Взаимодействие судебной власти и президента российской федерации кратко
Обновлено: 05.07.2024
Президент назначает всех федеральных судей, кроме судей высших судов. В отношении судей высших судов президент вносит кандидатуры в СФ ФС РФ. Президент – ключевое лицо в процессе формирования судебной власти;
Президент имеет своих представителей в квалификационных коллегиях судей;
Влияние судебной власти на Президента.
Споры о компетенции разрешаются судами;
Конституционный контроль за конституционностью указов президента и контроль судов общей юрисдикции и арбитражных судов за законностью актов президента.
Судебная власть участвует в спорах о компетенции.
Судебная власть и исполнительная власть.
Влияние правительства на судебную власть.
Финансирование судебной системы правительством;
Правительство – это федеральная собственность (здания, в которых находятся суды);
Влияние судебной власти на исполнительную.
Конституционный контроль за конституционностью актов правительства и контроль общих и арбитражных судов за законностью этих актов;
Взаимодействие судебной власти с ФОИВ.
Минюст и подведомственное ему Федеральная служба судебных приставов.
Акты федеральных органов исполнительной власти являются предметом судебного контроля с точки зрения их законности.
Принципы правосудия
Правосудие – это совершаемое в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и административных дел, а так же осуществлению конституционного контроля (дискуссионно) в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.
Правосудие – это основная форма реализация судебной власти и её основная социальная функция (назначение).
Осуществляется только судом!
Признаки правосудия:
-Осуществляется только судом;
-Осуществляется только определёнными способами (а именно путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам между гражданами и юр. лицами, а так же путём рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
-Осуществляется только с соблюдением специальной процедуры (УПК, ГПК, АПК)
-Акты правосудия носят обязательный характер
Принципы правосудия.
Принцип права – основополагающая идея, начало, исходное положение, определяющее наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности или правового регулирования тех или иных сфер общественных отношений.
Соответственно, принцип правосудия – это идея, начало или исходное положение, определяющее наиболее существенные стороны организации и деятельности государственных органов, осуществляющих судебную власть, т.е. судов.
Характеристики принципов:
-Имеют высокую юридическую силу (практически все принципы правосудия закреплены в КРФ);
-Принципы обязательны для законодателя;
-Принципы стабильны и устойчивы;
-Они носят общий характер;
-Принципы обязательны и для правоприменителя;
-Они образуют систему основополагающих положений (принципы взаимодополняют, уравновешивают, балансируют друг друга. Ни одна из идей в этой системе не должна получить главенствующего положения);
Принципы правоохранительной деятельности:
1. принцип законности(всё в соответствии с законом); Образован в СССР, законы не требуют принципа законности, он и так является обязательным.
2. - разрешено всё, что не запрещено - для граждан(ст.45 КРФ);
3. - разрешено только то, что разрешено - для государственных органов;
4. принцип согласованности личных, общественных и государственных интересов;
5. принцип соблюдения человеческого достоинства - прав, свобод и интересов личности;
6. принцип деполитизации и деидеологизации правоохранительной деятельности.
). Независимость в содержательном значении или беспристрастность (ст. 120 КРФ) распадается на объективную беспристрастность и субъективную беспристрастность.
Статья 120:
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Эти отношения строятся на основе конституционного принципа независимости судей. Очень условно можно считать, что Президент как-то влияет на осуществление правосудия, предлагая Совету Федерации кандидатуры в состав высших судов и назначая судей иных федеральных судов. Полномочия судей бессрочны, а у судей Конституционного Суда РФ они составляют 15 лет, никто их не может сместить досрочно, и в этом - залог независимости судей. В чем-то, наоборот, сам Президент зависим от некоторых судов. Например, конституционность его нормативных актов может быть оспорена в Конституционном Суде РФ (ст. 125 Конституции), а дела о недействительности ненормативных актов рассматриваются Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом. При отрешении Президента от должности заключение о наличии в его действия состава преступления дает Верховный Суд, а о соблюдении процедур возбуждения обвинения - Конституционный Суд (ст. 93 Конституции). Разумеется, у Президента тоже есть право обращения в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности.
Более существенным является то, что Президент с учетом своего положения главы государства постоянно заботится о совершенствовании судебной системы страны, повышении качества ее деятельности, пополнении судейского корпуса квалифицированными кадрами, улучшении законодательной основы правосудия, преодолении коррупции в этом звене правоохранительной системы государства. Ни одно значительное мероприятие (совещание, съезд судей и т.д.) не обходится без участия Президента. Регулярными являются его деловые встречи с Председателями Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.
Эти отношения строятся на основе конституционного принципа независимости судей. Очень условно можно считать, что Президент как-то влияет на осуществление правосудия, предлагая Совету Федерации кандидатуры в состав высших судов и назначая судей иных федеральных судов. Полномочия судей бессрочны, а у судей Конституционного Суда РФ они составляют 15 лет, никто их не может сместить досрочно, и в этом - залог независимости судей. В чем-то, наоборот, сам Президент зависим от некоторых судов. Например, конституционность его нормативных актов может быть оспорена в Конституционном Суде РФ (ст. 125 Конституции), а дела о недействительности ненормативных актов рассматриваются Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом. При отрешении Президента от должности заключение о наличии в его действия состава преступления дает Верховный Суд, а о соблюдении процедур возбуждения обвинения - Конституционный Суд (ст. 93 Конституции). Разумеется, у Президента тоже есть право обращения в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности.
Более существенным является то, что Президент с учетом своего положения главы государства постоянно заботится о совершенствовании судебной системы страны, повышении качества ее деятельности, пополнении судейского корпуса квалифицированными кадрами, улучшении законодательной основы правосудия, преодолении коррупции в этом звене правоохранительной системы государства. Ни одно значительное мероприятие (совещание, съезд судей и т.д.) не обходится без участия Президента. Регулярными являются его деловые встречи с Председателями Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других — соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.
По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы:
- Президент и Федеральное Собрание;
- Президент и Правительство;
- отношения с субъектами РФ;
- Президент и судебная власть;
- военные полномочия;
- полномочия в сфере внешней политики;
- чрезвычайное положение;
- гражданство и награды;
- помилование.
Президент и Федеральное Собрание
Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.
Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения.
Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписание) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ.
Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.
Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 1 1 7 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
- в течение года после ее избрания;
- с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
- в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
- в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.
Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственная Дума не полностью прекращает свою работу и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия.
Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.
Президент и Правительство
Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно.
Президент единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.
К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента.
Отношения с субъектами РФ
Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица, он вправе отрешать от должности это лицо, в определенных случаях распускать законодательное собрание субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления.
Президент и судебная власть
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру.
С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствиис федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования дела.
Военные полномочия
В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формированийвходятвойска, подчиненные различным министерствам и ведомствам.
Организация воинских формирований в РФ строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.
Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.
Полномочия в сфере внешней политики
Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
Чрезвычайное положение
Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. ТолькоПрезидент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом Федерации. Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.
Гражданство и награды
К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища.
Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.
Помилование
Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.
Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г. указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т. е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе.
Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их работа носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.
Участники конференции обсудили наиболее актуальные проблемы уголовного процесса в России, взаимодействие различных органов в этой сфере и реформы, необходимые для развития и совершенствования уголовного судопроизводства.
Он также отметил, что российская адвокатура не видит оснований для кардинального изменения уголовно-процессуального законодательства, хотя и согласился с тем, что определенные поправки необходимы – и они принимаются, в том числе, при активном участии адвокатов. Юрий Пилипенко подчеркнул, что российская адвокатура коренным образом заинтересована во взаимодействии с судебной системой и судебной властью, открыта к этому взаимодействию и стремится к нему. В качестве примера конструктивного сотрудничества он привел отзыв на проект нового перечня вопросов для квалификационного экзамена, поступивший в период подготовки этого документа из Верховного Суда РФ по просьбе Федеральной палаты адвокатов.
Читайте также: