Ясперс осевое время кратко

Обновлено: 02.07.2024

Карл Ясперс был одним из наиболее влиятельных философов послевоенного времени в Западной Европе и США. На постсоветском пространстве его учения стали широко известны только в конце ХХ века, с завершением эпохи господства марксистской идеологии, которую Ясперс не разделял. В то же время на Западе он еще при жизни получил репутацию высочайшего морального авторитета как один из немногих немецких профессоров, отказавшихся от какого бы то ни было сотрудничества с нацистским режимом.

Как представитель экзистенциального направления, Карл Ясперс обращал особое внимание на взаимодействие человеческого сознания с изменяющимся миром. Он ввёл понятие осевого времени – эпохи, в которую человек всё в большей мере прислушивается к своему сознанию, а значит и всё более активно меняет своё бытие под влиянием собственного сознания. Философ также исследовал влияние научно-технической революции на ценности современного человека. Историософские взгляды Ясперса оказали огромное влияние на мировую гуманитарную науку и, среди прочего, на историческую мысль.

Рисуя схему мировой истории, Карл Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода:

  1. Прометеевская эпоха,
  2. Эпоха великих культур древности,
  3. Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)
  4. И эпоха развития техники.

Прометеевская эпоха

Доистория, едва доступная нашему постижению (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем).

Человек только становится человеком.

Эпоха великих культур древности

Великие исторические культуры древности возникли почти одновременно в трех областях земного шара.

Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)

Полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру.

Осевое время по Ясперсу , — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.

Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства.

Возникновение осевых культур и цивилизаций стало революционным прорывом, изменившим весь ход истории человечества.

Феномен мировых религий , осевое время как таковое понимается как выделение человеческой индивидуальности из слабо дифференциарованной родовой массы.

Эпоха развития техники

Преобразующее воздействие научно-технической эпохи мы испытываем на себе.

Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской.

Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени.

В ХIII — ХIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатическими (похолодание 1215-1350 гг.), с другой — причинами рукотворными. Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчезновению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, дававшими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее минеральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит примеры уничтожения дубовых лесов: на строительство деревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обработать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров дерева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце ХIII в.Англия стала ввозить дерево из Норвегии. Леса пропадали.

Постепенно на смену дровам пришел уголь. В ХIII в. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разработки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду.

1. Христианский подход к миру, согласно которому мир есть творение Божье, и этот мир достоин познания.

Наука того времени считала движение объектов, происходящее в соответствии с механической логикой и предопределенное заранее, не допускающее альтернатив.

Научная революция ХVII — ХIХ вв. имела многообразные последствия. Теперь для объяснения мира Бог оказывался ненужным. На его место был поставлен человек. Наука стала претендовать на полное исчерпывающее знание о мире, в том числе о самом человеке. Претензии разума проявились и в творчестве Блеза Паскаля, Иммануила Канта, Фихте, Гегеля, О. Конта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Христианская мысль пыталась реагировать на вызовы времени. Труды С. Кьеркегора, книги Ф. Достоевского анализируются автором. Становление новой науки имело огромные исторические последствия. Оно привело к возникновению современной техники, с помощью которой представители западной цивилизации поставили под свой контроль весь остальной мир и начали промышленное освоение нашей планеты. В конце ХIХ века подведены итоги науки, нашедшей свой ход в ХVII веке, завершена система классической механики. Вот краткое перечисление самых основных из достижений науки (естествознания) этого периода:

Теория электромагнитных явлений.

Кинетическая теория теплоты.

Закон сохранения энергии.

Открытие закономерностей наследственности.

Создание основ химической атомистики и утверждение атомно-молекулярных представлений.

Теория строения химических соединений.

Открытие периодической системы элементов.

Возникновение и успешное развитие экспериментальной психологии.

На исходе ХIХ века в трех лабораториях Европы было сделано три великих открытия:

1. В 1895 г. немецкий физик В. Рентген открыл рентгеновское излучение.

2. В 1896 г. Французский физик А.А.Беккерель открыл явление естественной радиоактивности солей урана.

3. В 1897 г. английский физик Д.Д.Томсон открыл электрон.

Эра неизменного атома как основы и первокирпичика мироздания безвозвратно ушла в прошлое. К числу опор классического естествознания относились введенные Ньютоном понятия пространства и абсолютного времени.

Создав теорию относительности, А. Эйнштейн показал, что в природе нет абсолютного пространства и абсолютного времени:

1. Они неразрывно связаны;

2. Течение времени зависит от физических, материальных процессов.

Кризис индустриального общества

С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий человек снова стал потреблять природу в таком количестве (но на ином уровне и в ином качестве), что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, экстенсивное хозяйственное развитие, осознание себя хозяином природы создали угрозу природе, а значит, выживанию человека. Нарушается экологический баланс планеты.

Говорят и об угрозе глобального потепления. По прогнозам, в результате антропогенных воздействий к 2025-2050 гг. в атмосфере удвоится содержание углекислого газа. Это приведет к повышению средней температуры у поверхности Земли на 1,5 — 3,5 градуса С. Если сегодня средняя t на Земле = 12 градусов С, то через 20-30 лет (подсчитано к 2030 г.) она будет 18 градусов С. Начнется интенсивное таяние ледников, уровень Мирового океана повысится на 1 метр. Пустыня, океан отберут у людей часть освоенной человечеством суши, приведут к смерти огромные площади планеты. Ожидаются и другие изменения: истончение озонового слоя (и, как следствие, повышение интенсивности ультрафиолетового облучения земной поверхности), загрязнение природной среды токсическими веществами, уменьшение разнообразия живой природы и т.д. Многие ученые считают, что человечество выбрало неправильный путь — пошло на завоевание природы, разрушение окружающей среды нашей планеты, созданной биотой, биологическими организмами, которые живут на Земле около 4 млрд. лет. Они не только приспосабливались сами к земным условиям, но и приспосабливали к себе окружающую среду. За это время биота (система жизни) научилась регулировать состояние окружающей среды, поддерживая климатические характеристики, температуру океана, состав поверхности вод, суши, почвы и др. Человечество не изобрело ничего, что могло бы заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды.

Сейчас человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались, например хлорфторуглероды, разрушающие озоновый слой.

Ясперс считает, что развитие определяется факторами духовной природы. Способность к культурному творчеству – это дар Бога. Бог наделил этим качеством человека для того, чтобы человечество в своём культурном развитии подошло к созданию единого человеческого духа. Культура – это процесс приобщения человека к Богу. Реализация этого процесса идёт через поиск создания форм взаимопонимания.

По его мнению, человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Всю историю человечества Ясперс разделил на 4 этапа:

2. Древние цивилизации. Это время великих культур древности. В трёх регионах земного шара возникают первые цивилизации: 1) шумеро-вавилонская, египетская, эгейская (примерно 4000 г. до н.э.); 2) доарийская культура долины Инда (3 тыс. до н.э.); 3) архаический мир Китая (2 тыс. до н.э.).

- Возникает письменность (к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае).

- Строительство ирригационных систем (Тигр, Евфрат, Нил, Хуанхэ).

Итогами этого периода являются:

· Одновременно гибнут древние цивилизации.

· Возникают новые центры культурной жизни.

· На смену первобытному язычеству приходят мировые религии.

· Разрушается мифологическое сознание, переход к рациональному мышлению

· Заложены основы научных и философских знаний

· Формируется новый тип человека, качественно новый уровень осознания человеком самого себя, происходит постижение человека себя как личности.

· Формируются представления о человечестве в целом и общечеловеческих ценностях и идеалах.

· Заложены категории, которыми мы мыслим до сих пор.

· Начинается синхронный процесс культурного развития в разных регионах мира. Между ними идёт активное взаимодействие.




4. Технический век. Интенсивное научно-техническое развитие – это есть реализации основных форм духовной жизни, которые были созданы (заложены) в ОСЕВОЕ ВРЕМЯ. В современную эпоху практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют хотя и полный противоречий, но единый человеческий мир, в котором, по мнению Ясперса, есть некоторое экономическое и политическое объединение, нет локальности. Однако в современном мире нет духовного единства, и это является причиной войн и конфликтов.

Человечество, по мнению Ясперса стоит на пороге НОВОГО ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ. Должна быть создана новая форма духовной жизни, которая бы объединила человечество, т.е. найдено духовное единство человечества. К. Ясперс считает, что философская вера – единственная вера, способная стать общей для человечества. Никакие религии, по его мнению, не смогли предложить такую веру, ибо они служили источником непонимания и раздора.

Религиозная концепция культуры

Ясперс считает, что развитие определяется факторами духовной природы. Способность к культурному творчеству – это дар Бога. Бог наделил этим качеством человека для того, чтобы человечество в своём культурном развитии подошло к созданию единого человеческого духа. Культура – это процесс приобщения человека к Богу. Реализация этого процесса идёт через поиск создания форм взаимопонимания.

По его мнению, человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Всю историю человечества Ясперс разделил на 4 этапа:

2. Древние цивилизации. Это время великих культур древности. В трёх регионах земного шара возникают первые цивилизации: 1) шумеро-вавилонская, египетская, эгейская (примерно 4000 г. до н.э.); 2) доарийская культура долины Инда (3 тыс. до н.э.); 3) архаический мир Китая (2 тыс. до н.э.).

- Возникает письменность (к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае).

- Строительство ирригационных систем (Тигр, Евфрат, Нил, Хуанхэ).

Итогами этого периода являются:

· Одновременно гибнут древние цивилизации.

· Возникают новые центры культурной жизни.

· На смену первобытному язычеству приходят мировые религии.

· Разрушается мифологическое сознание, переход к рациональному мышлению

· Заложены основы научных и философских знаний

· Формируется новый тип человека, качественно новый уровень осознания человеком самого себя, происходит постижение человека себя как личности.

· Формируются представления о человечестве в целом и общечеловеческих ценностях и идеалах.

· Заложены категории, которыми мы мыслим до сих пор.

· Начинается синхронный процесс культурного развития в разных регионах мира. Между ними идёт активное взаимодействие.

4. Технический век. Интенсивное научно-техническое развитие – это есть реализации основных форм духовной жизни, которые были созданы (заложены) в ОСЕВОЕ ВРЕМЯ. В современную эпоху практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют хотя и полный противоречий, но единый человеческий мир, в котором, по мнению Ясперса, есть некоторое экономическое и политическое объединение, нет локальности. Однако в современном мире нет духовного единства, и это является причиной войн и конфликтов.

Человечество, по мнению Ясперса стоит на пороге НОВОГО ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ. Должна быть создана новая форма духовной жизни, которая бы объединила человечество, т.е. найдено духовное единство человечества. К. Ясперс считает, что философская вера – единственная вера, способная стать общей для человечества. Никакие религии, по его мнению, не смогли предложить такую веру, ибо они служили источником непонимания и раздора.

«Первые два - это возникновение языка, изобретение орудий, начало использования огня. С этими моментами истории связано возникновение в III-V тысячелетиях до н. э. цивилизаций Индии, Китая, Египта и Месопотамии .

«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определённого религиозного содержания, могло стать настолько убедительным - если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае, некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошёл самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

1. Характеристика осевого времени

В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы , возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы , Чжуан-цзы , Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады , жил Будда ; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя , Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера , философов Парменида , Гераклита , Платона , трагиков, Фукидида и Архимеда . Всё то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.

Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - всё это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Всё это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была ещё жива и действенна, её явления прояснялись и она тем самым преображалась.

Мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью пришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа), затем борьба за трансцендентного Бога, против демонов, которых нет, и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов Бога. Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии. Миф же стал материалом для языка, который теперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ. В ходе этого изменения (по существу, тоже мифотворческого), в момент, когда миф, как таковой, уничтожался, шло преобразование мифов, постижение их на большой глубине. Древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение в качестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания.

Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твёрдые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чём до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается.

Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. […]

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Дополнительные возможности

Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс (1883 – 1969) в отличие от Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера ориентируется на идею универсальности и всемирности истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры.

К. Ясперс пытается рассмотреть противостояние истории и культуры как отражение внутренних человеческих потенций. Само собой понятно, что культура обнаруживает себя в истории. Вне истории говорить о развертывании культуры не представляется возможным. Т.о., культура – социальное явление, возникшее в результате общественных запросов. И несомненно, культура – продукт истории. Культура обусловлена потребностью общества в закреплении и передаче совокупного духовного опыта.

Ясперс определяет четыре главные проблемы истории:

Доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков и известных духовных ценностей. Это время лежит за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников.

Культурное поле этой эпохи характеризуется: использованием огня и орудий труда; появлением речи; образованием групповых форм общежития (различного рода сообществ); формированием первых способов регуляции и контроля, в том числе в виде форм насилия над собой (например, табу); мифологическим сознанием; возникновением форм коммуникации и трансляции опыта.

Именно эти социокультурные обретения человечества и являются началом культурно-исторического развития, ее первым историческим типом культуры.

Второй период культуры, выделяемый Ясперсом, великие исторические культуры древности.
Почти одновременно в трех областях земного шара, отмечает Ясперс, возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская (с IV – II тысячелетия до н.э.); индийская культура (с IV – II тысячелетия до н.э.); китайская культура (с IV – II тысячелетия до н.э.) – это история локальных культур.

Эпоха великих культур древности заканчивается формированием Восточной и Западной культур (приблизительно 500 г до н.э.), в основе которых лежат различия в духовных основоположениях культур.

Оценивая значение этих сдвигов, Ясперс писал:

Рассматривая различные гипотезы, пытающиеся объяснить эту удивительную синхронность, одновременность сдвигов в разных цивилизационных центрах, Ясперс констатирует, что ни одна из них в отдельности не может быть признана удовлетворительной.

Здесь для нас наиболее существенно обоснование Ясперсом необходимости структурирования мировой истории осевым временем.

Попытаемся наметить эту структуру:

  1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает их в себя, предоставляет им гибнуть – независимо от того, является ли носителем нового народ древней культуры или другие народы. Все то, что существовало до осевого времени, пусть оно даже было величественным, подобно вавилонской, египетской, индийской или китайской культуре, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся. Древние культуры продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, восприняты новым началом…
  2. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени, воспламеняются идеями той эпохи. С тех пор принято считать, что воспоминание и возрождение возможностей осевого времени – Ренессанс – ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу неустанно повторяющееся явление в Китае, Индии и на Западе.
  3. Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим… Люди вне трех сфер, составляющих осевое время, либо остались в стороне, либо вошли в соприкосновение с каким-либо из этих трех центров духовного излучения. В последнем случае они вошли в историю. Так, в орбиту осевого времени были втянуты на Западе германские и славянские народы, на Востоке – японцы, малайцы и сиамцы…
  4. Между тремя сферами, о которых здесь идет речь, возможно – если они соприкасаются – глубокое взаимопонимание. Встречаясь, они осознают, что в каждом из них речь идет об одном и том же. При всей отдаленности они поражают своим сходством…

Четвертый период Ясперс связывает с рождением научно-технической эры (конец средневековья в Европе), утверждается в XVII в., приобретает всеохватывающий характер с к. XVIII в. и получает чрезвычайно быстрое развитие в XX в.

Поскольку масштабы и размах происходящих изменений в III тысячелетии говорят о том, что сегодня весь мир находится на перепутье, приближается к кардинальному повороту, когда решается его судьба.

Во-первых, для нашего мира, несмотря на различие составляющих его цивилизаций, неспособность решить глобальные проблемы экологии, истощения ресурсов, демографии, продовольствия и др. ведет к гибели.

Во-вторых, мир может вернуться в средневековье с его устоями (жесткая иерархия, иррационализм, мракобесие, схоластика, застой).

Возникает вопрос: что общего между этими тремя географически разделенными культурными мирами?

Во-вторых, эти упомянутые культурные миры связывает впервые возникшее в истории самосознание, рефлексия о самом мышлении.

В-третьих, настало время универсального разума и религии. В эту эпоху появились универсальные, фундаментальные и до сих пор используемые категории мышления и основания мировых религий.

В-четвертых, наступила пора рефлексии, скептицизма, критики традиции и ее изменений.

Перед нами новый тип человека, способного к тончайшим абстракциям, стремящегося к свободе и счастью на земле и пытающегося достигнуть их путем взлета к идее, атараксии, медитации, саморефлексии, нирваны, Дао или Бога. У человека формируется чувство одиночества, способность отворачиваться от мира, общества. Под влиянием великих людей (аутентичного человека) народные массы изменяются, и в итоге человечество совершает скачок.

Прежде всего следует отметить, что человечеству требуется новая культура, предполагающая иную философию, чтобы оно не исчезло в силу существования целого ряда тенденций и спектра глобальных проблем. Применение строгих математических методов в исследовании будущего земной цивилизации с начала 70-х годов привело к следующим главным результатам:

Сценарии будущего современных цивилизаций в определенной степени зависят и от развития новейших информационных технологий, биотехнологий, психотехнологий, нанотехнологии и других технологий.

Читайте также: