Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с мсфо кратко

Обновлено: 02.07.2024

Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности – это процесс составления отчетности в соответствии с МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета.

Основные этапы

Трансформация включает три основных этапа: подготовительный, основной и технический этапы.

Подготовительный этап содержит в себе следующие операции:

  • разработку учетной политики по МСФО в целях максимального сближения учетной политики российского бухгалтерского учета и МСФО в целях уменьшения расхождения статей учета при трансформации;
  • выполнение требований МСФО (IFRS) 1 и составление начального баланса;
  • выбор валюты оценки и валюты представления отчетности;
  • анализ корпоративной структуры компании для определения дочерних и зависимых предприятий, которые необходимо включить в отчетность для составления консолидированной отчетности по МСФО;
  • расчет входящих остатков в качестве базы для трансформации;
  • анализ всех операций компании в целях выявления различий в учете объектов по российским и международным стандартам, а также сбор информации, необходимой для расчета трансформационных корректировок;
  • разработку плана счетов по МСФО и таблицы соответствия российского Плана счетов плану счетов по МСФО;
  • разработку трансформационной модели, т.е. системы трансформационных таблиц, позволяющих с помощью корректирующих проводок пересчитать позиции отчетности;
  • осуществление реклассификации счетов и составление бухгалтерских проводок по переходу с российского на международный план счетов.

Основной этап трансформации включает:

  • поиск и определение различий в подходах к ведению бухгалтерского учета и отчетности по МСФО и РПБУ;
  • подготовку корректировочных записей на основе существующих различий в учете.

Технический этап трансформации включает:

  • подготовку трансформационных записей;
  • составление корректировочных проводок;
  • создание рабочей трансформационной таблицы;
  • заполнение форм отчетности в соответствии с форматом МСФО.

Документация

Первая финансовая отчетность предприятия по МСФО должна включать:

  • сверку капитала, отраженного в отчете согласно предыдущим общепринятым принципам бухгалтерского учета, с капиталом согласно МСФО на дату перехода на международные стандарты и на дату окончания последнего периода, представленного в последней годовой финансовой отчетности предприятия согласно предыдущим общепринятым принципам бухгалтерского учета;
  • сверку общей совокупной прибыли по МСФО за самый последний период самой последней годовой финансовой отчетности предприятия. Отправной точкой для такой сверки должна быть общая совокупная прибыль согласно предыдущим общепринятым принципам бухгалтерского учета за тот же самый период или, если предприятие не отражало данный показатель, прибыль или убыток согласно предыдущим общепринятым принципам бухгалтерского учета;
  • сверку признанных убытков от обесценения при их наличии.

Процесс автоматизации

Автоматизировать подготовку отчетности по МСФО возможно с помощью табличных редакторов, баз данных и сложных программных продуктов отдельных фирм.


Нужна ли трансформация: плюсы и минусы отчетности по международным стандартам

Основной положительный момент составления отчетности по МСФО — возможность привлечения иностранного капитала. Кроме того, такая отчетность позволяет:

  • взаимодействовать с иностранными партнерами;
  • повысить конкурентоспособность фирмы;
  • достичь понимания экономического смысла отраженных в отчетности процессов (как пользователям, так и ее составителям);
  • сформировать необходимую для принятия управленческих решений базу;
  • избежать проблем с недостоверностью отчетности, повысить ее прозрачность и информативность.

Среди отрицательных сторон составления отчетности по международным нормам можно назвать:

  • необходимость привлечения дополнительных ресурсов для трансформации отчетности, составленной с учетом отечественных требований;
  • сложность оценки эффекта перехода на МСФО (на первоначальном этапе);
  • возможное снижение балансовой прибыли в отчетности, преобразованной по международным нормам.

В любом случае ожидаемый эффект от составления отчетности по МСФО не должен превышать расходов на осуществление данной процедуры.

Как оформить отчетность по требованиям МСФО

Получить отчетность, соответствующую международным нормам, можно используя 1 из следующих моделей:

  • внешней трансформации;
  • внутренних корректировок;
  • параллельного учета.

В основе первых 2 моделей лежит набор специальных процедур, именуемый трансформацией отчетности из РСБУ в МСФО.

Важно! Трансформация отчетности из РСБУ в МСФО — проведение на отчетную дату набора корректировок, позволяющих переложить в формат МСФО отчетность, составленную по национальным нормам.

Каждая из представленных моделей обладает своими преимуществами и недостатками. Расскажем о них.

Модель внешней трансформации (МВТ)

Для того чтобы воспользоваться МВТ, изначально фирме необходимо подготовить отчетность по отечественным стандартам. Затем с помощью специальных таблиц (обычно в формате Excel) провести необходимые корректировки. Для этого сначала делается перегруппировка и реклассификация информации из отчетности РСБУ в таблицу входящих остатков.

Унифицированного набора корректировок для трансформации не существует, и для каждой отчетности он носит персонифицированный характер в зависимости от набора конкретных хозяйственных операций и различий в правилах их оценки и учета по РСБУ и МСФО.

Заключительный этап МВТ — формирование рабочего листа с итоговыми корректировками, на основе которых составляется отчетность по МСФО. На этом процесс трансформации отчетности из РСБУ в МСФО завершается.

Модель внутренних корректировок (МВК)

МВК (как и МВТ) основана на трансформирующих процедурах. При этом корректировки осуществляются внутри учетной системы — при помощи специально встроенного модуля, содержащего алгоритмы для отражения поправок.

Существенным недостатком МВК можно назвать необходимость подстройки используемых программ для трансформации при изменении правил учета согласно нормам российского учета (что влечет дополнительные издержки фирмы). Кроме того, получить итоговые отчетные данные по МСФО в текущий момент времени по данным учета возможно только при закрытых счетах РСБУ.

Модель параллельного учета (МПУ)

МПУ существенно отличается от методов МВТ и МВК отсутствием зависимости от степени подготовки отчетности по отечественным нормам. В данном случае фирма осуществляет подготовку информации о финансовом положении и финансовых результатах своей деятельности исходя из разных требований — МСФО и РСБУ. И эти процессы ведутся параллельно.

МПУ — затратная для фирмы модель, так как необходимы значительные издержки на разработку методологии, программное обеспечение и др. Кроме того, требуются дополнительные настройки системы (к примеру, при открытии нового бизнеса).

Какую бы модель ни выбрала фирма для формирования отчетности по международным нормам, самое первое применение МСФО потребует особых подходов и сбора дополнительных данных. Об этом расскажем в следующем разделе.

Дополнительные процедуры при переходе на МСФО

Согласно п. 6 МСФО 1 фирма обязана создать стартовую точку для начала применения МСФО — подготовить и представить вступительный ОФП (отчет о финансовом положении) по международным нормам на дату перехода на МСФО.

Фирма приняла решение впервые составить свою отчетность по МСФО по состоянию на 31.12.2016. Для нее датой перехода на МСФО считается 01.01.2015. Свой вступительный баланс по МСФО на 01.01.2015 фирма обязана раскрыть в примечаниях.

Стандартом предписаны следующие действия фирмы по отражению информации во вступительном отчете:

  • признать все активы и обязательства (АиО), признание которых требуется по МСФО;
  • не признавать АиО, если МСФО не разрешает такое признание;
  • реклассифицировать статьи, если в РСБУ они признавались как 1 вид АиО или компонентов СК (собственного капитала), но по МСФО являются другими АиО или компонентами СК;
  • оценить все признанные АиО в соответствии с МСФО.

Кроме того, фирма обязана соблюсти некоторые требования и в отношении учетной политики (УП):

  • использовать выбранную УП и методы оценки для признания всех отчетных статей на дату перехода;
  • применять выбранную УП во всех периодах.

Изучайте нюансы составления налоговой учетной политики при применении разных режимов налогообложения с помощью статей нашего сайта:

Подготовка исходных данных

Поскольку перейти с РСБУ на МСФО без дополнительной информации невозможно, от фирмы требуется определенная скрупулезность при ее сборе и подготовке. Для этого необходимы следующие источники информации:

  • оборотно-сальдовая ведомость по счетам бухучета;
  • аналитическая информация о движении ОС (основных средств) и НМА (нематериальных активов) по группам, расшифровка возникающих при приобретении и реализации ОС и НМА обязательств, методов амортизации и др.;
  • расшифровка информации о движении инвестиций по видам, возникающих в связи с этим обязательств и т. д.;
  • развернутое сальдо по счетам учета ДЗ (дебиторской задолженности), детализация безнадежных и сомнительных долгов, расшифровка резерва, аналитика по видам ДЗ и т. д.;
  • иная требуемая дополнительная информация.

Помимо вышеуказанной учетной информации, могут понадобиться следующие данные:

  • графики погашения кредитных обязательств;
  • лизинговые платежные календари;
  • другая информация, способная повлиять на оценку, признание и переклассификацию статей.

Тщательно собранные исходные данные позволяют сформировать в последующем достоверную отчетность по МСФО.

О значении информации для финансового анализа отчетов расскажут статьи нашего сайта:

Причины необходимости применения при трансформации отчетности корректировок и их классификация

Существуют 2 основные причины корректировок:

  • в связи с учетными и отчетными различиями в МСФО и РСБУ;
  • обусловленные сближением правил налогового учета и РСБУ.

При трансформации отчетности применяются 2 вида корректировок:

  • оказывающие влияние на финансовый результат;
  • не влияющие на него.

При этом первая группа корректировок подразделяется на 2 класса:

  • корректировки текущего периода;
  • корректировки прошлого периода (реверсивные).

Каждая проведенная корректировка подлежит аналитическому раскрытию, так как:

  • существует необходимость последующего формирования отчетности с примечаниями;
  • возникает необходимость использования полученных в результате трансформации данных при последующей консолидации.

Корректировка образуется путем анализа соответствия информации и представляет собой специального вида запись. Речь об этом пойдет в последующих разделах на примере основных корректируемых статей.

Корректировка информации об основных средствах

  • возникновением разниц между бухгалтерским и налоговым учетом при ежегодной переоценке ОС;
  • ростом расходов, связанных с уплатой налога на имущество;
  • иными внутрифирменными причинами.

В результате такой разницы в походах возникает необходимость в корректировке информации при ее трансформации из РСБУ в МСФО.

Согласно учетной политике по МСФО фирма применяет модель последующего учета ОС по переоцененной стоимости с ежегодной регулярностью переоценки.

В сентябре 2014 года было приобретено производственное помещение за 13 млн руб. со сроком полезного использования 30 лет. В декабре 2015 года по результатам проведенной независимыми оценщиками экспертизы справедливая стоимость помещения составила 15 млн руб.

Балансовая стоимость данного объекта на 31.12.2015 при линейном способе начисления амортизации — 12,458 млн руб. (13 млн руб. – 13 млн руб. × 15 мес. / 360 мес.).

На указанную дату для целей МСФО стоимость помещения необходимо увеличить на разницу между ее балансовой и справедливой стоимостью. Таким образом, сумма дооценки составит 2,542 млн руб. (15 млн руб. – 12,458 млн руб.).

Корректируются ли статьи по нематериальным активам

Необходимость в проведении корректировки стоимости НМА может возникнуть из-за различий в подходах к оценке данного вида активов.

К примеру, признание созданных силами самой фирмы НМА по нормам РСБУ и МСФО может осуществляться по разным критериям, поэтому отдельные показатели могут потребовать корректировки в части дополнительного признания либо сторнирования.

Другой причиной, порождающей корректировки статьи НМА, служит отсутствие в отечественных стандартах описания специальных учетных алгоритмов в отдельных предусмотренных МСФО случаях (приобретение НМА при объединении бизнесов и др.).

Корректировка первоначальной стоимости запасов

В ситуации традиционных взаиморасчетов, когда приобретенные за плату у поставщика запасы оцениваются исходя из уплаченной ему суммы, разниц между РСБУ и МСФО не возникает.

  • стоимость запасов формируется как цена закупки на условиях торгового кредита;
  • разница с уплаченной поставщику суммой признается процентными расходами (в течение всего промежутка финансирования).

В практической деятельности корректировать стоимость запасов приходится, если:

  • период отсрочки значителен (более 1 года);
  • объем закупки на нестандартных для рынка условиях существенен для фирмы (даже при коротком периоде отсрочки).

Какие корректировки влечет создание резерва по сомнительным долгам

Важно! Возмещаемая сумма актива — это приведенная стоимость будущих ожидаемых потоков по финансовому активу, дисконтированная по первоначальной эффективной ставке.

Однако некоторые фирмы забывают об обязательности этого требования и совсем не создают резерв или формируют его, но используют при этом правила налогового учета. Цель такого подхода — сблизить правила бухгалтерского и налогового учета (БУ и НУ), забывая при этом об отдельных принципиальных отличиях создания резерва в целях БУ и НУ. К примеру, фирмы не учитывают налоговое ограничение по величине резерва (10% от рассчитанной по правилам НК РФ выручки).

Такая забывчивость приводит к необходимости корректировок сумм начисленного резерва при трансформации отчетности.

Регламент создания налогового резерва по сомнительным долгам в отечественной практике изучайте в статьях нашего сайта:

Какие корректировки по МСФО применяются наиболее часто

В список чаще всего встречающихся корректировок можно внести следующие:

  • отложенное признание выручки;
  • амортизационные корректировки (начисление амортизации исходя из иных оценок сроков использования и первоначальной стоимости ОС);
  • обесценение активов (к примеру, ОС);
  • финансовая аренда по МСФО;
  • дисконтирование долгосрочной дебиторки и выручки;
  • выделение долгосрочной части входящего НДС и создание резерва;
  • реклассификация статей;
  • пенсионные обязательства;
  • пересчет финансовых инструментов (с учетом справедливой стоимости, операций хеджирования и др.);
  • иные корректировки.

Виды и объемы применяемых при трансформации отчетности корректировок зависят от многих причин (масштаба компании и сферы ее деятельности, особенностей отрасли и др.).

Итоги

Процедуре трансформации отчетности из РСБУ в МСФО не посвящен отдельный стандарт, так как в данной ситуации не существует единого алгоритма.

Избежать трансформации (если существует необходимость представления отчетности по МСФО) можно посредством ведения параллельного учета — одновременно по нормам РСБУ и МСФО.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Понятие МСФО расшифровывается как международные стандарты финансовой отчетности. Они предназначены для управления широким спектром процессов, которые касаются составления отчетности, оценки текущего экономического положения конкретной компании. Стандарты дают возможность получить ответы на вопросы, возникающие при раскрытии статей отчетности, их признании и фиксации.

Процедура выполняется на основе документов, созданных в соответствии с национальными стандартами. Произвести трансформацию отчетности по МСФО можно посредством оценки объектов и корректировки элементов классификации, которые так или иначе используются в процессе осуществления бухучета. Задача заключается в изменении финансового отчета таким образом, чтобы он вписывался в формат, который требуют международные стандарты.

В этой статье рассмотрим следующие вопросы:

Трансформация – процедура, во время которой в статьи отчетности вносятся определенные изменения. Корректировка предусматривает сверку с основными положениями международных стандартов финансовой отчетности. Данная процедура выполняется до отчетного дня.

Основная проблема приведения документов в соответствие с требованиями МСФО заключается в том, что специалисты не ведут учет параллельно. Из-за этого в промежутке, выпадающем между двумя отчетными датами, нет возможности продемонстрировать текущую финансовую информацию в международном формате руководству или другим лицам. Кроме того, после трансформации данные видоизменяются – отчетность становится недостаточно точной. Риск допущения ошибки при трансформации на порядок выше, чем в случае, когда специалисты осуществляют учет параллельно в двух разных вариантах.

Практика показывает, что погрешность данных варьируется в пределах от 10% до 50%. Какого-либо утвержденного и задекларированного подхода к трансформации на данный момент не существует. По сути каждый экономист или бухгалтер, занимаясь подобной деятельностью, со временем создает собственный алгоритм. Тем более, он имеет право выбирать метод и определять этапы, используемые в процессе переформатирования отчетности.

План трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами

1. Подготовка:

  • детальное изучение основных предписаний, которые имеют отношение к документации, требуемой по стандарту (МСФО);
  • проведение сравнительного анализа актуальных национальных и международных стандартов: изучение значимых отличий и несовпадений в оценочных мероприятиях;
  • изучение условий и требований МСФО 1, которые позволяют применить стандарты впервые;
  • создание или изменение учетной политики организации таким образом, чтобы она соответствовала предписаниям МСФО.

2. Процедура трансформации МСФО:

  • проведение анализа учетной политики, который позволяет сопоставить отчетность с целью выявления количества корректировок;
  • подготовка рабочей документации, которая будет использована в отчетности;
  • выполнение корректировки;
  • сбор материалов, необходимых для произведения трансформационной процедуры;
  • составление отчета о полученной прибыли и убытках в соответствии основной концепции МСФО;
  • подготовка отчета об изменении капитала;

По завершению всех работ также готовятся пояснения к отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

3. Действия, производимые после трансформационной процедуры:

  • подготовка дополнительных форм отчетности, необходимых для завершения процедуры;
  • выполнение трансформации всех элементов финансового отчета по МСФО с учетом инфляции;
  • перерасчет готового отчета по курсу валют (перевод отчета в иностранную валюту).

Специалист, который осуществляет трансформацию МСФО, имеет право самостоятельно определять основные этапы внесения изменений, выбирать методику переноса данных из национального стандарта в международный. На этот выбор оказывают влияние огромное количество факторов:

  • специфика организации бухгалтерского учета;
  • особенности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия;
  • нюансы учетной политики предприятия;
  • уровень детализации каждого отчета;
  • наличие времени на трансформацию;

Перевод отчетности предприятия в формат МСФО

Полный перевод

Данный метод позволяет откорректировать отчет таким образом, чтобы убрать из него существующие отличия между национальными и международными стандартами в существующей на предприятии системе бухгалтерского учета. Корректировка предполагает использование данных, содержащихся в первичной документации. Итоговый отчет подается в национальной валюте.

Полная процедура с учетом гиперинфляции

Данная методика также предполагает внесение всех требуемых корректировок. И в этом случае финансовая отчетность также подается в национальной валюте. Однако внесение изменений производится с учетом изменения показателей инфляции.

Полная процедура с учетом требований по перерасчету данных в другую валюту

Этот метод предполагает не только внесение корректировок, но и перерасчет всех отчетов для перевода данных из национальной валюты в иностранную, демонстрирующую большую стабильность на международном рынке. Такой отчет готовится на фоне гиперинфляции. Он дает возможность сравнить реальные показатели предприятия с теми, которые демонстрируют зарубежные предприятия. Трансформация часто проводится с целью последующего объединения организации с материнской компанией за рубежом.

Полная конверсия

Эта методика предполагает ведение параллельного учета – в национальном стандарте и по МСФО. Использовать методику полной конверсии рекомендовано организациям, которые для ведения бухгалтерского учета используют соответствующее программное обеспечение и могут фиксировать параллельно все финансовые и хозяйственные операции. Компания, использующая методику, сможет своевременно предоставлять финансовые отчеты, предусмотренные в ПБУ и IAS.

Поэтапная конверсия

Если предприятие ведет бухгалтерский учет без соответствующего программного обеспечения, параллельный учет заменяется поэтапной конверсией. Она предусматривает, что данные по международному стандарту корректируются на разных этапах учета. Компьютеризация в этом случае вводится постепенно. Если отдельные области бухгалтерского учета еще не были компьютеризированы, эти области проходят корректировку в соответствии с другими методами трансформации.

Финансовая информация о той или иной организации позволяет принимать рациональные решения, основанные на глубоком анализе существующих данных. Крайне важно обеспечивать высокое качество финансовой отчетности в этом случае, поскольку от отчетов зависит, сможет ли компания развиваться на рынке, привлекая дополнительные инвестиции. Странам, которые приняли МСФО, придется работать над постепенным обучением и повышением квалификации кадров. Изучение международных стандартов и процедур трансформации позволит предприятию позиционировать себя на рынке в качестве равного. И, соответственно, использовать те возможности, которые предоставляет международный рынок капитала.

Цель: изучение различных моделей трансформации финансовой отчетности в формат МСФО.

Задачи:

  • рассмотреть понятие трансформации отчетности в формат МСФО;
  • рассмотреть различные методы трансформации отчетности, составленной по российским правилам, в формат МСФО;
  • рассмотреть порядок трансформации, используемый в различных моделях, преимущества и трудности, присущие им;
  • рассмотреть параллельный учет и порядок его ведения.

Содержание

10.1. Понятие трансформации в формат МСФО

Проблема трансформации отчетности в формат МСФО актуальна практически для всех предприятий на территории РФ, еще не составляющих такую отчетность. Так, даже если компания будет должна согласно законодательству вести учет в соответствии с МСФО, чтобы перейти к такому порядку, сначала потребуется применить методы трансформации.

В общем виде трансформация означает перегруппировку учетной информации в иные бухгалтерские стандарты.

Процесс трансформации финансовой отчетности, составленной по российским правилам, проводится после окончания отчетного периода. Он не требует ежедневных усилий в течение отчетного периода по ведению учета согласно МСФО. Однако если компания заинтересована в постоянном контроле за результатами своей деятельности, то, безусловно, следует непрерывно отражать хозяйственные операции по правилам МСФО, чтобы видеть реальное положение дел.

Могут быть выделены следующие процедуры трансформации финансовой отчетности в формат МСФО.

  1. Изучение общих требований к составлению отчетности в формате МСФО.
  2. Сравнительный анализ МСФО и РСБУ.
  3. Составление учетной политики по МСФО впервые и ее дальнейшее изменение.
  4. Выявление и уточнение области корректировок.
  5. Установление порядка трансформации форм отчетности.
  6. Определение источников информации для трансформации отчетности.
  7. Подготовка информации для трансформации.
  8. Выбор используемых видов корректировок и порядок их осуществления.
  9. Составление списка корректировок для отдельных периодов.
  10. Предварительное установление содержания форм отчетности.
  11. Подготовка корректировочных таблиц.
  12. Осуществление корректировок для баланса и отчета о прибылях и убытках.
  13. Завершение составления баланса и отчета о прибылях и убытках.
  14. Составление отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях в капитале.
  15. Составление примечаний к формам отчетности.
  16. Подготовка дополнительных разделов отчетности.
  17. Проверка сделанных раскрытий.
  18. Раскрытие влияния перехода на МСФО.
  19. Подготовка дополнительной информации для пользователей.

Определяя этапы, следует помнить, что их последовательность не может быть никем строго задана и предприятие должно выбрать удобный для себя порядок действий.

10.2. Различные модели трансформации отчетности, составленной по российским правилам в формат МСФО

На текущий момент можно выделить три методики, которые позволяют формировать международную отчетность в условиях нормативно навязываемых различий между международной практикой и национальными требованиями. Это:

  • организация независимого параллельного учета;
  • использование специализированного программного обеспечения;
  • внедрение технологии трансформационных таблиц.

Для составления отчетности в формате МСФО необходимо провести соответствующую подготовку общего характера: обучение работников бухгалтерии МСФО, освоение процессом трансформации отчетности, определение варианта составления отчетности согласно МСФО.

Для определения объема затрат в первую очередь нужно установить:

  • что выгоднее предприятию — вести параллельный учет или делать трансформации;
  • кто будет заниматься отчетностью в формате МСФО (или вести параллельный учет) — специально приглашенные специалисты (аудиторская или консалтинговая фирма и т. п.) или собственные сотрудники.

Вопрос о том, задействовать собственные силы или приглашать специалистов со стороны, решают в зависимости от сложившейся в компании ситуации, а также ряда внешних факторов.

Процесс ведения параллельного учета либо трансформации собственными силами может быть осуществлен:

  • работниками бухгалтерии;
  • работниками специально организованного отдела (на основе бухгалтерии и планово-экономического отдела).

Далее требуется составить программу и подробный план проведения всех работ с указанием:

  • источников и объемов финансирования;
  • сроков и объемов необходимых работ;
  • перечня документов, которые следует подготовить;
  • источников информации, которые будут использованы.

Кроме того, следует:

  • выделить участки работы и назначить ответственных по ним;
  • довести до сведения всех сотрудников принятый план работы.

10.3. Порядок трансформации, используемый в различных моделях, преимущества и трудности, присущие различным моделям

Процесс трансформации финансовой отчетности может быть осуществлен путем применения специализированного программного обеспечения или ведения трансформационных таблиц.

Подготовка международной отчетности с помощью использования специального программного обеспечения позволяет вести учет одной и той же операции сразу на двух (или больше) планах счетов (главных книгах). Достоинства такой методики заключаются в том, что подавляющее большинство операций (80-95 %) не требует двойной обработки документов. Это позволяет снизить издержки на персонал, снизить риски, связанные с необходимостью отражения документов двумя бухгалтерами.

Такие системы позволяют отражать операцию в российском учете в рублях, а в международном – в той валюте, которая определена в корпоративной учетной политике (например, в долларах США).

К такому программному обеспечению относятся западные разработки (SCALA, SUN, PLAТINUM, АХАРТА и т. д.) и российские программы (Инотек, lC-РАРУС GAAP, lC-ПиБи GAAP и др.).

Подобные программы обладают следующими достоинствами:

  • позволяют формировать международную отчетность не только на русском, но и на иностранном языке (например, на английском);
  • снижают издержки на формирование отчетности;
  • позволяют работать с данными иностранным специалистам, не владеющим русским языком.

Однако при эксплуатации таких программ необходимо помнить о следующем:

Все это приводит:

Если компания собирается готовить международную отчетность с помощью специализированного программного обеспечения, необходимо выяснить у поставщиков программы следующее:

Второй метод трансформации финансовой отчетности в формат МСФО заключается в составлении трансформационных таблиц. При использовании электронных табличных процессоров типа MS Excel или Lotus, в которых происходит корректировка российской финансовой отчетности, еще больше снижаются расходы предприятия на подготовку западной финансовой отчетности (и, к сожалению, ее качество).

Наконец, последняя колонка, используя простое суммирование как исходных данных российской отчетности, так и внесенных корректировок, содержит скорректированные данные российской отчетности.

Несмотря на свою простоту, как было сказано выше, трансформационные таблицы являются самым ненадежным механизмом подготовки международной отчетности. Это связано со следующими аспектами:

Трансформация отчетности с помощью электронных таблиц в самом общем случае включает следующие этапы.

10.4. Параллельный учет и порядок его ведения

Как показывает практика, подчас набор различий между принципами подготовки отчетности настолько велик, что компании останавливают свой выбор на самом дорогом методе подготовки международной отчетности, который позволяет формировать наиболее качественную отчетность. Им является параллельное независимое ведение учета и формирования отчетности в двух не связанных между собой компьютерных системах.

Читайте также: