Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка но читатель и слушатель проникаются

Обновлено: 30.06.2024

Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.

Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.

Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.

2. Литературное направление

Литературное направление — романтизм.

Эпоха романтизма находит отражение в творчестве великого поэта. В стихотворении звучит мотив одиночества и тоски. Однако за символическим образом дубового листка читатель отчетливо видит судьбу несчастного человека, вынужденного покинуть родные края.

Стихотворение имеет романтическую окраску, но вполне реалистическое содержание.

3. Род

4. Жанр

Однако Поэт расширяет границы жанра. Его элегия — это не страдания от безответной любви, это чувство одиночества и бесприютности человека в мире людей.

5. Проблематика

Основная проблема стихотворения — чувство одиночества, невозможности изменить свою судьбу.

6. Тематика

7. Идея

Текст стихотворения содержит идею о том, что одиночество и бесприютность делает человека несчастным. За символическими образами листа и чинары скрываются человеческие судьбы.

8. Пафос

Гонимый ветром листок безуспешно ищет сочувствия и понимания. Переживания символического образа передают душевное состояние самого поэта.

9. Система образов

Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.

Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.

10. Центральные персонажи

Основную роль в раскрытии идейного содержания стихотворения играют два образа.

11. Лирический герой

Стихотворение автобиографично. Автор отождествляет себя с лирическим героем. Рассказывая историю жизни дубового листка, лирический герой повествует о собственных чувствах, переживаниях и проблемах.

Судьба М. Ю. Лермонтова находит отражение в судьбе беспомощного листка. Поэт, насильственно лишенный родного дома, друзей и родных, был сослан в ссылку. Он чувствует себя таким же одиноким, как и главный герой стихотворения.

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

13. Композиция

Композиция — линейная. Сюжетная линия развивается последовательно, события происходят в хронологическом порядке. Повествование ведется от лица лирического героя.

14. Художественное своеобразие произведения

Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

15. Размер, рифма, строфика

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий).

Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения.

Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

16. Средства художественной выразительности

Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.

Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.

17. Значение произведения

Стихотворение М. Ю. Лермонтова заставляет читателя не только проникнуться жалостью к судьбе несчастного дубового листка, но и задуматься над общечеловеческими проблемами одиночества, эгоизма, жестокости. Читатель понимает, что человек не может быть счастлив вдали от родины и близких людей.

18. Актуальность

Одиночество — противоестественное состояние человека. Поэтому стихотворение не утратило своей актуальности и в наши дни. В современном обществе люди перестают общаться с другом, теряют связь с родными, с отчим домом и становятся такими же бесприютными, как дубовый листок из стихотворения М. Ю. Лермонтова.

19. Мое отношение

Стихотворение М. Ю. Лермонтова пробудило во мне желание делать добро окружающим. Захотелось вмешаться в повествование, окружить вниманием и заботой всеми забытый дубовый листок.

20. Чему учит

Элегия М. Ю. Лермонтова делает нас добрее и милосерднее. Нельзя уподобляться равнодушной самовлюбленной чинаре, которая гордится молодостью и красотой. Пройдет время, и изумрудные листья поблекнут. От нее отвернется ласковый ветер, улетят райские птицы, и чинара останется одна. Ведь она не дарит добро окружающим, а значит, не получит его обратно.


История листка-странника трагична. Он оторвался от ветки родимой, засох, увял от холода, зноя и горя. Гонимый листок докатился до Чёрного моря, где встретил молодую красивую чинару, с ней шепчется ветер, на ветвях качаются райские птицы. Листок-странник молит приюта, но чинара отвергает его, обрекая на гибель.

Это рассказ и о листке, и о людях — о лермонтовском поколении, которые “созрели до срока”.

Эпитеты, которые помогают сделать стихотворение таким грустным: жестокою бурей гонимый, тоскою глубокой, бедный листочек, отчизне суровой, пылен и жёлт.

Олицетворения листка, чинары, ветра (С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская), солнца (Я солнцем любима) тоже помогают передать печаль и трагизм судьбы листка.

Образ чинары в стихотворении: цветущая, красивая, молодая, довольная собою и жизнью. Образ листка-странника: одинокого, ненужного, увядшего, который оторвался от родимой ветки. Листок олицетворяет самого поэта и его переживания. Он скитается и не может найти приюта, удовлетворения, покоя, как и все лермонтовского поколение.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Я сочувствую листку-страннику. Он рано оторвался от ветки, много претерпел бед, и даже цветущая чинара его отвергла.

Фонохрестоматия

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Не совсем. Чинара, хоть и красива, но она вызывает не восхищение, а негативные чувства. Она отвергает листок, который одинок и просит о помощи.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Прослушанное стихотворение заставило меня задуматься о сложной судьбе многих людей, которые вынуждены рано повзрослеть и столкнуться с разными неприятностями в жизни. Я прониклась сочувствием к листку-страннику. Он не виноват, что на его долю выпало так много испытаний, он ищет приют и поддержку, но не получает их.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

Листок оторвался от ветки родимой, в степь укатился, жестокою бурей гонимый, засох и увял он от холода, зноя и горя, докатился до Чёрного моря.

Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются состраданием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

  • Олеся Грегорович
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-03 02:54:08
  • 2
  • 1

Поэт сопоставляет себя с дубовым листком quot; который quot;оторвался от ветки роднойquot; и отправился в путешествия quot;беспощадной бурей гонимыйquot;. Точно также и поэт пробовал отыскать себя в новеньком, чужом для него и абсолютно безразличном мире, рассчитывая на то, что дальний Кавказ сможет стать его 2-ой отчизной.

Вопрос по литературе:

Сроочноо!!Пожалуйстаа)))) Ответить на вопросы
1.Как драматизм "жизни" листка передаёт автор?
4.Очень краткл в дном из четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему.Какие невзгоы судьбы он испытал?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 16.06.2017 12:33
  • Литература
  • remove_red_eye 19159
  • thumb_up 15
Ответы и объяснения 1

На первое ответить затрудняюсь,отвечу на четвертое.
4.Читатель испытал сожаление,боль,тоску к самому листику.
Слишком сложно,текст был что ли?.о.
Удачи))

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Читайте также: