Теологическая или божественная теория кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум, явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство.

В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (ХП-ХШ вв.) утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Фома Аквинский говорил, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств, как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (то есть императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей власти.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый, истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей), законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т.п.).

Законы, правосудие, справедливость по-египетски олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили се изображение и считалась ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновников, а также официально одобренных правил повеления, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений) означал, что все они соответствуют или должны соответствовать маат - естественно-божественному порядку справедливости, что находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао (в древнекитайской мифологии), дике (у древних греков). Речь везде идет о правде - справедливости, которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно - божественное) право.




Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум, явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство.

В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (ХП-ХШ вв.) утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Фома Аквинский говорил, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств, как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (то есть императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей власти.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый, истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей), законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т.п.).

Законы, правосудие, справедливость по-египетски олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили се изображение и считалась ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновников, а также официально одобренных правил повеления, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений) означал, что все они соответствуют или должны соответствовать маат - естественно-божественному порядку справедливости, что находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао (в древнекитайской мифологии), дике (у древних греков). Речь везде идет о правде - справедливости, которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно - божественное) право.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.


Теологическая теория признает божественный характер происхождения государства и права.

Государство и право, согласно данной концепции, представляет собой творение Бога с целью регулирования поведения людей.

Данная теория является наиболее ранней из всех версий происхождения государства и права.

Если мы посмотрим на древнейшие государства – Египет, Шумер, Индию, Китай, Крит, Вавилон, Иудею – то увидим там отдельные элементы теологической концепции.

Египетский жрец Манефон, составивший списки египетских фараонов, писал, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов, принесших царственность в Египет.

Впрочем, было бы крайне наивно полагать, что в Египте отсутствовали иные концепции.

В § 36 указанного сочинения зафиксирован принцип, которым должен руководствоваться правитель при осуществлении своих властных полномочий:

Крайне примечательно, что этот же принцип сохранялся и в дальнейшем, в эпоху Нового царства, в так называемой Должностной инструкции везиру:

Итак, принцип законности, впервые письменно зафиксированный в конце III тыс., сохранял определенное значение и в течении II тыс. до н.э.

Впервые в истории сформулирована идея, что правитель не должен покушаться на частную собственность своих подданных. Далее идет аргумент в пользу подобного поведения фараона – собственники есть опора власти и монарха.

Наиболее удивительно выглядит для Древнего мира идея ограничения применения смертной казни как санкции за большинство преступлений (§ 48–50):

Как известно, в большинстве современных европейских государствах смертная казнь либо отменена, либо на нее введен мораторий. Но идея отказа от смертной казни на сегодняшний день датируется концом III тыс. до н.э.

Был провозглашён как принцип правления Гераклеопольских фараонов принцип равенства при поступлении на государственную службу:

Сама фараоновская власть объявлена службой для страны и богов; фараон – не деспот, но служитель, ответственный за своих подданных и свою державу:

Таким образом, отдельные идеи о правовом государстве появляются, начиная с III тысячелетия до н.э., в Древнем Египте. Это означает, что далеко не только теологическая теория была известна создателям пирамид.

Несколько иное воплощение теологическая теория получила в Древнем Китае, где не было единой религии. Например, в эпоху династий Цинь и Хань сосуществовали и древняя религия – культ духов природы и предков, и конфуцианство, и даосизм, и буддизм.

С древнейших времен китайцы считали, что человека окружали могущественные духи неба, земли, звезд, гор и вод, которые подчинялись верховному божеству Шан-ди, находившемуся на небесах и управлявшему делами всего мира. Духам надлежало приносить жертвы на алтарях под открытым небом. Наряду с духами почитались и предки; им поклонялись в равной мере и простые крестьяне, и император.

В VI в. до н.э. возникло конфуцианство. Конфуций (551–479 гг. до н.э.) – основоположник учения – был первым крупным мыслителем в исто- рии Китая.

Эпоха Хань выдвинула ряд замечательных философов, развивавших учение Конфуция. Императоры Старшей династии Хань вознесли конфуцианство на уровень государственной философии.

Дун Чжуншу подчинил учение о силах ян и инь задаче обоснования своей концепции, утверждавшей приоритет Неба по отношению к Земле, и, следовательно, превосходство ян над инь, монарха над своими подданными. Получается, что правитель является светлой силой ян, а народ – темной силой инь. Власть императоров имеет небесное происхождение.

Несмотря на огромное влияние конфуцианства, в его среде существовало несколько версий понимания древних трактатов. –

Учение Конфуция и его последователей играло огромную роль при последующих династиях. При последней династии во многих городах находились храмы Конфуция.

На рубеже VI – V вв. до н.э. зародилось другое великое учение – даосизм. Основателем его, по преданию, стал Лао-цзы.

Школа даосов оказала огромное влияние на развитие китайской философской мысли. Не без воздействия даосизма родилась китайская алхимия.

Даосы, также как и конфуцианцы, для подтверждения своих идей, обращались к прошлому. В древности люди следовали естественности, но уже при Фу-си исчезает гармония в отношениях между людьми и природой, и друг с другом.

Даосы осуждали тиранию и жестокость правителей. Имея в виду династию Цинь, они утверждали:

Даосское учение не могло получить в эпоху Хань поддержку императоров, так как понимание социальных проблем не отвечало запросам знати и чиновников.

В I в. буддизм проникает в Китай из Индии. К тому времени он был уже четкой религиозной системой с определенными обрядами.

Во II–III вв. осуществляется перевод ряда буддийских текстов. –

В конце I–II вв. буддизм рассматривался официальными властями лишь как терпимая религия.

Однако даже тогда он завоевывает позиции не только в народной среде, но и при императорском дворе. –

Индийский буддизм столкнулся в Китае с многовековой философской традицией, которая оказала на него огромное влияние. Он вобрал в себя многие положения конфуцианства и даосизма, в результате чего впоследствии возникли новые буддийские школы – тяньтай, хуаянь, чань, цзинту.

Таким образом, в китайской религии и философии происходил разносторонний синтез различных концепций и идей.

Среди западноевропейских представителей теологической теории особо следует отметить христианских богословов Августина Блаженного и Фому Аквинского. –

В XVI–XVII вв. теологическая теория использовалась, в том числе, для обоснования неограниченной власти монарха.

В Повести временных лет теологическая концепция представлена сказанием об Андрее Первозванном, посетившим восточноевропейские земли в I в. н.э. –

Нестор данным повествованием хотел подчеркнуть древность христианства в Восточной Европе:

Ключевым событием в истории отечественного государства летописная традиция единодушно признает и крещение Руси Владимиром Равноапостольным:

Крайне любопытно, что Великий путь из Варяг в Греки имел не только торговое, но и культурное значение, что и подчеркнул древний летописец своим легендарным повествованием об Андрее Первозванном. Именно по этому маршруту происходило движение не только торговых караванов, столь красочно описанное Константином Багрянородным, но и новых, христианских идей, обусловивших дальнейшую эволюцию древнерусской цивилизации.

Теологическая теория использует не столько научные аргументы, сколько опирается на веру. Ее влияние велико и по сей день – но золотой век данной концепции относится к древности и средневековью.


Теологическая теория происхождения государства и права берет за основу религиозные понятия. Теология – учение, объясняющее толкования и появления знаний о Боге. Она восходит к изысканиям ученых начала зарождения мира.


Суть основных положений теории

Институт теоретических идей возник в древних государствах: Вавилон и Египет. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя.

  • Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
  • Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
  • Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
  • Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.

Сторонники теории убеждали людей в том, что божественный продукт – государство – зависит только от религиозных организаций и деятелей, тогда как договорная предлагала изучать появление договорных отношений между людьми, а психологическая – проникать в психику человека.


Основоположники идеологии

У теологической теории два основателя:

Время возникновения и распространения – XIII век. Одним из основоположников является Аврелий Августин. Он предлагал разделять людей на 2 группы:

которые читают вместе с этой




  • живут, выполняя волю Бога;
  • предпочитают придерживаться человеческим законам бытия.

По мнению ученого, человек греховен, не способен изменить свою суть, не в его силах создать на Земле общество, государство с идеальным устройством. Бог – единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе.

Другой автор – Фома Аквинский. Его труды интересны по распределению линий власти и взаимной подчиненности. Наверху – Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы) делятся на три группы:

  • естественные;
  • позитивные;
  • божественные.

Первая группа (естественные) – это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род (думать о потомстве), уважать себе подобных. Позитивный свод правил – путь достижения человеком уровня высокой нравственности. Как объясняет теория приобретение добродетелей? Перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований – основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии. Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался – книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.

Интересно, что оба автора развивают идеи друг друга, хотя их века и знания различны.

Точки зрения и мнения о теологической идее

Минусы:

  • нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;
  • все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;
  • отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.
  • монорелигия и государство появляются одновременно;
  • теория направлена на укрепление порядка в обществе;
  • объясняет теократические государства – первые виды общественных объединений;
  • является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;
  • представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.

Теологическая теория продолжает находить свое место в современном мироустройстве. Официально признана в Ватикане, распространена в Иране, Саудовской Аравии.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями теологической теории происхождения государства, ее сути и отличия от других позиций ученых. Изучили кратко идеи основоположников теории. Выяснили, что по теологической идеологии государство – это продукт, созданный силами, неподвластными человеку, – Богом. У теории есть свои положительные моменты, но есть и минусы.

Теологическая теория

Обществознание

В процессе развития и создания прототипов современного общества человечество задумывалось о том, что стало основой возникновения такой системы. Благодаря мыслителям изучались идеи появления. Наиболее популярной была теологическая теория происхождения государства и права, которая объясняла начало зарождения мира и высших форм объединения людей как волю Бога. Религиозные понятия на первых этапах развития общества занимали ключевую позицию.

Суть теории

Многоаспектность этого явления можно пояснить особыми историческими условиями существования разных государств на Древнем Востоке и Западе. Каждая страна толковала власть по-своему и уделяла религии при этом основное место. Теологическую теорию можно поделить на несколько аспектов:

Платон

  • Древнегреческий. Платон описывал возникновение государства как игру богов, которые с помощью жребия поделились странами мира. Это происходило в эпоху Зевса, территорию Афин получила богиня Афина, а Атлантида досталась Посейдону. Боги наделили свои страны благородными людьми, в головы которых был вложен ум. Было закреплено царское правление и основы государства в виде законов, которые нельзя нарушать и благодаря которым возможны равные условия всех граждан. По мнению мыслителя, обеспечить органическую земную жизнь можно только с помощью принятия божественной концепции.
  • Древнекитайский аспект отличается ролью царя или императора. Небесной силой было создано государство и уложен общекосмический и земной порядок. Организация власти, правила поведения и другие важные элементы в Поднебесной были созданы самими богами, поэтому люди должны полностью и беспрекословно подчиняться этим основам. Вершить волю богов должен император — сын солнца. Он является единственным носителем власти и может передавать свою корону только наследнику. Это стало причиной позднейшего появления династий и сохранения власти в одной семье тысячелетиями.

Разница между древнегреческой и древнекитайской теорией в том, что в первом варианте человек наделялся властью, но мог быть свергнут или наказан богами, а во втором — император оставался единственным правителем всю земную жизнь, ему подчинялись и вершили его волю, так как считалось, что устами императора говорит верховный бог.

Представители и основоположники теологической теории считали, что мир имеет божественное начало и управляется высшей волей небесных сил. Развитие возможностей человека привело к появлению других теорий и вариантов, которые стали основой появления новых государственных систем.

Основные положения

Возникновение института теоретичных идей связывают с Вавилоном и Египтом. Именно там вера в высшую силу, что создала весь мир и управляет людьми, достигла наивысшей точки популярности. Политическая власть осуществлялась с помощью религии, что привело к отдалению человека от природы и послушанию. В период феодального строя теория достигла пика популярности.

Бог предложил людям такую форму существования и законы, благодаря которым они могут мирно уживаться и активно развиваться на одной территории. Роль человека в этой теории минимальна и сводится к приёму уже готовой системы без возможности изменения.

Государство, принимающее теологическую теорию, возможность менять законы или дополнять те нормы, что влияют на жизнь людей, отдавало в руки царя, императора или короля. В следующие века теория потеряла свою силу, а с ней ослаб и авторитет верховного наставника общества. Но в периоды, когда теологическая теория была в основе создания государства, религия и политика было крепко связаны и направлены на одну цель — удержать власть короля или императора и не дать противникам свергнуть управителя. Можно выделить ключевые положения теории:

Теологическая теория происхождения государства и права

  • Власть и государственный порядок вечные, и человек не имеет права менять то, что создал сам Бог. Это основа теории, которую приверженцы такого порядка постоянно описывали в своих трудах.
  • Материалистический мир является только отражением мира духовного, но действует за теми же принципами, ведь был создан Высшей силой.
  • Человек не может вмешиваться в государственную власть, так как ничего не понимает в ней, и должен принимать только то, что делает император.

Власть монарха приравнивается к власти бога и не подлежит никаким обсуждениям. Выступать против обычных норм и порядков, значит — идти против Бога. Сущностью государства были религия и церковь, которые диктовали условия жизни для людей.

Основоположники идеологии

Возникновение теории связывают с Фомой Аквинским и Аврелием Августином. Политологи относят начало популярности теории к началу XIII века. У каждого мыслителя были свои критерии оценки теологического государства и основные положения описания роли монарха для жизни людей. Последних Августин предлагал поделить на две категории, чтобы подчеркнуть значимость одних и невежество остальных:

Теологическая теория кратко

  • Люди, живущие по законам Бога.
  • Люди, которые верят в человеческие законы бытия и не верят в высшую силу. Они не только не могут находиться в нормальном обществе, но и должны быть изолированы. Многие мыслители того времени, пытающиеся получить признание от монарха, называли таких людей изгоями и предлагали изгонять из социума. В древние времена это считалось самым тяжким наказанием.

Человек по сути своей грешен, поэтому не может создать идеальное государство. Это под силу только Высшему Божеству. Фома Аквинский был основателем деления актов и указов государства на три группы:

  • Естественные. Это основное положение, описывающее отражение вечных законов в человеческом разуме.
  • Позитивные. Повышение нравственности путём влияния на человека через наказания и страх. Люди могут быть духовными, только если ощутят на себе силу Божьего наказания.
  • Божественные Акты, расписанные в Библии. Их нельзя написать самому или изменить смысл. Это прямое указание Бога для человека, как последнему жить и вести себя в мире.

Оба автора развивают и объясняют идеи друг друга, хотя и жили в разные века. Кратко в теории происхождения права описываются другие мысли философов и, кроме Фомы и Августина Аврелия, вспоминается об Аристотеле.

Плюсы и минусы

Теологическая теория происхождения государства

  • Научно нет доказательств существования Высшего Божества, которое управляет государством, поэтому невозможно говорить об его влиянии на общество и человека. Бог может являться основой мира, но без доказательств и научных фактов нельзя воспринимать эти заявления как серьёзную теорию. По мнению современных авторитетных исследователей, теологический аспект является выражением верований человека в процессе его развития, но никак не может быть основой для современных государств.
  • Человек придумал историю о своём происхождении и создал теории о появлении государства. Об этом можно говорить, предварительно изучив религии разных стран, где божества имеют одинаковую историю и по-всякому ограничивают человека, ставя его ниже за себя. Подсознательно люди в Высшем Божестве пытались увидеть те необъяснимые силы, которые ощущали ещё их древние предки, вероятно, речь шла о неизученной и странной в своём могуществе природе.
  • Из-за отсутствия научного обоснования нет возможности опровергнуть теорию. Это главный минус, из-за которого теория по сегодняшний день воспринимается как одна из основных. Хотя учёные и указывают на эти минусы, но теоретически религиозный аспект из политологии и социологии исключить не удалось.

Теологическая теория аквинского

Это ключевые недостатки в теории. К плюсам можно отнести единство религии и государства и возможность объединить весь народ на одном духовном уровне. Благодаря теории подкрепляется порядок в обществе, ведь у людей нет возможности подвергать сомнению государственную теорию и божественное начало. Отсутствие революций, насилия и войн также можно отнести к преимуществам, которые являются основными в божественной теории.

Современные государства могут развиваться по разным стратегиям и сочетать в своей основе разные теории. Теологический аспект продолжает влиять на государства и находит своё отражение в современном Ватикане, Иране и Саудовской Аравии.

Независимо от того, что лежит в основе развития государства, какие идеологические аспекты играют роль, населению должно быть комфортно, и его мнение должно учитываться. Современный мир строится по принципу равенства, поэтому каждый человек имеет право высказывать своё мнение, заниматься тем, что считает нужным, и говорить на разные темы, независимо от расы, веры и национальности.

Читайте также: