Композиция магистерской диссертации кратко

Обновлено: 03.07.2024

Титульный лист является первой страницей диссертационной работы и заполняется по строго определенным правилам (см. приложение 1). После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки диссертационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Образец оформления оглавления приведен в приложении 2.

Во введении обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, описываются теоретические основания исследования. Таким образом, введение – очень ответственная часть диссертации, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.

Обоснование актуальности выбранной темы – обязательное требование к любой диссертационной работе. Основным условием актуальности темы является ее направленность на решение важных задач повышения качества начального образования и создания условий устойчивого развития образовательных систем. В пределах одной двух страниц необходимо показать суть проблемной ситуации и определить наличие научной проблемы. Следующей составляющей актуальности является не проработанность научной проблемы и не достаточное освещение ее в научной литературе. Для определения состояния разработки выбранной темы, составляется краткий обзор научной литературы, который должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Формулировка цели диссертационного исследования отражает направление исследований и взаимоувязана с названием темы диссертации. В связи с поставленной целью формируются задачи в процессе диссертационного исследования. Постановку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения и составляет содержание глав диссертационной работы. Более того, название глав и параграфов диссертации вытекает именно из формулировок задач.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в первенстве автора в получении новых знаний об исследуемом предмете. Основным признаком новизны является наличие теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение позитивных социально-экономических результатов. Новыми могут быть направления, способствующие углублению понимания сущности педагогических процессов и явлений, законов и закономерностей развития, механизмов взаимодействия, организации образования и межличностных отношений; развитие методологии и методов науки.

Далее описываются методы исследований, которые являются инструментом в получении фактического материала и условием достижения поставленной в работе цели. Показывается, на каком конкретном материале выполнена сама работа, и дается характеристика основных источников получения информации (научная литература, материалы конференций, законодательная база, результаты психолого-педагогических исследований и т.д.), а также указываются методологические основы проведения исследования.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования может определяться характером, возможностью их использования на практике. Для описания практических результатов исследования могут применяться критерии, которые в зависимости от характера исследования условно разделены на три группы: методологические, методические, прикладные.

В первую группу могут быть включены результаты, представляющие собой новые теоретические принципы и закономерности развития педагогической науки, теоретические концепции функционирования той или иной отрасли научного знания. Итогом теоретических исследований может быть совершенствование основных структур и механизмов развития теории и практики. Применительно к отдельным категориям теоретических исследований и для оценки эффективности их внедрения могут использоваться следующие критерии: публикация основных результатов исследования в научных статьях; апробация результатов исследования на научно-практических конференциях; участие магистранта в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного образования.

Во вторую группу могут включаться научно обоснованные и апробированные в результате экспериментальной работы по совершенствованию системы методов и средств организационного, психолого-педагогического и методического развития системы образования. Формы апробирования результатов диссертационных исследований могут быть следующими: проект или программа по совершенствованию систем обучения и воспитания; использование методологических разработок в подготовке методики психолого-педагогического исследования; рекомендации по совершенствованию механизмов управления педагогическими процессами.

В третью группу могут входить результаты прикладных исследований, которые научно обосновывают пути оптимизации педагогических и материальных ресурсов, совершенствования образовательных систем и т.д. Апробация результатов таких исследований может осуществляться в следующей форме: научного обоснования вариантов, направлений, способов совершенствования условий и повышения эффективности обучения и воспитания; психолого-педагогического обоснования мероприятий по использованию новшеств в различных областях образования; обоснования предложений по использованию достижений научных

разработок в практической деятельности школы.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру диссертационной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Текст диссертации должен показывать умение магистранта сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам (см. требования к ВКР на сайте вуза).

Как правило, структура диссертации состоит из двух-трех глав: Первая (иногда и вторая) глава носит методологический характер и предназначена для раскрытия теории научной проблемы, на основании которой предлагаются основные направления ее решения. Вторая (либо третья) глава носит методический и практический характер. В ней отображаются результаты анализа, оценки состояния и проблем предмета исследования, выработаны методические подходы решения проблем. Далее представляется практическая часть исследований и описание и анализ эффекта от внедрения результатов исследования в практику образования.

По объему каждый параграф должен быть не менее 6 страниц, если материала меньше, его следует доработать либо присоединить к другому параграфу магистерской работы.

Каждую главу магистерской диссертации завершают емкими, содержательными выводами. Выводы должны отражать основное содержание, главные мысли и идеи исследования, однако недопустимо точное повторение текста в содержании параграфов и выводов. Выводы – иначе сформулированные главные мысли и идеи, изложенные в основном тексте главы.

Заключение. Диссертационная работа заканчивается разделом, в котором последовательно излагаются выводы, основания и результаты исследования, а также степень достижения поставленных целей и задач, раскрываются возможные перспективы дальнейшего исследования.

Список литературы. В данном разделе диссертационной работы приводится весь перечень использованной литературы в алфавитном порядке. В список литературы включаются:

1. Законы, нормативные документы и государственные стандарты;

2. Материалы конференций, съездов, симпозиумов;

3. Монографии, научные издания, авторефераты и диссертации;

4. Научные статьи;

5. Справочники и энциклопедии;

6. Периодические издания – научные журналы;

8. Не менее двух изданий на иностранном языке по теме диссертационного исследования.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научной направленности, выполняемую студентом самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе подготовки магистра. Магистерская диссертация относится к разряду учебно-исследовательских работ, ее научный уровень должен отвечать соответствующей программе обучения.

Магистерская диссертация должна содержать совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для защиты, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и находить методы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, разработка новых методологических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Магистерская диссертация выполняется студентом по материалам, собранным им лично за период обучения и научно-исследовательской практики. Тема магистерской диссертации должна отражать специализацию студента и, как правило, соответствовать направлению научно-исследовательских работ соответствующей кафедры. Рекомендуемый объем магистерской диссертации – не более 100 страниц печатного текста без приложений. Магистерская диссертация подлежит обязательному рецензированию. Магистерская диссертация должна отличаться от бакалаврской работы глубиной теоретической разработки темы, от дипломной работы специалиста – научной направленностью.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает процесс и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема – быть актуальной. Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Диссертация как научное произведение имеет определенную специфику. Прежде всего, от других научных произведений она отличается тем, что в научной сфере выполняет квалификационную функцию, то есть готовится с целью публичной защиты и получения научной степени. В этой связи основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых автор систематизирует накопленные знания и доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений.

Содержание диссертации в наиболее упорядоченном виде фиксирует исходные предпосылки научного исследования, этапы исследования и полученные результаты. Причем здесь не просто описываются научные факты, а выполняется всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и обоснование выбора одной из них. В содержании приводятся убедительные доводы в пользу избранной концепции, анализируются и аргументировано критикуются противоположные точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение основное свойство научного познания – критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям. Поэтому содержание диссертации характеризует еще одна особенность, связанная с наличие дискуссионного и полемического материала.

Диссертация как научное произведение отличается не только по содержанию, но и по форме изложения, которая характеризуется активным применением математического инструментария, средств логического мышления, компьютерных программ и математической статистики. Для любой диссертации характерны аргументированность суждений и достоверность выводов. Ориентируясь на читателей с высокой профессиональной подготовкой, автор использует в тексте весь имеющийся в распоряжении ученого знаковый аппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики), то есть все, что составляет язык науки, понятный только специалистам.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, относится к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование и анализ известных решений. Магистерская диссертация выполняется, главным образом, не с целью решения научных проблем, а является доказательством способности автора самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Магистерская диссертация – выпускная квалификационная работа (ВКР) исследовательского характера. Полнота раскрытия тематики позволяет определить образовательный уровень учащегося, оценить степень сформированность аналитических навыков и его способности к самостоятельному решению научных задач, в целом, сделать выводы о соответствии знаний и умений студента ФГОС подготовки магистров.

Что такое магистерская диссертация

Магистерская диссертация – это оригинальное научное исследование, направленное на решение одной или нескольких задач, объединенных общей целью. Работа пишется выпускником самостоятельно по материалам, накопленным за время обучения и в ходе преддипломной практики, а ее выполнение контролируется научным руководителем.

Содержание диссертации магистра может быть трех типов:

От ВКР бакалавра магистерская работа существенно отличается глубокой, всесторонней теоретической проработкой решаемой проблемы, а от диплома специалиста – большей академической ориентированностью исследования.

Написание и защита диссертации дает возможность выпускнику продемонстрировать сформированные в течение курса обучения компетенции и полученные знания, показать готовность к научной и педагогической деятельности. Если по результатам публичной защиты студент получает положительную оценку, ему присуждают академическую степень магистра.

Требования к ВКР магистра

Диссертация магистра должна отвечать требованиям оригинальности и научной новизны, единства цели и содержания, иметь практическую или академическую значимость. Предложенную концепцию решения выявленной проблемы следует аргументировать актуальными данными и документально подтвержденными фактами. Стиль изложения рекомендуется соответствующий нормам научного языка и специфике направления исследования.

Структура

По своей композиции магистерская работа практически не отличается от других студенческих выпускных проектов. В ее составе обязательно должны присутствовать такие элементы и разделы:

Элементы диссертации Содержание
1. Титульный лист Оформляется согласно правилам ГОСТа и содержит данные о виде и теме работы, авторе, научном руководителе, годе выполнения и месте защиты.
2. Содержание Оглавление, включающее все подразделы.
3. Список используемых сокращений Если в тексте есть аббревиатуры и условные обозначения, в этой части следует дать их расшифровку.
4. Введение Формулировка целей и задач, актуальности и новизны исследования. Перечисление методов и материалов, использованных в работе.
5. Основная часть Анализ литературы по теме диссертации, изложение собственных результатов, их интерпретация.
6. Заключение Подведение итогов всего исследования, формулирование выводов в подтверждение положения, вынесенного на защиту.
7. Список литературы Перечень использованных источников.
8. Приложения Объемные таблицы и рисунки, занимающие больше половины листа.
9. Автореферат Краткое изложение материала, приведенного в магистерской диссертации. Имеет свои особенности оформления, согласно требованиям и ГОСТа.

Содержание

Рубрикация и содержание основных структурных элементов работы отображает способность автора логично и аргументированно излагать материал, умение правильно интерпретировать полученные результаты, делать выводы.

Наиболее объемный и информативный раздел ВКР магистра – основная часть. Она обязательно включает несколько глав (не менее 3 и не более 5) и содержит:

  • обзор литературы;
  • критическую оценку источников;
  • обоснование выбора методов исследования;
  • оригинальные идеи и предложения автора;
  • описание полученных результатов.

Главы и параграфы обязательно заканчиваются выводами.

Самое важное в магистерской работе – наличие научной новизны. Диссертацию следует выстроить на уникальном материале или на основе оригинальной интерпретации результатов известных исследований.

Объем

Сколько страниц будет содержать ВКР, зависит от ее тематики и направления. Объем диссертационной магистерской работы не должен превышать 100–120 листов. Для гуманитарных наук допустимо увеличение количества страниц до 150.

По общепринятому стандарту текст набирается в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman (14 кегль и полуторный межстрочный интервал). Каждый раздел работы начинается с отдельного листа.

Как писать магистерскую диссертацию

Какая бы огромная работа ни предстояла, четкая организация процесса поможет горы свернуть.

Оформление магистерской диссертации подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются к любым другим ВКР. Для будущей защиты надо подготовить презентационные слайды, плакаты, модели и т. д. и печатные раздаточные материалы. Для представления в открытом доступе содержания и результатов исследования научной общественности пишется автореферат.

Магистерская диссертация: примеры работ

Работа во многом похожа на дипломную, но глубина исследования и масштаб затронутых в магистерской диссертации проблем ближе к уровню кандидатской. Независимо от будущей специальности, будь то педагогика, психология, юриспруденция, строительство или экономика, структура ВКР магистра практически одинакова.

Примеры магистерских диссертаций по психологии и экономике.

Полностью готовая магистерская диссертация, брошюрованная в твердый переплет, не позднее чем за две недели до защиты предоставляется на кафедру в двух экземплярах.

Под магистерской диссертацией понимается научная работа соискателя, направленная на подтверждение уровня подготовленности, знаний и степени уверенного подхода к разработке и решению задач прикладного и научного характера.


Композиция

Приступая к работе над диссертацией, магистрант оперирует понятием диссертационная композиция, суть которого заключается в необходимости последовательного выстраивания следующих частей работы:

  1. Титульный лист (требует подписания каждого экземпляра консультантом, научруком, автором).
  2. Реферат на 2-х языках, кратко ориентирующий в диссертационных вопросах (объект, цели, методы, результаты, новизна, значимость, апробация).
  3. Оглавление с указанием заголовков разделов, глав и их начальной нумерацией.
  4. Введение, представляемое краткой, обобщенной характеристикой диссертации, готовой к этапу защиты.
  5. Литературный обзор, ориентированный на выяснение положения дел в сфере изучаемого вопроса (систематизация, осмысление, выделение существенного и степени изученности, что приводит к выводу о необходимости изучения).
  6. Основная часть, разбитая на главы, в которых излагается суть изучаемого вопроса, анализируются феномены, обрисовываются методики и технические средства изыскания.
  7. Заключение, отражающее полученные результаты, направленные на решение обозначенной проблемы, оформленные в качестве выводов, оценок, практической значимости и применяемости.
  8. Библиографический список, уточняющий данные источников литературы, использованных в тексте работы.
  9. Приложения – совокупность дополнительных материалов, выносимых, из-за обширности, за рамки основного текста.

В практике написания диссертационного труда стоит различать несколько структурных единиц, выражающихся в:

  • стандартной структуре работы и ее этапах;
  • типовом планировании материала;
  • плане конкретной научной работы.

Рассмотрим этапы научного исследования:

  1. Четкая постановка цели, определение границ проблемы, установление объекта изыскания (введение).
  2. Постижение предмета исследовательского труда (критическое осмысление тематической литературы, степени изученности вопроса).
  3. Методологические примы решение проблематики (методы и инструменты исследования).
  4. Методические подходы к решению проблемы (итоги авторских исследований, разнообразные поэтапные решения).
  5. Внедрение методических предложений в реальную практику (анализ достигнутых итогов).
  6. Итоги осуществленного исследования (выводы).

Читайте также: