Сочетаемость звуков в русском языке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Произношение звуков и сочетаний звуков в русском языке

Произношение является важным элементом правильной и красивой речи. Произношение без ошибок улучшает восприятие речи собеседника и повышает запоминание того, что он говорит. Именно по этой причине для комфортного общения следует правильно произносить звуки, их сочетания и корректно ставить ударения. Другими словами, нужно знать и строго следовать нормам русского литературного языка. Так например слово "кашне" произносится как [кашнэ́].

Русский язык развивается быстрыми темпами. Нормы произношения меняются вместе с лексикой и нормами литературного языка. Изменения происходят под воздействием письменной речи и местного произношения. По этой причине в русском языке допускается двоякое произношение некоторых буквосочетаний. Например в слове булочная буквосочетание "чн" может произносится, а может и быть заменено на звук "шн".

Для того, чтобы ориентироваться в произношении некоторых букв и буквосочетаний, следует регулярно обращаться к словарям и справочникам. Так много лет спутником знатоков русского языка является справочник "Русское литературное произношение" за авторством С.И. Ожегова.

Рассмотрим произношение самых сложных буквосочетаний в русском языке.

Буквосочетание "чн" произносится в соответствии с написанием. Кроме слов исключений, где "чн" произносится как "шн".

Античный, вечный, поперечный, конечный

Скучно, нарочно, скворечник, яичница и т.п.

У некоторых слов допустимо произношение как "чн", так и "шн": булочный, сливочный.

Буквосочетание "чт" произносится как пишется. Однако встречаются исключения.

Мачта, мечта, нечто

Что, чтобы, что-то, кое-что и т.п.

При произношении буквосочетаний "стн" и "здн" происходит выпадение звука

Устный произносится как [усный]

Двойные согласные "нн", "сс", "мм". "лл"

Ряд заимствованных слов пишутся с двойной согласной, но произносится одна

Килограмм, грамм, вилла, терраса

В ряде заимствованных слов пишется "е", а произносится "э". Но есть исключения.

Академия, декан, фанера

В возвратных глаголах пишется "ться"или "тся", но произносится "цца"

"сч" в начале слова

Буквосочетание "сч" в начале некоторых слов произносится как "щ"

Крайне важным фактором правильного произношения является правильная расстановка ударения в словах.

Исходя из представленной таблицы, произношение сочетаний звуков в русском языке требует знания правил.

Особенности употребления "э" и "е" и их произношение в русском языке

Буквы "е" и "э" часто встречаются в заимствованных словах. Это вызывает определенные сложности как при написании слов, так и при их произношении. Двадцатое и двадцать первое столетия ознаменованы приходом в русский язык большого количества иностранных слов, которые укоренились в нашей речи.

Произношение слов со звуком [э] условно можно разделить на четыре группы.

Первая группа – это слова с твердым произношением согласного перед [э]. Например: секонд-хэнд, лейбл, биде. Здесь звук [э] используется для трансформирования лексем.

Вторая группа – это слова, которые характеризуются мягким произношением согласного перед [э]. Употребление буквы "е" в них вполне закономерно. Например: караоке.

Третья группа – слова, которые характеризуются как твердым, так и мягким произношением согласного перед "е". Например: аг[р'э]ссия и аг[рэ]ссия.

Четвертая группа – это слова, которые не зафиксированы в орфоэпическом словаре, но обнаруживающие вариантность на письме. Например: треш/трэш.

Теперь немного общих правил употребления "е" и "э".

  • В начале слов "е" и "э" пишутся в соответствии с произношением. Например: эллипс, эхо.
  • После "и", а также после согласных пишется "е". Например: диета, гигиена,стенд.Однако есть исключения, такие как: сэр, пэр, мэр.
  • После гласных, кроме "и", обычно пишется "э". Например: поэзия, силуэт

Буквы э и е

Общие правила употребления "е" и "э"

Отдельно следует рассмотреть проблему написания букв "э"и "е" после парных согласных. В русском языке лингвисты придерживаются одной из двух распространенных точек зрения. Я.И. Шубов, Н.А. Еськова считают, что следует исключить постановку буквы Э после твердых согласных в заимствованных словах. Однако ряд специалистов, в числе которых можно назвать Л.В. Щерба, считают уместным разрешить употребление буквы Э, которое может быть признано нормативным в русской орфографии.

В русской лексике, как правило, сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность (взвизгнуть, взбрыкнуть, встрепенуться, споткнуться, измызгать, вспугнуть, взрыв, встряска).

Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова (снег, степь, весло, добрый), но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (добр, кругл ). Появление между такими согласными беглых гласных возвращает благозвучие (ср. весна - весен, интересный - интересен ). Такие сочетания звуков, как тл, зл, чаще встречаются в начале и середине слов и очень редко - в конце (злой, узлы, дятла, жезл, метл ).

Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (черств, тускл ), формы родительного падежа множественного числа существительных (бегств, достоинств, знакомств, лакомств ). Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.

В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные в соответствии с законом восходящей звучности слога, т.е. шумный согласный (глухой или звонкий) плюс сонорный (гр, др, кл, пл, см, зн, зл). Нетипичны такие слова, как крендель, пломбир, так как в них сонорные предшествуют шумным. При подсчете на 100000 звуков русского языка сочетание пр встретилось 411 раз, а сочетание рп, т.е. сочетание с нисходящей звучностью только дважды. Эта же закономерность прослеживается и при употреблении других консонантных сочетаний. Некоторые комплексы согласных звуков (типа врж, мкртч) представляются русскому человеку непроизносимыми, хотя в других языках они встречаются довольно часто (ср. нерусские фамилии Вржец, Стржельчик, Мкртчян, Црка, Влк, Гржимек и др.).

Русскому языку свойственна тенденция к сокращению в речи консонатных сочетаний. Так, при стечении близких по качеству согласных один из них в устной речи выпадает (поздно, известно, гигантский, безмолвствовать). Избежать скопления согласных звуков, если слово начинается консонатным сочетанием, помогает использование вариантов предлогов: к - ко, с - со, в - во, о - об - обо, под - подо, над - надо и т.д. (ср.: об этом - обо всем, к нему - ко всякому). При стечении согласных в устной речи появляется слоговый гласный (Александəр, министəр, октябəрьский, вопəль, сонəм, болезəнь

). Сонорные звуки в сочетаниях с согласными на конце слова в поэтической речи часто становятся слоговыми.

Существует мнение, что чем больше в речи гласных, тем она благозвучнее. Это неверно. Благозвучие поддерживается наиболее характерным для языка соотношением в тексте гласных и согласных. В русской речи гласные в среднем составляют 42,35%, согласные - 53,53%, звук й - 4,12%. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными, Стечение же нескольких гласных, или зияние, искажает звуковой строй русской речи, затрудняет артикуляцию (вспомним придуманное В. Хлебниковым слово эуы). Зияние может быть внутренним - когда несколько гласных стоят рядом в одном слове (радиоузел, пунктуационный, аудиоанестезия), и внешним - когда стечение гласных появляется при соединении слов (у Тани и у Оли). Неблагозвучие возникает обычно при внешнем зиянии. (Еще Ломоносов в качестве примера плохой звуковой организации речи приводил фразу плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга.)




Действующие в языке законы благозвучия вызывают фонетические изменения в заимствованных словах. Так, греческие имена Иоанн, Феодор, в русском языке стали звучать как Иван, Федор, французское бивуак превратилось в бивак.

Неблагозвучные сочетания согласных и гласных звуков возникают в речи обычно при соединении слов. Следовательно, можно избежать неблагозвучия, подчиняя фонетическую организацию речи законам сочетания звуков.

В русской лексике, как правило, сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность (взвизгнуть, взбрыкнуть, встрепенуться, споткнуться, измызгать, вспугнуть, взрыв, встряска).

Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова (снег, степь, весло, добрый), но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (добр, кругл ). Появление между такими согласными беглых гласных возвращает благозвучие (ср. весна - весен, интересный - интересен ). Такие сочетания звуков, как тл, зл, чаще встречаются в начале и середине слов и очень редко - в конце (злой, узлы, дятла, жезл, метл ).

Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (черств, тускл ), формы родительного падежа множественного числа существительных (бегств, достоинств, знакомств, лакомств ). Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.

В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные в соответствии с законом восходящей звучности слога, т.е. шумный согласный (глухой или звонкий) плюс сонорный (гр, др, кл, пл, см, зн, зл). Нетипичны такие слова, как крендель, пломбир, так как в них сонорные предшествуют шумным. При подсчете на 100000 звуков русского языка сочетание пр встретилось 411 раз, а сочетание рп, т.е. сочетание с нисходящей звучностью только дважды. Эта же закономерность прослеживается и при употреблении других консонантных сочетаний. Некоторые комплексы согласных звуков (типа врж, мкртч) представляются русскому человеку непроизносимыми, хотя в других языках они встречаются довольно часто (ср. нерусские фамилии Вржец, Стржельчик, Мкртчян, Црка, Влк, Гржимек и др.).

Русскому языку свойственна тенденция к сокращению в речи консонатных сочетаний. Так, при стечении близких по качеству согласных один из них в устной речи выпадает (поздно, известно, гигантский, безмолвствовать). Избежать скопления согласных звуков, если слово начинается консонатным сочетанием, помогает использование вариантов предлогов: к - ко, с - со, в - во, о - об - обо, под - подо, над - надо и т.д. (ср.: об этом - обо всем, к нему - ко всякому). При стечении согласных в устной речи появляется слоговый гласный (Александəр, министəр, октябəрьский, вопəль, сонəм, болезəнь

). Сонорные звуки в сочетаниях с согласными на конце слова в поэтической речи часто становятся слоговыми.

Существует мнение, что чем больше в речи гласных, тем она благозвучнее. Это неверно. Благозвучие поддерживается наиболее характерным для языка соотношением в тексте гласных и согласных. В русской речи гласные в среднем составляют 42,35%, согласные - 53,53%, звук й - 4,12%. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными, Стечение же нескольких гласных, или зияние, искажает звуковой строй русской речи, затрудняет артикуляцию (вспомним придуманное В. Хлебниковым слово эуы). Зияние может быть внутренним - когда несколько гласных стоят рядом в одном слове (радиоузел, пунктуационный, аудиоанестезия), и внешним - когда стечение гласных появляется при соединении слов (у Тани и у Оли). Неблагозвучие возникает обычно при внешнем зиянии. (Еще Ломоносов в качестве примера плохой звуковой организации речи приводил фразу плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга.)

Действующие в языке законы благозвучия вызывают фонетические изменения в заимствованных словах. Так, греческие имена Иоанн, Феодор, в русском языке стали звучать как Иван, Федор, французское бивуак превратилось в бивак.

Неблагозвучные сочетания согласных и гласных звуков возникают в речи обычно при соединении слов. Следовательно, можно избежать неблагозвучия, подчиняя фонетическую организацию речи законам сочетания звуков.

Например, непривычные для русского человека созвучия в таких словах, как Битлз, хиджра, Нискоуори, Папаиоанну, кажутся неблагозвучными.

Каждый национальный язык имеет свою неповторимо индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Для русского человека, например, благозвучна пушкинская строка. У лукоморья дуб зеленый; здесь нет труднопроизносимых сочетаний звуков, короткие слова чередуются с длинными, интонация гармоническая, плавная. Неблагозвучны, например, такие строки: Вдруг взгрустнулось другу: вскоре / снова встретит он врага. Нанизывание слов с неблагозвучными сочетаниями вдр, взгр, вск, встр затрудняет их произнесение; неоправданное повторение одних и тех же звуков (у, в, р), а также подобных (д - т, з - с) навязчиво и неприятно; вызванная переносом пауза после первой строки лишает речь плавности.

3.2.2. Сочетаемость звуков в русском языке

В русской лексике, как правило, сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность ( взв и зг нуть, взбр ыкнуть, встр епенуться, спо ткн уться, и зм ы зг ать, всп угнуть, взр ыв, встр яска).

Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова ( сн ег, ст епь, ве сл о, до бр ый), но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (до бр , кру гл ). Появление между такими согласными беглых гласных возвращает благозвучие (ср. ве сн а - ве сен , интере сн ый - интере сен ). Такие сочетания звуков, как тл, зл, чаще встречаются в начале и середине слов и очень редко - в конце ( зл ой, у зл ы, дя тл а, же зл , ме тл ).

Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (че рств , ту скл ), формы родительного падежа множественного числа существительных (бе гств , достои нств , знако мств , лако мств ). Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.

В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные в соответствии с законом восходящей звучности слога, т.е. шумный согласный (глухой или звонкий) плюс сонорный (гр, др, кл, пл, см, зн, зл). Нетипичны такие слова, как крендель, пломбир, так как в них сонорные предшествуют шумным. При подсчете на 100000 звуков русского языка сочетание пр встретилось 411 раз, а сочетание рп, т.е. сочетание с нисходящей звучностью только дважды. Эта же закономерность прослеживается и при употреблении других консонантных сочетаний. Некоторые комплексы согласных звуков (типа врж, мкртч) представляются русскому человеку непроизносимыми, хотя в других языках они встречаются довольно часто (ср. нерусские фамилии Вржец, Стржельчик, Мкртчян, Црка, Влк, Гржимек и др.).

Русскому языку свойственна тенденция к сокращению в речи консонатных сочетаний. Так, при стечении близких по качеству согласных один из них в устной речи выпадает (поз д но, извес т но, гиган т ский, безмол в ствовать). Избежать скопления согласных звуков, если слово начинается консонатным сочетанием, помогает использование вариантов предлогов: к - ко, с - со, в - во, о - об - обо, под - подо, над - надо и т.д. (ср.: об этом - обо всем, к нему - ко всякому). При стечении согласных в устной речи появляется слоговый гласный ( Александ ə р, минист ə р, октяб ə рьский, воп ə ль, сон ə м, болез ə нь

). Сонорные звуки в сочетаниях с согласными на конце слова в поэтической речи часто становятся слоговыми.

Существует мнение, что чем больше в речи гласных, тем она благозвучнее. Это неверно. Благозвучие поддерживается наиболее характерным для языка соотношением в тексте гласных и согласных. В русской речи гласные в среднем составляют 42,35%, согласные - 53,53%, звук й - 4,12%. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными, Стечение же нескольких гласных, или зияние, искажает звуковой строй русской речи, затрудняет артикуляцию (вспомним придуманное В. Хлебниковым слово эуы). Зияние может быть внутренним - когда несколько гласных стоят рядом в одном слове (рад иоу зел, пункт уа ц ио нный, ау д иоа нестезия), и внешним - когда стечение гласных появляется при соединении слов (у Тан и и у О ли). Неблагозвучие возникает обычно при внешнем зиянии. (Еще Ломоносов в качестве примера плохой звуковой организации речи приводил фразу плакать жалостн о о о тшеств ии и скреннего своего друга.)

Действующие в языке законы благозвучия вызывают фонетические изменения в заимствованных словах. Так, греческие имена Иоанн, Феодор, в русском языке стали звучать как Иван, Федор, французское бивуак превратилось в бивак.

Неблагозвучные сочетания согласных и гласных звуков возникают в речи обычно при соединении слов. Следовательно, можно избежать неблагозвучия, подчиняя фонетическую организацию речи законам сочетания звуков.

3.2.3. Эстетическая оценка звуков русского языка

О художественной неравноценности различных звуков речи говорят и прозаики, отмечая неблагозвучие шипящих и свистящих звуков. М. Горький советовал молодым писателям избегать шипящих звукосочетаний вши, вша, вшу, ща, щей, не допускать повторения свистящих и шипящих звуков, если они не звукоподражательны.

3.2.4. Частота повторения звуков в речи

Повторение гласных бывает менее заметно, однако нанизывание в тексте слов с такими сравнительно редкими звуками, как у, ы, так же воспринимается как отступление от фоностилистической нормы ( У бийства и у жасы в у грюмой у садьбе - у ниверсальная форм у ла у помянутой х у дожественной литерат у ры).

С неблагозвучными сочетаниями звуков нельзя смешивать случаи повторения одинаковых гласных и согласных с целью усиления звуковой выразительности художественной речи. Такие звуковые повторы обусловлены иными принципами фонетической организации текста и не должны анализироваться с позиций благозвучия.

3.2.5. Длина слова

На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим преобладание в тексте коротких или длинных слов. Речь благозвучна, если многосложные слова чередуются с короткими. В этом случае ударные слоги располагаются не подряд и не слишком далеко друг от друга.

Жил-был жук. Жук был мал. Он грыз бук. Пил. Ел, спал. Бук был тверд - жук был горд: он грыз год, он грыз ход.

Жил-был дрозд. Дрозд был мал. Дрозд был прост: пил, ел, спал. Скок да скок, тук да тук… Вдруг глядь вбок: луг, там - бук.

Жук был горд жук стер пот: он, как торт съел свой ход. И, пыль сдув, лег спать… Вдруг в ход влез клюв - жил-был жук.

Если же ударные слоги слишком удалены друг от друга, что происходит в том случае, если слова непомерно длинны, то речь становится монотонной, вялой (Свидетельства поименованных авансодержателей запротоколированы).

3.2.6. Значение благозвучия

Требование благозвучия речи - это не только требование поэтического вкуса, но и одно из требований культуры речи как науки о наиболее удачном и целесообразном языковом выражении мысли. Неудачная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция, непривычное звучание фразы отвлекают внимание читателя, мешают восприятию текста на слух. Поэтому учение о благозвучии важно не только для писателей, но также для редакторов, выполняющих стилистическую правку рукописей. Каждый, кто работает над стилем произведения, должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов и т.п.

В художественной литературе, особенно в поэзии, благозвучие речи приобретает важное эстетическое значение. Примером благозвучия, музыкальности русской поэтической речи может быть четверостишие М.Ю. Лермонтова:

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Право писателей использовать в художественных произведениях неблагозвучные сочетания не вызывает сомнения; важно только, чтобы употребление их было эстетически мотивировано. Об этом знали русские писатели задолго до того, как в стилистике были выработаны критерии благозвучия.

Эстетическая целесообразность определяет употребление и других стилистически значимых элементов фоники в художественной речи.

3.2.7. Нарушение благозвучия при создании аббревиатур

Есть несколько способов устранения неблагозвучия в аббревиатурах. Так, громоздкость некоторых из них требует смешанного чтения: часть аббревиатуры читается как слово (буквам соответствуют звуки), а другая часть требует произношения каждого элемента: например, ВЗИТЛП читается как взитеэлпэ, ГУПКОиБГ - гупко и бэгэ.

Иногда в аббревиатурах используются соединительные гласные. Например, соединительный гласный о облегчает произнесение слов типа Технорук, техноткань, технокопир, Главцентрострой. Напряжение консонатных сочетаний может ослабляться включением в них сонорных звуков (облздравотдел, а не обздравотдел). В иных случаях затрудняющие произношение согласные исключаются из аббревиатуры (лесхоз, а не леснхоз, техмонтаж, а не технмонтаж).

В интересах благозвучия рекомендуется заменять в аббревиатурах труднопроизносимые сочетания звуков целыми слогами или частично раскрывать аббревиатуру (Управление Главсевморпути вместоУпрглавсевморпуть). Наконец, неудачные сокращения заменяются синонимическими наименования.

Ущерб благозвучию речи наносит неудачное словосложение. Неудобопроизносимы сложные слова, образованные из нескольких основ. Так, в химии известны термины, возникшие в результате слияния пяти и более основ [пара-ацетаминобензальдегида изоникотиноилгидразон, (5-нитрофурил-2)-акрилидена-миногидантоина калиевая соль]. В устной речи оправданно использование их сокращенных синонимов (ИНХА-17, фурагина калиевая соль).

Требование благозвучия, соответствия фонетическим особенностям русского языка обязательно должно учитываться при создании новых слов. Не случайно политические деятели 90-х гг. прибегают к изобретению остроумных аббревиатур: ЯБЛОКО, возглавляемое Явлинским Г.А., составляют начальные буквы фамилий лидеров этого демократического движения: Явлинский, Болдырев, Лукин. Свой центр экономических и политических исследований Явлинский назвал ЭПИЦентр.

3.2.8. Устранение неблагозвучия речи при стилистической правке текста

В работе над стилем произведения необходимо анализировать звуковой строй речи и устранять недочеты фоники, вызывающие неблагозвучие.

В тексте, предназначенном для чтения вслух, стилистическая правка необходима при скоплении неблагозвучных причастий с суффиксами -вш-, -ш-, -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- [Так волнова вш ая всех полоса неудач на ш их ш а ши стов, потерпе вш их в проше дш их встречах поражение, миновала (лучше: Наши спортсмены, несмотря на неудачи в начале шашечного турнира, вышли вперед)].

Реже причиной неблагозвучия речи оказываются рядом стоящие гласные. Так, союз и может неудачно сочетаться с окончанием предыдущего слова -и (-ии). Это фоностилистическая ошибка лишает благозвучия, например, предложение. В разделе орфоэпии дается понятие об орфоэп ии и и зучаются особенности литературного произношения. В таких случаях стилистическая правка требует изменения порядка слов в предложении, синонимической замены слов, ставших причиной неблагозвучия, а также исключения союза и [В первом (или любом другом) разделе дается орфоэпии, рассматриваются особенности литературного произношения].

Стилистическая правка обязательна при неверном употреблении предлогов, имеющих фонетические варианты [о всем этом, с штатными преподавателями, с вступившей в строй технологической линии (надо: обо всем этом, со штатными преподавателями, с новой технологической линии)].

Стилистическая правка рекомендуется при употреблении заимствованных слов, а также неологизмов, необычных для русской фоники. В этом случае следует по возможности заменять слова, которые выделяются своим звучанием на фоне русской лексики. Например: Оратор впадал в экзальтацию , демонстрировал свою эрудицию и выступал с большой аффектацией , что произвело на аудиторию негативный эффект . Реагаж аудитории и иронические комплименты заставили его оставить эстраду - возможный вариант правки: Оратор говорил вдохновенно, с искусственным возбуждением, стараясь показать свою эрудицию, что не понравилось слушателям (зрителям). Шум в зале и насмешки заставили его уйти со сцены. Правка в этом случае заключается в устранении речевой избыточности и синонимической замене иноязычных слов, придающих речи неестественное звучание. Неудачен неологизм реагаж, который также необходимо вывести из текста. Однако было бы неразумно исключать из текста слова только потому, что они нерусские. Например, стилистическая правка не коснулась слова эрудиция, у которого нет равноценного лексического эквивалента.

ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА И ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ

В языке изолированное употребление звуков – явление чрезвычайно редкое: только когда отдельный звук является и отдельным словом; в подавляющем большинстве случаев звуки употребляются в сочетании с другими звуками в составе слов и их форм, т.е. в потоке речи. Сочетаемость звуков в потоке речи образует синтагматику фонетических единиц. Синтагматика имеет свои законы, связанные с возможностями и ограничениями в сочетаемости звуковых единиц друг с другом.

Все звуковые единицы связаны между собой количественными отношениями: каждая последующая единица мельче, является частью предыдущей, т.е. все они составляют систему. Фонетические единицы, как и все единицы, составляющие систему, обладают самостоятельностью. Самостоятельность любой единицы определяется поведением других единиц. Единицы в сильнейшей степени зависят друг от друга, их существование в языке обусловлено другими единицами, только в сочетании с другими единицами проявляется самостоятельность данной фонетической единицы.

Характерно, что говорящие обычно не замечают, что в словах весть, честь и под. они произносят мягкий согласный [с' ] , хотя, конечно , замечают мягкость конечного [т'] — независимую мягкость.

Существенно то, что дано в языке: отношения А с Б (А влечет Б); сознание же говорящих — отражение (не всегда надежное, не всегда точное) этого факта. Действительно, большинство говорящих не слышат мягкости [с'] в сочетании [с'т'], [з ´] в сочетании [з'д'] , но некоторые, обладающие большей наблюдательностью, ее, несомненно, замечают. Об этом говорят ошибки — написания весьть, чесьть, зьдесь, - которые встречаются в тетрадях учеников.

Таким образом, если появление А влечет за собой появление Б, то Б не является в данной системе особой единицей, это неотделимая часть единицы А. Б в этом случае образует с А целостность, единство АБ.

Этот закон имеет большое значение при определении многих сторон фонетической системы: на его основе выясняется, каковы самостоятельные, системно значимые признаки каждого звука, каков звуковой состав языка (сколько в нем гласных, согласных – самостоятельных фонетических единиц), какие они образуют сочетания, как чередуются.

Особенности синтагматики звуковых единиц имеют исторический характер: они меняются в разные эпохи развития языка и определяют специфику его фонетической системы в каждый данный период развития.

Звуки в потоке речи, оказываясь рядом друг с другом или находясь в определенных фонетических позициях (по отношению к ударению – гласные, в конце слова – согласные и т.п.), могут: 1) изменять свое качество под влиянием соседних звуков; 2) взаимно меняться. В связи с этим можно говорить о позиционных изменениях и позиционной мене звуков.

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t ´ - любой мягкий согласный):

- [а ´]: мал [ма ´ л] - [/\]: малыш [м /\лы ´ ш] – [ъ]: малышок [мълышо ´ к];

´ a > – [´ a ´]: пять [п ´ a ´ т ´] – [ и э ]: пяти [п ´ и э т ´ и] - [ь]: пятачок [п ´ ьт/\ч ´ о ´ к];

- [о ´]: поле [по ´ ль] - [/\]: поля [п/\ла ´] – [ ъ]: полевой [пъли э во ´ й];

´ о> - [´ о ´]: тёплый [т ´ о ´ плый] - [и э ]: тепло [т ´ и э пло ´] –[ ь]: теплота [т ´ ь пл/\та ´];

- [тэ ´]: жесть [жэ ´ с ´ т ´] – [ ы э ]: жестянщик [ж ы э с ´ т ´ а ´ н ´ ш ´ ик] - ъ]: жестяной [жъс ´ т ´ и э но ´ й];

´ э> - [ ´ э ´]: тема [т ´ э ´ мъ] – [и э ]: тематика [т ´ и э ма ´ т ´ икъ] – [ь]: тематический [т ´ ьма ´ т ´ и ´ ч ´ ьск ´ ий].

Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.

Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:

  1. в абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а ´ лый], ива [и ´ въ];
  2. в абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а ´ л ´ ьн ´ к ´ ий], иве [и ´ в ´ ь];
  3. после твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба ´ л], дуб [ду ´ п];
  4. после мягких согласных перед мягкими: бил [б ´ и ´ л], люк [л ´ у ´ к];
  5. после твердых согласных перед мягкими: быль [бы ´ л ´], суть [су ´ т ´];
  6. после мягких согласных перед мягкими: били [б ´ и ´ л ´ и], лютик [л ´ у ´ т ´ ик];
  7. в абсолютном конце после твердого: рабы [рабы ´], к лесу [кл ´ э ´ су];
  8. в абсолютном конце после мягкого: вели [в ´ и э л ´ и ´], горю [г/\р ´ у ´].

В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял . В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма ´ л] – [м ´· а ´ л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да ´ л] – [да· ´ л ´]; между мягкими согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па ´ т] –

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:

1. Фонетический закон конца слова: шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро ´ к] – порок [п/\ро ´ к]; молот [мо ´ лът – молод [мо ´ лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру ´ с ´ т ´] – грусть

[гру ´ с ´ т ´], подъезд [п/\дjэ ´ ст] – подъест [п/\дjэ ´ ст].

2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости . Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд ´ э ´ ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло ´ шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду ´ шкъ] - душка [ду ´ шкъ], везти [в ´ и э с ´ т ´ и ´] – вести [ в ´ и э с ´ т ´ и ´]. Ассимиляция происходит:

    • на стыке морфем: сделал [з ´ д ´ э ´ лъл],
    • на стыке предлога со словом: с делом [з ´ д ´ э ´ лъм],
    • на стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го ´ ттъ],
    • на стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп ´ ат ´].
  1. Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б ´ э ´ лый], [х ´ и ´ трый],

4. Ассимиляция по месту образования . Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч ´, [ ш ´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:

  • на стыке морфем: сшить [шы ´ т ´], разжать [р/\ ´ т ´], счет [шо ´ т], с шаром [ ´ ръм], без жара [б ´ и э ´ ръ];
  • внутри корня: позже [по ´ ] , езжу [jэ ´ ],
  • зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет [/\ ´ о ´ т].
  • Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы ´ лк ´ и].
  • Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в ´ и э з ´ д ´ э ´] , [ с ´ н ´ э ´ к],

[гро ´ с ´ т ´], [ ус ´ п ´ э ´ х], [м ´ э ´ с ´ т ´]. Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч ´], [ ш ´] смягчаются в корнях: [з ´ д ´ э ´ с ´], [ с ´ т ´ э ´ п ´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с ´ в ´ э ´ т],

[м ´ и э д ´ в ´ э ´ т ´], [ из ´ м ´ а ´ т ´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\ з ´ н ´ и ´ к] - [в/\ зн ´ и ´ к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].

Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости .

Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с ´ л ´ э ´ съ р ´] , но [с ´ л ´ и э са ´ рн ый]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про ´ з ´ б ъ]. Ассимиляции по твердости не подвергается [л ´]: [ н/\по ´ л ´ н ый].

Мы уже говорили о том, что позиционная мена и позиционные изменения связаны не с акустическими или артикуляционными законами, а с произносительными нормами. Следует заметить, что эти нормы могут меняться. Так, во второй половине ХIХ века – начале ХХ века смягчение согласных перед мягкими было распространено гораздо шире, например, раньше [р] смягчался перед мягкими губными и зубными: [а ´ р ´ м ´ ийь], теперь такого смягчения в речи россиян мы не слышим. Итак, позиционная мена – это закон, который определяет фонетическую систему языка, его нарушение ведет к разрушению фонетической системы, позиционные изменения не затрагивают сущности языковой системы, отражают лишь артикуляционные нюансы, происходят непоследовательно и характеризуются неустойчивостью.

Читайте также: