Безмолвствующее большинство средневековое крестьянство кратко
Обновлено: 05.07.2024
Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I НАЧАЛО СРЕДНИХ ВЕКОВ
ПРОСТОЛЮДИНЫ В КУЛЬТУРЕ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Простолюдины в литературе Раннего Средневековья
2. Крестьянство в христианской схеме раннефеодального общества
3. Свобода и несвобода в общественном сознании Раннего Средневековья
4. Оценка крестьянского труда
5. Между язычеством и христианством
6. Крестьянин и церковный идеал святости
7. Крестьянство и социально-этнические процессы в период Раннего Средневековья
Часть III ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
НАРОДНАЯ МАГИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ РИТУАЛ
ВЕДЬМА В ДЕРЕВНЕ И ПРЕД СУДОМ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Приложение
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В то время как большинство исследователей прошлого занималось изучением, в первую очередь, производственных сил и производственных отношений и борьбы классов, Гуревич один из первых обратил внимание на человека с его чувствами, мыслями, ценностями, верой.
Многие коллеги Арона Яковлевича следовали идеологическим установкам и поэтому оперировали абстрактными социологическими понятиями, сводившими деятельность отдельно взятых личностей в отвлеченные общественно-экономические формации, которые должны были объяснить и оправдать революции как прошлого, так и настоящего.
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным.
После определенного подъема VIII-IX в.в. развитие умственной жизни в X-начале XI в.в. заметно затормозилась. Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным.
После определенного подъема VIII-IX в.в. развитие умственной жизни в X-начале XI в.в. заметно затормозилась. Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.
Средневековье , искать в нем у траченные впоследствии доблести или красочную экзотику .
В этом случае Средневековье использовалось как укор Новому времени , уже лишенному
былой нравственной цельности . Оба подхода сближает склонность подводить все
богатство и многообразие огромной по протяженности эпохи под единый знаменатель ,
давать ей однозначное ценностное определение . В этом унифицирующем стремлении —
Возможно ли его избежать ? Разумеется , история относится к наукам
нравственным , и элиминировать полностью собственную оценку предмета своих
изысканий историкам не дано . Но они способны в какой - то мере контролировать свою
кул ьту ру , находясь вне ее . Он отделен от предмета своих наблюдений как временем , так и
по существу , — он принадлежит к другому ментальному универсуму , с иным
предпосылкой понимание того , что исследователь всту пает в интеллектуальное общение с
людьми , мысли , чувства и картина мира которых — загадка для него ; задача историка —
по возможности эту загадку разгадывать . Не произвольное чтение чужих взглядов , но
трудоемкая дешифровка дошедших до нас посланий , требу ющее огромных у силий
прочтение иероглифов другой , во многом уже чуждой нам ку ль туры — подобная
установк а в известной мере могла бы предотвратить поспешные обобщения ,
тенденциозность и одностороннюю предвзятость су ждений .
Бахтиным — и стремится придерживаться автор предлагаемой вниманию читателя книги .
Я далек от намерения как идеализировать Средневековье , так и рисовать его в черных
тонах . Я хочу понять его в его неповторимом своеобразии , отдавая себе отчет в тех
Такая позиция не имеет ничего общего с бесстрастностью естественнонауч ного
подхода . Историк человеческой кул ьту ры не энтомо лог и не астроном . Он изу чает себе
подобных , людей , которые жили в иные эпохи , но , как и он сам , мыслили , страдали ,
радовались , создавали материальные и духовные ценности и именно потому нам
интересны . Всегда существовала человеческая личность , но — исторически конкретно
определенная , со способом мировосприятия и поведения , прису щим только данной
Каков бы ни был специальный предмет изысканий историка — экономика ,
политический строй , социальные отношения , ду ховная жизнь , — путь к их поз нанию
лежит через анализ памятников , текстов , созданных людьми . Первое , с чем историк
встречается в своих источниках , — это запечатленное в них человеческое сознание .
Поэтому историк неизбежно должен быть историком ку льтуры , человеческой
ментальности , знать умственные установки людей той эпохи , их понятийный
структуры людей , оставивших памятники , он не в состоянии правильно понять
ментальный универсум тех , кто давно и безвозвратно кану л в прошлое , и его долг ,
нравственный , заключается в том , чтобы восстановить этот универсум в его истинности ,
по возможности не приписывая несвойственных ему признаков . Ответственность
историка двоякая : перед людьми прошлого и перед своими современниками . Историк
выступает в роли посредника между теми и другими ; от имени своей ку льту ры он
пытается завязать диалог с культурой иного времени . Вопросы , которые он задает людям
прошлого , продиктованы современностью , ее интересами и проблемами , ибо то , о чем
историк вопрошает и только и способен вопрошать людей прошлого , диктуется его
культурой и видением мира . Вся проблема состоит в том , чтобы расслышать ответы
Расслышать ответы людей иной кул ьту ры на свои вопросы — и значит завязать с ними
диалог . Ибо памятники , оставленные этими людьми , содержат в себе ответы , их надобно
лишь правильно вопрошать , и тогда эти памятники , текс ты ( в самом широком смысле )
окажутся неиссякаемыми источниками познания духовного мира людей другой эпохи .
Нравственная ответственность историка состоит , далее ,
предшествующих стадиях истории какую - то более низкую ступень развития . Историк не
может взирать на прошлое свысока , он стремится завязать на равных диалог с людьми ,
создавшими изучаемые им тексты , и с их современниками .
На улиц е старого Таллинна можно наблюдать такую картину . На одной стороне
на фронтоне купеческой гильдии расположены статуи людей в средневековых
одеждах , лица их выражают благочестие . На противоположной стороне улицы высится
дом более поздней постройки , и на его крыше помещена ску льпту рная голова : человек в
парике скептически , с высокомерной усме шко й рассматривает в очки фиг уры своих
визави . Взгляд Просвещения на Средневековье ! Я вижу в этой сцене поуч ительное
предостережение историку . История не должна воспитывать чувства собственного
превосходства , — она должна учить взаимопониманию . Не судить , но понимать — таков
девиз историка вообще и в особенности историка конца XX в .
Но кого понимать ? Только ли великих поэтов , мыслителей , худ ожников
прошлого , чьи творения мы собираем , бережем и изучаем ? Но ведь эти творцы жили в
определенном социуме , были детьми собственного времени . А каково было то время ,
знать их окружение , ту ментальную среду , которая их породила и дала им материал для
творчества . Не пора ли перестать довольствоваться изучением одних лишь высших
достижений средневековой культуры и осознать , что эти шедевры созданы на том языке ( в
семиотическом понимании языка — как системы знаковых средств , при помощи которых
выражала себя кул ьту ра ), который так или иначе был принадлежностью всех членов
При такой постановке вопроса неизбежно изменяется и само понятие « Средние
на разных этапах оно по - разному выявляло свои су щностные характеристики . В Раннее
Средневековье , начальную грань которого нелегко с бесспорностью у становить , еще
долго были сильны элементы античной ку льту ры и социальных отношений ; лишь
жизни , делающие Средневековье особой исторической эпохой , отличающейся как от
античности , так и от внеевропейских цивилизаций , синхронно су ществовавших на Земле .
На протяжении средневековой эпохи Европа прошла огромный путь , насыщенный
радикальными изменениями во всех без исключения областях . Эти изменения видны в
прогрессе техники и обмена , в росте городов , не похожих ни на античные полисы , ни на
города Нового времени , в системе организации производства и эксплу атации основной
массы населения — крестьянства , равно как и в стру ктуре господствующего класса
феодального общества . Пожалуй , еще более бросаются в глаза перемены в духовной
сфере , в области искусства , литературы , теологии . По вс ем этим признакам
Однако если историк изменит свой подход к рассмотрению этой огромной эпохи
и сосредоточит внимание не на высших формах ку льту ры и интеллектуальной
деятельности , таких , как философия , архитектурные стили , лирика , роман , а на коренных
проявлениях мироощущения рядового человека , то у казанная периодизация
Средневековья едва ли окажется релевантной . Мироощу щение , видение мира человека
аграрного по своей природе общества изменялось несравненно медленнее , нежели
кул ьту ра людей образованных , — оно изменялось , но ритмы изменений были совершенно
была монолитной , — она дифференцировалась в зависимости от положения того или
ментальности , убеждается в том , что прису щие этому уровню жизни устан овки и способы
поведения отличались необычайной стабильностью , цепкостью , сопротивлением к
изменениям . При подобном подходе Средневековье не завершается в какой - то
определенный хронологический период . Ренессанс , барокко , Реформация и даже раннее
Просвещение еще не явились столь радикальными сдвигами , чтобы покончить с
ментальностью , присущей средневековому человеку — крестьянину , бюргеру .
Марк Блок в свое время показал , как вера ф ранцу зов и англичан в
чудодейственную способность их монархов прикосновением исцелять золоту шных ,
зафиксированная начиная с XII или XIII в ., продолжала су ществовать вплоть до конца
XVIII и начала XIX в . Известное с середины XIII в . поклонение крестьян святому
Гинефору — целителю детских болезней , который оказался . борзым псом , продолжалось
в районе Лиона вплоть до последней четверти XIX столетия . Эти и подобные им
народных верований и представлений о мире сохранялись в толще народа столетия после
несомненное , поскольку речь идет о выработке картины мира Нового времени в кру гах
образованных , намного позднее и лишь отчасти имело место в широких массах
европейского населения , прежде всего крестьянства . Нельзя не согласиться с мнением
Жака Ле Гоффа , что при перемещении пу нкта наблюдений историка Средневековье
оказывается значительно более длительной эпохой , нежели это казалось при
Вопрос о переходе к более рациональному видению мира решается
однозначно , как это представлялось просветителям и тем уче ным , которые вслед за ними
какую - то относительно близкую нам эпоху . Рациональное и иррациональное , логическое
этапы развития мысли в истории Европы , — скорее , это сосу ществующие и
переплетающиеся слои в сознании человека в самые различные периоды . Рациональность
была в определенном смысле присуща и людям Средневековья , и , с другой стороны , от
тема , которую здесь было бы неуместно развивать , но очевидно , что именно уяснение
факта большой сложности и противоречивости человеческого сознания побуждает
исследователей все более сосредоточиваться на раскрытии многослойности и
противоречивости духовного потенциала людей иных эпох , и в частности Средневековья .
демонстрации специфики последней . Показательно , что одновременно и независимо от
этого влиятельнейшего направления в современной историографии Бахтин пришел к
отчасти сходным выводам . Изу чение романов Франсу а Рабле привело Бахтина к
заключению , что в них выявилось и вышло на поверхность противоборство двух куль тур
Средневековья — церковной , учен ой , официальной , с одной стороны , и народной ,
карнавальной , смеховой — с другой . По Бахтину , карнавальная ку льту ра , уходящая
отличавшаяся от официальной , враждебной ей , собственно , только в эпоху Ренессанса
народная кул ьтур а мельчает и вырождается , сохраняясь в виде фрагментов и пережитков ,
однако по временам столь су щественных , что она могла стать компонентом
художественного мира такого писателя , как Гоголь . Что касается Средневековья , то
Бахтин был склонен усматриват ь в нем одно только противоборство обеих куль тур : он
резко обособляет официальную ку льту ру от ку льтуры народа и сводит последнюю к
Мне представляется , что эту постановку вопроса следовало бы уточнить и
углубить . Вопрос не сводится ни к противостоянию , ни к взаимодействию культуры
полагаю , что речь должна идти о средневековой кул ьту ре в целом , в которой можно и
должно распознавать разные уровни и пласты . То , что называют фольклорной , или
народной , культурой , отнюдь не было чуждо образованной части общества , в том числе
и духовенству . Вместе с тем мы не в состоянии обнаружить в имеющихся средневековых
были лишены возможности запечатлеть свои взгляды в письменности . Причина
уже не существовало . В сознании любого человека эпохи , даже самого необразованного и
христианского , церковного мировоззрения , сколь ни были они фрагментарны ,
примитивны и искажены . С другой же стороны , в сознании даже наиболее образованных
людей , опирающемся на Священное писание и прошедшем выу чку у патристики ,
библейской экзегетики и аристотелизма , не мог не таиться , пу сть в угнетенном , латентном
виде , пласт народных верований и мифологических образов . Соотношение всех этих
компонентов у образованной элиты и необразованной массы , разумеется , было
различным , но многослойность и противоречивость сознания — достояние любого
человека той эпохи , от схоласта , церковного прелата и профессора университета до
простолюдина . Потому - то мы и можем найти это смешение , симбиоз в неразрывном
единстве на всех уровнях средневековой ду ховной жизни .
Понять средневековую ку льту ру как сложный и противоре чивый сплав всех
этих компонентов — актуальная и в высшей степени захватывающая проблема
современного исторического исследования . Но достижение подобной цели едва ли по
плечу одному историку . Это , скорее , сверхзадача , которую не следует уп ускат ь из виду .
Мои амбиции так далеко не простираются . Я намерен сосредоточить внимание на тех
аспектах средневековой ментальности , которые нечасто делаются предметом изучения , —
Содержание духовной жизни простолюдина , крестьянина , горожанина , монаха ,
приходского священника в той мере , в какой оно может быть обнаружено в
средневековых текстах разного происхождения и относящихся к разным этапам этого
Отчасти эти задачи я ставил перед собой и в других работах . Здесь я
сосредоточиваю внимание преимущественно на тех источниках , которые прежде не были
мною интенсивно привлечены , и на проблемах , специально мною
преимущественно период Раннего Средневековья , то в центре внимания в новой книге
поставлено XIII столетие в разных обнаружениях его ку льту ры , которые так или иначе
проливают свет на мировидение рядового человека . Вместе с тем предпринята попытка
расширить сферу рассмотрения и на конец Средневековья и даже на начало Нового
времени , с тем чтобы проследить дальнейшие судьбы традиционной народной ку льту ры .
Однако я ни в коей мере не претендую на то , чтобы дать связную историю ку льтуры
простолюдина на протяжении всего Средневековья , и лаку ны , как временные , так и по
Читайте также: