Язык произведения война и мир кратко

Обновлено: 02.07.2024

Попытаемся понять, почему же Толстой пошел на использование французского языка и что он хотел подчеркнуть этим.

Прежде всего, на мой взгляд, необходимо проанализировать роман и понять, в каких ситуациях автор прибегал к французскому языку.

Во-первых, французский язык встречается везде, где описывается светское общество, диалоги в высшем свете, к примеру, в кружках Не1еn и Анны Павловны, причем используется он не только при обсуждении тем, связанных с войной, с Наполеоном, политикой, а наоборот, используется практически всегда.

В-третьих, французский язык используется автором в описании сцен, где присутствует Наполеон, кто-то из его окружения или из его армии, причем, используется самым непредсказуемым образом. В романе речь Наполеона наполовину состоит из французских слов, наполовину из русских, так же как и у Неlеn или Жюли Карагиной.

В случае с названиями блюд и танцев все понятно: это позволяет Толстому придать роману наиболее яркий исторический колорит, более красочно передать эпоху, но в остальном использование французского языка, на первый взгляд, не оправдывает себя. Итак, почему же Толстой не мог, например, сделать речь Наполеона чисто русской или чисто французской, так же как и в случае со светским обществом?

Чтобы понять это, нам придется слегка углубиться в текст произведения. А ДАЛЬШЕ-СМОТРИ В ССЫЛКЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ)))

Основное направление в работе Толстого над языком заключал ось в стремлении писателя создать язык, который мог бы правдиво, с предельной полнотой выразить мысль автора и был бы точным и гибким в изображении сложных философских исканий и глубоких состояний души
его героев. Отсюда и вытекает подчас некоторая громоздкость толстовской речи. Эта тяжеловесность вполне закономерна, так как она отражает собою сложность тех душевных состояний, какие описывал Толстой.

Поскольку Толстой показывает и крестьянскую Русь, широкой волной в повествование вливаются живая народная речь, а также элементы устного народного творчества. Вспомним разговор солдат после смотра полка Кутузовым:

«- Ты мир-то поедом ел сколько годов? — кричал на него Карп. —
Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши
дома али нет?

И лексика, и фразеология, и синтаксис — все здесь, как и в ряде дру-
гих мест, с исключительной правдивостью воспроизводит речь крестьян.

Большое место занимает крестьянское просторечие и в языке поместного дворянства (старика Болконского, Ростовых] и частично
московского (Ахросимовои).

Своеобразна и речь Наташи Ростовой.

1. Французский язык в романе играет значительную роль. В первую очередь, этот язык — это норма светского общества того времени. Л. Н. Толстой подчеркивает таким образом антинациональную ориентацию в салоне у Шерер — отрыв такого общества от народного единения. Употребление иностранных слов также придает беседе ироничный и театральный характер.

Французской речью автор красиво скрывает брань, ведь этот язык звучит мелодично. А на примере поведения Пьера Безухова, который, хотя и воспитывался во Франции, выражал свои радикально отличающиеся мысли о Наполеоне на русском. Это говорит о том, что русский лишен той фальши, свойственной французскому, так же как и Пьер не подвластен общественному мнению.

Получается, что герои, отвечая на французские реплики русским языком, становятся самим собой, уходят от стадности и театральности. Особенно это свойственно тем героям, которых автор выделяет среди других, испытывает к ним уважение, подчёркивает противоречивость поступков. Следовательно, иностранная речь присваивает героям свойственное им поведение, выдает отношение автора к конкретным героям.

2. Князь Василий Курагин и его сын приезжает в Лысые Горы к Болконским, чтобы женить Анатолия на княжне Марии по расчету. Хотя была она не самой привлекательной, манила Анатоля своим состоянием. Для него женитьба была потехой. При встрече с княжной парень обращает больше внимания на француженку Бурьён, с которой уже готов изменять будущей жене. Это говорит о его ветрености и легкомыслии. Такой настрой не понравился отцу Марии. Однако сама княжна восхищается Анатолием, строит в голове планы о будущей счастливой семейной жизни. Бурьён пользуется вниманием жениха, хочет освободиться от статуса приживалки Болконских, благодаря выгодной помолвке. Старик Болконский чувствует себя оскорбленным за свою дочь, ему не нравится глупость Марьи. Княжна Болконская отказывается верить правде об увлечении жениха своей мечты другой женщиной. Однако она приходит к отцу и князю Василию и дает отказ от выгодного замужества, ведь замечает Курагина в объятиях с Бурьён. Такой поворот событий вызвал радость у старика Болконского, ведь женщина вовремя одумалась. Добрая сторона Марьи хотела помочь своей влюбившейся приживалке выйти замуж за Анатолия, но тщетно, ведь легкомысленный мужчина быстро о ней забывает.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Место и время действия

События романа происходят в период с 1805 по 1812 год в Петербурге, Москве, Смоленске, русских деревнях, а также в Пруссии и Австрии. Эпилог — спустя 7 лет, то есть 1819-1820 годы.

Главные герои

  • Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, был женат на маленькой княгине Лизе. Находится в постоянном поиске смысла жизни. Участвовал в Аустерлицкой битве. Умер от ранения, полученного во время Бородинского сражения.
  • Наташа Ростова – дочь графа и графини Ростовых. В начале романа героине всего 12 лет, Наташа взрослеет на глазах читателя. В конце произведения выходит замуж за Пьера Безухова.
  • Пьер Безухов – граф, сын графа Кирилла Владимировича Безухова. Был женат на Элен (первый брак) и на Наташе Ростовой (второй брак). Увлекался масонством. Присутствовал на поле битвы во время Бородинского сражения.
  • Николай Ростов – старший сын графа и графини Ростовых. Участвовал в военных кампаниях против французов и Отечественной войне. После смерти отца берет на себя заботы о семье. Женился на Марье Болконской.
  • Илья Андреевич Ростов и Наталья Ростова – графы, родители Наташи, Николая, Веры и Пети. Счастливая супружеская пара, живущая в согласии и любви.
  • Николай Андреевич Болконский – князь, отец Андрея Болконского. Видный деятель Екатерининской эпохи.
  • Марья Болконская – княжна, сестра Андрея Болконского, дочь Николая Андреевича Болконского. Набожная девушка, живущая ради своих близких. Вышла замуж за Николая Ростова.
  • Соня – племянница графа Ростова. Живет у Ростовых на попечении.
  • Федор Долохов – в начале романа он офицер Семеновского полка. Один из лидеров партизанского движения. Во время мирной жизни постоянно участвовал в кутежах.
  • Василий Денисов – друг Николая Ростова, ротмистр, эскадронный командир.

Другие персонажи

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

Краткое содержание

Том 1

Том 2

В период, описанный во втором томе, в жизни героев происходят важные события, во многом меняющие их мировоззрение и взгляды на мир: возвращение Андрея Болконского домой, его разочарование в жизни после смерти жены и последующее преображение благодаря любви к Наташе Ростовой; увлечение Пьера масонством и его попытки улучшить жизнь крестьян в своих поместьях; первый бал Наташи Ростовой; проигрыш Николая Ростова; охота и святки в Отрадном (имении Ростовых); неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным и отказ Наташи выйти замуж за Андрея. Завершается второй том символическим явлением повисшей над Москвой кометы, предвещающей ужасные события в жизни героев и всей России – войну 1812 года.

Том 3

Особое место в третьем томе занимают авторские отступления, в которых он размышляет о природе войны, роли в ней главнокомандующих и обычных солдат. Толстой подчеркивает стихийность и непредсказуемость войны, которую невозможно контролировать.

Том 4

Эпилог

Если первая часть эпилога описывает личную жизнь героев, то во второй представлены размышления автора об исторических событиях, роли в этих событиях отдельной исторической личности и целых народов. Завершая свои рассуждения, автор приходит к выводу, что вся история предопределяется неким иррациональным законом случайных взаимовлияний и взаимосвязей. Примером этому служит изображенная в первой части эпилога сцена, когда у Ростовых собирается большая семья: Ростовы, Болконские, Безуховы – всех их вместе свел все тот же непостижимый закон исторических взаимосвязей – основная действующая сила, направляющая все события и судьбы героев в романе.

И что в итоге?

Андрей Болконский — погибает в 1812 году, получив смертельное ранение в Бородинском сражении.

Наташа Ростова — выходит замуж за Пьера Безухова, становится матерью четверых детей, находит счастье в семье.

Пьер Безухов — создаёт семью с Наташей Ростовой, вступает в тайное общество.

Николай Андреевич Болконский — умирает от инсульта в разгар войны 1812 года.

Мария Болконская — после смерти отца и брата выходит замуж за Николая Ростова.

Илья Андреевич Ростов — умирает в 1813 году после недолгой болезни.

Графиня Наталья Ростова — после смерти сына и мужа доживает последние годы в семье своего сына Николая.

Николай Болконский — в 15 лет продолжает жить со своей тётей Марьей.

Вера Ростова — к концу 1809 года выходит замуж за Берга.

Петя Ростов — героически погибает в юном возрасте, около 16 лет, во время войны 1812 года.

Соня — остаётся не замужем, не сумев забыть свою любовь к Николаю.

Элен Курагина — погибает в 1812 году из-за приёма некоего вещества.

Анатоль Курагин — вероятнее всего, умирает после ранения в Бородинском сражении и ампутации ноги.

Заключение

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти.

Тест по роману

Краткое содержание запомнится намного лучше, если вы ответите на вопросы этого теста:

Читайте также: