Сеивк это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Собственная его императорского величества канцелярия - высшее государственное учреждение Российской империи, находившееся в прямом подчинении императора. В конце XVIII в. оформилась как личная канцелярия Павла I, при Александре I получила общегосударственные функции, при Николае I превратилась в важнейшее учреждение империи. Канцелярия состояла из Шести отделений: I отделение, собственно канцелярия, занималось рассмотрением отчетности министров, составлением указов, местной администрацией, подбором чиновников центрального аппарата, пенсионными делами высших должностных лиц; II отделение занималось кодификацией; III отделение производило политический сыск; IV отделение ведало благотворительными учреждениями; V отделение разрабатывало реформы о государственных крестьянах и надзирало за их реализацией; VI отделение занималось реформой управления Кавказом. Отделения создавались и расформировывались, к 1882 г. в составе канцелярии осталось всего одно I отделение, и ему присвоили название Собственной его императорского величества канцелярии.

Дом коллегии иезуитов, где помещалось Первое отделение канцелярии в 1856—73 гг.

Со́бственная Его́ Импера́торского Вели́чества канцеля́рия (сокращённо — Собственная Е. И. В. канцелярия) — личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I при создании министерств; однако в 1812 году вновь учреждена для работы с делами, требовавшими личного участия государя. Функции Собственной Е. И. В. канцелярии императором Николаем I были значительно расширены. С 1826 и до 1881 года Собственная канцелярия подразделялась на несколько самостоятельных отделений, значение каждого соответствовало министерскому. Упразднена постановлением Временного правительства от 7 апреля 1917 года.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Эта часть плана реформ была реализована практически полностью, так как соответствовала главной задаче реформаторов — создать современный сильный государственный аппарат, который эффективно влиял бы на развитие общества в направлении указанном властью и способствовал бы сохранению самодержавия. Важнейшая роль в этом, со второй четверти XIX в. отводилась такому учреждению как Собственная Его Императорского Величества канцелярия (СЕИВК).

В 1826 г. император Николай I создал специальный комитет для рассмотрения итогов проведенных реформ, состояния системы государственного управления, выработки мер по его совершенствованию. Деятельность государственного аппарата была признана не эффективной. Главной причиной этого, по мнению Николая I, было отсутствие четкой законодательной базы, слабый контроль за деятельностью государственного аппарата, за исполнительской дисциплиной чиновников.

Решение этих проблем царь взял под свой личный, постоянный контроль, для чего существенно расширил и реорганизовал Канцелярию. В 1826 г. в ней было создано три отделения, а впоследствии, по мере возникновения новых проблем, создавались еще три отделения. Каждое отделение было самостоятельным учреждением, со своими функциями, существенно отличавшимися от функций других отделений. Должность начальника не вводилась, им был по существу сам император. Начальники отделений могли требовать сведения от всех государственных учреждений и по поручению императора давать анализ их деятельности.

Главная задача I отделения заключалась в контроле за кадровым составом государственного аппарата. Два раза в год все ведомства направляли в него сведения о приеме и увольнении, перемещении по службе, награждении чиновников. Все они требовали утверждения в I отделении, причем многие дела докладывались лично императору.

Накануне реформ 1860-х гг. необходимо было повысить эффективность и оперативность деятельности государственного аппарата, и в 1858 г. решение кадровых вопросов из компетенции I отделения СЕИВК передается в ведение министерств, главных управлений, губернаторов.

Важнейшей задачей своего царствования Николай I считал проведение систематизации и кодификации российского законодательства. Ее решение было поручено II отделению Императорской канцелярии. Хотя в нем служило всего 16 чиновников и 15 писарей, но оно имело право привлекать к своей деятельности Министерство юстиции, Департамент законов Государственного Совета, что позволило к 1830 г. подготовить Полное Собрание законов, а к 1832 г. Свод законов Российской империи. II отделение СЕИВК подготовило Свод военных постановлений, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., готовило новые издания Полного Собрания законов и Свода законов Российской империи.

Исполнительным органом III отделения стал Отдельный корпус жандармов, образованный в 1827 г. Территория страны делилась на жандармские округа, руководители которых были независимы от местных властей и осуществляли надзор за их деятельностью, а также за местными периодическими изданиями, театрами, учебными заведениями.

Абсолютизм в первой половине XIX в., консервируя сословное деление общества, не проводил мер, направленных на преодоление правового, имущественного неравенства, но создал государственную систему организации общественной благотворительности. Это можно считать особенностью российского государства в XIX в. Эффективность этой системы во многом определялась тем, что руководство ею осуществлялось IV отделением, созданным в 1828 г. и имевшим возможность привлекать к этой деятельности местные органы власти и управления, дворянские губернские и уездные собрания. Поощрения от государства в виде наград, почетных званий в сословном обществе могли иметь не только моральное значение, но и повышать общественный, сословный статус благотворителей, что влекло за собой получение ими определенных привилегий.

Созданное в 1836 г. V отделение должно было подготовить существенную реформу управления государственным имуществом, изменить правовое положение государственных крестьян. Одним из итогов деятельности V отделения стало создание Министерства государственных имуществ. Начальник V отделения стал одновременно министром государственных имуществ. Это расширяло возможности нового министерства, занявшего важное место в государственном механизме решать проблемы взаимодействия с другими ведомствами.

На V отделение была возложена координация деятельности этих комитетов, информирование о их предложениях руководителей других ведомств.

Острейшей проблемой для России первой половины XIX в. была война с некоторыми народами Кавказа. В 1842 г. после неудач российской армии в этой войне создается Комитет по делам Закавказского края (позже Кавказский комитет). Он должен был выработать принципы политики по отношению к местному населению Кавказа, предложить систему управления, учитывающую его традиции и интересы империи. Значимость этого Комитета, в который входили военный министр, министр внутренних дел, финансов, юстиции, была такова, что для обеспечения его деятельности создается VI отделение. Им собираются, анализируются все предложения по реформе управления Кавказом. После создания Кавказского наместничества в начале 1844 г., как нового административно-территориального образования VI отделение упраздняется.

Таким образом, СЕИВК была ведущим звеном государственного механизма и стояла по существу над правительством. Она контролировала главные направления государственной деятельности, рассматривала важнейшие задачи, стоявшие перед властью. Начальники отделений подчинялись непосредственно императору, имея право личного доклада ему.


В 1811 году был создан Джавад хан Ширванский . В 1838 г. в составе конвоя создана "Команда лезгин", в которой служили уроженцы Джаро-Белоканской области Азербайджана. В 1839 году создана "Команда мусульман", в которой служили уроженцы других областей Северного Азербайджана.

В 1856 году на основе команд созданы взводы. В 3-й взвод стали принимать не только выходцев из Джаро-Белоканского округа, но "и Лезгин Прикаспийского края, из тамошних знатнейших фамилий". 4-й взвод комплектовался на основе Команды мусульман "из почетнейших фамилий ханов и беков Закавказского края".

В азербайджанских взводах конвоя были сохранены все национальные особенности. В гвардейских казармах им подавали национальную азербайджанскую еду, в быту сохранялись национальные обычаи. Во взводах имелись штаты мола и эфенди. Военные штаты были на азербайджанском языке: рядовые назывались "всадник", юнкера назывались "векиль".

Большинство азербайджанцев из конвоя позднее поступили в военные школы, продолжили военную карьеру. Пять офицеров были удостоены звания генерала: Фараджулла бек Агаев , Исрафил бек Ядигаров , Рзагулу Мирза Каджар , Акбер Мирза Каджар . Рзакули Мирза Каджар первым из азербайджанцев удостоился придворного звания флигель-адъютант, его дочь Дилшад-ага стал фрейлиной императрицы.

В ходе военных реформ в императорском конвое оставили лишь части, состоящие из казаков, остальные части, в том числе азербайджанские взводы были расформированы.

Униформа

В 1837 г. во время путешествия на Кавказ император Николай I присутствовал на параде Галерея

Гагарин 1844

Гагарин 2

Азербайджан конвой1

Пиратский 2

Крюгер

Пиратский

Гебенс

Азербайджан конвой3

Азербайджанцы в составе конвоя, 1861 г. Рисунок А. Геббенса. Слева направо: стоят — два векиля в повседневной форме; сидят два всадника в повседневной форме, на переднем плане стоит — юнкер в парадной форме, на коне — обер-офицер в парадной форме.

Азербайджан конвой

Азербайджан конвой2

Азербайджанцы в составе конвоя, 1867 - 1870 гг. Художник К. Пиратский. Слева-направо на переднем плане: всадник в парадной форме, оберофицер (флигель-адъютант) в парадной форме, обер-офицер в парадной форме с эполетами.

Азербайджан конвой4

Эскиз императорского сервиза с изображением азербайджанцев конвоя, 1878 г. Слева направо: оберофицер в парадной форме, всадник в повседневной форме, всадник в парадной форме.

01азербайджан

Реконструкция униформы азербайджанцев из императорского конвоя, презентованная Национальном в Музее Истории Азербайджана 21 июня 2017 г.

Читайте также: