этих индивидов и подгрупп.

Сайерт и Марч, внесшие вклад в развитие поведенческой теории, предложили пять основных задач, имеющих важное значение для сбытовой, производственной и ценовой стратегии компании:

( а ) производственная задача;

( б ) задача запасов;

( в ) задача сбыта;

( г ) задача рыночной доли;

( д ) задача прибыли.

Поведенческая теория обращается также к проблемам коммуникации в крупных организациях, утверждая, что процесс принятия решений скорее распределён по всей фирме, чем сконцентрирован на вершине организационной пирамиды. Это происходит потому, что управляющие нижнего уровня не только выполняют приказы, но и проявляют инициативу, (а) детализируя общие планы, намечаемые высшим управленческим звеном, и (б) обобщая информацию, которая должна поступить наверх, чтобы стать базой для принятия решений их начальниками. Эти проблемы коммуникации осложняют попытки высших управленцев навязать свои цели организации.

Хотя поведенческая теория фирмы носит описательный характер и ей недостаёт детерминизма, необходимого для разработки прогнозов, поддающихся проверке, она предложила немало полезных идей о целях крупных компаний.

ВЕХИ, том второй : ( Фриц Махлуп. Теории фирмы: маржиналистские,

бихевиористические и управленческие ) ,

ЗАКОН ПАРКИНСОНА ( Parkinson’s law ) — наблюдение профессора С. Норскота Паркинсона, согласно которому объём работ увеличивается в зависимости от времени, отведённого для его выполнения. Если это наблюдение верно, то неэффективность организации труда создаёт серьёзные проблемы для фирм любого масштаба.

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:

Рассмотренные теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (прибыль, объем продаж, рост), которая максимизируется. Другие теории — поведенческие — исходят из посылки, что у фирмы существует множество целей.

Эта посылка опирается на трактовку корпорации как сложной системы, в которой иерархии субъектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность включает в себя интересы:

♦ рабочих, стремящихся к высокой заработной плате, хорошим условием труда, технике безопасности, содержательному труду, повышению квалификации и профессиональному росту и т. д.;

♦ менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;

♦ акционеров, желающих получить высокие дивиденды;

♦ высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.

Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым и жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом их конфликты, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы.

Существует множество частных вариантов поведенческих теорий, предлагающих рецепты согласования частных и общих интересов в рамках корпорации. Многие из них уже достаточно проверены и показали высокую результативность.

Один из рекомендуемых способов, предложенных X. А. Саймоном в 1959 г., состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели; прибыль, объем продаж, рост, заработную плату и пр. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной по каждой цели в отдельности, тем не менее удовлетворяла бы все заинтересованные стороны. Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения на каком- либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий администрация должна активно вмешиваться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом.

E числу полезных советов относятся:

♦ установление временных ограничителей для выработки компромисса;

♦ введение бюджетных ограничителей для каждой заинтересованной группы;

♦ четкое распределение обязанностей и прав каждой структурной группы и другие.

Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма. Один из теоретиков бихевиоризма, Ан- софф, отмечал в 1984 г., что существует более 2000 различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. E внешней среде относятся как экономические, политические, экологические, так и социальные условия, общественное мнение и т. д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению и гибко реагировать на его изменения.

Ни одна из существующих теорий не может претендовать на исчерпывающее объяснение проблемы, каждая имеет свои слабые стороны и внутренние противоречия. Тем не менее в каждой теории содержится рациональный анализ, помогающий понять действия современных компаний на рынке, прогнозировать их будущее поведение, оценивать последствия.

Смена часового пояса

Курсы валют ЦБ РФ

 Роскомнадзор принял

Рынки избегают

Цена на никель выросла

Авиакомпании РФ из-за

Завод Tesla в Германии

Американские сланцевики

Аналитика

Ипотеки под 20% годовых.

Что происходит с рынком

Сбер закрывает

Россия без SWIFT:

Рынок США: обзор и

Видео

Владимир Левченко:

Ozon и Yandex: риски

Комиссия 30% на покупку

Обвал акций РФ на LSE,

Деньги ФНБ направят на

ЦБ спасает рубль:

Обучение

Дискретный аукцион на

Как перенести активы от

Депозитарный перевод

Может ли эмитент не

Если банк обанкротился:

Если МФО исключена из

Рейтинг брокеров
Актуальные темы

Мы в соц сетях:

Оставить отзыв о сайте

Дополнительная информация

Хотите знать об инвестициях все?

Вы успешно подписались на рассылку InvestFuture!

Благодарим вас за оформление подписки! Первое полезное письмо поступит на ваш почтовый ящик в течение недели. Управлять настройками подписки вы можете в личном кабинете.

Читайте также: