Мифология обществознание 10 класс кратко

Обновлено: 19.05.2024

Презентация по обществознанию "Древнекитайская философия" помогает дать наглядное представаление об основных идеях и понятиях даосизма и конфуцианства. Приведённые изречения китайских мудрецов можно использовать как темы для написания эссэ, в качестве домашнего задания.

ВложениеРазмер
Презентация "Философия Китая" 1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Философия в Китае зародилась в VI – III веках до нашей эры на основе мифологии

ИНЬ -ЯН Все существа носят в себе инь и ян , наполнены ци и образуют гармонию. О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нём заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. Справедливость снова превращается в хитрость, добро – в зло.

ДИАЛЕКТИКА ЯН И ИНЬ СВЕТ СОЛНЦЕ НЕБО ОГОНЬ АКТИВНОСТЬ МУЖСКОЕ НАЧАЛО ТЬМА ЛУНА ЗЕМЛЯ ВОДА ПАССИВНОСТЬ ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО

ЦИ – энергия жизни Ци - является источником всего живого на планете "воздух", "пар", "дыхание". Верхняя часть иероглифа обозначает три вида энергии: энергию неба, земли и природы. Нижняя часть изображена в виде схемы направлений действия энергии на человека, животных и природу.

КРУГОВОРОТ ПЯТИ СТИХИЙ Взаимопревращение: Взаимопреодоление :

Человек следует (законам) Земли Земля следует (законам Неба) Небо (следует законам) Дао Дао следует самому себе. Лао Цзы

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых. Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие. Нет беды тяжелее незнания удовлетворения. Кто берёт — наполняет ладони, кто отдает — наполняет сердце. Хорошо бы подумать?!

О ЛЮБВИ Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека критичным. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?

О войне Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло. Нет беды тяжелее, чем презирать врагов. Умный полководец не бывает воинственен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Когда нет врагов, то не бывает войны. Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов. Тебя обидели? Не кидайся в бой и не спеши мстить, просто сядь на берегу реки и жди пока труп обидчика проплывет мимо… Вами управляет тот кто вас злит.

О знании Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу, долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот - нравственный муж. Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен. Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть. Когда будет уничтожена ученость, тогда не будет и печали.

Об управлении Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным. Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны. Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их, а если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его. Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством Управление большим царством напоминает приготовление блюда из мелкиих рыб.

Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из дао , все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий дао , этого не делает. В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.

Только что распустившееся растение нежно и слабо. 3асохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Конфуцианство этико-философское учение

Годы жизни 551-479 гг. Родился в небольшом царстве Лу Родом из обедневшей аристократической семьи В 15 лет начал учиться получил хорошее образование Создал свою школу Основоположник Конфуций – Кун Цзы – учитель Кун

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Главный объект изучения 6 канонов – древних книг И цзин - книга перемен Ши цзин - книга песен Шу цзин - книга документов Ли цзи - записи о ритуале Юэ цзин - книга музыки Чунь-цу - анналы вёсен и осеней - хроника царства Лу

БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ НИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК Следует долгу и закону Думает лишь о своей выгоде Требователен к себе Требователен к другим Можно доверить великие дела Нельзя доверить великие дела Живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними Следует за другими людьми , но не живёт в согласии с ними Благородный муж стойко переносит беды низкий человек в беде распускается. с достоинством ожидает велений Неба суетливо поджидает удачу ставит на первое место долг привязанный к домашнему уюту

Благородный муж Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать. Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это. Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведующий долга, может пуститься в разбой. Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу. Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается. Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым. Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения .

Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый - самый благородный - размышление; второй - самый легкий - подражание; третий - самый горький - опыт.

О дружбе Полезные друзья - это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья - это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый. Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение. Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

О государстве Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь. Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах. Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей? Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали Кто ненавидит то, что лишено милосердия, тот проявляет милосердие. Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.

О знании Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию. Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым. К молодым людям нельзя относиться с высока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком. Воистину, на свете есть и травы, не дающие цветов, и цветы, не дающие плодов! Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди. Победа - это поражение. Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов. Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей. Не меняются только самые мудрые и самые глупые .

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в его краях? При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков). Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности. Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь? Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

Кто ненавидит то, что лишено милосердия, тот проявляет милосердие. Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством. Кто распространяет слухи, тот отбросил добродетель.

Небо и Земля раз- делены, но они делают одно дело.

Добродетель мудрецов напоминает собой путешествие в дальннюю страну и восхождение на вершину: идущие в дальнюю страну начинают свой путь с первого шага; восходящие на вершину начинают с подножия горы.


Описание презентации 10 класс, обществознание. Мифология. Миф — по слайдам

10 класс, обществознание.

10 класс, обществознание.

Мифология. Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития

Мифология. Миф — от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология – это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

Мифы. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи: 1)

Мифы. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи: 1) Идея творения – мир создан существом – богом. 2) Идея развития – мир постепенно развивается из хаоса.

Тематические циклы мифов. Космогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества. Мифы о

Тематические циклы мифов. Космогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества. Мифы о культурных героях – о происхождении тех или иных культурных благ. Эсхатологические мифы – о конце света, конце времён.

Древнеиндийская философия. Веды – первые письменные источники, сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений.

Древнеиндийская философия. Веды – первые письменные источники, сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений. Ведическая литература делится на несколько групп текстов: 1) Веды. 2) Ригведа – знание гимнов. 3) Упанишады – философские воззрения индусов.

 Упанишады. В этих текстах выражена идея реинкарнации – переселения душ живых существ после их

Упанишады. В этих текстах выражена идея реинкарнации – переселения душ живых существ после их смерти. Каждый получает то, что заслуживает. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы.

Карма. Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от неё? Самый надёжный путь к

Карма. Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от неё? Самый надёжный путь к этому – жизнь аскета – отшельника, или йога, для достижения состояния, помогающего освобождению души.

Какое место занимали люди в этом мире? 1 место – мир богов – пространство, где

Какое место занимали люди в этом мире? 1 место – мир богов – пространство, где процветает райская жизнь. 2 место – мир людей Брахманы – мудрецы, толкователи Вед. Кшатрии – воины и правители. Вайши – земледельцы и скотоводы. Судры – слуги. 3 место – мир демонов, духов животных и обитателей многочисленных адов.

Буддизм (5 век до н. э. ) В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах

Буддизм (5 век до н. э. ) В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах : о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Древнекитайская философия. Даосизм: 1) Природа. 2) Космос. 3) Человек. Человек занимает среднее положение

Древнекитайская философия. Даосизм: 1) Природа. 2) Космос. 3) Человек. Человек занимает среднее положение в мире. Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма). Дао – путь(всё в мире находиться в пути, в движении, в изменении, всё непостоянно и конечно).

Конфуцианство. Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать,

Конфуцианство. Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось природы и структуры мира и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, что то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков. Гуманность и милосердие должны пронизывать отношения между людьми.

Моизм. Идея любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна

Моизм. Идея любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.

Философия Древней Греции. Аристоу тель (384 до н. э. , Стагир— 322 до н. э.

Философия Древней Греции. Аристоу тель (384 до н. э. , Стагир— 322 до н. э. , Халкида)— древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития— социологию, философию, политику, логику, физику.

Общество по Аристотелю. Понятие общество у него более широкое, чем понятие государство. Без собственности человек

Общество по Аристотелю. Понятие общество у него более широкое, чем понятие государство. Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников – это условие стабильности общества и государства. Государства бывают: 1) Правильные – монархия, аристократия, демократия. 2) Неправильные – тирания, олигархия, охлократия. Идеал государства – полития (смешанное государство), в нём должны сочетаться лучшие качества правильных государств, не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, ч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, ч.

У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях Зотова И.Е., у.

Антуан де Сент-Экзюпери Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из слов.

Антуан де Сент-Экзюпери Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем

Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение. В австралийском мифе.

Основные функции мифа Объяснение происхождения и устройства мира Обоснование.

Основные функции мифа Объяснение происхождения и устройства мира Обоснование и оправдание существующего образа жизни людей Регулирование отношений между людьми Обеспечение преемственности духовной традиции общества

Особенности мифологического мировоззрения Эмоционально-образная форма Очелове.

Особенности мифологического мировоззрения Эмоционально-образная форма Очеловечивание природы Отсутствие рефлексии Утилитарная направленность

Мифологическое сознание древнего человека То, о чем повествует миф – не вымыс.

Древнеиндийская философия Веды (знание) - сборники гимнов богам, песнопений.

Древнеиндийская философия Веды (знание) - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул (1200-600 гг. до н.э.) Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом

Древнеиндийская философия Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно-фи.

Древнеиндийская философия Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед (VIII-III вв до н.э.) Впервые выражена идея реинкарнации – переселения душ. Карма – деяние, поступок – ключевое понятие индийской философии. Закон кармы (твоя реинкарнация зависит от поступков. Вел себя плохо – родишься придорожным камнем или крокодилом). Карму можно изменить. Йога – один из путей изменения кармы)

Буддизм 1. Существование человека неразрывно связано со страданием. 2. Причин.

Буддизм 1. Существование человека неразрывно связано со страданием. 2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. 3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. 4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь. верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками

Основные направления буддизма Хинаяна Махаяна Идеалом считается монашеская жи.

Основные направления буддизма Хинаяна Махаяна Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личныхусилий Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращениевоплощений Отсутствуют обряды имагия Отсутствуют иконы и культовая скульптура Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечиваетспасение Появляется институтбодисатв— святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придаетбольшое значение обрядам и чародейству Появляются скульптурные изображениябуддибодисатв

Древнекитайская философия В человеке соединены темное и светлое, доброе и зло.

Древнекитайская философия благородный муж разбирается в том, что есть исправ.

Философия Древней Греции 1. Опора не на фантазию, а на знания. 2. Переход от.

Философия Древней Греции 1. Опора не на фантазию, а на знания. 2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий. 3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается. 4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Платон стадии общественного развития 1) династия, состояние общества без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов; 2) аристократия - большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство. 3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледельцев и ремесленников

Аристотель Государства бывают: • правильные - монархия, аристократия, демокра.

Каковы особенности мифологического сознания людей древности? Проанализируйте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для обучающихся 2 курса Новочеркасского суворовского военного училища МВД России, обучающихся по программе профильного уровня (10 класс). Она расчитана на 2 урока. Цель уроков - сформировать у обучающихся целостное представление о человеке и обществе в контексте мифологического мировоззрения и древних китайских, индийских и греко-римских философских учений.

Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях Презентация разработана преподавателем НСВУ Гуськовым Виктором Анатольевичем

Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Презентация разработана преподавателем НСВУ Гуськовым Виктором Анатольевичем

Мифология – форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

– форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека. Черты мифа: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком; направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; однообразие и поверхностность мифологических сюжетов. очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком; направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание)

– повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы:

  • происхождение Вселенной, Земли и человека;
  • объяснение природных явлений;
  • жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека.
  • очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком; направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.
  • очеловечивание природы;
  • наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;
  • направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
  • однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Первые философские учения

Древнекитайская философия: общие черты

Древнекитайская философия: основные направления

направления

Конфуцианство

нач. V вв. до н. э.

IV-III вв. до н. э.

пол. V вв. до н. э.

Конфуцианство

  • Человек – прежде всего , участник социальной жизни .
  • Принципы :
  • жить в обществе и для общества;
  • уступать друг другу;
  • слушаться старших по возрасту и по званию;
  • подчиняться императору;
  • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
  • быть человечным.

Основные вопросы :

1. Как необходимо управлять людьми?

Ответы на вопросы :

Управлять обществом следует мягко.

2 . Как вести себя в обществе?

Легизм Человек обладает изначально злой природой . Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы . Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны . Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения. Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся . Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием. Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы . Законы должны быть одинаковы для всех , а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы. Государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству). Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан .

  • Человекобладает изначально злой природой .
  • Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы .
  • Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны .
  • Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения.
  • Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся .
  • Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием.
  • Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы .
  • Законы должны быть одинаковы для всех , а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы.
  • Государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству).
  • Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан .

Древнеиндийская философия: общие черты

Древнеиндийская философия: основное направление

направления

кон. VI – нач. V вв. до н. э.

Античная философия: основные направления

Направления

Основатели, представители

V – пер. пол. IV вв. до н. э.

Материализм

III в. до н. э. – III в. н. э.

кон. V – пер. пол. IV вв. до н. э.

IV в. до н. э. Перипате́тики – школа Аристотеля

втор. пол. IV – пер. пол. III вв. до н. э.

Идеализм (линия Платона)

1) монархия – справедливая власть одного человека;

2) тирания – несправедливая власть одного человека;

3) аристократия – справедливая власть меньшинства;

4) олигархия – несправедливая власть меньшинства;

5) демократия – справедливая власть большинства;

6) тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии;

Материализм (линия Демокрита) Аристотель

  • по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;
  • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе). Потребность жить в коллекти­ве приводит к возникновению общества – большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.

Материализм (Эпикуреизм)

Подведение итогов темы

  • Первые философские учения исходят из тесной связи человека с природой . Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно не находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу человека. При этом философы древности описывают человека и общество с разных сторон:
  • человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон);
  • человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм, Платон, Аристотель, стоицизм);
  • человек – существо материальное и биологическое (Аристотель, Эпикур, киники);
  • человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм, стоицизм).
  • Проблема человеческого общества в первых философских учениях неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон, Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в подчинённом положении и его интересы не могут быть выше коллективных и государственных.

В эпоху Средневековья


Мировоззрение — это наши принципы, установки, представления о мире. Мы воспринимаем и понимаем реальность именно через призму мировоззрения. Так что эта тема пригодится не только на уроках обществознания, но и в жизни.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие мировоззрения

Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

Социальное окружение, в котором находится человек.

Условия социума, в которые помещена личность.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

принципов (точки зрения);

убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);

духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

У мировоззрения человека есть три функции:

Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.

Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.

Практическая — влияние на действия человека.

Элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.

Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.

Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.

Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.

Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.

Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.

Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

Типы мировоззрений

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Таблица характеристик мировоззрений

У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.

Читайте также: