Аль кинди биография кратко
Обновлено: 04.07.2024
(Абу Йусуф Йа`куб ибн Исхак ибн ас-Саббах ал-Кинди)
(796 (по др.данным 800), Куфа, Ирак - 873, Багдад)
(первый представитель восточного аристотелизма). Считается "отцом исламской астрологии". Происходит из арабского племени Кинда. Он учился в астрологической школе в Багдаде, основанной еврейским ученым Якобом бен Тариком в 777 г. Работал в Багдаде при халифах ал-Ма'муне (813 - 833) и ал-Му`тасиме (833 - 842), во время борьбы халифа ал-Мутаваккиля (847 - 861) с рационалистами подвергался гонениям. К. - автор более 240 работ по астрологии, астрономии, геодезии, математике, философии, оптике, метеорологии, теории музыки, фармакологии и химии. Большая часть этих сочинений до нас не дошла. Среди астрономических и астрологических трактатов К.: "Предсказание смен годов и рождений" (известное в латинском переводе Иоанна Севильского и средневековом византийском переводе, приписывалось Абу Ма`шару), "Книга о величайшем искусстве", "Трактат о звездах", "Трактат о созвездиях", "Трактат об астрономическом искусстве Птолемея", "Трактат о самом дальнем мире", "Движение планет", "О звездных лучах" и др. В Западной Европе был известен под именем Alkindus.
К. ввел в научный обиход произведения античных философов, редактировал переводы на арабский язык с греческого через сирийский. Он является автором сокращенного изложения ряда произведений античных философов и комментариев к "Элементам" Евклида, "Альмагесту" Птолемея, "Категориям" и "Второй аналитике" Аристотеля. К. выдвинул теорию пяти прасубстанций: материи, формы, движения, пространства и времени; первым разработал учение о четырех видах разума (актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося).
К. - учитель знаменитого арабского астролога Абу Ма`шара. Об их первой встрече существует такая легенда. Разозленный острой критикой своего профессора медицины со стороны К., Абу Ма`шар решил убить критика в том же зале, где он выступал, и вооружился кинжалом. Но К. подошел к нему со словами: "Не ты ли Абу Ма`шар из Балкха? Ты станешь самым знаменитым астрологом столетия, если откажешься от своего дурного намерения. Брось кинжал, успокойся и прими мою доктрину". После этого Абу Ма`шар стал наиболее верным сторонником К.
Абу Ю́суф Яку́б ибн Исха́к ибн Саббах аль-Ки́нди, употребительное сокращение имени — аль-Ки́нди (араб. أبو يوسف يعقوب إبن إسحاق الكندي , англ. Abū Yūsuf Yaqūb ibn Ishāq al-Kindī ; около 801—873) — арабский философ, математик, теоретик музыки, астроном. Родился, по разным данным, в Куфе или в Басре [1] [2] [3] , детство провёл в Басре, работал в Доме мудрости в Багдаде. Был фаворитом халифов ал-Мамуна (813—833) и ал-Мутасима (833—842), которые были покровителями представителей раннего калама — мутазилитов. При ал-Мутаваккиле (с 847) подвергался гонениям. аль-Кинди является автором большого числа трактатов по метафизике, логике, этике, математике, криптографии, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. В Западной Европе был известен под латинизированным именем Alkindus [1] [4] [5] .
Содержание
Философия
Математика и астрономия
Музыка
Теория музыки аль-Кинди, основанная на идеях пифагореизма, связывала с музыкальным искусством множество явлений макрокосма и микрокосма (см. Гармония мира). Так, четырём струнам уда соответствовали четыре первоэлемента (вода, земля, воздух, огонь), четыре стороны света, времени года, телесные жидкости (флегма, кровь, чёрная и жёлтая желчь) и др. Каждому из семи звуков он приписал соответствия семи небесных тел (планет), а двенадцати знакам зодиака — двенадцать основных конструктивных элементов уда (четыре струны, четыре колка и четыре ладка).
Естественные науки
Литература
- Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент: Фан, 1967.
- Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII—XVII вв.). В 3 т. М.: Наука, 1983.
Примечания
Ссылки
- Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
Абу Машар · Аль-Кинди · Альбоали · Аль-Бируни · Машаллах (англ.) · Ибн Эзра · Аль-Рази · Абу Аль Кассим
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Умершие в 873 году
- Умершие в Багдаде
- Астрологи IX века
- Астрономы по алфавиту
- Арабские философы
- Философы средневекового Востока
- Философы IX века
- Математики по алфавиту
- Математики средневекового Востока
- Арабские математики
- Математики IX века
- Астрономы средневекового Востока
- Астрономы IX века
- Арабские астрономы
- Физики средневекового Востока
- Музыковеды средневекового Востока
- Теоретики музыки
- Родившиеся в 801 году
- Исламские философы
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Аль-Кинди" в других словарях:
АЛЬ-КИНДИ — см.: Кинди. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004 … Философская энциклопедия
Кинди (аль-Кинди) Абу Юсуф Якуб бен Исхак — (около 800 около 870), арабский философ, врач, математик, астроном, первый представитель арабского аристотелизма. Жил в Багдаде. Сохранилось более 40 трактатов, в числе которых комментарии к сочинениям Аристотеля, Евклида, Птолемея … Большой Энциклопедический словарь
Кинди аль-Кинди — (Абу Юсуф Якуб ибн Исхак) арабский философ; прославился в царствование Аль Мамуна (813 833) и Аль Мотасыма (833 841); умер около 850 860 г. Он был одним из тех лиц, кому Аль Мамун поручил перевести на арабский язык творения Аристотеля и других… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кинди, аль-Кинди — (Абу Юсуф Якуб ибн Исхак) арабский философ; прославился в царствование Аль Мамуна (813 833) и Аль Мотасыма (833 841); умер около 850 860 г. Он был одним из тех лиц, кому Аль Мамун поручил перевести на арабский язык творения Аристотеля и других… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ — [араб. ], под этим именем известен автор произведения арабо христ. лит ры, посвященного полемике с исламом (IX X вв.). Первая часть его это апологетическое послание («Рисала мусульманина Абдаллаха ибн Исмаила аль Хашими к христианину Абд аль… … Православная энциклопедия
Имру-уль-Кайс Хундудж ибн Худжр аль-Кинди — Имру уль Кайс, Хундудж ибн Худжр аль Кинди (год рождения неизвестен умер между 530 40), арабский поэт. Происходил из племени кинда. За непристойное поведение был лишён наследства и изгнан отцом, возглавлявшим раннее государственное объединение в… … Большая советская энциклопедия
Абу Юсуф Якуб бин Исхак бин ас-Сабах аль-Кинди (805-873 г.г.). Основоположник исламской арабской философии. Также как и многие ученые того времени аль-Кинди был энциклопедистом, математиком, метафизиком, астрономом, криптографом, философом, метеорологом, оптиком, и плюс ко всему этому еще и теоретиком музыки. Принято считать аль-Кинди основателем арабского музыковедения.
Аль-Кинди родился в Куфе в племени Кинда. На западе он был известен по именем Alkindus. Его отец был известным правителем Куфы в свое время.
Аль-Кинди знал наизусть весь текст Корана и большое количество преданий Пророка, будучи в возрасте пятнадцати лет. К тому времени его отец уже был покойным и он, со своими братьями поделив огромное наследстве отца жил не бедствуя.
Аль-Кинди счел, что знания, которые он имел в столь юношеском возрасте, были недостаточны и по совету своей матери решается на поездку в Басру, дабы углубиться в изучение аль-калаяма. Имея в себе четкие коранические принципы, аль-калям мог давать отпор многим атеистическим умозаключениям древнегреческих философов. Таким образом, можно считать, что аль-калям у арабов был эквивалентен философии у древних греков.
На протяжении трех лет Аль-Кинди усердно изучал эту науку. За это время он познал ее основополагающие истины, без которых эта наука не считалась бы ею. Следует сказать, что аль-Кинди не остановился на этом. Изучая переведенные книги древнегреческих философов, которые были на тот момент, ему стало не хватать греческого понимания самой сути, к тому же переводы явно во многом не соответствовали оригиналу. С того момента он решает глубоко познать языки, на котором были написаны эти оригиналы. В течении двух лет аль-Кинди берет уроки латинского у видных преподавателей Басры. И по истечению этого периода, когда он совладел латинским, аль-Кинди решает создать свою команду единомышленников и открыть свою школу аль-каляма, в которой преподавали бы по тем, книгам, которые он переводил бы самолично, не отклоняясь во многом от смысла самого оригинала. В период работы в этой школе, аль-Кинди основал свою методику аль-каляма, которая воплотила в себе и религиозные и светские науки, а также, он вобрал в себя уже все известные к тому времени учения древнегреческой философии.
Аль-Кинди был свидетелем правления трех аббасидских халифов: Аль-Мамуна, Аль-Мутасима и Аль-Мутаваккиля. Его соотечественниками были такие известные ученые астрономы как Бин Муса и Санад бин Али. Аль-Кинди достиг высокого ранга во дворе у аль-Мамуна и аль-Мутасима. Аль-Мамун даже поручил ему заняться переводами трудов древнегреческого философа Аристотеля. А аль-Мутаваккиль использовал его в качестве личного писчего, но имея с ним некоторые разногласия и в следствии наущений его недоброжелателей, решил изъять у него все его труды, однако вскоре все они были возвращены истинно законному владельцу.
Вклад Аль-Кинди
Первая страница манускрипта аль-Кинди, содержащая одно из самых ранних описаний криптоанализа
Он также считается первым, кто высказался о теории относительности. В то время когда такие ученые как Гагилилео и Ньютон говорили традиционно о механике, о том, что пространство, движение и тела не имеют между собой связи, аль-Кинди утверждал, что все эти понятия тесно переплетены между собой.
Как мы уже сказали, аль-Кинди относится не только к арабским философам, но и к основателям исламско-арабской философии в целом. По мнению Кардано Аль-Кинди считается одним из двенадцати великих мыслителей энциклопедистов всей научной истории.
Он написал четыре трактата по использования индийских цифр, ввел специальные инженерные исчисления в астрономию, по расчету окружности земного шара. Рассчитал движения небесных тел, солнца и луны относительно движению земли, а также их влияния друг на друга. В этой области он достиг поразительных результатов.
Аль-Кинди был втянут во все известные науки своего времени, при этом оставляя в них свой незаменимый вклад.
Когда Ибн Надим стал изучать труды аль-Кинди, то был ошарашен тем, что количество трактатов, которые он изложил превышали двести тридцать восемь (238!). Все эти трактаты били изложены в более чем в тринадцати науках (13!).
Необходимо также сказать, что аль-Кинди является первым, кто перевел труды Аристотеля и других древнегреческих ученых на арабский язык. Таким образом, идеи перипатетизма на мусульманский Восток первым приносит аль-Кинди. К перу аль-Кинди относятся четыре трактата о введении в арифметику, четыре трактата об использовании инженерных исчислений, трактат о расположении звезд, о создании астролябии, о божественных заключениях Аристотеля, о медицине, и трактаты о музыковедении.
В двенадцатом веке основные труды аль-Кинди были переведены на латынь Джираром Кремуни. Это стало толчком в дальнейшем развитии многих наук на протяжении многих последующих веков. Римский император и Византийский императоры глубоко оценивали труд ученого. Каждый из них щедро отблагодарил его дарами и письмами благодарности за те научные вложения, которые так не хватали на тот момент в Европе.
В библиотеках научного мира, в таких как дом мудрости в Багдаде, книги аль-Кинди заняли прочное и главенствующее место.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 16.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 160-161.
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 244-245.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения: Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии; О первой философии; Книга о пяти сущностях; Объяснение ближней действующей причины возникновения и уничтожения, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М., 1961.
Литература: Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и 3. Востока, М., 1966; Rescher N., al-Kindi. An annotated bibliography, Pittsburgh, 1964; A t i у с h G. N., al-Kindi: the philosopher of the Arabs, Rawalpindi, 1966.
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ, которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии - труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др. Он писал: "Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она ни исходила. Истиной никого нельзя унизить - наоборот, истина облагораживает всякого" [Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 59]. Он был близок к мутазилитам. Написал более 200 произведений, в частности "О первой философии", "Книгу о пяти сущностях".
С начала VII в. на огромнейшей территории от Туркестана до Испании в результате арабских завоеваний образовалось многонациональное теократическое государство - Арабский халифат. В этом государстве больших успехов достигает развитие философии, в основном на основе усвоения древнегреческой философской мысли. В нем параллельно со схоластикой в V- XII веках развивается и арабская философия, но совершенно по-другому по сравнению с развитием западноевропейской схоластики. Аль-Кинди - крупнейший представитель этой арабской философии.
Аль-Кинди тесно связывал философию с естественнонаучными знаниями и был убежден, что для того, кто хочет заниматься философией, обязательно знание математики. Он дает рационалистическое толкование философии, идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что философия - знание обо всем. Аль-Кинди - переводчик произведений Аристотеля и его пропагандист. Он идет вслед за Аристотелем в учении о материи и форме, но больше подчеркивает значение материи, рассматривая ее в качестве главной сущности: "Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется" [Там же. С. 110].
Аль-Кинди - мусульманский философ, он даже привлекает аристотелизм для обоснования и объяснения "единственного Аллаха, великого и всемогущего" и в разъяснение того, что Аллах - "действующая и целевая причина всего" [Там же. С. 55]. Он приписывает Аллаху обладание божественным знанием, которого не может достичь философия. Коран для аль-Кинди - вершина божественного откровения.
Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.
Далее читайте:
Аль-Кинди. О первой философии (Статья Н.В. Ефремовой о произведении аль-Кинди)
Сочинения:
Абу Рида М. Раса'ил ал-Кинди ал-фапсафиййа, ч. 1—2. Каир, 1950—53; в рус. пер. — В кн.: Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961, с. 37—192.
Литература:
Rescher N. al-Kindi. An Annotated Bibliography. Pittsburgh, 1964; Atiyeh G. N. al-Kindi: the Philosopher of the Arabs. Rawalpindi, 1966; Jolivei J. L'intellect selon al-Kindi. Leiden, 1971; Ivry A. L. al-Kindi's Metaphysics. Albany, 1974.
Читайте также: