Юриспруденция предмет изучения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.

Правовые науки, юридические науки - общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность.

Содержание

Отрасли

  • Теоретические и философские правовые науки - юриспруденция, история государства и права (история права), теория государства и права, история правовых учений.
  • Правовые (юридические) науки по отраслям права: наука гражданского права, наука уголовного права и др.
  • Прикладные правовые науки - криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана [1] .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создало научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития французского права.

Испания

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

Как правило, во всех странах существуют юридические факультеты в университетах, а также отдельные юридические школы, где готовят кадры для различных звеньев государственного управления, адвокатов. Однако юридическое образование до сих пор не унифицировано и в каждой стране построено по своему. Например, во Франции после событий 1968 года разделение университетов на факультеты отменено, вместо этого создан ряд специализированных учебных центров (на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей) [1] .

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Выпускники американских юридических факультетов (наиболее престижных в мире) 2009 года, по данным прессы [4] , имеют серьёзные проблемы с наймом на работу в связи с мировым финансовым кризисом.

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
  • применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право; национальнойсистемы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.
  • а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; Вузы МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

Объектом юриспруденции является государственное устройство и правовое регулирование.

Предметом юриспруденции является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.

В конструкции объект-предмет есть и третий элемент – метод, а именно совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых через призму соответствующего предмета изучается объект, получаются знания.

Методы юриспруденции между собой подразделяются на два вида:

  • Общенаучные (применяются во всех науках): анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, абстрагирование, системно-структурный подход, эксперимент и др. Особо следует отметить использование в юриспруденции методов социальных и гуманитарных наук, к которым относится юриспруденция, характеризующихся тем, что объектом управления являются люди и отношения между ним (а не абстракции или предметы неживой природы): анкетирование, социальный эксперимент и т.д.
  • Частноправовые (применяются только в юриспруденции): формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.

Это может быть интересно:

Предмет юриспруденции выражен в качестве объективных свойств права и государства в рамках их закономерностей общего и частного характера, закономерностей развития и функционирования государственно-правовых явлений, государства и общества в целом.

Метод в юриспруденции характеризуется особым способом юридического познания, созданием организации юридического знания.

При этом между методом и предметом юриспруденции наблюдается взаимодействие. В частности, с помощью метода, предмет конкретизирует и оформляет соответствующую отрасль в качестве единой системы знаний о государстве и праве, которое выражено в понятиях.

Методология в юриспруденции определяет совокупность системы подходов, методов и принципов научного познания, определенных правовыми явлениями. В качестве центрального подхода здесь используется понятие метода в качестве способа достижения какой-либо цели, конкретные задачи, способы познания. Методологию в юриспруденции рассматривает такая наука, как теория государства и права.

Условно она делит их все на:

  • Общие;
  • Общенаучные;
  • Междисциплинарные;
  • Специальные.

Методы юриспруденции

Общими методами пользуются все разумные люди, причем не только в науке, но и в обыденной жизни. Это, например, методы диалектики, логики, системного анализа и т.д.

Междисциплинарные методы применяются в науках, которые близки по своему смыслу. Это, например, культурологический метод, который позволяет совместно изучать мораль, этику, религию и право, их взаимодействие в рамках различных социальных институтов. Также это социологический метод, который представляет собой системный анализ различных социологических и статистических данных, различного рода документов, анкет, проведение экспериментов и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Также выделяют специальные методы, в частности, догматический или формальный юридический , который предусматривает толкование юридических фактов и юридических текстов с позиции действующего законодательства. Данный метод позволяет сформулировать различные понятия, например, субъект права, нормы права и т.д.

Также это сравнительно-правовой метод, который выражен в комплексном изучении правовой культуры, сопоставлении опыта в различных сферах, в том числе и анализируется правовой опыт не только в рамках конкретного государства, но и в рамках международного сотрудничества, анализируются правовые системы различных государств.

Общенаучные методы характеризуются приемами, которые были выработаны усилиями больших групп наук, и применяются для решения большой группы познавательных задач. Здесь выделяют подходы и приемы.

Первый метод характер характеризуют особенности структурного, функционального, системного подходов в сфере рассмотрения изучаемых объектов. Именно данная группа методов позволяет в полной мере осуществить познавательный процесс в определенной юридической сфере. Второй метод характеризует анализ, синтез, применяется лишь на определенных стадиях познания, а не во всех случаях.

Выделяются также так называемые эмпирические и теоретические методы. В качестве универсального первого метода можно рассматривать наблюдение, которое выступает в качестве целенаправленного чувственного восприятия фактов действительности. Данный метод характеризуется некоторой пассивностью и ограниченностью, однако данные недостатки можно преодолеть при помощи другого эмпирического метода , именуемого экспериментом.

Данный метод подразумевает формирование в качестве объекта познания по воле исследователя, изучение условия его функционирования. Этот метод предполагает воспроизведение определенного явления необходимое количество раз для того, чтобы доказать определенную теорию.

Исторический метод восходит к истокам государства, анализирует те или иные историко-правовые явления, их развитие во времени, изучение закономерностей их развития и функционирования на различных этапах развитие общества, при этом изучаются не только правовые основы, но и политические, экономические, религиозные и так далее.

Системный метод предполагает изучение государства, общества, каких-либо правовых явлений в качестве системы, то есть составляющих частей одного целого, элементов, которые взаимодействуют между собой.

Формальный подход характеризует право в качестве социокультурного феномена, рассматривая его как систему фундаментальных установок, правил, средств и методов правового регулирования, рассматривая различные сферы юридической деятельности и т.д., которые формировались длительно время, в процессе исторического развития государства и права.

Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к изучению права. Поэтому существуют ещё и частнонаучные методы, которые позволяют получить более конкретные знания каких-либо правовых сфер. Например, сюда относится математический метод, кибернетический, сравнительно-правовой и т.д. Так, например, с помощью математического метода возможен анализ различных показателей, которые могут отразить динамику и состояние каких-либо правовых явлений, например преступности. Он основан на наблюдение за цифрами и их качественным развитием.

Метод моделирования предполагает создание какой-либо модели, на примере которой можно проследить закономерность существования того или иного явления.

Кибернетический метод связан с применением различных средств компьютерной техники, а также использованием понятий в данной области, с автоматизированным хранением данных, поиском какой-либо правовой информации в информационных системах.

Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом, сущность юриспруденции подразумевает под собой несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Наука о государстве и праве, которая занимается изучением правового регулирования и способы координации общества. Она также занимается выдвижением новых правовых идей о возможности внесения эффективных изменений в сложившуюся структуру механизма права.
  2. Это совокупность знаний о государстве, управлении и праве. Их наличие дает право человеку на профессиональное занятие юридической деятельностью.
  3. Применение юридических знаний на практике.

Что включает наука юриспруденция

В эту область знаний входит несколько сфер, которые, так или иначе, затрагиваются в самых разных аспектах жизни человека.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Юридические науки

Научные направления этой отрасли включают в себя следующий список предметов для изучения:

  1. Юридическая психология. Общий раздел юриспруденции и психологии, который занимается изучением поведения участников судебного процесса и особенностей формирования личности преступника. Также юр. психология занимается контролированием психологических особенностей работы сотрудников правоохранительных органов и прочих юридических служб.
  2. Теория и история права и государства. Изучает историю возникновения права и государства, особенности развития в разных регионах для составления наиболее точной и эффективной картины сегодняшнего и будущего мира.
  3. Конституционное право. Отрасль права, которая ориентируется на основы взаимоотношений личности и государства и регулирует организацию государственной власти в стране и другие отношения конституционно-правового характера.
  4. Муниципальное право. То же, что и конституционное, только ориентировано на области местного самоуправления.
  5. Гражданское, трудовое, предпринимательское, семейное и международное частное право и право социального обеспечения. Это отрасли права индивидуума, ориентируемые на ту или иную человеческую сферу жизни (гражданскую, рабочую, семейную и т.д.).
  6. Природоресурсное, аграрное, экологическое. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения человека и природы, доступа к ее ресурсам и использование окружающей среды.
  7. Уголовное и уголовно-исполнительное право, криминология. Регулирование общественных отношений, связанных с совершением уловных деяний. Применением определенных мер и назначение наказания за проступки.
  8. Международное и европейское право. Система юридических оснований, которые координируют отношения между государствами.
  9. Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности. Ветвь, занимающаяся разрешением конфликтов между частными, юридическими лицами, а также между государством и гражданами.
  10. Административное, финансовое, информационное право. Сюда входят налоговые, бюджетные и другие публично-денежные отношения; использование информационных ресурсов, обеспечивание информационной безопасности общества и т.д.
  11. Гражданский и арбитражный процесс. Это регулирование деятельности суда по гражданским делам за счет процессуального права.

Учебная специальность

Юриспруденция (или правоведение) изучается будущими юристами на протяжении пяти лет получения степени бакалавра. Далее, если того желает учащийся, он может пойти на магистратуру, аспирантуру и получить квалификацию и ученую степень.

На протяжении процесса обучения, помимо самого правоведения, в содержание учебной программы входят:

  • история;
  • философия;
  • экономика;
  • политология;
  • социология и другие смежные дисциплины.

Практическая деятельность

Получив специальность, выпускники вузов могут выбирать из огромного поля деятельности юристов свою профессию.

Вот список лишь некоторых из них:

  • адвокат;
  • судья;
  • прокурор;
  • нотариус;
  • следователь;
  • инспектор ГИБДД.

История юриспруденции

Античность

Предпосылки развития юриспруденции возникли еще в период Античности. С развитием общего законодательства и правовой науки формировалось и понятие юриспруденции. Изначально правовые нормы были частью религиозного учения и философии и их функции были связаны непосредственно с религией. Например, в Израиле предписания в области права изучались по Законам Моисея, а в Индии право брахманов рассматривалось наряду с религиозным культом.

Уже в Древнем Риме юриспруденция начала отделяться от религии в отдельную дисциплину. Постепенно возникала система учения в этой сфере. Первая частная юридическая школа была создана римским юристом Мазурием Сабином в I веке нашей эры.

Средние века

В Средневековье в Западной Европе в X веке была основана школа, где изучалось лангобардское право (право области Ломбардия на севере Италии). Постепенно в нескольких странах Западной Европы начали появляться различные образовательные учреждения, где правоведение входило в список учебных программ. В XII — XV веках возникают университеты (например, Кембриджский, Оксфордский, Парижский и др.), где особой популярностью начинают пользоваться юридические факультеты. Так, юриспруденция становится неизменным спутником развития светского общества.

Новое время

В Новом времени и Современности эта дисциплина все еще остается одной из самых востребованных в вузах по всему миру. Это объясняется не только спецификой поля деятельности юристов, но и достойным и постоянным заработком, возросшей ролью правового регулирования общественных отношений, а также важностью изучения собственных гражданских прав в наши дни.

Значение современной юриспруденции

Чем больше общество развивается как в количественную, так и в качественную сторону, тем острее чувствуется важность правового регулирования деятельности человека. Развитие общества напрямую зависит от государственной системы. От того, как сформирована исполнительная, законодательная и судебная власть в стране, зависит уровень жизни человека, его возможности и уровень образования. Поэтому юриспруденция играет важнейшую роль в общественной жизни, стоя практически в одном ряду с политикой.

Читайте также: