Пейзажные парки европы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Искусством создавать вокруг себя пространство, которое соперничает с самой Природой, в котором все гармонично и спокойно, владеют конечно немногие. Это настоящий талант – создавать экстерьер, в котором рука художника как будто и не видна. Как будто каждый цветочек и каждая травинка выросла на своем месте по желанию матушки Природы.

Ландшафтный парк, как направление, возникло в Англии в 18 веке. Он представляет из себя комплекс, где планировка объектов максимально приближена к природной. Такие парки часто имеют эстетическую, экологическую и историческую ценность. В отличие от городских парков, где вся растительность посажена в соответствие с законами композиции, ландшафтный парк выглядит более естественно. Дороги, аллеи, поляны, водоемы здесь располагаются более свободно. Задача современных ландшафтных комплексов – дать возможность современному жителю почувствовать себя как бы в дикой природе, но без чувства опасности.

Формирование ландшафтных парков в разных странах имеет большую историю. Как правило, оно сопровождалось зарождением стилей. Сейчас каждый знает, что есть французский, итальянский, восточный и др. стили. А ведь когда-то в самом истоке зарождения стилей определяющим фактором были климат и рельеф конкретной страны.

Например, висячие сады Семирамиды. Сейчас являются одним из семи чудес Света. Несмотря на то, что это удивительное архитектурное сооружение не дожило до наших дней, память о нем жива до сих пор. История хранит упоминание о том, что это было сооружение из четырех террас, расположенных друг над другом каскадом. На нижних террасах росли деревья. Верхние были засажены кустарниками и вьющимися цветами.

Французский стиль ассоциируется с ровными садами и ароматными цветами. Регулярные парки, с правильными геометрическими формами, расположенные на холмах принято называть итальянскими. Сады эпохи Возрождения стали некой вершиной в формировании ландшафтных парков и ландшафтного дизайна. Искусственные водоемы, фонтаны и обилие скульптур кричали о роскоши дворцовых садов.

В 17 веке в Европе начинают различать понятия парк и сад. Если сады больше ассоциируются с местом для отдыха и уединения, то парк становится местом проведения баллов и различных торжеств. Регулярный стиль постепенно сменяется пейзажным. По дорожкам, ведущим к красивым архитектурным или растительным объектам, гуляет много нарядных людей и устраиваются концерты с вечерней иллюминацией.

Свою историю ландшафтные парки имеют и в России. В 17 веке у нас появляются ботанические оранжереи, а затем приходит мода из Голландии на клумбы с нарциссами и тюльпанами. 20 век приносит миру не только техническую революцию. В связи с новыми технологиями меняется архитектура зданий, а с ней и парковый дизайн.

Если обобщить историю садово-паркового искусства, то можно сказать, что оно развивалось в двух направлениях: геометрическом и живописном. Геометрическими называются композиции, в основе которых лежит симметрия. Живописное, или пейзажное, означает подражание природе с ее естественными формами.

Современные ландшафтные парки мира являют собой пример осознанного взаимодействия человека с Природой. Подсознательно тягу к природе человек чувствовал всегда. Но если в наше время не каждый городской житель отважится пойти в дикий лес, то прогулка по ландшафтному парку будет для него максимально комфортной и безопасной.

Искусственные зеленые насаждения в таких парках призваны выполнять особые дизайнерские решения. Ведь это ландшафтно-архитектурное пространство не должно напоминать городской парк культуры. Исторические архитектурные объекты, находящиеся на территории подобных комплексов, имеют большое просветительское значение и положительно влияют на формирование нового сознания современного жителя мегаполиса.

Парк Петергоф

Петергоф – величайшее творение Петра 1, задумавшего превзойти французский Версаль. Представляет из себя блестящий ансамбль дворцов и парков. Расположен на южном берегу Финского залива и считается грандиозным историческим памятником, прославляющем мощь и величие нашей страны. Датой создания принято считать период с 1714 по 1723 гг. Он был посвящен победе в Северной войне и выходу к Балтийскому морю. Над созданием Петергофа трудились знаменитые архитекторы и садовые мастера того времени.

Ландшафтный ансамбль Петергофа включает:

  • Большой Петергофский дворец, являющий собой вершину композиции, и объединяющий Верхний сад и Нижний парк.
  • Большой каскад, представляющий из себя грандиозное сооружение из каскада фонтанов.
  • Верхний сад, который является парадным въездом в Петергоф.
  • Нижний парк, который объединяет с помощью аллей Большой дворец и дворец Марли.

Выборгский скальный ландшафтный парк Монрепо

Парк Монрепо был заложен в 19 веке. Это единственный в России скальный пейзажный парк. Он находится на берегу Выборгского залива. Перед посетителями возникают удивительные пейзажи из вековых сосен и нагромождений валунов ледникового периода. Территория парка занимает более сотни гектаров. Когда-то это было поместье коменданта выборгской крепости. Позже на территории парка был построен особняк, и с тех пор здесь бережно хранят историю. К счастью, сохранились многие элементы парка, имеющие отпечаток той или иной модной на тот момент архитектуры. Например, некоторые части парка спланированы в китайском стиле. Сохранилась и деревянная готика. Туристам будет интересно побывать и в Пещере ведьм. Считается, что мужчины пройдя через нее, обретают силу и смелость, а женщины избавляются от депрессии и нервных расстройств.

Скальный парк Монрепо

Скальный ландшафтный парк

Парк Во-ле-Виконт (Vaux le Vicomte), Мелён, Франция

Ландшафтный парк Во-ле-Виконт расположен на 46 км от Парижа. Этот архитектурно-парковый ансамбль был спроектирован и построен для министра финансов Людовика XIV Никола Фуке в 17 веке. На его территории находится одноименный замок.

Этот великолепный парк воплотили в жизнь дизайнер Ленотр, архитектор того времени Лево и художник Лебрен. У замка богатая история. Он знал времена упадка и расцвета. Современный вид замок приобрел после реставрации французским промышленником Альфредом Соммье. Сейчас ландшафтный парк Во-ле-Виконт имеет несколько геометрических садов, в которых расположены скульптуры и фонтаны. Парк был создан для проведения крупных праздников и по сути был ареной для театральных представлений.

Парк Во-ле-Виконт

Замок Во-ле-Виконт

Замок Во-ле-Виконт ночью

Ландшафтный Императорский парк Киото, Япония

Императорский парк и дворец Госё были созданы более 1000 лет назад в старой части города Киото. И парк, и замок были свидетелями войн и пожаров, неоднократно были разграблены. Парк славится своими соснами и прекрасным пейзажным садом. На северо-западе парка расположены виллы Сюгакуин и Кацура, которые являются ярчайшим образцом ландшафтной архитектуры Японии. Они были построены в 17 веке принцем Хатидзоно Мия Тосихито. Виллы спроектированы таким образом, что перед посетителями открываются поочередно все новые и новые удивительные пейзажи.

Ландшафтный Императорский парк

Императорский парк Киото

Вилла Сюгакуин

Сохранившаяся уникальная флора и фауна является наглядным примером того, как может человек жить в гармонии с природой.

Мыс Несчастья Дейнтри

Прыгающие камни Дейнтри

Аборигены Дейнтри

Ресторан в парке Дейнтри

Австралийский парк скульптур Бруно Торфса

Был создан в окрестностях австралийского городка Мэрисвилл в конце прошлого века скульптором Бруно Торфс. Парк сразу стал популярен благодаря скульптурам из терракоты, идеи для которых Бруно Торфс подсматривал у разных народов мира. На фоне экзотической природы посетителей парка встречают самые разнообразные сказочные существа – ведьмы, принцессы, русалки. На сегодняшний день в парке имеется уже более сотни экспонатов.

Несмотря на то, что в 2009 г. парк настигла трагедия – в пожаре сгорела почти вся растительность – к счастью терракотовые скульптуры удалось спасти. Команда Бруно Торфс усердно трудится над восстановлением парка.

Утверждение в конце XVIII — на­чале XIX в. новой общественно-эко­номической формации — капитализ­ма — повлекло изменения и в обла­сти материальной и духовной куль­туры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали ре­шающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. В картинах художники изображали романтическую красоту руин и архитектурных сооружений среди пейзажей (Н. Пуссен, К. Лор-рен, О. Фрагонар, Г. Робер). В поэ­зии и философии авторы выступали против регулярных парков, воспе­вали естественную природу, рас­сматривая ее как символ свободы человеческой личности (Д. Мильтон, А. Поп, Дж. Томсон, Дж. Аддисон, Ж.-Ж. Руссо, И. Гете). В архитекту­ре, обратившейся к античности и палладианскому стилю позднего Воз­рождения, формировался новый стиль — классицизм с его простыми и строгими формами. И, наконец, в садово-парковом искусстве появи­лась тенденция отхода от формализ­ма регулярных композиций и перехо­да к новому стилевому направле­нию — пейзажному, главной чертой которого было воспроизведение и передача красоты естественного ландшафта.

Все эти виды искусства развива­лись одновременно, взаимно обога­щая друг друга. И тем не менее вли­яние эстетических и философских концепций того времени на формиро­вание пейзажного стилевого направ­ления очевидно. Этому способство­вала и исчерпанность регулярных форм; по словам теоретика ланд­шафтной архитектуры С. Кроу, ста­рые традиции дошли до конечного совершенства, и созидательный гений человека был повернут в новом нап­равлении.

Резкий поворот к пейзажным са­дам был в известной мере подготов­лен как отдельными приемами, имевшими место в регулярных садах, так и теоретическим трактатом Ф. Бэкона, который еще в XVII в. рекомендовал создавать в садах уголки естественной природы.

Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в Англии. Этому способствовали природные условия страны с мягким и влажным климатом, невысокими холмами, обширными луговыми про­странствами пастбищ, рассеянным освещением и частыми туманами, создающими особые эффекты воз­душной перспективы. Уже к XVIII в. лесов в Англии почти не осталось. Для её ландшафта характерны от­дельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья и группы (дуб, бук, граб), а также живые из­городи (главным образом из боя­рышника), разделяющие сады, паш­ни, пастбища.

Парки пейзажного стилевого на­правления на протяжении своего бо­лее чем двухсотлетнего развития пре­терпевали изменения в соответствии с эстетическими установками и мо­дой своего времени.

40—70-е годы XVIII в.— период становления пейзажного парка. В нем еще сохраняются регулярные черты и одновременно формируются новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных парте­ров — ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заме­няются рощами и древесными груп­пами, партеры — лужайками. Одна­ко трассировка дорог еще нарочита, а рисунок их измельчен. Типичным примером является парк Чизвик, ко­торый относится к переходному пе­риоду.

Наиболее характерной чертой пей­зажных парков является их живопис- ность, картинность, т. е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определенных точек. Маршрут, обе­спечивающий смену картин и впечат­лений приобретает важнейшее зна­чение.

Пейзажный парк XVIII в. тесно связан с романтизмом — художест­венным направлением того времени, поэтому его часто называют роман­тическим. Парк насыщен романти­ческими руинами, надгробиями, мавзолеями. Тема возврата к сель­ской жизни отражена в пастораль­ных мотивах сельских хижин, мель­ниц, молочен. В память о героиче­ских подвигах устанавливались ко­лонны, обелиски, возводились и па­вильоны в античном, китайском, ту­рецком и других стилях. Парковый пейзаж должен был передавать гру­стное меланхолическое настроение или изображать идиллический покой сельской жизни. Он строился на конт­растной смене впечатлений, где тем­ные рощи, искусственные пещеры и гроты сменялись лужайками и доли­нами.

Все эти мастера заложили осно­вы пейзажного паркостроения, по­лучившего широкое развитие в Ев­ропе и Америке.

Парк Англии

Одна из главных особенностей парка — слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, разме­щенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообраз­ное решение — в виде светлого от­крытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массива­ми или лесного ручья и оформляет­ся каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, по­служивший образцом для последую­щих подражаний, в том числе и в на­шем Царскосельском парке. В ас­сортименте преобладают листопад­ные породы и прежде всего бук, за­тем — ясень, вяз, дуб, граб. Неко­торые композиционные узлы акцен­тируются хвойными — сосной обык­новенной, кедром ливанским,тиссом.

Тонко продуманное и мастерски исполненное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пей­зажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искус­ства.

Во второй половине XVIII в. пей­зажные романтические парки со­здаются в других странах Европы, некоторые из них благодаря береж­ному отношению и реставрации со­хранились до наших дней.

Парки Франции

Эрминонвиль.Автор и владелец парка М. Жирарден. Строительство началось в 1766 г. Площадь парка 54 га.

Центр композиции — замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с по­мощью плотины на р. Ноннет. Пруд — пей­зажный водный партер, заменивший лужайку.

Парк имеет ряд районов. Его достоприме­чательностью является остров Ж.-Ж. Руссо с мраморным надгробием, окруженным пи­рамидальными тополями. Остров стал сим­волом парка и образцом для подражания (Софиевка на Украине, Вертлиц в Герма­нии и др.). Метод строительства — модели­рование в натуре.

В насаждениях использованы в основном местные виды: вяз, клен, каштан, тополь.

Малый Трианон(Версаль). Авторы — са­довый мастер А. Ришар и художник Г. Робер. Строительство парка началось в 1770-х годах. Его площадь 12 га.

Сочетание регулярных и пейзажных участ­ков относит сад к переходному типу. Пейзаж­ная часть носит пасторальный идиллический характер, включает лужайки, небольшой водоем, рядом с которым расположена мини­атюрная Деревушка королевы.

Вертлиц.Это первый пейзажный парк на территории Германии. Авторы — садовый ма­стер И. Айзербек и арх. Ф. Эрдмансдорф. Стро­ительство парка началось в 1765 г. его вла­дельцем — Л. Дессау. Площадь парка 122 га.

Пространственная основа парка — обшир­ное Вертлицкое озеро с каналами и прото­ками, а также небольшие водоемы.

Парк отделен от долины р. Эльбы земляной дамбой, защищающей от наводнений. Мно­гочисленные романтические сооружения (па­вильоны, гроты, храмы и мосты) являются композиционными узлами и акцентами пей­зажных картин.

Парк в Веймаре.Авторы — с 1778 г. Гёте, в 1830-х гг.— Г. Пюклер и К. Петцольд.

Парк расположен на р. Ильм, которая яв­ляется его композиционной осью. Долина ре­ки решена как обширное пространство с древесно-кустарниковыми группами у воды. Ча­стично сохранились романтические сооруже­ния. Здесь же находится садовый домик И. Гёте.

Мюскау.Автором и владельцем парка был Г. Пюклер-Мюскау, кроме того, в его строи­тельстве принимали участие садовый мастер К. Петцольд и художник И. Ширмер. Время создания— 1815—1845 гг. Площадь парка 1250 га (вместе с угодьями). В настоящее время он занимает площадь 200 га.

Парк Польши

Лазенки.Авторы — Шнейдер и Я. Шух. Парк расположен недалеко от Варшавы. Его площадь 300 га. Строительство парка нача­лось в 1760 г. и закончилось в 1788 г. В ас­сортименте растений преимущественно липа, клен, вяз, каштан, ель, ива. Центр компо­зиции — дворец, расположенный в центре водоема вытянутой формы.

Парк Болгарии

Парк Врана.Авторы — Ж. Лошо, И. Ке-лерер, А. Краус и В. Шахт. Парк, площадью 80,2 га, расположен в 11 км от Софии. Строи­тельство парка продолжалось с 1890 по 1944 г.

Центр композиции — дворец. Парк вклю­чает 4 ландшафтных района. С его террито­рии открываются живописные виды на Лазен-ские горы, г. Витоша и Стара Планина. 71% насаждений составляют экзоты. Из мест­ных пород используются дуб, вяз, клен, липа, каштан, ель, пихта и сосна.

В начале XIX в. ранее утвердив­шиеся парковые приемы развивают­ся в сторону упрощения форм. До­роги приобретают более плавные изгибы, их рисунок становится спо­койнее. Пейзажи строятся без ро­мантических сооружений. Поляны имеют часто большие размеры и иг­рают роль самостоятельных компо­зиционных узлов, иногда планиро­вочных районов парка. Древесные группы трактуются как монументаль­ные объемы пространства. Картин­ность остается и в ряде случаев яв­ляется методом построения парковых пейзажей. В насаждения парка ак­тивно включаются экзоты, древесные формы и сорта цветочных расте­ний — как результат декоративного садоводства, селекции и интродук­ции.

Вторжение новых форм и красок иногда разрушает утвердившееся в парках стилевое единство. Чтобы этого не допустить и сохранить об­разную целостность парка, такие ма­стера, как X. Рептон, пытаются ма­скировать цветочные сады зелеными стенами массивов. Его последова­тель Ж. Лоудон выступал за усиле­ние садовых форм и расширение ассортимента. В парках появляют­ся пестрые клумбы круглой или прямоугольной формы с орнамен­тальным рисунком, увенчанные пальмами или скульптурой, они раз­мещаются на газоне лужаек в виде ярких и пестрых ковров. Применяют­ся также рабатки, бордюры и фигур­ные цветники в виде рогов изобилия, звезд, эллипсов, оформленных как цветочные корзины и т. д.

Таким образом, садово-парковое искусство XIX в. по-своему отрази­ло противоречия времени — наряду с широкомасштабным освоением пространства, его монументальными формами и реалистическим толко­ванием природы можно видеть и раз­рушение этой идеи, выразившейся во введении интродуцентов — ра­стений, не соответствующих облику парка, измельченности и нарочито­сти форм цветочного оформления, вторжению пестрых и ярких кра­сок в стройную и сдержанную цве­товую гамму парка.

Среди мастеров и теоретиков это­го времени следует отметить П. Леннэ и Г. Пюклера, работавших в Гер­мании и создавших ряд выдающих­ся парков.

В целом пейзажное стилевое на­правление Европы XVIII — начала XIX в. характеризуется следующими чертами:

— новая трактовка природы и композиционное использование есте­ственного ландшафта;

— постепенная эволюция направления и развитие своих стилей: XVIII в. (романтический) и XIX в., каждый из которых характеризуется своим отношением к природе и со­ответственно ее образной трактов­кой;

— относительно устойчивое сохра­нение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка;

— расширение функций ланд­шафтного искусства, направлен­ных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов.


Английские истоки

Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

Первые мастера английского сада — палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен — черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. Изначально система пейзажного парка воплощала руссоистскую идею преклонения перед природой, красотой её естественных пейзажей. Создатели таких парков стремились к постижению равновесия и гармонии, существующих в природе.

Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).

Парк в Кларемонте

Парк в Стурхеде

Континентальные парки

В середине XVIII века вместе с архитектурой рококо и барокко стал выходить из моды и регулярный парк. Распространению культа природной естественности более других мыслителей способствовал Жан-Жак Руссо, который одним из первых перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. При Людовике XVI английский парк получил уже всеобщее распространение, а его супруга Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом, где под крестьянскую посуду был стилизован драгоценный севрский фарфор.

Характеристики

Рептон сформулировал следующие принципы построения пейзажного парка:

  • Свободная планировка.
  • Использование естественных ландшафтов — подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта.
  • При создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности.
  • Все элементы сада подчинять целостности.

В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоём, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.

Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж — например, с помощью растительного объёма, значительно превышающего объём сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции.

Эффект пейзажного сада — впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом, или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нём существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым, создается сад, одинаково великолепный во все времена года.

Интересно, что многие элементы английского парка стали буквально классическими в своём жанре. Так, например, в нескольких пейзажных парках мира имеются пирамиды, схожие архитектурные сооружения, а также огромную популярность получили декоративные сооружения, стилизованные под руины. Отдельно можно выделить Палладиевый мост. Он настолько впечатлил создателей парков, что его точные копии появлялись в новых парках. Сегодня эти мосты имеются в английских парках Стоу (украшенная ферма), Уилтон-хаус и в ландшафтном парке города Бат. Есть близнец этих мостов и в России, в Екатерининском парке в пригороде Санкт-Петербурга. Возможно, это не единственные копии этого легендарного моста.


Содержание

Английские истоки

Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

Первые мастера английского сада — палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен — черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. Изначально система пейзажного парка воплощала руссоистскую идею преклонения перед природой, красотой её естественных пейзажей. Создатели таких парков стремились к постижению равновесия и гармонии, существующих в природе.

Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в Палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).

Claremont Belvedere.jpg

Stourhead Garden View from Above.JPG

Wilton House Gardens.jpg

Континентальные парки

В середине XVIII века вместе с архитектурой рококо и барокко стал выходить из моды и регулярный парк. Распространению культа природной естественности более других мыслителей способствовал Жан-Жак Руссо, который одним из первых перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. При Людовике XVI английский парк получил уже всеобщее распространение, а его супруга Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом, где под крестьянскую посуду был стилизован драгоценный севрский фарфор.

Erm16.JPG

Autumn and yellow birch and still river Pavlovsk.jpg

Monrepo autumn.jpg

Характеристики

Рептон сформулировал следующие принципы построения пейзажного парка:

  • Свободная планировка.
  • Использование естественных ландшафтов — подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта.



В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоем, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.

Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж. Например, с помощью растительного объёма значительно превышающего объём сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции.

Эффект пейзажного сада — впечатление будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад, вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нём существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым создается сад, одинаково великолепный во все времена года.

Читайте также: