Заявления и обращения государственной думы и совета федерации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

  1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
  2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

  1. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи.
  2. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
  4. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
  5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
  1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет .
  2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации .
  2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления .
  3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
  1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей .
  2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
  1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
  2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
  3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
  4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
  1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
  2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
  3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации .
  1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
  2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
  4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
  5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий ;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации ;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации ;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации .

  1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации .

а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;

а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации ;

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации ;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности .

  1. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Часть 1 дополнена новым пунктом "в", буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

  1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения .
  2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
  1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
  2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
  3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
  5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации решительно осуждают политику Латвийской Республики, направленную на ущемление прав…

В связи с решением Европейского суда по правам человека с требованием признания в Российской Федерации однополых браков

13 июля 2021 года Европейский суд по правам человека в своем решении потребовал от Российской Федерации…

О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «В связи с 75-й годовщиной создания Организации Объединенных…

Комитеты по международным делам Совета Федерации и Госдумы РФ, Турции и Ирана сделали совместное заявление

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ И КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ…

ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О ситуации вокруг российского участия в Парламентской ассамблее Совета Европы

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заявляют о том, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ)…

Обращение Государственной Думы в связи с обострением международной обстановки в результате непрекращающихся провокационных действий украинских властей

К Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, парламентам государств – членов Организации Объединенных Наций и международным парламентским организациям о необходимости прекращения экономической, финансовой и торговой блокады Республики Куба со стороны Соединенных Штатов Америки

ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ К Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, парламентам государств – членов Организации Объединенных Наций…

(Москва, 4 декабря 2017 г.) Мы, члены парламентов, собравшиеся в Москве по инициативе Государственной Думы Федерального…

ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ К Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, парламентам государств – членов Организации Объединенных Наций…

Обращение Государственной Думы к Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в связи с очередными нарушениями фундаментальных прав и свобод человека на Украине

Госдума призвала международные организации осудить агрессию США в Сирии

Принятие резолюции является новым этапом в осмыслении норм международного права, считают в Комитете по международным делам.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает категорическое несогласие с практикой двойных стандартов и дискриминацией России,…

В результате террористического акта 19 декабря 2016 года в столице Турции городе Анкаре погиб Чрезвычайный и…

В Вильнюсском окружном суде Литовской Республики 3 октября 2016 года начался второй этап судебного процесса по…

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации разделяют чувства глубокой скорби и боли с родными и…

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает глубокое возмущение в связи с осквернением и разрушением в…

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации разделяют чувства скорби народа Франции и сострадания родным и…

Европейский парламент в своей резолюции 2013/2826 от 12 сентября 2013 года безосновательно обвинил Российскую Федерацию в…

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации заявляет о неприемлемости намерений руководства Соединенных Штатов Америки и ряда…

События последних месяцев в Латвийской Республике продемонстрировали, что официальная Рига продолжает противопоставлять себя международному сообществу в…

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает серьезную озабоченность в связи с обострением ситуации вокруг Сирийской…

Семьдесят лет назад были расстреляны тысячи польских граждан, содержавшихся в лагерях для военнопленных НКВД СССР и…

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий разъяснительный материал. В нем приведены советы по составлению обращения и способам его направления.

Поясняется, что обращение может быть направлено как конкретным депутатам, так и во фракции, и в Госдуму. Чтобы ускорить и повысить эффективность работы над ним следует правильно составить сам запрос. В нем обязательно должны быть указаны:

  • в письменном обращении – Ф. И. О., почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, дата и личная подпись;
  • в электронном обращении – Ф. И. О., адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в электронной форме.

С какими предложениями вправе обращаться граждане в органы власти? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Что касается личного приема и рассмотрения обращений граждан и организаций, адресованных в Госдуму, то он проводится государственными гражданскими служащими Управления по работе с обращениями граждан. Такой прием возможен только по предварительной записи, которую можно осуществить на сайте Приемной Госдумы. Вместе с тем, ежегодно в День Конституции РФ (12 декабря) организуется общероссийский день приема граждан.

"Прямое взаимодействие с гражданами – одно из основных направлений деятельности депутатов Государственной Думы. В результате рассмотрения обращений удается решить актуальные для людей вопросы и проблемы", – подчеркивается в материале. Статистика показывает, что наиболее распространенными являются обращения, касающиеся социальной сферы, экономики, политики, обороны и безопасности, ЖКХ. Также иногда граждане высказывают свою позицию по принятым законодательным инициативам и предлагают внести изменения в действующее законодательство.

Прямое взаимодействие с гражданами — одно из основных направлений деятельности депутатов даже в условиях коронавируса. В результате рассмотрения обращений удается решить актуальные для людей вопросы и проблемы. Рассказываем, как правильно составить обращение и как обратиться за помощью дистанционно

В Конституции РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Так как сейчас личные контакты ограничены, вы можете обращаться дистанционно.

Обращения на имя депутатов Государственной Думы, поступившие в форме электронного документа, без рассмотрения сути обращения передаются непосредственно депутату, которому оно адресовано.

  • Ответ на ваше обращение либо уведомление о его переадресации направляется по адресу электронной почты, указанному вами в обращении.

Что нужно обязательно указать в обращении?

Важно правильно составить сам запрос, чтобы работа по нему прошла наиболее быстро и эффективно.

Обязательно нужно указать:

  • в письменном обращении: фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, поставить личную подпись и дату;
  • в электронном обращении: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в электронной форме.

Четко укажите суть предложения или жалобы, какие права и интересы нарушены

Направление обращения в электронном виде конкретному депутату можно сделать без авторизации на сайте Приемной, но тогда вы не сможете отслеживать стадии обработки отправленных данных. Создание личного кабинета позволит вам получать информацию о статусе вашего обращения.

Что будет дальше с вашим обращением?

Срок предоставления ответа на правильно составленное обращение — 30 дней с момента его регистрации.

  • Ответ на письменное обращение будет направлен на указанный в нем почтовый адрес.
  • Обращения по вопросам, не относящимся к компетенции Государственной Думы и ее должностных лиц, направляются соответственно в федеральные и региональные органы исполнительной власти, к непосредственному ведению которых относится решение обозначенных заявителем вопросов, с уведомлением об этих авторов обращений.
  • Если текст вашего обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, о чем вам будет сообщено в течение семи дней со дня регистрации обращения.

Информацию о рассмотрении письменных обращений и запросов можно получить по телефону:

Читайте также: