Легенда о кие кратко

Обновлено: 02.07.2024

Три великих князя и их сестра считаются основателями Киева. Город назван в честь старшего Кия, а в честь Щека и Хорива названы две горы в городе. Имя Лыбидь получила река.

Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.

От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя.

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.

Был вокруг города лес и бор велик, с охотничьими угодьями. Невегласы (несведущие люди), замечает летописец, говорят, что Кий не княжеского рода, а был простым перевозчиком на Днепре. Но это не так: если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы с войском к Царьграду, а ведь он ратовал многие страны и с константинопольским царем подписал мирный договор и великую честь принимал от него и ото всех. Ходил он также к Дунаю на болгар и возлюбил сии места и срубил град, желая сесть там с родом своим. Тамошние ратные люди прогнали его, но городок тот и доныне нарицается Киевец Дунайский. Ходил Кий после того на камских болгар, победил их, а возвратясь в Киев, помер; тогда же братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь скончались.

1 Б. А. Рыбаков замечает, что «…в этом смысле имя основателя Киева напоминает имя императора (правильнее, короля. – С. Ц.) Карла Мартелла – Карл Молот (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 25).

Наконец, Хорива языковеды связывают с ирано-авестийским словом huare — солнце [ Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М. 1999. С. 70 ]. Предлагается еще библейское прочтение этого имени — по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст.


Кий — легендарный лидер восточных славян, первый князь и основатель Киева как города-государства.

Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.

Содержание

Происхождение имен и названий легенды

Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название горы сравнивают с иранским словом Haraiva — название горной страны. Также название связывают с названием библейской горы Хорив, однако данная гипотеза мало соответствует действительности [1] .

При этом ряд учёных, в том числе проф. М. И. Артамонов, отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так, гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кыя (Кия из русской летописи) получила развитие в советской историографии Топорова В. Н. Также широко известна гипотеза американо-украинского востоковеда О. И. Прицака, который полагал, что возникновение Киева связано с хазарами и что Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе. Гипотеза О. И. Прицака была подвергнута критике, как заведомо необоснованная [2] [3] .

Археологические свидетельства

Исторические свидетельства о Кие

Армянский вариант легенды

Фрагмент Новгородской первой летописи

И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смꙑслени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не · бѧху же поганѣ · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани

В данном свидетельстве видны сходства с армянской легендой, в которой говорится об основании братьями не только города, но и храма.

Фрагмент Яна Длугоша

Польский историк Длугош (XV век), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его братьев.

Между тем, историки высказывают сомнение даже относительно того, были ли Аскольд и Дир действительно соправителями и современниками, или же таковыми их сделал киевский летописец, писавший приблизительно спустя два столетия после их убийства князем Олегом, пришедшим к стенам Киева с дружиной и выманившим их за пределы городской стены (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов).

Параллели легенды

Среди многочисленных легенд о трех братьях и сестре, легенда о Кие наиболее часто сравнивается с готской легендой о борьбе Германариха с роксаланами в Северном Причерноморье в конце IV века.

Исходя из этимологии имени Кия историки, в частности Б. А. Рыбаков, сравнивают этого князя с Божьим Ковалем, кузнецом, который в разных вариантах легенды под разными именами выступает как змееборец. Он побеждает змея, берущего с народа дань девушками, запрягает змея в сделанный им плуг, и пашет землю, после чего появляется гигантская борозда, называемая Змиевы валы. Она указывает на границу между землями кузнеца и змея и тянется до моря, в котором змей и погибает. Змиевы валы — это древняя система оборонительных сооружений, защищавшая Среднее Поднепровье от набегов степных кочевников. Она создавалась со скифских времен и окончательно оформилась к XII веку.

Скандинавским аналогом Кия, как божьего кузнеца, может выступать бог Тор.

Образ перевозчика также часто встречается в славянском фольклоре (княгиня Ольга) и скандинавской (Харбард) и других мифологиях. Он связан с мировоззренческим спором между перевозчиком и тем, кого он перевозит.

В русском фольклоре с Кием также могут быть связаны образы Белого Полянина и Чурилы Пленковича. Последний по былине живет не в Киеве, а в Киевце.

Другие легенды об основании Киева

Поход Кия на Дунай и попытки отождествления

Историки неоднократно пытались выяснить, имеет ли легенда под собой какие-либо исторические основания.



Храм Кия

Раскопки киевского археолога В. В. Хвойко в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе каменный языческий жертвенник округлой формы с четырьмя выступами по сторонам света, рядом, к югу, горел костер для жертвоприношений. Сооружение сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м. Расположено оно на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора. Хвойко объявил свою находку алтарем храма князя Кия.

Попытка отождествления двух идолов храма принадлежит Б. А. Рыбакову. По говорящему имени второй идол, Деметр, был отождествлен им как мужское божество плодородия. Имя первого идола, Гесаний, ни о чем не говорит, но поляне поклонялись Перуну, поэтому храм, вероятно, был посвящен и ему. Если основываться на дешифровке Рыбакова календаря IV века из села Ромашки, недалеко от Киева, то главными божествами летнего периода у полян были Перун и Купал. Если алтарь, действительно, имел форму креста, то Деметр скорее всего — Купал, так как кресты — это неотъемлемая часть солнечной купальской символики. Два креста включены в символ праздника Купала на календаре из Ромашек.

Смысл легенды и датировка событий

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

С антами письменных источников В. В. Седов связывает распространение пеньковской культуры, считая её продолжением черняховской культуры. Пеньковская культура датируется концом V—VII веков и распространяется вплоть до Дуная. В её ареале достаточно городищ, которые можно связать с легендарным Киевцем.

Хазарская гипотеза

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Г.В.Вернадский выдвинул гипотезу об основании Киева хазарами не ранее 830-х годов, когда в результате большой войны хазары завоевали вятичей, северян и радимичей. (Конечно не исключено, что на месте Киева было и более древнее поселение.) Согласно этой гипотезе три брата были хазарами, либо, что вероятнее, их вассалами – мадьярами.

Дорюриковский период мало изучен в истории Древней Руси и вызывает множество споров уже не одно столетие. Так, одним из ярких, но противоречивых эпизодов древности, является легенда об основателях Киева.

Кто же они?

Суть легенды заключается в оседании на Полянских землях Кия, по имени которого и был назван новый город, Щеки, от которого получила свое название гора Щековица и Хорива, в честь которого именуется возвышенность Хоривица. Именем прекрасной сестры их Лыбеди стали называть приток Днепра.

В своем описании Нестор называет Кия и паромщиком через Днепр, эту версию сам же и отрицает, и князем, ходившим в Византию. Стоит отметить, что в разнообразных византийских источниках об этой встрече нет ни одного упоминания. Такой контакт с северными соседями, если он действительно произошел, должен быть отражен в хрониках могущественного в то время государства. Основание града летописец датирует VII веком или чуть более ранним временем.

Сам факт легенды о Кие имеет важное значение для обоснования зарождения государственности на славянских землях задолго до прихода варягов и значимости именно Киева, как центра будущего Древнерусского государства. Нужно вспомнить и о политической конъектуре, а именно в какой важный для формирования государства период создавалась несторовская летопись.

Была ли государственность до прихода варягов?

Возможно, текст Нестора, как полагают многие историки, имеет не совсем исторически достоверное описание. Ведь важно было возвысить Киев, как столицу Древнерусского государства, в ту эпоху стольный град переживал свой расцвет. Необходимо было показать, что государственность начала зарождаться еще до прихода варягов.

Вопрос формирования государственности на Руси является одним из ярких споров историков, которые уже несколько веков обсуждают этот вопрос. Здесь можно вспомнить классические два лагеря: норманисты и антинорманисты. В любом случае, большинство историков все же не отрицает зачатки элементов государственности на Руси до прихода варягов. Здесь легенда об основателях Киева является лишь косвенным подтверждением таких рассуждений.

Если обратится к Первой Новгородской летописи, также, считающейся древнейшим манускриптом, рассказывающим не только об изначальной истории новгородских земель, но и о других русских землях, то здесь четко указывается, что Кий занимался переправой через реку или был ловцом (охотником).

Здесь тоже можно проследить некий политический момент, ведь Новгород, также, являлся центром зарождения государственности на древнерусских землях. Важно помнить, что время ее создания, XIII — первая половина XV века, это период возвышения Новгорода на политической арене Древнерусского государства.

Основание Киева братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью / Радзивилловская летопись, конец XV века

Основание Киева братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью / Радзивилловская летопись, конец XV века

Более поздние русские летописи и иностранные исторические манускрипты, основываются на первые русские летописные источники и повторяют лишь изложенное в них.

Спорным вопросом является, то кем были основатели Киева. В российской царской историографии доказывалось их славянское происхождение. Разные источники говорят, что они могли быть сарматами, гунами, аварами.

А что же археология?

Нужно помнить, что историческая наука не располагает ни одним письменным источником, автор которого жил в ту эпоху, когда Киев-град был основан. Археологические изыскания говорят нам, что уже в конце V—VI вв. на месте Киева было некое поселение, а найденные артефакты не местного происхождения датируют V—VII вв., что говорит о ранних внешних контактах местного населения.

Но археологи уверены, что говорить о формировании градских стен, элементов городской жизни и в целом функционирования поселения, как города, можно не ранее, чем с VIII века.

Известный советский историк Н. Тихомиров, в своих исследованиях опирается на конец VIII века, как вероятный период возникновения Киева. Конечно, сейчас датой основания Киева считается 482 год, но эта датировка не имеет под собой исторических оснований и выбрана для состаривания города.

Современная историческая наука, в купе с продвижением цивилизационного подхода к формированию государственности на Руси, уверено называет личность Кия легендарным персонажем. Его имя и имена его братьев и сестры они определяют, как эпоним.

Таким образом, сказание об основателях будущей столицы Древнерусского государства, по мнению современной академической науки, изложили для того, чтобы дать объяснение наименованию поселения, истинное происхождение которого, вероятно, кануло в прошлое и уже никому было не известно на момент фиксирования истории в первые письменные источники.

Читайте также: