Аль кинди биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

(Абу Йусуф Йа`куб ибн Исхак ибн ас-Саббах ал-Кинди)
(796 (по др.данным 800), Куфа, Ирак - 873, Багдад)
(первый представитель восточного аристотелизма). Считается "отцом исламской астрологии". Происходит из арабского племени Кинда. Он учился в астрологической школе в Багдаде, основанной еврейским ученым Якобом бен Тариком в 777 г. Работал в Багдаде при халифах ал-Ма'муне (813 - 833) и ал-Му`тасиме (833 - 842), во время борьбы халифа ал-Мутаваккиля (847 - 861) с рационалистами подвергался гонениям. К. - автор более 240 работ по астрологии, астрономии, геодезии, математике, философии, оптике, метеорологии, теории музыки, фармакологии и химии. Большая часть этих сочинений до нас не дошла. Среди астрономических и астрологических трактатов К.: "Предсказание смен годов и рождений" (известное в латинском переводе Иоанна Севильского и средневековом византийском переводе, приписывалось Абу Ма`шару), "Книга о величайшем искусстве", "Трактат о звездах", "Трактат о созвездиях", "Трактат об астрономическом искусстве Птолемея", "Трактат о самом дальнем мире", "Движение планет", "О звездных лучах" и др. В Западной Европе был известен под именем Alkindus.
К. ввел в научный обиход произведения античных философов, редактировал переводы на арабский язык с греческого через сирийский. Он является автором сокращенного изложения ряда произведений античных философов и комментариев к "Элементам" Евклида, "Альмагесту" Птолемея, "Категориям" и "Второй аналитике" Аристотеля. К. выдвинул теорию пяти прасубстанций: материи, формы, движения, пространства и времени; первым разработал учение о четырех видах разума (актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося).

К. - учитель знаменитого арабского астролога Абу Ма`шара. Об их первой встрече существует такая легенда. Разозленный острой критикой своего профессора медицины со стороны К., Абу Ма`шар решил убить критика в том же зале, где он выступал, и вооружился кинжалом. Но К. подошел к нему со словами: "Не ты ли Абу Ма`шар из Балкха? Ты станешь самым знаменитым астрологом столетия, если откажешься от своего дурного намерения. Брось кинжал, успокойся и прими мою доктрину". После этого Абу Ма`шар стал наиболее верным сторонником К.

Абу Ю́суф Яку́б ибн Исха́к ибн Саббах аль-Ки́нди, употребительное сокращение имени — аль-Ки́нди (араб. أبو يوسف يعقوب إبن إسحاق الكندي ‎‎, англ. Abū Yūsuf Yaqūb ibn Ishāq al-Kindī ; около 801—873) — арабский философ, математик, теоретик музыки, астроном. Родился, по разным данным, в Куфе или в Басре [1] [2] [3] , детство провёл в Басре, работал в Доме мудрости в Багдаде. Был фаворитом халифов ал-Мамуна (813—833) и ал-Мутасима (833—842), которые были покровителями представителей раннего калама — мутазилитов. При ал-Мутаваккиле (с 847) подвергался гонениям. аль-Кинди является автором большого числа трактатов по метафизике, логике, этике, математике, криптографии, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. В Западной Европе был известен под латинизированным именем Alkindus [1] [4] [5] .

Содержание

Философия

Математика и астрономия


Музыка

Arabic aristotle.jpg


Теория музыки аль-Кинди, основанная на идеях пифагореизма, связывала с музыкальным искусством множество явлений макрокосма и микрокосма (см. Гармония мира). Так, четырём струнам уда соответствовали четыре первоэлемента (вода, земля, воздух, огонь), четыре стороны света, времени года, телесные жидкости (флегма, кровь, чёрная и жёлтая желчь) и др. Каждому из семи звуков он приписал соответствия семи небесных тел (планет), а двенадцати знакам зодиака — двенадцать основных конструктивных элементов уда (четыре струны, четыре колка и четыре ладка).

Естественные науки

Литература

  • Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент: Фан, 1967.
  • Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII—XVII вв.). В 3 т. М.: Наука, 1983.

Примечания

Ссылки

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Абу Машар · Аль-Кинди · Альбоали · Аль-Бируни · Машаллах (англ.) · Ибн Эзра · Аль-Рази · Абу Аль Кассим

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Умершие в 873 году
  • Умершие в Багдаде
  • Астрологи IX века
  • Астрономы по алфавиту
  • Арабские философы
  • Философы средневекового Востока
  • Философы IX века
  • Математики по алфавиту
  • Математики средневекового Востока
  • Арабские математики
  • Математики IX века
  • Астрономы средневекового Востока
  • Астрономы IX века
  • Арабские астрономы
  • Физики средневекового Востока
  • Музыковеды средневекового Востока
  • Теоретики музыки
  • Родившиеся в 801 году
  • Исламские философы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Аль-Кинди" в других словарях:

АЛЬ-КИНДИ — см.: Кинди. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004 … Философская энциклопедия

Кинди (аль-Кинди) Абу Юсуф Якуб бен Исхак — (около 800 — около 870), арабский философ, врач, математик, астроном, первый представитель арабского аристотелизма. Жил в Багдаде. Сохранилось более 40 трактатов, в числе которых комментарии к сочинениям Аристотеля, Евклида, Птолемея … Большой Энциклопедический словарь

Кинди аль-Кинди — (Абу Юсуф Якуб ибн Исхак) арабский философ; прославился в царствование Аль Мамуна (813 833) и Аль Мотасыма (833 841); умер около 850 860 г. Он был одним из тех лиц, кому Аль Мамун поручил перевести на арабский язык творения Аристотеля и других… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кинди, аль-Кинди — (Абу Юсуф Якуб ибн Исхак) арабский философ; прославился в царствование Аль Мамуна (813 833) и Аль Мотасыма (833 841); умер около 850 860 г. Он был одним из тех лиц, кому Аль Мамун поручил перевести на арабский язык творения Аристотеля и других… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ — [араб. ], под этим именем известен автор произведения арабо христ. лит ры, посвященного полемике с исламом (IX X вв.). Первая часть его это апологетическое послание («Рисала мусульманина Абдаллаха ибн Исмаила аль Хашими к христианину Абд аль… … Православная энциклопедия

Имру-уль-Кайс Хундудж ибн Худжр аль-Кинди — Имру уль Кайс, Хундудж ибн Худжр аль Кинди (год рождения неизвестен умер между 530 40), арабский поэт. Происходил из племени кинда. За непристойное поведение был лишён наследства и изгнан отцом, возглавлявшим раннее государственное объединение в… … Большая советская энциклопедия

Абу Юсуф Якуб бин Ис­хак бин ас-Са­бах аль-Кин­ди (805-873 г.г.). Ос­но­во­по­лож­ник ис­лам­ской араб­ской фи­ло­со­фии. Так­же как и мно­гие уче­ные то­го вре­ме­ни аль-Кин­ди был эн­цик­ло­пе­дис­том, ма­те­ма­ти­ком, ме­та­фи­зи­ком, аст­ро­но­мом, крип­то­гра­фом, фи­ло­со­фом, ме­тео­ро­ло­гом, оп­ти­ком, и плюс ко все­му это­му еще и те­о­ре­ти­ком му­зы­ки. При­ня­то счи­тать аль-Кин­ди ос­но­ва­те­лем араб­ско­го му­зы­ко­ве­де­ния.

Аль-Кин­ди ро­дил­ся в Ку­фе в пле­ме­ни Кин­да. На за­па­де он был из­вес­тен по име­нем Alkindus. Его отец был из­вест­ным пра­ви­те­лем Ку­фы в свое вре­мя.

Аль-Кин­ди знал на­из­усть весь текст Ко­ра­на и боль­шое ко­ли­чест­во пре­да­ний Про­ро­ка, бу­ду­чи в воз­рас­те пят­над­ца­ти лет. К то­му вре­ме­ни его отец уже был по­кой­ным и он, со сво­и­ми брать­я­ми по­де­лив ог­ром­ное на­след­ст­ве от­ца жил не бед­ст­вуя.

Аль-Кин­ди счел, что зна­ния, ко­то­рые он имел в столь юно­шес­ком воз­рас­те, бы­ли не­до­ста­точ­ны и по со­ве­ту сво­ей ма­те­ри ре­ша­ет­ся на по­езд­ку в Бас­ру, да­бы уг­лу­бить­ся в изу­че­ние аль-ка­ла­я­ма. Имея в се­бе чет­кие ко­ра­ни­чес­кие прин­ци­пы, аль-ка­лям мог да­вать от­пор мно­гим ате­ис­ти­чес­ким умо­зак­лю­че­ни­ям древ­нег­ре­чес­ких фи­ло­со­фов. Та­ким об­ра­зом, мож­но счи­тать, что аль-ка­лям у ара­бов был эк­ви­ва­лен­тен фи­ло­со­фии у древ­них гре­ков.

На про­тя­же­нии трех лет Аль-Кин­ди усерд­но изу­чал эту на­уку. За это вре­мя он по­знал ее ос­но­во­по­ла­га­ю­щие ис­ти­ны, без ко­то­рых эта на­ука не счи­та­лась бы ею. Сле­ду­ет ска­зать, что аль-Кин­ди не ос­та­но­вил­ся на этом. Изу­чая пе­ре­ве­ден­ные кни­ги древ­нег­ре­чес­ких фи­ло­со­фов, ко­то­рые бы­ли на тот мо­мент, ему ста­ло не хва­тать гре­чес­ко­го по­ни­ма­ния са­мой су­ти, к то­му же пе­ре­во­ды яв­но во мно­гом не со­от­вет­ст­во­ва­ли ори­ги­на­лу. С то­го мо­мен­та он ре­ша­ет глу­бо­ко по­знать язы­ки, на ко­то­ром бы­ли на­пи­са­ны эти ори­ги­на­лы. В те­че­нии двух лет аль-Кин­ди бе­рет уро­ки ла­тин­ско­го у вид­ных пре­по­да­ва­те­лей Бас­ры. И по ис­те­че­нию это­го пе­ри­о­да, ког­да он со­вла­дел ла­тин­ским, аль-Кин­ди ре­ша­ет со­здать свою ко­ман­ду еди­но­мыш­лен­ни­ков и от­крыть свою шко­лу аль-ка­ля­ма, в ко­то­рой пре­по­да­ва­ли бы по тем, кни­гам, ко­то­рые он пе­ре­во­дил бы са­мо­лич­но, не от­кло­ня­ясь во мно­гом от смыс­ла са­мо­го ори­ги­на­ла. В пе­ри­од ра­бо­ты в этой шко­ле, аль-Кин­ди ос­но­вал свою ме­то­ди­ку аль-ка­ля­ма, ко­то­рая во­пло­ти­ла в се­бе и ре­ли­ги­оз­ные и свет­ские на­уки, а так­же, он во­брал в се­бя уже все из­вест­ные к то­му вре­ме­ни уче­ния древ­нег­ре­чес­кой фи­ло­со­фии.

Аль-Кин­ди был сви­де­те­лем прав­ле­ния трех аб­ба­сид­ских ха­ли­фов: Аль-Ма­му­на, Аль-Му­та­си­ма и Аль-Му­та­вак­ки­ля. Его со­оте­чест­вен­ни­ка­ми бы­ли та­кие из­вест­ные уче­ные аст­ро­но­мы как Бин Му­са и Са­над бин Али. Аль-Кин­ди до­стиг вы­со­ко­го ран­га во дво­ре у аль-Ма­му­на и аль-Му­та­си­ма. Аль-Ма­мун да­же по­ру­чил ему за­нять­ся пе­ре­во­да­ми тру­дов древ­нег­ре­чес­ко­го фи­ло­со­фа Арис­то­те­ля. А аль-Му­та­вак­киль ис­поль­зо­вал его в ка­чест­ве лич­но­го пис­че­го, но имея с ним не­ко­то­рые раз­ног­ла­сия и в след­ст­вии на­уще­ний его не­добро­же­ла­те­лей, ре­шил изъ­ять у не­го все его тру­ды, од­на­ко вско­ре все они бы­ли воз­вра­ще­ны ис­тин­но за­кон­но­му вла­дель­цу.

Вклад Аль-Кин­ди

Пер­вая стра­ни­ца ма­ну­скрип­та аль-Кин­ди, со­дер­жа­щая од­но из са­мых ран­них опи­са­ний крип­то­ана­ли­за

Он так­же счи­та­ет­ся пер­вым, кто вы­ска­зал­ся о те­о­рии от­но­си­тель­нос­ти. В то вре­мя ког­да та­кие уче­ные как Га­ги­ли­лео и Нью­тон го­во­ри­ли тра­ди­ци­он­но о ме­ха­ни­ке, о том, что прост­ран­ст­во, дви­же­ние и те­ла не име­ют меж­ду со­бой свя­зи, аль-Кин­ди утверж­дал, что все эти по­ня­тия тес­но пе­ре­пле­те­ны меж­ду со­бой.

Как мы уже ска­за­ли, аль-Кин­ди от­но­сит­ся не толь­ко к араб­ским фи­ло­со­фам, но и к ос­но­ва­те­лям ис­лам­ско-араб­ской фи­ло­со­фии в це­лом. По мне­нию Кар­да­но Аль-Кин­ди счи­та­ет­ся од­ним из две­над­ца­ти ве­ли­ких мыс­ли­те­лей эн­цик­ло­пе­дис­тов всей на­уч­ной ис­то­рии.

Он на­пи­сал че­ты­ре трак­та­та по ис­поль­зо­ва­ния ин­дий­ских цифр, ввел спе­ци­аль­ные ин­же­нер­ные ис­чис­ле­ния в аст­ро­но­мию, по рас­че­ту окруж­нос­ти зем­но­го ша­ра. Рас­счи­тал дви­же­ния не­бес­ных тел, солн­ца и лу­ны от­но­си­тель­но дви­же­нию зем­ли, а так­же их вли­я­ния друг на дру­га. В этой об­лас­ти он до­стиг по­ра­зи­тель­ных ре­зуль­та­тов.

Аль-Кин­ди был втя­нут во все из­вест­ные на­уки сво­е­го вре­ме­ни, при этом остав­ляя в них свой не­за­ме­ни­мый вклад.

Ког­да Ибн На­дим стал изу­чать тру­ды аль-Кин­ди, то был оша­ра­шен тем, что ко­ли­чест­во трак­та­тов, ко­то­рые он из­ло­жил пре­вы­ша­ли двес­ти трид­цать во­семь (238!). Все эти трак­та­ты би­ли из­ло­же­ны в бо­лее чем в три­над­ца­ти на­уках (13!).

Не­об­хо­ди­мо так­же ска­зать, что аль-Кин­ди яв­ля­ет­ся пер­вым, кто пе­ре­вел тру­ды Арис­то­те­ля и дру­гих древ­нег­ре­чес­ких уче­ных на араб­ский язык. Та­ким об­ра­зом, идеи пе­ри­па­те­тиз­ма на му­суль­ман­ский Вос­ток пер­вым при­но­сит аль-Кин­ди. К пе­ру аль-Кин­ди от­но­сят­ся че­ты­ре трак­та­та о вве­де­нии в ариф­ме­ти­ку, че­ты­ре трак­та­та об ис­поль­зо­ва­нии ин­же­нер­ных ис­чис­ле­ний, трак­тат о рас­по­ло­же­нии звезд, о со­зда­нии аст­ро­ля­бии, о бо­жест­вен­ных за­клю­че­ни­ях Арис­то­те­ля, о ме­ди­ци­не, и трак­та­ты о му­зы­ко­ве­де­нии.

В две­над­ца­том ве­ке ос­нов­ные тру­ды аль-Кин­ди бы­ли пе­ре­ве­де­ны на ла­тынь Джи­ра­ром Кре­му­ни. Это ста­ло толч­ком в даль­ней­шем раз­ви­тии мно­гих на­ук на про­тя­же­нии мно­гих по­сле­ду­ю­щих ве­ков. Рим­ский им­пе­ра­тор и Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­то­ры глу­бо­ко оце­ни­ва­ли труд уче­но­го. Каж­дый из них щед­ро от­бла­го­да­рил его да­ра­ми и пись­ма­ми бла­го­дар­нос­ти за те на­уч­ные вло­же­ния, ко­то­рые так не хва­та­ли на тот мо­мент в Ев­ро­пе.

В биб­лио­те­ках на­уч­но­го ми­ра, в та­ких как дом муд­рос­ти в Баг­да­де, кни­ги аль-Кин­ди за­ня­ли проч­ное и гла­вен­ст­ву­ю­щее мес­то.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 16.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 160-161.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 244-245.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии; О первой философии; Книга о пяти сущностях; Объяснение ближней действующей причины возникновения и уничтожения, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М., 1961.

Литература: Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и 3. Востока, М., 1966; Rescher N., al-Kindi. An annotated bibliography, Pittsburgh, 1964; A t i у с h G. N., al-Kindi: the philosopher of the Arabs, Rawalpindi, 1966.

Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ, которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии - труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др. Он писал: "Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она ни исходила. Истиной никого нельзя унизить - наоборот, истина облагораживает всякого" [Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 59]. Он был близок к мутазилитам. Написал более 200 произведений, в частности "О первой философии", "Книгу о пяти сущностях".

С начала VII в. на огромнейшей территории от Туркестана до Испании в результате арабских завоеваний образовалось многонациональное теократическое государство - Арабский халифат. В этом государстве больших успехов достигает развитие философии, в основном на основе усвоения древнегреческой философской мысли. В нем параллельно со схоластикой в V- XII веках развивается и арабская философия, но совершенно по-другому по сравнению с развитием западноевропейской схоластики. Аль-Кинди - крупнейший представитель этой арабской философии.

Аль-Кинди тесно связывал философию с естественнонаучными знаниями и был убежден, что для того, кто хочет заниматься философией, обязательно знание математики. Он дает рационалистическое толкование философии, идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что философия - знание обо всем. Аль-Кинди - переводчик произведений Аристотеля и его пропагандист. Он идет вслед за Аристотелем в учении о материи и форме, но больше подчеркивает значение материи, рассматривая ее в качестве главной сущности: "Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется" [Там же. С. 110].

Аль-Кинди - мусульманский философ, он даже привлекает аристотелизм для обоснования и объяснения "единственного Аллаха, великого и всемогущего" и в разъяснение того, что Аллах - "действующая и целевая причина всего" [Там же. С. 55]. Он приписывает Аллаху обладание божественным знанием, которого не может достичь философия. Коран для аль-Кинди - вершина божественного откровения.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Далее читайте:

Аль-Кинди. О первой философии (Статья Н.В. Ефремовой о произведении аль-Кинди)

Сочинения:

Абу Рида М. Раса'ил ал-Кинди ал-фапсафиййа, ч. 1—2. Каир, 1950—53; в рус. пер. — В кн.: Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961, с. 37—192.

Литература:

Rescher N. al-Kindi. An Annotated Bibliography. Pittsburgh, 1964; Atiyeh G. N. al-Kindi: the Philosopher of the Arabs. Rawalpindi, 1966; Jolivei J. L'intellect selon al-Kindi. Leiden, 1971; Ivry A. L. al-Kindi's Metaphysics. Albany, 1974.

Читайте также: