Принятие христианства на руси влияние византии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждый школьник знает, что в 988 году князь Владимир крестил Русь. После этого все восточные славяне стали верить в Христа, ходить в церковь, а дома поставили иконы.

На самом деле крещение проходило в очень сложной форме, а последствия были весьма долгосрочными. Давайте разберемся, что же дало Руси, да и в целом восточным славянам принятие христианства.

Предыстория и обстоятельства крещения

Существует две истории из исторических источников. Первая о том, что к Владимиру прибывали представители разных конфессий, говорили о плюсах и в итоге он выбрал христианство. Вторая о том, что в 988 году Владимир потребовал в жены сестру императора Византии Анну, и услышал главное препятствие: "негоже христианке за поганого…", то есть за язычника. Так князь в Херсонесе принял христианство, а вскоре крестил всю свою страну.

Из этих историй вытекает два главных вопроса: почему Владимир выбрал христианство (и в частности, восточный его обряд) и как отнеслись подданные к религиозной реформе?

Начнем с последнего, и если коротко, то славяне отнеслись к затее князя очень плохо. Ещё при княгине Ольге киевляне требовали отдать им прибывшего с Рима проповедника, так как были против новой веры. И вряд ли что-то поменялось за 20 лет. Скорее всего, страну охватили "поганские бунты", князья вынуждены были силой вводить христианство. Почему же о бунтах нет упоминаний в местных летописях? А зачем фиксировать страшные грехи целого народа.

Точно известно, что ещё в литературных памятках XI-XII веков можно встретить упоминание языческих богов и ритуалов, а некоторые обряды (Иван Купала, Масленица например) известны и сегодня.

Почему византийский обряд?

Теперь к тому, почему князь выбрал греческий обряд христианства. Мне кажется, что это было соединение случайностей и закономерностей. Обстоятельства были такими, что Византия - мощное и влиятельное государство не только в регионе, но и во всей Европе. Это сосед, который манил киевских князей с их грабительскими походами (Аскольд, Олег, Игорь, Святослав), но при этом и империя, с которой Русь понемногу брала пример.

Все чаще страны заключали договора, но только "брачная дипломатия" могла дать более надёжное партнёрство. Так Владимир решил взять в жены Анну, а для этого пришлось принять христианство. Это из обстоятельств, не зависящих от непосредственной воли князя.

Но мне кажется, что и был факт выбора. Что же привлекло Владимира в христианстве? То, что духовная власть не была выше светской. В Риме Папа имел непосредственное влияние на королей, а тут никакой патриарх или митрополит не могли указывать князю направления политики. В итоге, князь даже пожертвовал своей любовью к многоженству (допустимому в язычестве).

Внешние факторы

Теперь разберем, какое влияние оказало христианство на историю Руси и всей Восточной Европы. Начнем с того, как это изменило внешнюю политику.

В X веке Русь, довольно большое государство на задворках Европы считалось отсталым, варварским, поскольку все вокруг уже были монотеистами (верили в одного бога), а славяне до сих пор имели богатый пантеон. Для византийцев, германцев и даже поляков это уже был пройденный этап. Отстающим всегда сложно строить равные отношения. С принятием христианства Русь стала полноценным участником европейских средневековых отношений.

Второй момент в том, что в Средние века монарх должен был обязательно быть посвящен на престол Богом, то есть, по сути, его главным представителем на земле: патриархом (в византийском обряде) или Папой Римским. Киевского князя никто не благословлял, а значит, он не правитель в средневековом понимании. С принятием христианства Рюриковичи вошли в европейскую “королевскую семью”.

Запад был безумно рад принятию нами христианства, пусть и не из Рима. Теперь династии получили “свежую кровь”, можно было отдавать своих сыновей и дочерей за детей князей Руси. Активно развивается брачная дипломатия, а князь Ярослав Мудрый и вовсе получил прозвище “тесть Европы”.

Внутренние перемены

Еще в 980 году Владимир предпринимал попытку реформирования язычества. Он хотел сделать Перуна главным богом у славян, приказав в каждом городе поставить ему идол для поклонения. Но народ Руси был разный, и не всем нужно было поклоняться богу молнии и войны. А как быть крестьянам с их зависимостью от Солнца Ярило или скотоводам, которые надеялись на добрую волю Велеса. Так зачем же Владимиру нужна была реформа язычества?

Восточные славяне остались в православном мире, а вскоре стали главной его составляющей. В дальнейшем будут неоднократно вспыхивать войны и конфликты между католиками и православными (Битва на Чудском озере Невского), православными и мусульманами (конфликты с татарами и Османской империей). Христианство станет важной частью идентичности восточных славян.

С принятием христианства культура восточных славян получает огромный приток идей и примеров. Именно христианизация повлияла на то, что на Руси утвердился вариант азбуки Кирилла и Мефодия. Византия, в отличие от Рима, разрешала народам сохранять свой вариант письменности. Так одним из отличительных элементов восточных славян (и некоторых православных народов) стала кириллица.

Вскоре в Киев и другие города Руси начали привозить греческую литературу, среди которой было много трудов древнегреческих мудрецов. После десятилетий переводов на старославянский язык, возникло новое поколение деятелей (преимущественно монахи), которые начинали создавать собственные произведение. Так у восточных славян появилась литература, а с ней - искусство создания книг и изображений на их страницах.

После 988 года на Русь приезжают мастера из Византии, которые учат местных строить храмы. По всей стране начинается строительство каменных шедевров, многие из которых сохранились до наших дней. В церквях рисуют фрески и мозаики, на заказ делают иконы. Все это - влияние новой религии.

В XI веке Ярослав Мудрый приказал строить в Киеве Золотые ворота и Собор Святой Софии. Все это - по примеру Византии. Если в IX-X веках Русь нападала на Константинополь только как грабители или “дерзкие торговцы”, то при Ярославе Русь уже готова была бросить вызов Византии. Одна из причин этому - христианство. Русь почувствовала себя полноправным участником европейской цивилизации.

Принятие христианства на Руси — это исторический процесс, который начался со второй религиозной реформы Владимира Святого в 988 году, направленный на распростренение на Руси христианства византийского толка, а также на искоренение язычества.

Принятие христианства на Руси: кратко

Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации. Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации. Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.

Предпосылки принятия Христианства

Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.

В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.

В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.

Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.

Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.

Принятие христианства на Руси: кратко

Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.

Как это было

28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.

Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Заключение

Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.

Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

Повесть временных лет - описания крещения

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

Православные или правоверные?

Православные христиане или правоверные

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка - христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Значение принятия христианства на Руси

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

Принятие христианства на Руси способствовало расцвету русского государства и в дальнейшем определило направление ее развития.В Х веке объективные причины предшествовали принятию христианства на Руси и в этом, прежде всего, было заинтересовано государство, раздираемое междоусобными распрями многочисленных внешних врагов.

Принятие христианства усилило международный престиж Руси, способствовало расширению и укреплению взаимоотношений с Византией, дальнейшему развитию связей со странами Запада и южным славянским миром.

Предпосылки для принятия христианства на Киевской Руси

Согласно данным исторических источников принятие христианства на Руси имело свои предпосылки. На фоне социальных и политических факторов назрела необходимость укрепления молодого государства единой идеей и становления его мировой державой.

Князь Владимир Креститель Руси

Князь Владимир со своей дружиной, в конце 980-х годов, принял решение сменить веру, после продолжительных переговоров с государствами, имеющими разное вероисповедание.

Послов поразила красота православного богослужения, что повлияло на выбор князя Владимира, он принял решение в пользу христианства.

Однако принятие христианства в православном варианте из Константинополя связано и с необходимостью сохранения важных связей, установившихся с Византией ранее. Также имело большое значение авторитет Византийской империи, в то время она находилась в зените могущества, являясь центром цивилизации среди европейских государств.

Причины принятия христианства

Произошедшие основные события в Византии поспособствовали принятию христианства на Руси. Византийская империя переживала трудные времена в конце 90-х годов X века. Императору Василию II для подавления мятежа необходима была помощь, и он решил обратиться к киевскому князю Владимиру. На что князь дал согласие, но при условии заключения брака с сестрой императора, принцессой Анной.

Обязательным условием со стороны императора стало принятие князем христианства. В 988 году князь Владимир со своей дружиной приняли крещение в Херсонесе, и только после этого произошло венчание с принцессой Анной.

Владимир , возвратившись в Киев, обратился к киевлянам с предложением принять крещение. Это произошло в 988 году, поэтому этот год крещения отмечается как принятие христианства на Руси.

Князь Владимир

Есть и другие причины, способствующие принятию христианства. К ним относятся:

  • назревшая потребность в формировании единой идеологии в государстве, которая духовно объединила бы разноплеменные народы Руси;
  • укрепление связей с народами западных стран;
  • достижение стабильного положения Руси;
  • упрочение власти Князя Владимира;
  • приобретение в союзники Византии.

Выбор киевского князя Владимира пал на христианство потому, что были противоречия в исламе сформировавшемуся образу жизни, такие как, запрет на употребление в еде вина, свинины, а также специфические восточные обряды (обрезание, забой лошадей).

Так как князь Владимир поставил себе цель укрепить свою власть, то и к католицизму у него не было симпатии. Ведь в Византии православная церковь в те годы была политически беспомощна и полностью подчинялась императорам.

Еще больше запретов оказалось в иудаизме.

Христианская же религия призывала к терпимости и всепрощению, она не требовала жертвоприношений, не делила народы по национальности, и поэтому русский князь остановил свой выбор на православии.

Значение крещения Киевской Руси

Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.

Князь Владимир со своей дружиной

Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.

Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:

  1. Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
  2. Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
  3. Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
  4. Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.

Причины принятия христианства

Историческое значение принятия христианства

Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:

Киевская Русь

Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.

Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.

Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:

Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.

Обряд крещения

По воле князя Владимира 28 июля 988 года население Киева было собрано на берегу Днепра для крещения в его водах. Кто крестил киевскую Русь? Обряд проводился византийскими священниками, приглашенными для этого специально. Теперь эта дата отмечается как официальный праздник крещения Руси.

Обряд крещения

Владимир начал крещение с сыновей и своих приближенных. Потом приказал уничтожить всех идолов, а Перуна (главного идола) – скинуть в Днепр.

В определенный день киевлян массово крестили в реке Почайна, в том месте, где она впадала в Днепр.

С этой даты было положено начало распространению христианства, которое растянулось на несколько столетий. Причиной этому было язычество, оно оставалось во многих княжествах ещё очень сильным. Приходилось преодолевать много распрей, прежде чем православная вера целиком утвердилась как официальная религия.

Так в 1024 году во Владимиро-Суздальском княжестве произошел мятеж сторонников старой веры, а в 1071 году восстание в Новгороде они были подавлены. Ростов принял христианство только к концу ХI века, а Муром еще позже, ближе к ХII веку.

Культурные и политические последствия

Русь приняла Крещение раньше, чем произошел раскол Восточной и Западной церквей (в 1054 году), но он уже был в стадии вызревания и выражался и в вероучении, и в отношении церкви и светской власти.

Князь Владимир Креститель Руси

В Византии церковное и государственное правосознание подразумевало императора, как хранителя и верховного защитника Церкви (эпистимонарха). Таким образом, он считался единым самодержцем (автократором) всего православного народа. Правителям других христианских государств он дарил титулы князей, архонтов, стольников.

Следовательно, Владимир после принятия киевской Русью христианской веры от византийцев, автоматически ввел свою страну в структуру византийского государства.

В XII веке великому Киевскому князю в Константинополе от византийского императора был присвоен титул стольника. Место Киевской же митрополии в диптихах Константинополя было одно из последних, первоначально – 61-е, в последующие годы (1306-1328) -77-е место.

Принятие христианства имело и культурные последствия, это выразилось в развитии (в формах средневековья) архитектуры и живописи, проникновении византийской культуры, являющейся наследницей древних традиций.

В особенности важно было развитие кириллической письменности и появление книг. Собственно, крещение Руси способствовало появлению первых памятников древнерусской письменности.

Заключение

Как следствие, оставаться Киевской Руси языческой среди христианских стран было уже невозможно. Статус Древней Руси зависел от выбора религии, и этот шаг необходимо было сделать.

Религия христианство

Принятие христианства князем Владимиром как государственной религии имеет огромное историческое значение. Конечно, православие утверждалось постепенно, растянувшись на столетия. Сохранялось двоеверие как историко-культурный феномен жизни народов средневековой Руси.

Огромное значение имело христианство для утверждения нового социального общества. Понемногу искоренялись местные различия среди племен, это содействовало их консолидации.

Наряду с этим, вариант византийского православного христианства, выбранный Русью постепенно помог привести к отчуждению (в политике и культуре) от латинской, католической Европы, и утвердиться как совершенно новая исторического модель развития.

Благодаря принятию христианства, стала выстраиваться иерархическая церковь, которая в дальнейшем имела большое влияние на древнерусское общество.

Список литературы

  1. Сухов А.Д., Введение христианства на Руси.,
  2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен.
  3. Рапов О.М. Русская церковь в IX- первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
  4. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X – XII вв. СПб., 1913.
  5. Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII вв. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
  6. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.
  7. Вернадский Г.В. Россия в средние века / Под ред. Е.П. Беренштенйа. — М, 1997.
  8. Греков Б.Д. Киевская Русь. — М, 1953.
  9. Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред.В. В. Милюкова. — М, 1997.
  10. Иеромонах Никон (Лысенко). Начало христианства на Руси // Вопросы истории. — 1990. — №6.
  11. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. — СПб, 1998.
  12. Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине 10 в. // Вопросы истории. — 1986. — №6.
  13. Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая II. — М., 1999.
  14. Мезин С.А., Рапов О.М. Русская церковь в 9 — первой трети 12 в. Принятие христианства // Вопросы истории. — 1990. — №1.
  15. Скрынников Р.Г. История Российская. IX — XVII вв. — М, 1997.
  16. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14 — 16 вв. — Новосибирск, 1991.
  17. Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. — М, 2003.
  18. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Самара, 1993.
  19. Платонов Д.М. Лекции по русской истории. — М., 2000.
  20. Протоиерей Владислав Цыпин. От крещения Руси до нашествия Батыя. Вопросы истории. — 1991. — №4-5. — С.34 — 42.

Принятие христианства на Руси -(кратко конспект)

Впервые христианство начало распространяться при княгине Ольге, бабушке князя Владимира Святославича. Этим она добилась подписания договора с Византией. Князь Святослав не разделял стремлений матери и оставался язычником. Официально христианство (православие) стало государственной религией при Владимире.

Предпосылки

Когда Владимир стал единоличным правителем, он пригласил к себе представителей:

  • Католичества;
  • Ислама;
  • Иудаизма;
  • Православия.

Каждый рассказывал о своей вере. Католическая вера была отвергнута потому, что ее не приняли даже предки русичей. Ислам не дозволял пить вина. Иудеи признали, что в тот момент у них не было своей земли (их каганат разгромил Святослав, отец Владимира). Выслушав православного священника, князь велел приближенным побывать у всех на богослужениях.

По итогу выбор пал на православие.

Интересный факт

Иоанн и его отец Феодор стали первыми христианскими мучениками на Руси. Дело в том, что после неудачного похода Владимир, будучи тогда язычником, велел принести жертву. Выбрали Иоанна. Отец мальчика воспротивился этому. Он начал ругать языческие идолы. В итоге собравшиеся убили обоих.

Отношения с Византией

Византийская империя с давних времен использовала христианство против язычников, чтобы избежать набегов и сделать их союзниками. В тот момент в империи бушевало восстание. Императоры заключили с Владимиром договор о военной помощи. Тот потребовал в жены сестру императоров.

Получив отказ, Владимир захватил город Корсунь. Византийские правители согласились с его требованием, но с условием принятия им христианства. В 988 году князь Владимир крестился под именем Василий. Крещение приняли и его дружинники.

Крещение Руси

В Киев Владимир вернулся со священниками. Своих домочадцев он покрестил в Крещатике. Киевлян крестили там, где Почайна впадает в Днепр. Далее православие пришло в города:

  • Полоцк;
  • Чернигов;
  • Туров;
  • Волынский и т.д.

Везде были созданы епархии. Строились храмы. Но процесс этот не был быстрым и безболезненным. Некоторые племена категорически не хотели принимать новую веру. Повсеместно уничтожали языческих идолов. Происходили восстания. Например, в Муроме до 12 века шла борьба за сохранение старой языческой веры.

Читайте также: