Джеймс поток сознания кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Модель сознания, предложенная американским психологом У. Джемсом, в коей сознанию приписываются свойства непрерывности, целостности и изменчивости. Альтернативна предложенной В. Вундтом и Э. Титченером трактовке сознания как набора определенных элементов, в качестве коих рассматривались ощущения и их совокупности.

2. Понятие, отражающее движение сознания и его непрерывное изменение. Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным может быть лишь объект внимания, а не впечатление о нем. А внимание удерживается на объекте, только если в нем открываются вес новые стороны.

К описанию своими средствами потока сознания в значительной мере приблизилась теория деятельности через понятие деятельности внутренней — правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать еще один шаг — в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции — восприятие, внимание, память и пр.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Здесь сознанию приписываются свойства непрерывности, целостности, изменчивости. Эта модель является альтернативной предложенной В.Вундтом и Э.Титченером трактовке сознания как набора определенных элементов, в качестве которых рассматривались ощущения и их совокупности.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

(англ. stream of consciousness) — исходящее из свидетельств интроспекции определение процессов сознания как изменчивых, непрерывных, целостных, данное амер. психологом У. Джемсом. Джемс подверг критике В. Вундта и Э. Титченера за трактовку сознания как конгломерата отдельных элементов — ощущений и их совокупностей.

Популярность концепции П. с. была обусловлена ее направленностью против атомизма в психологии. Однако, оставаясь на уровне феноменологического описания сознания, эта концепция не смогла объяснить его действительную природу и детерминацию.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "поток сознания" в других словарях:

Поток сознания — (англ. Stream of consciousness) приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной … Википедия

ПОТОК СОЗНАНИЯ — в литературе модернизма ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежит американскому философу, одному из… … Энциклопедия культурологии

ПОТОК СОЗНАНИЯ — (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги Научные основы психологии (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое… … Современная энциклопедия

“Поток сознания” — (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги “Научные основы психологии” (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

поток сознания — словесное недержание, недержание речи, многословие, понос слов, словесный понос, многоречивость Словарь русских синонимов. поток сознания сущ., кол во синонимов: 8 • ахинея (111) • … Словарь синонимов

Поток Сознания — модель сознания, предложенная американским психологом У. Джемсом , в котором ему приписываются свойства непрерывности, целостности, изменчивости. Является альтернативной предложенной В. Вундтом и Э. Титченером трактовке сознания как набора… … Психологический словарь

ПОТОК СОЗНАНИЯ — (англ. Stream of consciousness ) творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги Научные основы психологии (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое воспроизведение … Большой Энциклопедический словарь

"поток сознания" — способ повествования, имитирующий работу человеческого сознания и подсознания. В отличие от родственного ему внутреннего монолога, так или иначе организующего и упорядочивающего ход мыслей и переживаний, поток сознания предполагает… … Литературная энциклопедия

Как "поток сознания" стал литературным приёмом?

"Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и все дома, дома… И в домах все люди, люди… Сколько их, конца нет, и все ненавидят друг друга. Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой. Ну? Я получаю развод, Алексей Александрович отдает мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского. Ну, я получу развод и буду женой Вронского. Что же, Кити перестанет так смотреть на меня, как она смотрела нынче? Нет." - Л.Н. Толстой "Анна Каренина"

во всей полноте использования она предстала лишь у модернистов - В. Вульф, Д. Джойса, Т. Манна, М. Пруста, У. Фолкнера . Каждый из них использовал данную технику по-разному, согласно своему замыслу.

  1. Некоторая тема, развиваемая сознания (основа);
  2. Отклик сознания на те или иные восприятия внешнего мира (внешние вторжения в основу);
  3. Следствия травм сознания (внутренние деформации основы - самый важный элемент, т.к. эти незримые идеи и комплексы постоянно находятся в сознании, формируя “геометрию” внутреннего мира героя).

Характеристики "потока сознания" как художественной техники

Далее мы увидим, из чего состоит идея потока сознания Уильяма Джеймса, каковы его атрибуты и как наши мысли соответствуют.

Поток сознания: предыстория и определение

Он назвал это "потоком" (потокв оригинальном английском), чтобы сделать метафорическую ссылку на своего рода караван идей, образов, чувств, ощущений, мыслей и т. д., которые постоянно появляются и исчезают в нашем сознании.

Согласно этой идее, все предыдущие элементы, в отличие от того, что раньше считалось, не настолько отделены и отличны друг от друга; они являются частью одного и того же сознательного потока, в котором связаны прошлые и текущие мысли.

Тогда есть совпадение наших когнитивных переживаний где текущий опыт может быть легче всего распознать на мгновение, но бывает, что прошлый опыт продолжает присутствовать, а следующий постепенно входит в поток.

4 описательных свойства Потока Сознания

Согласно Tornay and Milan (1999), четыре описательных свойства Джеймса приписывают потоку сознания следующее:

  • Каждое психическое состояние имеет тенденцию быть частью личного сознания
  • В личном сознании психические состояния постоянно меняются
  • Личная совесть непрерывна
  • Сознание фиксирует интерес к некоторым частям своего объекта, исключая другие, и выбирает среди них.

Как мы думаем?

Скорее, действие мышления - это целенаправленный процесс, в основе которого лежит чувство удовлетворения, которое мы испытываем, когда достигаем этих целей.

Тогда мысль была бы автоматизированным процессом, который был консолидирован как логический результат нашей эволюции, то есть не хочет, чтобы существование независимой или духовной сущности направляло этот процесс. Другими словами, отнюдь не существо (мы), отделенное от нашей совести, диктующее пути, которым оно следует; сознательное состояние - это скорее процесс, направляемый нашим желанием испытывать удовлетворение при убеждении, что наши мысли приводят нас к выполнению чего-либо.

Детерминизм и свободная воля

Из этого неизбежно вытекают некоторые вопросы, вытекающие из детерминизма и свободы воли людей. Мы могли бы быстро сделать вывод, что для Джеймса люди воспринимают, чувствуют и думают как автоматы.

Тем не менее, Джеймс предполагает, что люди, а не автоматы, являются отраслевыми органами , Это потому, что, хотя мы не можем сознательно выбрать то, что первоначально появится в нашем сознании, мы можем выбрать, какой элемент мы сохраняем там или нет, когда он уже присутствует; или до какой поддержки мы остаемся внимательными, а до каких нет.

Хотя это было обсуждение, присутствующее в большей части его работы, Джеймс переносит дебаты о свободной воле в области философии, разъясняя, что психология как наука должна быть добавлена ​​к более детерминированной традиции сознания.

В начале XX века одного из основоположников современной философии посещает гениальная мысль: а не разрубить ли нам этот гордиев узел одним движением меча — просто выкинув сам предмет споров?! Это предложил один из основоположников американского прагматизма Вильям Джеймс (1842–1910).

«Доктрина радикального эмпиризма Джеймса была впервые провозглашена в 1904 году в очерке под названием "Существует ли сознание?" Основная цель этого очерка— отрицание отношения субъекта к объекту как основного принципа.

Что касается меня, то я убежден, что в этом вопросе Джеймс частично прав и уже из-за одного этого достоин занять почетное место среди философов давайте рассмотрим его аргументы.

Он утверждает, что имеется "только одно первичное вещество или материал, из которого состоит все в мире", это вещество он называет "чистый опыт". Познание, говорит он, — это частный вид отношений между двумя порциями чистого опыта. Отношение между субъектом и объектом есть производное: "Я верю, что опыт не имеет внутренней двойственности". Данная неделимая порция опыта может быть в одних условиях познающим субъектом, в других— чем-то познаваемым.

Он определяет чистый опыт как "непосредственный жизненный поток, представляющий материал для нашего последующего отражения".

Друг и соратник Рассела Альфред Уайтхед оценивал эту работу Джеймса еще выше, приравнивая ее к Декарту:

«Без сомнения, Декарт сумел выразить в прозрачной и четкой форме идеи, которые уже витали в головах людей того времени. Подобно этому, приписывая Уильяму Джемсу торжественное открытие новой фазы в философии, мы оставляем в стороне интеллектуальные влияния рассматриваемого периода. Но даже с учетом этого будет вполне уместным противопоставление его очерка "Существует ли сознание?", опубликованного в 1904 году, "Рассуждению о методе" Декарта, вышедшему в свет в 1637 году.

Джемс очистил сцену от старого реквизита, а может быть, он просто изменил ее освещение. Обратите внимание на следующие два предложения из его очерка:

Этот интригующий очерк Джеймса в России не издавался, несмотря на всю свою эпохальность. Поэтому есть смысл заглянуть в него. Но сначала я бы хотел поглядеть на то, какими были более ранние представления Джеймса о сознании.

«Определение психологии лучше всего дал Ладд — как науки занимающейся описанием и истолкованием состояний сознания.

Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п.

«Психология— это наука об умственной жизни (Mental Life), как о ее явлениях, так и ее условиях.

«Теперь мы можем приступить к изучению сознания взрослого человека по методу самонаблюдения.

Большинство психологов придерживаются так называемого синтетического способа изложения. Исходя от простейших идей, ощущений и рассматривая их в качестве атомов душевной жизни, психологи слагают из последних высшие состояния сознания — ассоциации, интеграции или смещения, как дома составляют из отдельных кирпичей.

Прекрасное рассуждение, которое, как мне кажется, не было услышано ни одним из академических психологов. Единственное направление, как-то приближающееся к этому требованию — культурно-историческая психология — все же предпочитает мерить скорость реакций у представителей разных культур и вовсе не идет от того, что сами люди могли бы разъяснить психологу. Да это и недопустимо! Кто кого должен учить — ученый обычного человека или наоборот?!

Четыре свойства сознания. Как совершаются сознательные процессы?

Мы замечаем в них четыре существенные черты, которые рассматриваем вкратце в настоящей главе:

1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;

2) в границах личного сознания его состояния изменчивы;

3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений;

«В каждом из нас во время бодрствования (а так же часто во время сна) происходят некоторые сознательные процессы.

В нас бежит поток различных состояний сознания — чувствований, хотений, размышлений и т. д., которые следуют друг за другом, как волны или поля, назовите это, как угодно. Из этих явлений, которые проходят в нас беспрерывною чередой, состоит наша внутренняя жизнь.

В действительности, Джеймс поминает в своих рассуждениях и сознание (consciousness), но все же головное для него определение:

«Пять особенностей мысли.

Как она идет (течет)? Мы немедленно замечаем пять особенностей этого процесса, рассказать о которых в самом общем виде будет долгом этой главы:

1. Любая мысль стремится быть частью личного сознания (consciousness).

2. Внутри любого личного сознания мысль постоянно меняется.

3. Внутри любого личного сознания мысль ощутимо непрерывна.

4. Она постоянно оказывается имеющей дело с вещами от нее независящими.

Как видите, мой перевод отличается от перевода Лапшина. Это из-за буквальности моего подхода. В общем и целом, Лапшин прав, но до тех пор, пока вопрос не встает об определении понятия сознания. Тут оттенки значений обретают ценность и их нельзя стирать некими обобщенными именами.

Слово сознание мелькает там постоянно, как искры при столкновении мечей. Но вот что плохо, слово-то используется постоянно, но так же, как в переведенном мною отрывке, — внезапно и без попытки дать определение или толково или научно объяснить, что имеется ввиду.

не забывать, что он живет во времена естественнонаучной революции, и поток силы, вливающийся в Науку в то время, захватывает его и заставляет смотреть на вещи из научной картины мира. Поэтому, когда он задает вопросы, он задает их вполне разумно, но так, что они не противоречат научным взглядам. А те вопросы, которые возможны, но не научны, он просто не видит.

Итогом этого вполне последовательного рассуждения оказывается для Джеймса экскурс в физиологию нервной деятельности. Он вообще-то не ощущается ярым сторонником нейрофизиологии. Он даже постоянно пытается отделить предмет психологии от предмета нейрофизиологии. Но это никак не отменяет для него то, что сознание возникает как некая чувствительность нервной ткани или даже клеток. Впрочем, иногда его высказывания звучат весьма неоднозначно:

Содействовать или поддерживать работу сознания может и орган, от которого сознание независимо, но без которого не может появиться в теле. Кстати, чуть дальше Джеймс сам будет издеваться над возникшим в 60-е годы XIX века в Германии убеждением в важности фосфора для работы ума! Нет фосфора, нет мысли! Так же можно сказать: нет жидкости, нет мысли или нет солей, нет мысли, — смеется он.

Но ведь, в сущности, утверждение: нет мозга, нет мысли, — того же порядка. Скажите: нет сердца — нет мысли, или нет тела — нет мысли, — и вы не ошибетесь. Мозг, безусловно, важнейшее условие мышления. Но он ли думает?

«Этот факт сейчас повел к двум противоположным теориям об отношении к сознанию нервных функций.

Некоторые авторы, обнаружив, что важные волевые функции, похоже, требуют руководства чувствами, заключают, что и какие-то такие же чувства руководят и низшими рефлексами, хотя это могут быть чувства, которых мы не осознаем.

Из этого последует вывод, который меня не интересует. Но приглядитесь к тому, как Джеймс говорит в нем о сознании, и его понятие сознания станет очевиднее:

На деле и привязывание сознания к развитию нервов, видимо, не было так уж однозначно для Джеймса. Ведь утверждение, что сознание есть функция нервной системы, порождает вопрос: а на каком этапе развития нервной системы мы можем говорить о том, что родилось сознание? Перебирая множество научных мнений, Джеймс заявляет:

Иначе говоря, если даже мы принимаем точку зрения эволюции сознания от простого к сложному, сознание как таковое должно было появиться с первой же нервной клеткой. А раз так, значит, вся нейрологическая теория сознания не отвечает на вопрос: что же такое сознание? Говоря, что сознание — это есть свойство нервной системы, нейрология говорит лишь о том, как развивается сознание от простейшего к человеческому. Но что такое сознание?

Читайте также: